Воскресенье, 24.11.2024, 14:50
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Судебное речеведение и виды (роды) судебно-речеведческих эксперти

Речеведение, охватывая все сферы деятельности человека, связанные с его коммуникативной, творческой, профессионально-деловой, социальной активностью, становится питательной средой для интегративного использования знаний о речевой деятельности и ее следах. Следы речевой деятельности человека, будучи зафиксированными на любом материальном носителе в любой форме (рукописной, машинописной, электронной, звучащей), активно вовлекаются в сферу уголовного судопроизводства, где фигурируют как документы, вещественные доказательства, иные материалы дела, содержащие вербальные доказательства.

С точки зрения криминалистического исследования продуктов речевой деятельности интерес представляет не только содержательная сторона (информация, зафиксированная в речевом сообщении, тексте), имеющая значение для раскрытия и расследования преступления, но и формальная, отражающая языковую, функционально-стилистическую, индивидуально-речевую характеристику письменного текста или устного сообщения (разговора).

Научную основу судебно-экспертного исследования продуктов речевой деятельности человека в судопроизводстве составляют специальные знания в области судебного речеведения, где судебный речевед может выступать в двух процессуальных качествах: эксперта и специалиста. В отличие от судебно-экспертного исследования текстов, ставших предметом судебного разбирательства, специальные знания в судебном речеведении могут использоваться и в непроцессуальных формах - в виде консультационно-справочной деятельности, несудебных экспертизах и т.п.

Судебное речеведение как научная база судебно-экспертной деятельности сформировалось благодаря синтезу междисциплинарных научных знаний, смежных с прикладным речеведением, лингвистикой, психологией, речевой акустикой, компьютерных и информационных технологий. При этом нельзя говорить о простом суммировании знаний, поскольку только сплав различных междисциплинарных знаний на твердом фундаменте криминалистики и судебной экспертологии у субъекта экспертной деятельности позволяет достичь качественно новых результатов всестороннего познания свойств изучаемого речевого объекта.

Судебное речеведение - это синтетическая область знаний о речевой деятельности человека как единой основы судебно-экспертного исследования устных и письменных произведений речи (почерковедческой, автороведческой, лингвистической экспертизы устной речи).

Профессиональные компетенции речеведа охватывают широкий спектр знаний, навыков и умений. Он должен обладать способностью в профессиональной деятельности: а) применять методики экспертиз и исследований речи, зафиксированной на любом материальном носителе в любой форме (рукописной, машинописной, электронной, звучащей); б) при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять методы и средства речеведческих экспертиз в целях обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования объектов (речевых произведений) для установления фактических данных (обстоятельств дела) в уголовном судопроизводстве; в) оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства речеведческих экспертиз и консультации по современным возможностям исследования речевых произведений, вовлекаемых в сферу судопроизводства в качестве документов, вещественных доказательств, а также иных материалов дела.

Задачи судебного речеведения - исследование речевого поведения индивида и продуктов его речевой деятельности с формальной и содержательной стороны с целью установления фактов, имеющих значение судебного доказательства.

Объекты судебного речеведения - следы речевой деятельности человека, в качестве которых выступают речевые произведения, зафиксированные на материальном носителе, вовлекаемые в сферу судопроизводства и служащие источником доказательств по делу.

Продукты речевой деятельности могут быть объектами разных судебных экспертиз, отличающихся по предмету, целям и задачам, но составляющих один класс судебных речеведческих экспертиз, объединяемый по признаку использования специальных речеведческих знаний.

Основные теоретические положения, конституирующие общность судебно-речеведческих экспертиз, видятся в следующем:

- продукты речевой деятельности отражают речевые навыки говорящей или пишущей личности, содержат проявления интеллектуального и функционально-динамического комплекса (стереотипа) реализации речевых навыков;

- продукты речевой деятельности являются репрезентативным носителем свойств, существенных для решения задач экспертизы (индивидуальности, динамической устойчивости, вариационности и избирательной изменчивости идентификационных и диагностических признаков устной или письменной речи).

Разновидностями судебно-речеведческих экспертиз являются: судебная почерковедческая, судебная автороведческая экспертиза, судебная лингвистическая экспертиза, криминалистическая экспертиза голоса и звучащей речи, записанной на фонограмме. Комплексное исследование устной (звучащей) речи, несмотря на имеющиеся ведомственные различия в наименовании данного рода и видов экспертизы (фоноскопическая/фонографическая), тем не менее выделено в качестве самостоятельной экспертной специальности в рамках подготовки судебных экспертов - фоноскопистов (фонографистов) и в криминалистической экспертизе видео-, звукозаписей.

Подготовка судебных речеведов в рамках высшего профессионального образования осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 "Судебная экспертиза" (квалификация (степень) "специалист"), утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 40 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 31 мая 2011 N 1975).

Специализация "Речеведческие экспертизы" была включена в образовательный стандарт не случайно, а после проведения серьезных научных изысканий, которые позволяют осуществлять комплексную подготовку экспертов с опорой на концепцию научных основ судебного речеведения. Это продиктовано необходимостью подготовки в рамках высшего профессионального экспертного образования сведущих лиц, обладающих двойной компетенцией по смежным родам судебных экспертиз.

Судебно-речеведческие экспертизы объединяет общность исследуемых объектов - продуктов речевой деятельности человека, сходный комплекс специальных речеведческих знаний, необходимых для производства экспертизы, единство методологии в решении идентификационных и диагностических задач, общая методологическая основа.

Для всех разновидностей судебно-речеведческих экспертиз речевой след выступает в качестве общего объекта, но для каждого рода (вида) разработаны частные экспертные теории, методики экспертного исследования речевых объектов, экспертные технологии, определяющие общие профессиональные и специальные профессиональные компетенции эксперта. В соответствии с этими требованиями определен перечень изучаемых дисциплин, необходимых для формирования компетенций, и разработаны специальные оценочные средства, позволяющие контролировать уровень их освоения.

Для методологии судебно-речеведческих экспертиз особую значимость приобретает осознание того, что речевое общение обеспечивается взаимодействием не только разных языковых средств, но и разных механизмов: языка, мышления, разных систем памяти и знаний, механизмом фокусирования внимания и т.д. Накопленные в судебном речеведении знания позволяют с позиций криминалистики расширить возможности экспертной идентификации и диагностики личности по устной и письменной речи.

Так, в ходе экспертизы могут быть установлены: личностные характеристики автора письменного текста или звучащей речи, его тождество, установлена аутентичность звучащей речи на фонограмме, выявлены лингвистические признаки монтажа, инсценировки, определено лингвистическое содержание речевого сигнала, установлено количество дикторов, выявлено влияние на речь диктора факторов ситуации речевой коммуникации и т.д.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (25.02.2017)
Просмотров: 515 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%