В литературе по криминалистике структура свойств личности описывается по-разному, но всегда в виде различного рода систем, охватывающих, в частности:
а) находящиеся в интегральном единстве относительно постоянные социальные, биологические, психологические свойства человека (Т.В. Аверьянова, Т.С. Волчецкая, В.А. Жбанков, А.М. Зинин и др.);
б) физические, биологические и социальные свойства (А.М. Кустов);
в) относительно постоянные социальные, психические, психологические, соматические, сопутствующие свойства и признаки человека (Г.И. Поврезнюк);
г) врожденные и приобретенные свойства и признаки внешнего и внутреннего строения человеческого организма, его физиологических и психических свойств, социальных характеристик личности (В.А. Снетков).
Объем изучения личности при расследовании и профилактике преступлений зависит от конкретных целей и процессуальных возможностей правоприменителей.
Цели определяются с учетом стадии производства по делу и процессуального статуса субъекта, личность которого подлежит изучению. Возможности правоприменителя зависят не только от стадии судопроизводства и статуса участника процесса, но и от содержания функций, реализуемых лицом, несущим бремя доказывания, а также наличия у него необходимых технических средств и навыков их применения при изучении личности. Немаловажное значение имеет характер следственной ситуации, складывающейся в ходе расследования.
Криминалистические задачи, решение которых базируется на использовании информации о свойствах человека, можно разделить на несколько групп.
Во-первых, это те задачи, которые связаны с идентификацией субъекта (как живого лица, так и трупа). Речь идет об установлении личности неизвестного преступника, неизвестной жертвы преступления, а также установлении причастности известных лиц к расследуемому уголовно-релевантному событию.
Во-вторых, задачи по изучению свойств человека в целях определения механизма преступления (детализации обстоятельств события).
В-третьих, задачи по выбору оптимальной линии поведения лиц, ведущих производство по делу, с учетом их взаимодействия с другими участниками расследования. Эта задача связана с необходимостью при обнаружении, сборе и исследовании информации о преступлении учитывать свойства, состояния и поведение лиц, способных негативно или позитивно влиять на данный процесс. В круг таких лиц входят не только подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, но и свидетель, эксперт, специалист, понятые и прочие участники уголовного судопроизводства.
Самостоятельную группу образуют задачи, связанные с изучением личности в целях разработки и реализации мер криминалистической профилактики.
Из всего многообразия задач, разрешаемых на основе информации о личности, дополнительно можно выделить тактические (общего и локального уровня), когда информация о личности используется в качестве вспомогательной. Обособление данной группы задач также связано с субъективным влиянием на их решение со стороны следователя.
К общим тактическим задачам относятся:
- установление очередности проведения следственных действий (например, определение последовательности допросов членов организованной преступной группы);
- определение места, времени и условий проведения следственного действия (например, с учетом эмоционального состояния опознающего);
- выбор участников следственного действия (например, привлечение переводчика, владеющего специальной терминологией);
- установление и поддержание психологического контакта с участниками процесса (и даже шире - с лицами, привлекаемыми к расследованию), включая принятие мер по нейтрализации конфликтов;
- прогнозирование линии поведения участников процесса в ходе расследования.
В качестве тактических задач локального уровня рассматривают:
- распределение обязанностей между участниками следственного действия;
- прогнозирование поведения участников конкретного следственного действия;
- выбор тактических приемов целенаправленного воздействия на конкретного участника следственного действия (например, комплекс тактических приемов по разоблачению лжи в показаниях допрашиваемого).
Изучение личности проводится на всех стадиях уголовного судопроизводства. Изучение личности в ходе судебного разбирательства помогает решению тех же вопросов, которые возникают при предварительном расследовании. Однако, помимо проблем судебного следствия, правоприменители сталкиваются с необходимостью принятия судебного решения, непосредственно затрагивающего права и свободы не только подсудимого, но и других участников процесса. Судьи возвращаются к изучению личности и при решении вопроса об отмене или изменении приговора, рассмотрении ходатайств о снятии судимости и т.д. Эти аспекты в рамках криминалистического изучения личности пока не исследованы.
Развитие целостной криминалистической теории изучения личности в определенной мере осложняется ввиду отсутствия в юриспруденции универсальных определений категорий "человек" и "личность". Они не разграничиваются даже в законодательстве. Изложенное свидетельствует об актуальности междисциплинарных исследований категории "личность" в юриспруденции.
|