Воскресенье, 24.11.2024, 14:36
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 32
Гостей: 32
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Основные направления изучения личности в криминалистике

Процесс становления и развития учения о методах и средствах изучения личности в отечественной криминалистике можно условно разделить на три этапа: XVIII в. - первая половина XIX в.; вторая половина XIX в. - начало XX в.; середина XX в. - XXI в.

Одним из первых обратил внимание на необходимость учитывать психологию преступников И.Т. Посошков. Сегодня он известен не только как выдающийся русский экономист-теоретик, автор остросоциального для своего времени трактата "Книга о скудости и богатстве" (1724), но и как разработчик основ тактики допроса обвиняемых и свидетелей, в том числе лиц, дающих ложные показания.

С этой точки зрения не меньшего внимания заслуживают труды братьев Якова и Сергея Баршевых. В 1841 г. были опубликованы курс уголовного права "Общие начала теории и законодательств о преступлениях и наказаниях" С.И. Баршева и "Основания уголовного судопроизводства, с применением к российскому уголовному судопроизводству" Я.И. Баршева. В своей работе Яков Иванович, в частности, подчеркивал:

- применительно к производству обыска - "домашний обыск должен быть производим неожиданно, со всею внимательностью и наблюдением над действиями лиц, живущих в обыскиваемом доме";

- относительно тактики допроса - "наилучшим должно почесть тот образ допроса, в котором делается переход от более общих вопросов к наиболее частным, чтобы таким образом дать обвиняемому повод высказать себя и обстоятельства преступления";

- описание хода и результатов "личного осмотра преступления и следов его" должно быть настолько подробным и точным, чтобы те, "которые должны воспользоваться этим актом, могли получить посредством его столь ясное и полное представление о предмете осмотра, как будто б они сами произвели его" <1>.

--------------------------------

<1> Баршев Я.И. Основания уголовного судопроизводства, с применением к российскому уголовному судопроизводству. СПб.: Тип. 2 Отд. Собств. Е. И. В. канцелярии, 1841.

В плане определения подходов к изучению личности в криминалистике важную роль сыграла во всех смыслах фундаментальная работа Г. Гросса "Руководство для судебных следователей, чинов жандармерии и полиции" (1893). Она была переведена на многие европейские языки (на русском вышла в свет в 1895 - 1896 гг.). Третье издание, опубликованное в 1898 г., было озаглавлено автором "Руководство для судебных следователей как система криминалистики". В нем Г. Гросс обобщил полицейский опыт собирания доказательств, описал быт и жаргон преступников, применение в следственной деятельности научных достижений того времени, а также привел описание многих уголовных дел, в том числе с указанием на тактику организации общения следователя с участниками судопроизводства.

Основой для формирования изучения личности как отдельного направления в криминалистике послужил цикл исследований, посвященных личности обвиняемого, проведенных в 60 - 70 гг. прошлого столетия М.Г. Коршиком, С.С. Степичевым, А.С. Кривошеевым, Н.Т. Ведерниковым, П.П. Цветковым и другими учеными. Именно в тот период сложилось понимание необходимости многоаспектного исследования личности преступника - с уголовно-правовых, криминологических, уголовно-процессуальных, криминалистических позиций.

В 1973 г. в числе первых Ф.В. Глазырин предложил рассматривать криминалистическое изучение личности преступника в качестве самостоятельной частной криминалистической теории. В 1980-е гг. появились работы, в которых авторы - В.Е. Корноухов, Ш.Н. Хазиев, Г.А. Густов и др. акцентировали внимание на проблемах установления личности неизвестного преступника. На рубеже 1980 - 1990 гг. В.А. Жбанковым были разработаны концептуальные основы установления личности преступника в криминалистике.

Сегодня в криминалистике понятие "личность преступника" охватывает систему биологических (антропологических, анатомических, биохимических, функциональных), социальных (общегражданских, семейно-бытовых, профессиональных, антиобщественных) и психических (психологических, психопатологических) свойств человека, сведения о которых отражены в окружающей среде и могут оказать существенное влияние на организацию поисково-познавательной деятельности по раскрытию и расследованию преступлений.

Изучение личности преступника с позиций криминалистики осуществляется по двум основным направлениям. Первое связано с получением и анализом сведений, позволяющих осуществить отождествление личности и ответить на вопрос, кто именно совершил преступление.

Получение данных о личности неизвестного преступника предполагает изучение оставленных им следов (как материальных, так и идеальных), а также иных источников сведений о нем. При этом следует учитывать специфику совершенного преступления: вид, место и время его совершения, характеристику предмета посягательства и тому подобные обстоятельства, которые позволяют правильно определить направления розыска и приемы задержания субъекта. Такого рода информация чаще всего дает представление об общих свойствах группы лиц, среди которых может находиться преступник, но при наличии следов, пригодных для идентификации, может способствовать установлению личности разыскиваемого. Поэтому все сведения, полученные оперативным и следственным путем, на протяжении всего расследования нуждаются в сопоставлении и перепроверке.

Второе направление ориентировано на исследование личности подозреваемого и обвиняемого после установления лица, совершившего преступление. Решение комплекса тактических и процессуальных задач предполагает сбор сведений о социальном статусе, правовых, политических, религиозных взглядах и пр., но главным образом - информации о психологических свойствах участника процесса, его связях, особенностях поведения до и во время совершения преступления, которая поможет наладить с ним коммуникативный контакт, избрать эффективную тактику общения с целью получения правдивых показаний. При этом изучение личности подозреваемого сопряжено со значительными трудностями, обусловленными дефицитом времени, которым располагает следователь для сбора информации о нем.

Специфика изучения личности подозреваемого и обвиняемого определяется их процессуальным статусом, а именно - наличием широких прав по защите своих интересов. Некоторые ученые полагают, что в данном случае следователь имеет дело с двумя комплексами признаков: фактическими, характеризующими человека как личность, и юридическими, которыми указанные участники процесса наделяются в целях обеспечения условий реализации уголовной ответственности и осуществления правосудия. Фактические свойства - это сугубо индивидуальные элементы структуры личности. Они существовали до преступления, в период его совершения и в большинстве своем сохраняются на момент предъявления обвинения. Юридические свойства появляются в связи с предъявлением человеку обвинения в совершении преступления. Они могут определенным образом влиять на проявление фактических свойств и даже изменить некоторые из них.

Некоторые обвиняемые требуют особого подхода в процессе изучения их личности. Например, лица, страдающие психическими заболеваниями, не исключающими вменяемость. Следователю необходимо учитывать чрезвычайную сложность установления и поддержания психологического контакта, а также невозможность использования некоторых распространенных тактических приемов в отношении таких лиц. В ходе расследования дел о преступлениях, совершенных лицами, имеющими психические расстройства или заболевания, следователь вынужден обращаться за помощью к специалистам - психологам и психиатрам, личностные особенности которых тоже нуждаются в изучении, так как могут повлиять на эффективность взаимодействия.

Пристальное внимание должно уделяться изучению личности обвиняемого (подозреваемых и обвиняемых) по делам о групповых преступлениях. Тактика расследования указанной категории дел основывается на данных о структуре группы, ролевых функциях ее отдельных участников и умелом использовании разногласий между ними. Эту информацию можно получить, тщательно изучив личность каждого обвиняемого, но не изолированно, а в сопоставлении с остальными, уделяя особое внимание наличию преступного опыта, волевым и эмоциональным свойствам личности и т.п.

Параллельно с исследованиями личности преступника криминалисты В.В. Вандышев, Е.Е. Центров, А.А. Закатов, Д.А. Турчин, В.И. Шиканов и др. достаточно активно работали над криминалистическими проблемами изучения личности жертвы (потерпевшего).

Данные о личности типичного потерпевшего являются важным элементом криминалистической характеристики различных видов (групп) преступлений. Сведения, полученные от конкретного участника процесса, используются при построении следственных версий по делу, планировании первоначального и последующих этапов расследования, производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий. В силу дефицита объективной информации особое значение характеристика жертвы имеет на первоначальном этапе расследования.

По мнению Ю.В. Гаврилина и Н.Г. Шурухнова, информация о потерпевшем должна включать демографические данные, сведения о характере и объеме причиненного ему ущерба, физических, биологических и психологических особенностях потерпевшего, его образе жизни, заболеваниях, виктимности, уровне культуры, ценностных ориентирах, наличии связей и отношений с другими людьми. Данные о потерпевших и их поведении позволяют объяснить направленность и мотивы поведения преступника, его общие и индивидуальные качества.

Сегодня для установления характера связи между преступником и потерпевшим личность последнего изучается в не меньшем объеме, чем личность обвиняемого. Особое внимание уделяется диагностике психического состояния потерпевшего, возникшего вследствие преступного посягательства. Учитываются и те личностные качества, которые определяют позицию потерпевшего в ходе следствия (например, желание преувеличить размер причиненного ущерба либо приуменьшить его). Криминалистическое изучение личности потерпевшего призвано, с одной стороны, обеспечить решение задач по установлению механизма преступления, а с другой - стать основой целенаправленного использования тактических приемов по воздействию на него и других участников процесса.

В ряде научных трудов, опубликованных на рубеже веков, были подняты проблемы анализа личностных особенностей несовершеннолетних участников процесса (подозреваемых, обвиняемых, потерпевших), затронуты криминалистические аспекты пенитенциарной преступности.

В последнее время достаточно активно обсуждаются вопросы криминалистического исследования личности свидетеля. Это закономерно. Проблемы тактики следственных действий, проводимых с участием свидетелей, невозможно решить без учета их личностных особенностей. Ведь в статусе таковых могут выступать малолетние и престарелые люди, ранее судимые и не привлекавшиеся к уголовной ответственности, занимающие активную жизненную позицию и асоциальные личности. Кроме того, свидетельские показания формируются под влиянием различных субъективных и объективных факторов, связанных как с индивидуальными свойствами самого свидетеля, так и с особенностями условий и обстоятельств, в которых происходило восприятие интересующей следствие информации. Это значит, что в процессе предварительного расследования у следователя возникает практическая необходимость изучения личности свидетеля.

Подлежат выявлению сведения, которые будут использованы для установления психологического контакта, а также те, которые характеризуют свидетеля как лицо, воспринимающее и передающее информацию. Должны быть объективно оценены возможности органов чувств, уровень развития речи, интеллект, жизненный опыт и другие важные характеристики личности свидетеля, на основе которых можно прогнозировать его поведение в ходе следствия (психологическая готовность давать показания, понимание своего гражданского долга и т.п.), включая возможную установку на дачу ложных показаний и ее мотивы.

К сожалению, на практике изучению личности свидетелей уделяется крайне мало внимания. Исключение составляют случаи назначения судебно-психологической экспертизы для установления способности свидетеля правильно воспринимать и воспроизводить имеющую значение для дела информацию.

Вопросы криминалистического изучения личности иных субъектов судопроизводства проработаны слабо. Между тем благодаря усилиям ученых и практиков набирает обороты в своем развитии криминалистическая адвокатология, объектом которой является деятельность адвоката - защитника по уголовным делам. Разработчик концепции криминалистической адвокатологии О.Я. Баев полагает, что деятельность защитника по уголовному делу гносеологически близка к деятельности следователя и других лиц, осуществляющих уголовное преследование (в широком смысле этого понятия). При всей дискуссионности такого подхода к определению места и роли адвоката в борьбе с преступностью, позиция ученых несомненно заслуживает пристального внимания. Развитие адвокатологии предполагает многоаспектное изучение личности адвоката-защитника, прежде всего с позиций криминалистики.

Не менее актуален анализ личности носителей специальных знаний, участвующих в уголовном процессе в статусе эксперта и специалиста.

Как известно, в основе всякого субъективного права и субъективной обязанности лежат интересы личности. Поскольку носители специальных знаний не имеют собственных материально-правовых интересов в уголовном деле, стремление человека получить предусмотренное законом вознаграждение за исполнение возложенных на него обязанностей, оказавшись ключевым, может негативно сказаться (и на практике зачастую сказывается) на результатах действий, выполняемых им в качестве участника процесса.

Современная юриспруденция, насколько возможно, стремится учитывать целостность человеческой личности. Вместе с тем типизация общественных отношений, предопределяя необходимость деления права на отрасли и институты, далеко не всегда позволяет на уровне отраслевого законодательства в полной мере отразить значение данного фактора. За редким исключением, например в части дееспособности, возраста участников судопроизводства, учет их личностных особенностей не вписывается в рамки уголовно-процессуального регулирования. Исходя из того, что экспертом или специалистом может стать любой человек, обладающий специальными знаниями, процессуальное право оставляет без внимания вопрос о его личности, в том числе - способности квалифицированно применять на практике имеющиеся знания, навыки и умения. Постулируя, что эксперт или специалист - это носитель специальных знаний, законодатель не уделяет должного внимания производному характеру их процессуальных функций от профессиональных составляющих деятельности субъекта, вовлекаемого в судопроизводство.

Причины такого подхода очевидны. Появление фигуры эксперта в уголовном судопроизводстве было обусловлено необходимостью использования специальных знаний для уяснения вопросов, возникающих при расследовании преступлений и осуществлении правосудия по уголовным делам. Поскольку функция эксперта не изменилась, носители специальных знаний с точки зрения процессуального права, несмотря на научно-технический прогресс, расширение информационных потоков, социально-экономические и прочие преобразования, до сих пор воспринимаются в качестве "помощников", оказывающих посильное содействие правоприменителям в решении стоящих перед ними задач.

Очевидно, что каждый из участников процесса, осуществляя свои функции, вносит важный вклад в реализацию назначения судопроизводства. Благодаря использованию результатов криминалистического изучения личности при разрешении проблемных ситуаций в сфере противодействия преступности можно повысить эффективность российского правосудия.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (25.02.2017)
Просмотров: 648 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%