Мы перечислили основные экономические подходы к определению понятия конкуренции, однако для эффективного правового регулирования наличия лишь экономических характеристик недостаточно.
Для того чтобы осуществлять конкурентное регулирование, основные понятия этой сферы, такие как "конкуренция", "монополия", "рынок" и иные, должны получить определенное правовое измерение. Антимонопольное (конкурентное) законодательство той или иной страны может иметь или не иметь легального определения понятия "конкуренция", однако так или иначе в законодательстве, в судебной практике или доктрине должны существовать определенные подходы к определению юридического содержания понятия конкуренции, без которого правовое регулирование конкуренции представляется неполным. Обобщая указанные выше экономические понятия, следует согласиться с мнением К.Ю. Тотьева, что экономисты рассматривают конкуренцию как особую разновидность экономических отношений, влияющую на поведение их участников. Такое понимание конкуренции может и должно быть учтено при исследовании юридических аспектов этого явления, ведь основное назначение объективного права состоит в регулировании разнообразных общественных отношений <27>.
<27> Подробнее об экономическом содержании понятия "конкуренция" см.: Тотьев К.Ю. Конкурентное право: правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий: Учебник для вузов. Указ, соч.; и др.
В зарубежном законодательстве, как правило, не содержится юридического определения исследуемого понятия, хотя и проводится ключевая идея правовой поддержки и защиты конкуренции в качестве необходимого элемента рыночной экономики. В связи с этим судебная практика и доктрина исходят из того, что конкуренция - это процесс, с помощью которого рыночные силы работают свободно, гарантируя продуктивное применение ограниченных ресурсов общества и максимизацию общего экономического благосостояния <28>. При этом согласно экономической политике многих стран современного мира на государство возлагается обязанность не только создавать и развивать конкуренцию в тех сферах, где это целесообразно для развития экономики и удовлетворения потребительского спроса, но и обеспечивать условия, при которых конкуренция была бы эффективной и в полной мере выполняла свои экономические функции. По российскому законодательству и законодательству зарубежных стран конкуренция в различных сегментах рыночной деятельности, за некоторыми исключениями, такими как естественные монополии и некоторые другие, рассматривается как объект публичной защиты и публичный интерес. Поэтому сегодня в различных государствах мира, включая Россию, существенное ограничение конкуренции оценивается как антиконкурентная
деятельность и преследуется по закону <29>.
<28> Там же. С. 20.
<29> Тотьев К.Ю. Конкурентное право: Учебн. пособие. С. 20.
В отличие от зарубежных, российское антимонопольное законодательство содержит легальное определение конкуренции. Такое определение было включено и в прежний конкурентный закон - Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <30> и в нынешний основной закон в сфере конкурентного регулирования - Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которому конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Определение во многом повторяет понятие, данное в ранее действовавшем Законе о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, согласно которому конкуренция понималась как состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
<30> Ведомости РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499. Данный Закон практически полностью утратил силу, за исключением положений статьи 4, определяющей понятие аффилированных лиц.
Приведенные формулировки практически идентичны по смыслу, новое определение лишь содержит вместо термина "состязательность" - "соперничество", понимаемое как действия, при которых не только ограничивается, но и исключается возможность каждого из хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Определения носят ярко выраженный экономический характер и соответствуют традиционному для экономической науки поведенческому подходу в толковании понятия "конкуренция". Исследователи выделяют следующие важные признаки понятия "конкуренция":
- содержанием конкуренции является состязательность (борьба) или соперничество на рынке между хозяйствующими субъектами;
- состязательность или соперничество выражается в активном поведении предпринимателей;
- результат состязательности или соперничества - ограничение возможностей предпринимателей односторонне влиять на цены и другие условия сделок <31 >.
<31 > Тотьев К.Ю. Конкурентное право: Учебн. пособие. С. 1.
Однако важно описать не только свойства конкуренции как явления, но и обстоятельства (условия), благодаря которым такое явление возникает и развивается. Например, условия существования и развития конкуренции на товарном рынке сформулированы в приложении N 3 к Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (далее - Программа демонополизации) <32>, утвержденной Постановлением Правительства России от 9 марта 1994 г. N 191, а именно:
<32> САПП РФ. 1994. N 14. Ст. 1052. В настоящее время документ утратил силу, однако положения Программы демонополизации, очевидно, имеют важное доктринальное значение в области конкурентного права.
- действуют имущественно и организационно независимые поставщики товаров в количестве, достаточном для возникновения состязательности между ними;
- имеются имущественно и организационно независимые покупатели товаров в количестве, достаточном для формирования некоторого уровня платежеспособного спроса;
- поставщики и потребители действуют экономически независимо (без сговоров и горизонтальных соглашений);
- отсутствуют экономические и другие препятствия в доступе к сырью, материалам, капиталам, трудовым ресурсам, технологиям, информационному обеспечению рыночных отношений и другим производственным ресурсам <33>.
<33> Тотьев К.Ю. Конкурентное право: правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий. С. 21.
Приведенное выше легальное определение конкуренции имеет определенный недостаток, который, по мнению К.Ю. Тотьева, выражается в том, что "в нем не отражено собственно юридическое содержание конкуренции". Ученый считает, что конкуренцию с юридической точки зрения "продуктивно рассматривать как многогранную категорию".
Во-первых, считает автор, конкуренция - это разновидность социального регулятора, определяющего поведение различных субъектов. В этом качестве конкуренция выполняет регулирующие функции, формирует экономические и общественные пропорции, влияет на поведение людей. Право как один из социальных элементов системы социального регулирования взаимодействует с конкуренцией, регулирует ее. Однако право и закон не могут заменить собой конкуренцию. Особенно отчетливо это видно в экономике, в частности, на примере регулирования цен. Именно конкуренция (а не административные установления) в большинстве случаев является наиболее естественным и в силу этого эффективным регулятором цен на рынке.
Во-вторых, юридической предпосылкой конкуренции служит свобода экономической деятельности (свобода договора, свобода предпринимательства, свобода конкуренции), гарантированная ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Фундаментальные положения этой статьи развиваются в Гражданском кодексе и антимонопольном законодательстве Российской Федерации. Судебно-арбитражная практика показывает, что суды часто руководствуются конституционным принципом свободы экономической деятельности и свободы конкуренции для решения различных хозяйственных споров.
В-третьих, конкуренция способствует реализации прав потребителей (например, права на выбор товаров (работ, услуг) или на получение информации). Отсутствие конкуренции на рынке фактически превращает многие из этих прав в фикцию или существенно их ограничивает. Поведение потребителей считается важным элементом конкурентной борьбы. Неслучайно в ряде правовых систем потребитель рассматривается как участник процесса конкуренции.
В-четвертых, конкуренция - правомерная (не запрещенная законом), автономная деятельность хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке, целью которых является получение более выгодных условий производства и сбыта законными средствами. В этом качестве понятие "конкуренция" необходимо отличать от легального определения понятия "предпринимательская деятельность", данного в п. 1 ст. 2 ГК РФ <34>. Безусловно, эти понятия тесно взаимосвязаны и пересекаются. В конкурентной деятельности важен элемент состязательности, соревнования (для конкуренции необходимо наличие соперников на рынке, цели в конкурентной борьбе достигаются за счет конкурентов). Между тем предпринимательская деятельность может осуществляться при отсутствии такой состязательности (например, действие субъекта естественной монополии). Кроме того, с правовой позиции в конкурентной деятельности наиболее важны способы достижения целей предпринимателями. Они не должны противоречить требованиям законодательства, этики, достоверности, добросовестности, недопустимости противозаконного использования интеллектуальной собственности, а также обычаям делового оборота и существующим представлениям о справедливости, разумности, "доброй совести" (в учебнике К.Ю. Тотьева превалирует, как он сам отмечает, понимание конкуренции как правомерной деятельности).
<34> Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
И наконец, в-пятых, конкуренцию можно рассматривать как общественные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами в процессе их предпринимательской деятельности (предмет правового регулирования). Эти имущественные отношения урегулированы нормами права, содержащимися в различных актах российского законодательства (прежде всего антимонопольного).
В силу урегулированности правовыми нормами рассматриваемые отношения приобретают юридическую форму правоотношений со своими юридическими фактами, субъектами, содержанием и объектом. Все указанные выше характеристики составляют суть такой экономико-правовой категории, как конкуренция <35>.
<35> Тотьев К.Ю. Конкурентное право: правовое регулирование деятельности субъектов конкуренции и монополий. С. 26.
Правовое значение используемого в российском антимонопольном законодательстве понятия "конкуренция", сточки зрения К.Ю. Тотьева, выражается в следующем:
- создание необходимых условий для развития конкуренции, ее защиты - цель антимонопольного законодательства и критерий его эффективности;
- недопущение, ограничение и устранение конкуренции (совершенное, например, с помощью картельного соглашения) и ее недобросовестные проявления являются противоправными и наказуемыми деяниями;
- сложившиеся в ходе конкуренции на конкретном рынке обычаи делового оборота являются стандартом для выявления случаев недобросовестной конкуренции;
- содействие развитию конкуренции отнесено законодателем к основным задачам федерального антимонопольного органа и других уполномоченных органов государственной власти, действующих совместно с антимонопольным органом;
- условия конкуренции на соответствующем рынке выступают критерием при проведении государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией <36>.
<36> Там же. С. 23 - 24.
Другим важным экономическим и правовым понятием в области конкурентного регулирования является понятие "монополия" - своего рода антипод конкуренции.
|