Выполнение государственной функции по контролю и надзору предполагает прежде всего осуществление действий по контролю и надзору за соблюдением субъектами права общеобязательных правил поведения.
По мнению большинства специалистов, жилищный фонд в Российской Федерации остро нуждается в ремонте и все более ветшает. Как отмечает Е.Ю. Гришина, наблюдается постоянное снижение качества оказываемых коммунальных услуг, не контролируются обоснованность и достоверность установления тарифов на жилищнокоммунальные услуги, не проводится экспертиза их экономической обоснованности, не осуществляется конкурсный отбор организаций на выполнение работ по оказанию данных услуг населению[1]. Согласно данным статистики, несмотря на то, что в целом в России за последние 5 лет наметилась тенденция к уменьшению доли ветхого и аварийного жилья на 0,1%, в 50,6% регионах доля этого фонда в среднем выросла на 0,8%[2]. В связи с этим необходимо своевременное выявление этого фонда, принятие неотложных мер по капитальному ремонту помещений аварийного жилищного фонда и сносу домов ветхого жилищного фонда, что является одной из гарантий защиты прав граждан на благоприятные условия проживания.
Функции государственного контроля, осуществляемого в сфере жилищно-коммунального хозяйства, требуют усиления их правовой регламентации и совершенствования юрисдикционной деятельности государственных органов[3].
Как известно, надзор в жилищной сфере имеет административно-правовую природу. Административный надзор представляет собой функцию федеральных и региональных специализированных органов исполнительной власти по обеспечению законности, конституционных прав и свобод, безопасности в соответствии с законодательными надзорными процедурами в отношении неподчиненных юридических и физических лиц с использованием совокупности специальных юридических приемов, способов и методов, влияющих на производственную и иную деятельность поднадзорного объекта[4].
Общее понятие государственного контроля (надзора) дано в ст. 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». При этом важным представляется установление основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, среди которых:
преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется, а также информации об организации и осуществлении контроля (надзора), о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими контролирующими органами проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Принципы защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля позволяют правильно определить полномочия органов государственного жилищного надзора и муниципального контроля, упорядочить различные виды государственного, муниципального контроля (надзора), отделить проверки одного органа надзора от другого, чтобы избежать необоснованных многократных проверок по одному и тому же предмету.
В части 1 ст. 20 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от 28.06.2014 № 200-ФЗ) содержится понятие государственного жилищного надзора. По смыслу данной нормы государственный жилищный надзор — это деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная, во-первых, на предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми субъектами жилищных правоотношений установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований, а также нарушений обязательных требований, таких как: ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования, а во-вторых, на систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния их исполнения при осуществлении субъектами жилищных правоотношений своей деятельности.
Если при формулировании предмета государственного жилищного надзора исходить из определения его задач согласно постановлению Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 (в ред. от 29.10.2014) «О государственном жилищном надзоре», то к предмету государственного жилищного надзора следует отнести предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований законодательства:
по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности (в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах);
формированию фондов капитального ремонта;
созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность по обеспечению проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в качестве регионального оператора; а также требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Таким образом, предмет государственного жилищного надзора в ЖК РФ раскрывается через определение сущности самого надзора. Так, в ч. 1 ст. 20 ЖК РФ дается понятие государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля через перечисление видов обязательных требований, соблюдение которых контролируется. В Положении о государственном жилищном надзоре предмет надзора формулируется через определение задач государственного жилищного надзора (п. 2 Положения).
С 01.08.2011 государственный жилищный надзор проводится исключительно уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Согласование назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора по предложению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти — Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании назначения на должность или освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора принимается Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на основании представления главного государственного жилищного инспектора РФ[5].
В свою очередь, муниципальный жилищный контроль осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления на территории муниципального образования путем проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и только в отношении муниципального жилищного фонда.
При этом органы местного самоуправления на основании законов субъектов Российской Федерации могут быть наделены региональными органами государственной власти отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
[1] Гришина Е.Ю. Административно-правовое регулирование в сфере жилищнокоммунального хозяйства, проблемы и пути их решения // Административное право. 2009. URL: http://www.juristlib.rn/book 4095
[2] http://www.ria.ru/reserarch — РИА — АНАЛИТИКА / Центр экономических исследований
[3] См., например: Япрынцев Е.В. Проблемы привлечения к административной ответственности в сфере управления многоквартирными домами // Административное и муниципальное право. 2012. № 10 С. 63—68; Ткаченко М.В. Государственный контроль как функция государственного управления // Общество и право. 2010. № 1. С. 82—86; Трепель В.Г., Явлинская Т.А., Шишов М.А., Шумилина Е.В. Актуальные вопросы осуществления государственного контроля (надзора) // Административное право и процесс. 2011. № 11; Шевелева А.А. Совершенствование законодательства о проверках при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора) // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 5. С. 15—16.
[4] Правовое обеспечение системы государственного жилищного надзора в Российской Федерации : монография / В.А. Баранов, В.В. Гущин, И.А. Дроздова и др. / под ред. В.А. Баранова, О.Н. Петюковой. М.: Проспект, 2015.
[5] Постановление Правительства РФ от 12.09.2014 № 927 «О главном государственном жилищном инспекторе Российской Федерации и порядке согласования назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор».
|