В научной литературе по конкурентному регулированию неоднократно высказывались суждения о том, что охранительное конкурентное, в том числе антимонопольное, законодательство является существенной, неотъемлемой, но не единственной частью конкурентного регулирования. Важное значение для развития конкурентной среды наряду с охранительными механизмами имеют также механизмы позитивного развития конкуренции через меры стимулирующего, поддерживающего бизнес характера (т.е. не охранительные, а созидательные, развивающие меры), в том числе такие, как правовая и экономическая поддержка малого и среднего бизнеса, адвокатирование конкуренции, разработка стратегических государственных программ, направленных на развитие конкурентной среды.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства как часть конкурентной политики имеет весьма важное значение для конкуренции. Для демонополизации экономики не всегда достаточно лишь запретительных мер. Чтобы успешно противодействовать монополистическим тенденциям на рынках, подвергаемых опасностям искусственной и невыгодной обществу и государству монополизации, на расчищенном эффективными антимонопольными мерами поле должны существовать реальные условия, возможности, предпосылки и стимулы для быстрого, беспрепятственного появления независимых производителей, торговцев, в том числе малых и средних предприятий, в большом количестве которых, в их здоровой и добросовестной конкуренции между собой, стимулирующей их творческую, предпринимательскую активность, - не только один из залогов эффективной экономики, но и вклад в повышение социально-экономической стабильности общества. Поэтому важно наряду с охранительными антимонопольными мерами создавать и реализовывать стимулирующие механизмы, направленные на создание привлекательных условий для развития предпринимательства, которое бы заполняло экономическое пространство монополизированных сфер, расчищать которое призвано антимонопольное регулирование. В первую очередь в особой поддержке государства нуждается малый и средний бизнес, наиболее уязвимый в конкурентной борьбе с крупными игроками, а также в противостоянии коррумпированных слоев чиновничества, осуществляющего регулирование экономической деятельности. Для эффективного противостояния этим двум группам у малого и среднего бизнеса зачастую не хватает собственных ресурсов и поэтому для блага общества, объективно заинтересованного в отсутствии монопольных злоупотреблений и наличии эффективно конкурирующего малого и среднего экономического бизнеса, государственная поддержка этих малых и средних субъектов объективно востребована, необходима и важна. Не случайно поэтому за рубежом поддержка и развитие малого и среднего бизнеса являются неотъемлемой частью конкурентной и в целом социально-экономической политики государства. Говоря о принципах поддержки малого и среднего бизнеса в мире, следует сказать, что, как правило, в законодательстве определяются критерии отнесения субъектов к малым и (или) средним предприятиям, а хозяйствующие субъекты, подпадающие под эти критерии, вправе претендовать на определенные экономические льготы и (или) иные формы государственной поддержки.
В России также существует законодательная база поддержки малого и среднего предпринимательства. Основы правовых механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства определены в Федеральном законе от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Данный Закон определяет, в частности, категории субъектов малого и среднего предпринимательства, основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства, вопросы реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, порядок взаимодействия органов государственной власти в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, статус координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в данном Законе определены и регламентированы формы, условия и порядок публичной поддержки органами власти субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе такие вопросы, как инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка данных субъектов, а также их поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в области инноваций и промышленного производства, в области ремесленной деятельности, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, сельскохозяйственную деятельность и некоторые другие вопросы.
Следует сказать, что в отдельных отраслевых законах в соответствии с законодательством о малом и среднем предпринимательстве могут закрепляться нормы, регламентирующие конкретные формы поддержки малого и (или) среднего бизнеса. Так, в частности, согласно ст. 27 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о публичных закупках) <466> при осуществлении государственных и муниципальных закупок субъектам малого предпринимательства предоставляются преимущества. К таким преимуществам, относится, в частности, установление обязательной квоты распределения закупок у субъектов малого предпринимательства. Так, заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. Однако заказчики не имеют обязанности, но вправе осуществлять закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупки работ в области использования атомной энергии у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Правда, не вполне ясно, как распределяется данная квота между малыми предприятиями и социально ориентированными некоммерческими организациями, не являющимися малыми предприятиями.
<466> СЗ РФ. 2006. N 46. Ст. 4793.
Также следует отметить, что в данную квоту могут попадать и малые предприятия, выступающие как субподрядчики по контракту, заключенному в рамках процедуры публичных закупок. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом количество товаров, объем работ, объем услуг, соответственно к поставкам, выполнению, оказанию которых привлекались такие субподрядчики, соисполнители, учитываются в совокупном годовом объеме закупок и включаются в отчет. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
|