Механизмы предупреждения ограничивающих конкуренцию соглашений, так же как и механизмы предупреждения злоупотреблений хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением, установлены в гл. 7 Закона о защите конкуренции, посвященной вопросам государственного контроля за экономической концентрацией. Вопросы предупреждения ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов регламентированы в ст. 35 данной главы - "Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов".
Статья 35 устанавливает порядок контроля ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов, которые применимы к соглашениям хозяйствующих субъектов, вне зависимости от сферы их хозяйственной деятельности.
Основное содержание этого контроля состоит в согласовании антимонопольным органом проектов соглашений хозяйствующих субъектов и принятии решения о том, могут ли данные соглашения быть признаны допустимыми сточки зрения антимонопольного законодательства или нет. Согласно ч. 1 ст. 35 хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с Законом о защите конкуренции, вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.
Закон о защите конкуренции не обязывает хозяйствующие субъекты предоставлять в антимонопольный орган проекты таких соглашений, но дает им право делать или не делать это.
Следует обратить внимание также на положения ст. 13 Закона о конкуренции, согласно которой в антимонопольный орган может быть представлен в том числе и проект соглашения о совместной деятельности для его проверки на соответствие требованиям антимонопольного законодательства <368>.
<368> Письмо ФАС России от 27.12.2011 N ИА/48801 "О применении "третьего антимонопольного пакета" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья 35 подробно регламентирует порядок согласования проектов таких соглашений. Вместе с заявлением хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, предоставляют в антимонопольный орган документы и сведения в соответствии с перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом. Такой Перечень утвержден Приказом ФАС России от 18 июня 2007 г. N 168 "Об утверждении перечня документов и сведений, предоставляемых в антимонопольный орган при предоставлении заявления хозяйствующими субъектами, имеющими намерение заключить соглашение" <369>. В соответствии сданным перечнем в антимонопольный орган должны предоставляться:
<369> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 31.
I. Документы и сведения о лицах, имеющих намерение заключить соглашение.
II. Сведения о соглашении.
III. Сведения о лицах, принадлежащих к той же группе лиц, что и лица, имеющие намерение заключить соглашение.
В течение тридцати дней с даты поступления всех необходимых для рассмотрения заявления документов и сведений антимонопольный орган принимает решение о соответствии или несоответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.
В случае представления не в полном объеме необходимых для рассмотрения заявления документов и сведений заявление считается непредставленным, о чем антимонопольный орган в десятидневный срок со дня поступления указанного заявления уведомляет заявителя. При этом срок хранения антимонопольным органом представленных документов, в течение которого заявитель вправе истребовать их, составляет четырнадцать дней с даты получения заявителем уведомления.
По итогам рассмотрения заявления, проекта соглашения и материалов антимонопольный орган принимает решение о соответствии или несоответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.
Основаниями для принятия решения о несоответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства являются:
1) наличие условий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 11 Закона о конкуренции, в случае отсутствия оснований для признания проекта соглашения допустимым в соответствии со статьей 12 или 13 Закона о конкуренции;
2) недостоверность сведений, содержащихся в документах, а также иных сведений, представленных хозяйствующим субъектом и имеющих значение для принятия решения.
В иных случаях антимонопольный орган должен вынести решение о соответствии проекта соглашения требованиям антимонопольного законодательства. Это означает, что как само соглашение, так и реализация его положений сторонами законны и санкционированы государством в лице антимонопольного органа.
Однако антимонопольное законодательство устанавливает механизмы ограничения и контроля за реализацией таких соглашений. Так, решение о соответствии носит временный характер и прекращает свое действие, если такое соглашение не достигнуто в течение года со дня принятия указанного решения.
Также антимонопольный орган вместе с решением о соответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства вправе выдать участникам соглашения предписание, направленное на обеспечение конкуренции.
Кроме того, антимонопольный орган вправе отменить решение о соответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства в случае, если:
1) после принятия решения установлено, что при рассмотрении заявления хозяйствующего субъекта, имеющего намерение достичь соглашения, были представлены недостоверные сведения;
2) хозяйствующими субъектами, имеющими намерение достичь соглашения, не выполняется предписание антимонопольного органа;
3) изменились условия, послужившие основанием для признания проекта соглашения допустимым в соответствии со статьей 12 или 13 Закона о конкуренции. К таким изменениям согласно ч. 9 ст. 35 относятся:
- изменение доли участников соглашения на товарном рынке;
- невыполнение участниками соглашения его условий.
Таким образом, ст. 35 Закона о конкуренции устанавливает механизм, согласно которому хозяйствующие субъекты, желающие достичь коммерческой выгоды путем заключения соглашений, ограничивающих конкуренцию, но которые могут быть признаны допустимыми, могут сами обратиться в антимонопольный орган с проектами таких соглашений, представить информацию, подтверждающую возможность допустимости таких соглашений, и тем самым обезопасить себя от подозрений в монополистической деятельности. Если соглашения будут признаны допустимыми, то хозяйствующие субъекты будут развивать свой бизнес с помощью таких соглашений. Если антимонопольный орган сочтет, что данное соглашение недопустимо с точки зрения антимонопольного закона, тогда данные хозяйствующие субъекты должны будут от этого соглашения отказаться либо, если это возможно, изменить его условия в целях соответствия Закону о защите конкуренции. Но здесь еще нет нарушения, ибо при предоставлении проекта даже недопустимого соглашения в ФАС России еще ничего не нарушается, лишь соблюдается установленная процедура согласования, и предприниматели ничем не рискуют, но, напротив, уберегают себя от возможных преследований, в том случае, если бы такое соглашение было бы заключено без ведома ФАС России и тем более если бы они уже сообразовывали с этим соглашением свою хозяйственную деятельность. Учитывая, что за некоторые соглашения установлена даже уголовная ответственность, процедура предварительного контроля направлена на то, чтобы обезопасить предпринимателя от весьма серьезных рисков.
|