Воскресенье, 24.11.2024, 14:50
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Речь как источник криминалистически значимой информации о личности

Речь является неотъемлемой составной частью личности человека, теснейшим образом связана с его сознанием, является ярким выражением многих индивидуальных качеств. Известно, что формирование речи играет ключевую роль в психическом развитии человека и становлении его как личности.

Условно выделяют две функции речи: коммуникативную и мыслительную. Коммуникативная функция заключается в способности людей общаться друг с другом. Речь используется для высказывания мыслей и переживаний, привлечения собеседника к выполнению какой-либо деятельности, акцентирования внимания на явлениях и предметах, выражения психоэмоционального состояния и др. Мыслительная функция связана со способностью человека к абстрактно-логическому мышлению (указательная функция).

Понятия "речь" и "речевая деятельность" нередко используются как синонимы, что не совсем корректно. Речевая деятельность, по мнению И.А. Зимней, это процесс активного, целенаправленного, мотивированного, опосредованного языком и обусловливаемого ситуацией общения (взаимодействия) людей между собой (друг с другом). Речевая деятельность может входить в другую, более широкую деятельность, но может быть и самостоятельной.

Речевая деятельность согласно А.А. Леонтьеву есть специализированное употребление речи для общения, и в этом смысле - частный случай деятельности. Речевая деятельность реализуется в форме устного или письменного речевого общения и индивидуальной мыслительной деятельности, осуществляемой посредством внутренней речи.

Речь - эволюционно закрепленное развитие вербальных навыков, необходимое для общения. Речь выражается посредством языка - исторически сложившейся формы употребления слов и выражений в процессе коммуникации по определенным правилам языка, т.е. системы языковых средств и коммуникативных приемов, учитывающих стилистическую форму речи.

Как психическое, так и социальное развитие человека тесно связано с формированием вербальных функций. Благодаря речи человек овладевает знаниями об окружающем мире; речь способствует формированию абстрактно-логического, образного мышления и сознания.

Индивидуальные особенности личности как субъекта речевой деятельности проявляются в речи как продукте этой деятельности. Как продукт (результат) речевой деятельности речь состоит из высказываний (или текста), которые всегда структурно, логично, целостно, информативно связаны с личностью. Индивидуальность речи как продукта речевой деятельности проявляется в том, что на базе языковой синонимии возникает речевая синонимия, индивидуальное использование форм слова и самих лексем, синтаксических конструкций и т.п.

Мысль говорящего и пишущего может быть по-разному сформирована и сформулирована при помощи одних и тех же языковых средств, т.е. словаря и грамматики данного языка. В структуре речевой деятельности наряду со средствами ее реализации выделяют способы ее осуществления - различные способы формирования и организации речевого общения. Их три: внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь.

Внешняя (устная и письменная) речь представляет собой внешний способ формирования и формулирования мысли и передачи информации. Объектом криминалистического изучения выступают только внешние формы речи, зафиксированные на материальном носителе. Внутренняя речь недоступна для объективной регистрации и не может быть подвергнута экспертизе.

Устная речь - смысловая последовательность произносимых слов, воспринимаемых на слух. Посредством устной речи реализуются коммуникативная и семантическая функции речи. С физической точки зрения устная речь человека представляет собой акустический сигнал, который образуется в результате функционирования сложной анатомо-физиологической системы, включающей центральную нервную систему и речевой аппарат.

Устная речь любого человека обладает устойчивым набором акустических, лексических, фразеологических признаков (инверсий, клише и т.п.), характеризуется определенным уровнем экспрессивности, эмоциональности и другими особенностями, свойственными каждому отдельно взятому коммуниканту. Признаки речи, приобретаемые в ходе формирования личности, учебы, профессиональной деятельности, повседневного общения и практики, индивидуальны, относительно устойчивы, повторяемы. Отсюда и вытекает широко практикуемая в уголовном судопроизводстве и за пределами этой сферы идентификация человека по признакам его голоса и другим компонентам устной речи, а также возможность распознавания тех или иных сторон и целостной характеристики его внутреннего мира. В этом процессе существенно все: дикция и акцент, тембр голоса, смысловая (содержательная) речь, ее словесное оформление, структура, логика высказывания и т.д.

Устная речь реализуется звуковыми средствами. К ним относятся сегментные средства - звуки, их ряды (звукосочетания) и суперсегментные (просодические) - темп, ритм, паузация, акцентуация, мелодика и интонация как интегративное просодическое явление.

Письменная речь - речь, выраженная в виде графического изображения слов, реализуемая через графический код, или письменность. Письменность представляет собой исторически сложившуюся систему графического изображения слов. Формирование письменной речи связано с развитием точных движений кистей рук, поэтому овладение ею происходит позднее, чем устной речью, как правило, в процессе целенаправленного обучения. Письменная речь также обладает потенциалом для выявления данных о личности пишущего. Наиболее обстоятельно характеристика письменной речи с этих позиций представлена в работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Л.С. Цветковой, А.А. Леонтьева и других ученых.

Структура письменной речи отличается от структуры устной речи, что обусловливает различные подходы к их исследованию.

Письменная речь - это речь без собеседника, ее мотив и замысел (в типичном варианте) определяются субъектом речевой деятельности. Особенность письменной речи состоит в том, что она полностью контролируется интеллектуальной деятельностью самого пишущего, без коррекции со стороны адресата.

В свое время С.Л. Рубинштейн указывал на следующие различия между устной и письменной речью: устная речь - ситуативная (определяется ситуацией коммуникации), сопровождается эмоционально-выразительными, невербальными, кинетическими средствами. Те средства кодирования, которые в устной речи протекают без осознания, становятся предметом сознательного действия в письменной речи. Письменная речь не предполагает обязательного знания адресатом предмета речи, не располагает паралингвистическими средствами в виде жестов, мимики, интонации и пауз, играющих роль "семантических маркеров" в устной речи. В качестве частичного замещения таковых маркеров в письменной речи могут выступать "смайлики", а также графические выделения в тексте шрифтом, регистром или абзацем и т.п.

Письменная речь более семантически наполнена, чем устная, которая, скорее, эллиптична. В письменной речи языковые средства более адекватны для выражения содержания передаваемого сообщения. Пишущий должен строить сообщение так, чтобы читающий мог проделать обратный путь от внешней речи к внутреннему смыслу, основной идее текста.

Индивидуальные особенности личности проявляются в процессе речевой деятельности и обусловливают возможность выявления признаков речевой индивидуализации пишущего или говорящего.

Научные исследования в области распознавания индивидуальных особенностей человека по речи связаны с поиском ее устойчивых характеристик. При этом возможны два пути: анализировать формально-динамические (темп, особенности коммуникации, модуляции голоса, громкость и т.п.) и содержательные (тематика, смысловые акценты и т.п.) характеристики речи.

Речь во всем своем многообразии, зафиксированная на материальном носителе, выступает в качестве источника криминалистически значимой информации о личности говорящего или пишущего, является объектом изучения разных видов (родов) судебных экспертиз.

В науке накоплено немало данных, свидетельствующих о выраженности в тексте как продукте речевой деятельности разнообразных индивидуальных свойств личности: половозрастных, социальных и национальных признаков; особенностей мотивационной, эмоциональной и интеллектуальной сфер, а также психологических характеристик (агрессивность - доброжелательность, замкнутость, озабоченность, осмотрительность, принципиальность, властность и т.д.).

Согласно одной из наиболее современных теорий темперамента (В.М. Русалов, 1997) речь позволяет оценить коммуникативную сферу личности, которая имеет четыре базовых измерения: выносливость, скорость, пластичность и эмоциональность. Например, при низкой коммуникативной выносливости человек предпочитает отвечать кратко, не задает вопросы, в разговор включается с трудом, молчалив; его речь тихая, монотонная, интонации печальные. При низкой эмоциональности голос человека спокойный, уверенный, при высокой же отмечаются резкие интонации (падающие или восходящие), персеверации, обилие отрицательных эмоциональных компонентов (печали, гнева, грусти, страха), обилие междометий, много шумовых эффектов. Характер, а также ценностные устремления людей проявляются не только в том, как они говорят, но и в том, о чем они говорят, т.е. в темах, постоянно присутствующих в их речи. По тематике речи могут быть определены некоторые личностные особенности человека.

Заметим, что пионером криминалистического направления в экспертизе письменной речи принято считать Ганса Гросса. Именно он требовал обращать внимание на связь между формой и содержанием письма. Основное внимание исследователь уделял смыслу, стилю и целевому назначению рукописи.

Устная речь и голос человека стали объектами криминалистического изучения значительно позже, после изобретения технических средств звукозаписи и создания специальных приборов - сонографов, позволяющих визуализировать речевые сигналы.

Говоря о речи как источнике криминалистически значимой информации о личности, нельзя не остановиться на понятии идиолекта.

Идиолект (по В.Г. Щукину) понимается как образование, которое при всей своей социальной детерминированности является сугубо индивидуальным явлением, обусловленным психофизиологической организацией и особенностями жизнедеятельности конкретного носителя языка. Идиолект - относительно устойчивое, стабильное образование, в котором наряду с различными вариантами языковых средств выделяются устойчивые индивидуальные инварианты, сохраняющиеся в речи индивидуума вне зависимости от вида речевой деятельности и условий ее протекания. Основу идиолекта представляет язык той общественной группы, членом которой является данный говорящий или пишущий.

Идиолект - система речевых средств индивидуума, формирующаяся на основе усвоения языка и развивающаяся в процессе жизнедеятельности данного индивидуума.

Для криминалистического изучения речи не менее важно и понятие "языковая личность".

Языковая личность (по Ю.Н. Караулову) - это совокупность способностей и характеристик человека, которые обусловливают создание и восприятие им речевых произведений (текстов) и различаются по: а) степени структурно-языковой сложности, б) глубине и точности отражения действительности, в) целевой направленности.

Структура языковой личности представлена тремя следующими уровнями.

1. Вербально-семантический, предполагающий для носителя нормальное владение естественным языком, а для исследователя - традиционное описание формальных средств выражения определенных значений.

2. Когнитивный, единицами которого являются понятия, идеи, концепты, складывающиеся у каждой языковой индивидуальности в более или менее упорядоченную, более или менее систематизированную "картину мира", отражающую иерархию ценностей. Когнитивный уровень устройства языковой личности и ее анализа предполагает расширение значения и переход к знаниям, а значит, охватывает интеллектуальную сферу личности, давая исследователю выход через язык, через процессы говорения и понимания - к знанию, сознанию, процессам познания человека.

3. Прагматический, охватывающий цели, мотивы, интересы, установки и интенциональности. Эти уровни обеспечивают в анализе языковой личности закономерный и обусловленный переход от оценок ее речевой деятельности к осмыслению речевой деятельности в мире

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (25.02.2017)
Просмотров: 466 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%