В экономической теории, в зависимости от степени развитости конкурентной среды, выделяются три вида конкурентных рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции и олигополии. Рынок совершенной конкуренции, как уже отмечалось, существует более в теории, чем в реальной экономической действительности, тем не менее для экономической науки и науки конкурентного права это понятие имеет важное теоретическое значение. Согласно экономической теории рынок совершенной ("чистой") конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта. При этом ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Такая ситуация обусловлена однородностью предлагаемой продукции (товаров), полной свободой входа на рынок, выхода с него и равным доступом к информации. В настоящее время рынки совершенной конкуренции достаточно редки. В реальной экономической действительности конкуренция зачастую представлена рынками монополистической конкуренции и олигополии <20>. Эти два вида конкурентных рынков исследователи объединяют в понятие несовершенной конкуренции в противоположность совершенной конкуренции <21 >.
<20> Паращук С.А. Указ. соч. С. 23.
<21> Тотьев К.Ю. Конкурентное право: правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий. С. 26.
Олигополия - это структура рынка, на котором действует несколько крупных предпринимателей, каждый из которых предлагает идентичную или разнородную продукцию <22>. В условиях олигополии присутствуют некоторые препятствия при входе на рынок. К олигополии можно отнести мировой рынок сложной бытовой техники.
<22> Там же. С. 27.
По мнению ученых, "отличительная черта олигополии - большое разнообразие в поведении продавцов - от строгого соперничества до сговора". Предприятие, действующее на олигопольном рынке, вынуждено считаться с тем, что выбранное им соотношение между ценой и количеством продукции, которое оно может по этой цене продать, зависит от поведения его конкурентов, а их стратегия является следствием принятого им решения. Несмотря на обладание некоторой рыночной властью (под которой согласно И.В. Князевой понимается способность фирм (или групп фирм) повысить цену и поддержать ее на том же уровне, превышающем уровень, обусловленный конкуренцией <23>), олигопольное предприятие не может устанавливать цену так же просто, как монопольное. Поведение участников олигопольного рынка можно сравнить с игрой, где за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что исход игры в конечном счете не известен. "Поскольку реакция конкурирующих субъектов рынка на поведение друг друга может быть различной, универсальной, динамически устойчивой модели олигопольного рынка не существует, что ведет к неоднозначности его основных характеристик: продукция этого рынка может быть однородной (стандартизированной) и относительно дифференцированной, возможность входа на рынок может варьироваться от почти свободной до жестко ограниченной" <24>. Однако олигополия может проявляться и в другом качестве, когда на рынке действует не несколько крупных продавцов, а несколько крупных покупателей. Такая ситуация на рынке называется олигопсонией от греческих слов "немногие" и "покупаю".
<23> Князева И.В. Указ. соч. С. 477.
<24> Конкуренция и антимонопольное регулирование. С. 50 - 51.
Модели монополистической конкуренции бывают двух видов. Под монополистической конкуренцией первого вида понимается структура рынка, при которой множество мелких хозяйствующих субъектов поставляют на рынок разнородную (сходную, но не идентичную) продукцию. Примером монополистической конкуренции служит рынок компьютерных игр или учебной литературы
<25>. Как отмечают исследователи, основной чертой рынка монополистической конкуренции является дифференциация продукции. Субъекты рынка, как и при совершенной конкуренции, многочисленны, и каждый из них занимает на рынке незначительную долю, однако они обладают некоторой рыночной властью благодаря дифференциации продукции и сегментированию соответствующего товарного рынка. Монополистическую конкуренцию сближают с совершенной такие черты, как множество продавцов и покупателей, значительная свободы входа на рынок, а отличает неоднородность,
дифференцированность продукции. Эта неоднородность столь же сильна, что и однородность при совершенной конкуренции. Продукция характеризуется широким ассортиментом товаров, дизайном, эргономикой, качеством упаковки. Все это многообразие различается в итоге товарными знаками. В отличие от олигополистического рынка, предприятия на рынке монополистической конкуренции не являются взаимозависимыми, если их доли на рынке сравнимы по размеру. Их поведение не ближе к поведению совершенно конкурентных предприятий, чем к поведению олигопольного типа. Персонифицированность продукции дает право предприятиям на таких рынках использовать определенную степень рыночной власти по назначению цен.
<25> Там же. С. 26.
Существует и другая модель монополистической конкуренции, когда на рынке присутствуют одно-два предприятия, занимающих доминирующее положение, и значительное количество небольших по рыночной доле предприятий-аутсайдеров. В этом случае для системы отношений "доминирующее предприятие - аутсайдеры" будет характерна модель, приближающаяся к монопольному рынку, а для конкуренции аутсайдеров между собой - модель совершенной конкуренции либо первый вид монополистической конкуренции. Последнее в значительной степени зависит от характера продукции - степени ее стандартизированности или, напротив, возможности индивидуализации (сравните уголь и целлюлозу или кондитерские изделия) <26>.
<26> Конкуренция и антимонопольное регулирование. С. 51 - 52.
|