В ст. 203 УПК РФ обозначены общие условия помещения в медицинский или психиатрический стационар для производства экспертизы. ФЗ о ГСЭД содержит специальную главу, посвященную проведению экспертиз в отношении живых лиц в государственных судебно-экспертных учреждениях. В ней регламентированы условия, основания и порядок помещения живых лиц в медицинский стационар (ст. 29), а также принципы производства в отношении их судебных экспертиз (ст. 28), включая запрет на ограничение прав, обман, применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а также на испытание новых лекарственных средств, методов диагностики и лечения болезней (ст. 31).
Для производства судебных экспертиз в отношении живых лиц крайне важны общие нормы, определяющие добровольность или принудительность экспертного исследования. В соответствии со ст. 28 ФЗ о ГСЭД круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу в принудительном порядке, определяется процессуальным законодательством Российской Федерации. В случае добровольного производства экспертизы органом или должностным лицом, ее назначившим, в государственное судебно-экспертное учреждение должно быть направлено письменное согласие лица, в отношении которого она будет производиться.
В ФЗ о ГСЭД четко разделены условия производства судебных экспертиз в отношении лиц, содержащихся и не содержащихся под стражей. Лица, не содержащиеся под стражей, в период производства судебно-психиатрической экспертизы имеют возможность воспользоваться правами пациентов психиатрических стационаров, установленных законодательством Российской Федерации о здравоохранении. Поэтому на данную категорию лиц распространяются положения Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (с изменениями и дополнениями). В общих чертах в ст. 5 указанного Закона, а также в ст. 35 ФЗ о ГСЭД оговаривается, что при производстве судебной экспертизы в отношении живых лиц запрещается применять методы исследования, сопряженные с сильными болевыми ощущениями или способные отрицательно повлиять на здоровье лица, методы оперативного вмешательства, а также методы, запрещенные к применению в практике здравоохранения законодательством Российской Федерации. Лицо, в отношении которого производится судебная экспертиза, должно быть информировано в доступной для него форме о методах исследований, применяемых в отношении его, включая альтернативные, о возможных болевых ощущениях и побочных явлениях. Указанная информация предоставляется также заявившему соответствующее ходатайство законному представителю лица, в отношении которого производится судебная экспертиза.
Процесс экспертного исследования начинается с момента получения экспертом-психиатром или экспертом-психологом постановления о назначении экспертизы. Он охватывает несколько стадий: подготовительную, аналитическую, сравнительную, синтезирующую (иногда в качестве самостоятельной стадии выделяют экспертный эксперимент).
На подготовительной стадии эксперт-психиатр или эксперт-психолог знакомится с постановлением о назначении экспертизы и материалами, предоставленными в его распоряжение, осуществляет осмотр вещественных доказательств (если необходимо).
В постановлении должны быть кратко изложены обстоятельства дела, послужившие основанием для назначения психиатрической или психологической экспертизы, и указаны вопросы, на которые предстоит ответить. Ознакомление с материалами дела, осмотр вещественных доказательств, изучение поставленных вопросов служат реальной основой для выдвижения экспертом различных гипотез. С учетом гипотез он определяет порядок, объем и характер предстоящего исследования, план работы, необходимые методы исследования, последовательность их применения, предварительные сроки начала и окончания экспертизы. На этой стадии эксперт при необходимости заявляет ходатайство о предоставлении дополнительных сведений.
Аналитическая стадия характеризуется тем, что эксперт осуществляет анализ индивидуальных особенностей подэкспертного по материалам дела (показаниям свидетелей, заключениям других экспертиз и т.д.). В результате он выявляет те психические свойства, процессы, состояния, которые могли повлиять на поведение человека в исследуемой ситуации. По окончании аналитического исследования эксперт должен выбрать методики, по которым он будет работать с подэкспертным.
При проведении судебно-психологической экспертизы в обязательном порядке проводится экспериментально-психологическое обследование подэкспертного. Вопрос об использовании психологического исследования в качестве параклинического метода в процессе судебно-психиатрической экспертизы решается экспертом-психиатром каждый раз индивидуально.
Название сравнительной стадии говорит само за себя - происходит сопоставление всех сведений, полученных экспертом из различных изученных источников, которые имеют или могут иметь значение для формулирования выводов по поставленным вопросам.
Синтезирующая стадия заключается в профессиональной оценке результатов исследования, формулировке выводов (заключения) эксперта. Именно на этом этапе все результаты, полученные на аналитической и сравнительной стадиях, рассматриваются под углом зрения их соответствия или несоответствия системе экспертных оценок, выработанных для каждого предметного вида судебно-психологической или судебно-психиатрической экспертизы. У эксперта закрепляется внутреннее убеждение, основанное на тщательной и обоснованной системе логической аргументации заключения.
Следственная и судебная практика предъявляет два важных требования к заключению эксперта: с одной стороны, описание хода и результатов исследования должно свидетельствовать о том, что выводы эксперта являются научно обоснованным итогом применения им собственных специальных знаний; с другой - оно должно быть доступно для понимания всеми участниками, которые такими знаниями не обладают.
Как правило, все экспертные исследования проводятся по известным, заранее разработанным, апробированным методикам, оправдавшим себя на практике. На первый взгляд объективность, универсальность и надежность данных методик сомнений не вызывают, что в действительности не совсем верно. На современном этапе в экспертной деятельности может быть использована вся палитра известных науке методов. В связи с этим, из-за применения различных методологических подходов, разные эксперты, как психиатры, так и психологи, проводившие исследования в целях решения одних и тех же задач, могут прийти к противоположным выводам.
В этом случае лицу, назначившему экспертизу и оценивающему заключение эксперта, необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
Безусловно, должны быть отвергнуты экспертные заключения, базирующиеся на теоретическом фундаменте, несовместимом с принципами действующего законодательства.
Стоит отдавать предпочтение отработанным, испытанным, прошедшим апробацию в судебно-экспертных учреждениях методикам экспертного исследования (в связи с этим для лица, назначившего экспертизу, информация об истории разработки методики приобретает гораздо большее значение, чем может показаться на первый взгляд). Необходимость применения методики, существенно отличающейся от наиболее известных, должна получить обоснование в заключении эксперта. Дополнительные разъяснения могут быть получены от эксперта в ходе допроса (при расхождении нескольких экспертов во мнениях, имеющем методологическую подоплеку, их допрос является обязательным).
В целях уяснения сущности примененной экспертом методики следует шире использовать помощь специалистов в порядке, предусмотренном ст. ст. 74 и 80 УПК РФ. При возникновении сомнений в обоснованности заключения эксперта или наличии противоречий в выводах эксперта (экспертов) по тем же вопросам целесообразно назначить повторную экспертизу.
|