В настоящее время около половины зарегистрированных уголовных дел приостанавливается производством по причине неустановления лица, совершившего преступление. Растет поток анонимных материалов противоправного характера. Использование достижений графологии наряду с другими способами и средствами установления личности преступника может ускорить его розыск и способствовать выявлению, предупреждению и пресечению противоправных деяний, направленных на дестабилизацию внутриполитической обстановки, возбуждение религиозной, социальной и межнациональной вражды, провоцирование антиобщественных акций, массовых беспорядков, создание организаций для осуществления экстремистской деятельности.
В развитии графологии принято выделять следующие этапы: накопления эмпирических знаний, создания классической теории, проведения экспериментальных исследований, формирования научных основ графологии.
Попытки определять характер человека по почерку предпринимались с периода возникновения письменности. Графология уходит корнями в труды Аристотеля, Дионисия Галикарнасского, Теофраста и других мыслителей древности, прежде всего из Южной Индии и Китая. Так, Аристотель писал: "Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих". Он полагал, что внешний вид письма отражает качества человека.
В эпоху Возрождения было положено начало исследованиям почерка в целях установления каких-либо характеристик личности. Графологический метод рассматривался в 1622 г. в трактате итальянского философа и медика, профессора Болонского университета Камилло Бальдо "Рассуждения о способе узнавать обычаи и качества писавшего по его письму". Работа К. Бальдо не получила распространения ввиду массовой неграмотности населения, но именно с нее начался "преднаучный", эмпирический этап развития графологической теории и практики.
Начиная с XVIII в. во Франции, Италии, Германии и России усиливается интерес к взаимосвязи между почерком и психологическими особенностями личности. Графологией увлекались И. Гете, В. Шекспир, Ч. Дарвин, И. Гумбольдт, В. Скотт, А.П. Чехов.
В начале XIX в. немецкий ученый И.Х. Громан попытался дать физиологическое объяснение соответствия между почерком и характером пишущего. Он справедливо подчеркивал значение нервной системы для формирования особенностей почерка. Однако, утверждая, что по почерку можно определить рост, фигуру, голос, цвет глаз и волос и даже румянец щек, И.Х. Громан не пытался научно объяснить верно подмеченные факты.
Во второй половине XIX в. существовавшее с XVII в. каллиграфическое направление в исследовании почерка разделилось на приметоописательное, графологическое и графометрическое направления.
Первое из них, приметоописательное, или сигналитическое, явившееся предвестником криминалистического понимания экспертизы письма, было разработано французским криминалистом Альфонсом Бертильоном. Оно состояло в выделении типовых элементов почерка, анализе их особенностей, а также в разработке для них единой системы словесного описания и единого способа измерений. Бертильон экстраполировал на почерк разработанный им ранее антропометрический метод регистрации личности путем измерения и описания внешних примет человека.
Сигналитический метод как система эмпирических взглядов на почерк породил два направления: графометрию и графологию.
Одним из создателей графометрической теории является американец П. Фрэзер, издавший в 1894 г. Руководство по изучению документов с целью установления индивидуального характера почерка, мошенничества и подлогов, включавшее несколько новых для того времени методов исследования. Автором графометрического метода также можно считать французского эксперта-криминалиста Э. Локара, который свои исследования начал словами: "Распознать - значит измерить". По мнению Локара, если при измерении некоторых элементов букв в сравниваемых почерках будут получены одинаковые цифровые данные, можно утверждать, что они написаны одной рукой. Локар разработал методику измерения и представления в виде статистических кривых по меньшей мере 27 качественных особенностей почерка.
В основе графометрии лежала интерпретация качественных признаков почерка, однако данный метод не содержал идентификационных оценочных критериев и в дальнейшем стал применяться лишь в качестве рабочего приема. Многие представители графометрии справедливо считали, что профессиональные навыки, психические отклонения, волевые и эмоциональные качества находят свое отражение в почерке. Однако распространению графометрии препятствовало то, что графометрический метод при ручной технике производства измерений был слишком трудоемким.
Основателем графологии как науки считается французский аббат Жан-Ипполит Мишон (1807 - 1881), который ввел сам термин "графология". В 1871 г. им были предприняты первые попытки систематизации отдельных сведений в этой области. Мишон полагал, что почерк содержит признаки, каждый из которых имеет основное значение, указывающее на свойство личности. Поэтому задача графологии - выявить, объединить данные признаки и сформулировать на их основе суждения о свойствах личности. Мишон был убежден, что графически выраженный и графологически оцененный признак приводит непосредственно к тому или иному свойству личности. В своей книге "Тайны письма" он отмечал необходимость широко использовать графологию при экспертизе письма. Мишон полагал, что графология должна привлечь внимание юристов для суждения о натуре обвиняемого, и сам участвовал в качестве эксперта в судопроизводстве при установлении авторства. По его инициативе в конце XIX столетия в Европе стали образовываться графологические общества и начали издаваться специальные журналы по графологии.
Взгляды Мишона получили развитие в трудах Ж. Крепье-Жамена, основателя Французского графологического общества. В работе "Почерк и характер" Крепье-Жамен попытался дать научное изложение графологических закономерностей. Он отмечал, что человек не может изменить свой почерк ввиду "индивидуальности характера" - изменению поддаются только некоторые детали. По его мнению, каждое поколение имеет свой почерк. Кроме того, раз каждая нация, каждая раса имеет характерные отличия, то их можно найти и в почерке.
Многое из систематизации Крепье-Жамена впоследствии было воспринято криминалистами. Признаки пола и возраста давно и успешно определяются при проведении почерковедческих исследований. Психической патологией занимаются психиатры. Волевые качества, темперамент, характерологические черты и даже интеллектуальные особенности изучаются несколькими поколениями графологов.
В конце XIX - начале XX в. в истории развития графологии наступил период, названный позднее "классическим". В первую очередь он связан с деятельностью немецких графологов. Но не следует забывать и об отечественных ученых - Н.Д. Ашхарумове, Е.Ф. Буринском, Ю.К. Глининой, Д.М. Зуеве-Инсарове, И.Ф. Моргенштерне и других представителях юриспруденции, психиатрии, педагогики, внесших весомый вклад в научное обоснование и развитие психолого-почерковедческого метода.
Один из основателей российской криминалистики Е.Ф. Буринский, хотя и считал законы графологии недостаточно обоснованными, понимал ее полезность и был убежден в необходимости графологии "для лиц, желающих изучить почерки". В почерке он выделял судебно-доказательное, врачебно-диагностическое, археологическое и педагогическое значение. Е.Ф. Буринский писал: "Связь между физической природой человека и строением его почерка существует несомненно. Опираясь на произведенные уже исследования, мы имеем полное право сказать, что почерк заключает в себе полное отображение человека, но в скрытом состоянии, как не проявленная, но уже экспонированная фотографическая пластинка, остается только найти проявитель" <1>.
--------------------------------
<1> Буринский Е.Ф. Судебная экспертиза документов. СПб., 1903. С. 178.
Надо сказать, что изыскания ученых того времени намного опережали научные исследования в области практической психофизиологии. Это привело к превращению графологии в простую технику толкования психических и психологических свойств пишущего по почерку, чрезвычайно субъективную по своей природе. Игнорируя опосредованный характер связи между графикой письма и индивидуально-психологическими особенностями исполнителя, графологи причислили своеобразие почерка человека к врожденным феноменам, что не позволило выработать стройную систему толкований сложных взаимосвязей между признаками почерка и свойствами личности.
И все же к началу XX в. экспериментальный и теоретический багаж психологии и физиологии оказался достаточно велик для того, чтобы использование достижений из этих областей дало ощутимые результаты в исследовании почерка. В первой половине XX в. на смену эмпирическому пришел экспериментальный этап в развитии графологии.
Однако в Советском Союзе комплексные исследования в области графологии (за исключением работ Д.М. Зуева-Инсарова) практически не проводились. Графологию как идеалистическое по сущности и реакционное по политической направленности буржуазное учение, долгое время отвергали многие советские криминалисты. Исследования в области психологии письма возобновились лишь в середине XX в. Так, видные советские психологи А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев писали: "самая мысль о том, что почерк находится в известном соответствии с индивидуальными особенностями пишущего и с его наличным психофизиологическим состоянием, несомненно, является совершенно правильной"; исследования виднейших психологов, клиницистов и социологов утвердили научное значение графологии и создали принципы для построения графологического метода изучения личности; в современной объективной психологии графологический метод приобрел существенное значение - его расценивают как один из методов, имеющих симптоматическую ценность; "дальнейшее развитие графологии, очевидно, возможно только в направлении строгого научного исследования влияний различных факторов на почерк и построения специальной объективной методики исследования почерка в целях диагностики психофизиологических особенностей как здоровой, так и больной личности" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Лурия А., Сурков А. Графология // БМЭ. М.: Советская энциклопедия, 1929. Т. 8; Леонтьев А., Сурков А. Графология // БСЭ. М.: Советская энциклопедия. 1930. Т. 18.
Впоследствии психодиагностика письма в психопатологии и криминалистике получила, пусть и ограниченное, распространение, отдельные эксперты-почерковеды высказались в пользу возможности исследования в рамках почерковедческой экспертизы личностных свойств пишущего. Подтверждением зависимости между признаками почерка и личностными характеристиками стали предложенные советскими криминалистами методики и разработки, направленные на установление по почерку пола и возраста писавшего (см. работы З.И. Кирсанова, А.П. Рогозина, П.Г. Кулагина и др.), национальности (см. работы Н.И. Клименко, А.А. Коробейникова, С.П. Папкова и др.), профессиональных навыков исполнителя документа (см. работы П.С. Булдакова, И.П. Ефименко и др.).
В последние десятилетия XX в. в связи с бурным развитием естественных и технических наук и использованием их достижений в криминалистике были проведены теоретические и экспериментальные исследования на стыке судебного почерковедения и психологии. На основе психофизиологической теории о высшей нервной деятельности человека была изучена зависимость почерка от типологических свойств нервной системы и других психофизиологических особенностей личности исполнителя рукописного текста. Активное внедрение в практику научных исследований психологического эксперимента, математических методов, использование вычислительной техники способствовали развитию научных основ графологии.
|