В силу уникальности каждой личности необходимость ее изучения при производстве по делу ставит перед следователем проблему выбора наиболее эффективных методов и методик, с учетом уголовно-правовой и криминалистической характеристик преступления, состава участников, специфики следственных ситуаций, а также множества других объективных и субъективных факторов.
В широком смысле слова метод - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи: совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Система предписаний (категорических или альтернативных), регламентирующих выбор и порядок применения в определенной последовательности и в определенных (существующих или создаваемых) условиях способов и средств решения конкретных задач, именуется методикой.
Сами по себе методы получения информации о личности чрезвычайно разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.
Так, по степени универсальности научного обоснования выделяют универсальные, специфические, адаптированные методы. Универсальными считаются общенаучные методы (наблюдение, сравнение, эксперимент и др.). К специфическим относятся те, что характерны для конкретной науки (например, социологические, психологические, антропологические). Адаптированные методы представляют собой способы и приемы, заимствованные из других наук, но не целиком, а лишь в той степени, в которой это необходимо для решения криминалистических задач (примером может служить метод реконструкции лица по черепу).
Применительно к процессу раскрытия и расследования преступлений методы подразделяются на используемые: а) до возбуждения уголовного дела; б) на этапе предварительного расследования; в) в ходе судебного производства; г) при осуществлении оперативно-разыскной деятельности; д) в судебно-экспертной деятельности.
По отношению к объекту исследования методы делятся на прямые и опосредованные, когда получение данных о личности происходит в процессе общения либо без непосредственного контакта с человеком. К прямым методам изучения личности можно отнести наблюдение, когда, к примеру, в ходе допроса на стадии свободного рассказа человек проявляет свои свойства, или интервьюирование - метод, характерный для вопросно-ответной стадии допроса. В число опосредованных входят опрос третьих лиц (например, родственников участника процесса), изучение документов, метод обобщения независимых характеристик и многие другие.
В зависимости от условий восприятия информации о личности можно выделить органолептические и инструментальные методы. Органолептическими являются все чувственно-рациональные методы, эффективность использования которых во многом зависит от функциональности сенсорных систем человека. Применение технических средств при этом носит вспомогательный характер. Иначе обстоит дело с использованием инструментальных методов. Расширяя возможности человеческого восприятия, инструментальные методы позволяют снизить уровень субъективизма при получении и оценке данных, на которых базируются результаты исследования.
Изучение личности в криминалистике осуществляется с помощью системы методов и средств получения информации о свойствах человека, в рамках которой можно выделить:
1) собственно криминалистические средства и технологии, преимущественно технико-криминалистические. Их сущность и специфика достаточно подробно описываются в разделе "Криминалистическая техника". Трасология, габитоскопия, ряд других отраслей ориентированы на выработку приемов обнаружения, фиксации, изъятия и исследования криминалистически значимой информации о лицах, так или иначе связанных с событием преступления;
2) использование достижений психологии правоприменителями самостоятельно (преимущественно посредством рекомендаций криминалистической тактики) либо за счет вовлечения в судопроизводство носителей соответствующих специальных знаний;
3) методы других наук, применение которых, как правило, связано с привлечением специалистов и экспертов к расследованию. Особенности использования такого рода методов могут освещаться в криминалистической технике как разделе науки криминалистики (яркий пример - автороведческие и фоноскопические исследования). Но чаще всего информацию о них правоприменители получают при освоении знаний из иных областей - судебной медицины, судебной психиатрии, этики и т.д.
Очевидно, что при расследовании преступлений получение сведений о личности невозможно без использования методов общей, социальной, юридической психологии, приспособленных к условиям процессуальной деятельности: наблюдения, эксперимента, анкетирования, интервьюирования, тестирования и др. Особенность психологических методов изучения личности заключается в том, что они должны применяться в совокупности. Лишь при соблюдении данного принципа гарантируется получение достоверной информации о личности с учетом оценки значимости ее характеристик для достижения целей расследования.
Одним из самых распространенных и эффективных методов познавательной деятельности является наблюдение, под которым понимается целенаправленное, планомерное восприятие познаваемого объекта с целью изучения за счет выделения и оценки присущих ему свойств и характеризующих их признаков. От сферы применения гносеологическая и психологическая природа наблюдения не зависят, хотя при использовании в каждом конкретном случае (в науке и на практике) оно приобретает свою специфику, обусловленную изменением субъекта, объекта познания, целей и условий наблюдения.
Признаки внешности, поведение участников процесса, проявления переживаемых ими эмоций и т.д. являются высокоинформативными объектами криминалистического наблюдения, идет ли речь о преступнике (его внешнем облике, социально-психологических качествах личности, особенностях речи, мимике и т.п.) или же об иных лицах, передающих сведения об обстоятельствах случившегося (соучастниках, свидетелях и пр.), а также участвующих в процессуальных действиях, оперативно-разыскных и организационных мероприятиях по долгу службы.
Получение информации о личности требует так называемого произвольного (преднамеренного) внимания, целью которого является не просто визуальная фиксация признаков внешности и особенностей поведения человека, а анализ их информационной сущности, обнаружение связи между внешними проявлениями и подлинным эмоциональным состоянием человека. Результатом наблюдения, утратившего целенаправленность, может стать хаотичный набор сведений (как относящихся, так и не относящихся к делу), оценить криминалистическое и процессуальное значение которых будет весьма затруднительно. Не случайно эффективность наблюдения, как любой иной деятельности, существенно возрастает, когда оно проводится в соответствии с предварительно разработанной программой (планом).
Учитывая особенности человеческого восприятия, действующего по принципу от общего к частному, ученые разработали примерный алгоритм изучения человека способами визуальной психодиагностики, выделив основные параметры и дополнительные (уточняющие) данные, которые подлежат оценке в ходе наблюдения.
К основным параметрам относятся: половозрастные особенности, включая общее впечатление о пройденном жизненном пути; тип телосложения; специфический человеческий тип; тип темперамента; предположительно, вид профессиональной деятельности. Дополнительные данные могут быть получены при изучении: головы и лица (с учетом таких деталей, как соотношение различных частей головы, черты лица и его пропорции, лоб, морщины, брови, глаза и нос, рот и подбородок, шея); мимических движений лица, особенностей взгляда (отдельно оцениваются смех и улыбка); особенностей походки, осанки, посадки и т.д.; формы рук и пальцев, жестикуляции; характеристик голоса и дистанции в общении; "сигналов тела" и основных черт личности.
Многообразие средств общения, задействованных в процессе коммуникации, существенно осложняет восприятие передаваемой с их помощью информации.
На результативности наблюдения неизбежно сказывается и тот факт, что сотрудники правоохранительных органов, как правило, должны одновременно выполнять несколько различных действий. Например, при проведении очной ставки следователь формулирует вопросы, выслушивает и оценивает ответы каждого из допрашиваемых, ведет протокол и т.д. Все это вынуждает следователя перераспределять внимание, переключать его с наблюдаемого объекта на свои собственные действия, что влечет угрозу утраты части информации, которую предполагалось получить в ходе наблюдения.
Осуществление должностным лицом, кроме наблюдения, иных действий, требующих его внимания, - одно из условий наблюдения, которые относят к разряду неблагоприятных. В число неблагоприятных также включают обстоятельства, дестабилизирующие обстановку общения.
Благоприятным фактором, повышающим эффективность наблюдения, является внутренняя готовность следователя к наблюдению, выражающаяся в наличии у него соответствующих знаний в области межличностного общения и навыков наблюдения. Кроме того, результативность наблюдения зависит от способности наблюдателя правильно воспринимать поступающую к нему информацию, исключать подмену факта выводом о факте, объективных данных - их субъективной оценкой.
Свойства мышления таковы, что восприятие в ходе наблюдения внешнего облика и поведения человека опосредуется опытом наблюдателя, его внутренним миром, определяется преследуемыми целями. Внешний облик и поведение участников процесса могут по-разному соотноситься с эстетическими и этическими установками, сформировавшимися у должностного лица и в той или иной степени осознаваемыми им. Это вносит свои коррективы в формирование у следователя целостного образа каждого из тех, с кем он общается. Хотя в действительности ошибиться в оценке личности преуспевающего бизнесмена, положительно характеризуемого в быту, так же легко, как и лица без определенного места жительства, имеющего несколько судимостей.
Эксперимент как метод получения информации о свойствах человека предполагает проведение опытов (опытных действий), с помощью которых происходит проверка выдвинутых версий. Главным достоинством эксперимента при изучении личности участников процесса является его надежность, когда необходимо сделать выводы о причинно-следственных связях исследуемого феномена с другими феноменами, научно объяснить происхождение явления и его развитие. Эксперимент помогает выявить зависимость свойств личности от факторов, воздействующих на человека, определить причину, по которой было совершено то или иное действие, проследить внутренние качества человека в развитии (в том числе - до, в момент и после совершения преступления).
Различают эксперимент естественный, лабораторный и психолого-педагогический.
В зависимости от условий эксперимента изменяется психическое состояние личности. В естественных условиях человек максимально расслаблен, не ощущает беспокойства, что позволяет получить представление о нормах социального общежития, заложенных в нем. Без предварительного уведомления субъект ставится в заранее изученные или созданные условия. Формируются ситуации, когда участник процесса вынужден действовать и, таким образом, проявлять себя, демонстрировать определенные качества, проверяемые в ходе эксперимента. В ходе естественного эксперимента можно проверить мыслительные способности, профессиональные навыки, волевые качества, отношение к определенным лицам, объектам и т.п.
Лабораторный эксперимент проводится в целях выявления типологических особенностей, способностей личности. Клинические и лабораторные условия также необходимы для определения состояния личности, имевшего место быть в конкретный период времени. Человек знает, что является участником опыта. Это накладывает определенный отпечаток на ход эксперимента и его результаты, но не всегда негативный. К примеру, если с помощью лабораторного эксперимента осуществляется проверка профессиональных навыков, при отсутствии таковых участник процесса их проявить не сможет. Поэтому разъяснение целей и порядка проведения эксперимента не может отрицательно отразиться на его результатах.
Метод психолого-педагогического эксперимента характеризуется тем, что объединяет элементы обучения и воспитания. Как правило, он реализуется в деятельности коллектива, но может быть использован и следователем (например, при расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними).
Анкетирование проводят, когда в условиях дефицита времени необходимо опросить большое количество людей. Опрашиваемые самостоятельно отвечают на вопросы анкеты. Это позволяет получить общие сведения об интересующем следствие человеке и сузить круг лиц, которые могут быть источниками криминалистически значимой информации.
Кроме того, анкетирование используется в целях выявления расхождений в показаниях участников процесса, касающихся одного и того же лица. В этом случае, чтобы получить именно ту информацию, которая необходима следствию, вопросы в анкете нужно выстраивать так, чтобы последующие вопросы служили средством проверки предыдущих. При подготовке анкеты целесообразно обратиться за помощью к специалисту, поскольку психологами выработаны правила формулирования отдельных вопросов, их взаимного расположения и группировки.
Интервьюирование - самый распространенный в криминалистике метод получения информации о личности, основанный на непосредственном общении, сопряженном с регистрацией и анализом ответов на вопросы с учетом особенностей поведения опрашиваемых. В отличие от обычной беседы интервьюирование предполагает четкую цель, предварительное планирование действий по сбору информации и обработку полученных результатов.
Относительная простота применения и эффективность данного метода позволяют говорить о его универсальности и значительном потенциале при изучении личности. В то же время интервьюирование является одним из наиболее субъективных методов в арсенале современных средств познания. Риск получения недостоверных, преднамеренно или случайно искаженных сведений, а также ошибочной интерпретации и оценки результатов интервьюирования чрезвычайно велик.
С анкетированием и интервьюированием как методами изучения личности не следует путать тестирование - особого рода испытание, в ходе которого человек выполняет специально разработанное задание либо отвечает на вопросы, отличающиеся по своей природе от вопросов анкет и интервью. Для каждого теста существует свой ключ - ответы (способ решения поставленных задач, характер результата выполнения задания) отражают те или иные свойства личности, что позволяет охарактеризовать человека определенным образом.
В большинстве своем тесты позволяют получить лишь обобщающую характеристику личности, без уточнения индивидуальных свойств человека. Кроме того, они несут на себе печать субъективизма - зачастую составители тестов придерживаются диаметрально противоположных позиций в науке. Поэтому тестирование непосредственно в уголовном судопроизводстве не применяется, его использование возможно лишь в рамках экспертного исследования.
Биографический метод предполагает детальное изучение жизнедеятельности отдельного человека в течение продолжительного периода времени. Это помогает получить характеристику участника процесса в зависимости от внешних обстоятельств, когда-либо влиявших на него, чтобы верно оценить мотивы, причины его поведения в ситуации совершения преступления либо связанные с ней. Исследуется история жизни человека, условия становления и развития личности с учетом событий, происходивших в семье, учебном заведении, на работе, в городе, государстве, мире в целом, отношение человека к себе, другим людям, к определенным обстоятельствам, своим и чужим поступкам и т.д.
Метод обобщения независимых характеристик представляет собой сбор и последующий анализ сведений об изучаемой личности, полученных в устной и письменной форме от различных лиц. При его применении важно учитывать полноту отдельных характеристик, возможность охвата всех сторон жизни человека в определенный период, а также иные обстоятельства, имеющие значение для объективной оценки поступающей информации. Полученные таким образом данные надо использовать с осторожностью, желательно после дополнительной проверки.
Метод анализа продуктов деятельности применяется при изучении овеществленных результатов деятельности лица, интересующего следствие. Это могут быть результаты производственной деятельности, художественного творчества и т.п. К продуктам деятельности относятся различного рода изображения (в том числе размещенные в социальных сетях), как изготовленные самим лицом, личность которого изучается, так и те, на которых человек запечатлен (к примеру, на работе или на отдыхе). Изучение изображений существенно расширяет диапазон сведений о личности не только с точки зрения идентификации субъекта, но и с позиций психологии.
Значительный объем информации о личности можно получить путем анализа документов (дневников, писем, деловых бумаг и пр.), которые достаточно полно отражают сущность человека, его способности, профессиональные навыки, общий уровень культуры и другие значимые с точки зрения криминалистики характеристики.
Специфическую группу продуктов деятельности образуют орудия совершения преступления и материальные следы преступной деятельности. Эти объекты, как и результаты действий преступника, обязательно должны быть исследованы в процессе собирания сведений о личности участников процесса. Они позволяют составить психологический профиль преступника и жертвы, понять их поведение до, в момент и после совершения преступления, выявить неизвестных следствию лиц, причастных к случившемуся, и т.д.
При расследовании преступлений индивидуально-психологическое изучение личности должно сочетаться с социально-психологическим. В целях получения полной и достоверной информации об участнике процесса, выяснения причин и условий, способствовавших совершению преступления, необходимо анализировать поведение человека и в группе (коллективе). Для этого применяют методы социальной психологии.
Так, референтометрия позволяет определить, насколько мнение одного члена группы может повлиять на суждения другого лица, входящего в группу.
Референтная группа - социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой ориентиров в координатах "для себя" и "для других". Референтность - свойство того человека (группы), чье мнение учитывается, чьи оценки важны для окружающих. Следовательно, судить о референтности изучаемой личности можно лишь на основе данных о личности тех, с кем человек общается.
Очевидно, что метод референтометрии полезен, когда необходимо оценить влияние одного члена преступной группы на другого, выявить организатора, уяснив истинное распределение ролей между соучастниками. Но и при изучении личности преступника, действовавшего в одиночку, метод референтометрии может быть с успехом использован в целях выявления подлинных мотивов противоправных действий. Правильная оценка референтности каждого из членов группы способна пролить свет на причину изменения показаний потерпевшими, свидетелями и другие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Этим же целям служит социометрия - отрасль социальной психологии, в рамках которой межличностные отношения изучаются преимущественно на основе количественных измерений симпатий и антипатий между участниками группы. Выявление лидера группы, принципов, по которым коллектив сплачивается, позволяют понять истинное отношение, зачастую маскируемое участником процесса, к интересующим следствие лицам. Эффективность метода доказывает его использование при расследовании преступлений, совершенных по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды либо кровной мести.
Любое исследование, в том числе и изучение личности, предполагает стадию синтеза - обобщения полученных материалов и формулирование выводов о личностных особенностях конкретного участника процесса. Следовательно, получение сведений о свойствах личности должно завершаться составлением характеристики. Это помогает ориентироваться в собранном материале, позволяет верно определить тенденции в развитии личности, облегчает установление психологического контакта и т.д. Психологическая характеристика личности должна быть основой для прогнозирования поведения субъекта в ходе судопроизводства.
|