Воскресенье, 24.11.2024, 14:56
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Криминалистически значимая информация о личности:содержание и принципы получения

Деятельность по раскрытию и расследованию преступлений направлена на изучение обстоятельств, образующих преступное деяние либо связанных с ним, путем выявления, фиксации, накопления, анализа и использования информации, отражающей те или иные стороны исследуемого события.

Понятие информации (от лат. "разъяснение", "изложение") вошло в юридическую литературу в середине 60-х гг. прошлого века. Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. В широком смысле слова под информацией понимают сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком или специальным устройством.

В практике противодействия преступности используется понятие "криминалистически значимая информация". Это любого рода сведения, получаемые процессуальным и непроцессуальным путем в ходе расследования преступления, которые могут быть доказательствами по делу либо могут способствовать получению доказательств и принятию мер для предупреждения и пресечения преступлений.

Криминалистически значимую информацию принято делить на доказательственную, ориентирующую и вспомогательную.

Доказательственная информация ложится в основу всех процессуально значимых решений, принимаемых по делу, и только на нее опирается суд при вынесении приговора. Однако при всей значимости доказательственной информации процесс познания в уголовном судопроизводстве не ограничивается ее добыванием и использованием. В ходе расследования преступления доказательственная информация далеко не сразу может быть получена в полном объеме и, что называется, в чистом виде. Наряду с доказательственной, правоприменители собирают и анализируют различные виды ориентирующей информации.

По мнению Р.С. Белкина и А.И. Винберга (предложивших сам термин "ориентирующая информация"), речь идет об иной информации, позволяющей лицам, ведущим следствие по делу, ориентироваться в явлениях и фактах, связанных с преступлением, но не входящих в предмет доказывания. Такого рода сведения могут помочь в обнаружении объектов - носителей доказательственной информации, способствовать правильной оценке и прогнозированию поведения участников процесса, а также уяснению иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

Ориентирующая информация поступает к сотрудникам правоохранительных органов из разных источников и по различным каналам. В первую очередь это данные, полученные в ходе оперативной разработки следственных версий, по ряду причин не нашедшие документального отражения. Сведения ориентирующего характера могут быть почерпнуты должностными лицами при общении с очевидцами преступления и другими гражданами, располагающими искомой информацией. Ориентирующими являются сведения, обнародованные в средствах массовой информация, слухи, мнения, распространившиеся среди населения в связи с совершением преступления, и т.п. Первоначально появившись как "ориентирующая", такого рода информация после проверки может приобрести статус доказательственной, если окажется, что она прямо или косвенно связана с отражением познаваемого события.

Если криминалистически значимая информация не связана с отражением расследуемого преступления непосредственно, она считается вспомогательной. Эта информация необходима для организации процесса собирания, оценки и использования доказательственной и ориентирующей информации.

Информация о личности может быть и доказательственной, и ориентирующей, и вспомогательной. К примеру, заключение эксперта по результатам идентификационного исследования следов рук, оставленных преступником на месте происшествия, является доказательством. Со слов очевидцев преступления рисованный портрет подозреваемого может быть использован при проведении оперативно-разыскных мероприятий в целях получения информации о местонахождении предполагаемого преступника. Данные о взаимоотношениях в семье несовершеннолетнего, вовлеченного в преступную деятельность, помогают следователю выстроить тактику общения с ним при проведении следственных действий.

По содержанию сведения о личности можно разделить на несколько групп.

1. Биографические данные: а) анкетные данные (фамилия, имя, отчество, год, месяц, число и место рождения, место жительства, образование, место и стаж работы, семейное положение и т.д.); б) сведения об условиях развития (информация о родителях и других близких родственниках, условиях и обстоятельствах воспитания и т.д.).

2. Биологические характеристики (размеры тела, его структурно-механические свойства, биохимические особенности и т.п.).

3. Описание психологических свойств личности (темперамент, характер, способности и пр.).

4. Сведения о состоянии здоровья (общее состояние здоровья, заболевания, патологии, физические или психические недостатки и т.п.).

5. Сведения о материальном положении (доходы, жилищные условия, наличие иждивенцев и т.п.).

6. Социально-бытовая характеристика (информация об образе жизни и круге знакомств, отношениях с членами семьи, соседями и т.п.).

7. Социально-производственная характеристика (род занятий, отношение к труду или учебе, специфика взаимоотношений в трудовом коллективе и профессиональной среде, наличие взысканий и поощрений и т.п.).

8. В современных условиях особое значение может иметь социально-политическая характеристика личности (информация о членстве в какой-либо политической партии, участии в вооруженных конфликтах, общественной активности, наградах и т.д.).

9. Отношение к содеянному следует выяснять независимо от процессуального статуса личности, но с учетом его специфики.

Общая для всех информационных процессов структура при получении криминалистически значимой информации о личности проявляется во взаимодействии трех элементов:

1) системы, от которой исходит информация (в качестве таковой выступает сложная динамическая система - процесс совершения преступления и связанные с ним обстоятельства);

2) системы, получающей информацию (речь идет о субъекте доказывания как специально уполномоченном лице, которому в соответствии с законом предоставлено право или предписана обязанность участия в процессе доказывания);

3) носителя информации, соединяющего первые две системы (субъекта или материального объекта, участвовавших во взаимодействии в ходе преступления).

В ходе изучения личности при расследовании преступлений необходимо придерживаться определенных принципов, основными из которых являются следующие.

1. Целенаправленность. Определив круг лиц, сведения о личности которых могут иметь значение для дела, следователю необходимо конкретизировать цель, задачи, объем и пределы изучения свойств каждого человека, включенного в список, избрать методы получения информативного материала.

2. Взаимосвязанность. Личность должна изучаться с учетом всего многообразия межличностных связей и взаимодействий в рамках той или иной социальной группы (семья, производственный коллектив, неформальное объединение и пр.), в процессе деятельности. Только анализ деятельности позволяет объективно судить о профессиональных, нравственных и других качествах личности.

3. Динамичность предполагает сопоставление данных о личности за разные периоды жизни (деятельности). При этом следует помнить о принципах работы с источниками сведений - историческом и логическом, чтобы выявить общие тенденции в процессе формирования личности. Должна быть получена информация об условиях развития человека (воспитание, образование и т.д.) и жизни в настоящее время, о его поведении, действиях в различных условиях и ситуациях и т.п.

4. Объективность заставляет рассматривать любые сведения, полученные при однократном применении метода, только как версию о возможном наличии тех или иных качеств личности, нуждающуюся в проверке.

5. Комплексность требует обязательного сопоставления, анализа и синтеза всех полученных данных об изучаемой личности.

6. Планомерность. Изучение личности во всех случаях должно осуществляться по четкому, заранее разработанному плану. План должен предусматривать цель и задачи (в виде конкретных вопросов, подлежащих выяснению), методы изучения личности, средства проверки полученных данных.

Планирование деятельности по изучению личности начинается с уяснения характера необходимой информации. Затем следует определить ее источники, методы и средства получения информации. План составляется с учетом обстоятельств дела и роли субъекта как участника уголовного процесса. В него включают все следственные и судебные действия, оперативно-разыскные мероприятия с такой конкретизацией, чтобы в итоге могли быть получены все искомые сведения о личности. Планирование также предполагает составление характеристики как результата изучения личности.

Информационно-аналитическая работа при расследовании преступлений подразумевает собирание, хранение, систематизацию и анализ доказательственной, ориентирующей и вспомогательной информации в целях принятия оптимальных для данной следственной ситуации уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и тактических решений, а также для обеспечения эффективного взаимодействия с экспертными учреждениями (подразделениями) и органами дознания.

Установление лица, совершившего преступление, невозможно без информационно-аналитической работы. По каждому уголовному делу проводится комплекс следственных действий, организационных, оперативно-разыскных и поисковых мероприятий по сбору, оценке, исследованию и использованию информации о совершивших преступления субъектах и других лицах, вовлеченных в исследуемые события. Успех этой деятельности во многом зависит от знания следователями, оперативными работниками:

а) информативных свойств личности совершившего преступление, а также других участников процесса;

б) особенностей отображения свойств личности в результате взаимодействия субъекта с объектами и другими субъектами при совершении преступления, до и после него;

в) системы следов, возникающих при совершении преступления, а также иных источников, содержащих личностную информацию;

г) особенностей оценки информации о личности, в первую очередь тех, кто подозревается в совершении преступления;

д) специфики построения модели личности преступника и ее использования в целях его поиска, задержания и изобличения.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (25.02.2017)
Просмотров: 642 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%