Важным направлением социально-экономического развития посредством рычагов управления в сфере конкуренции и монополии является разработка, утверждение и реализация специальных государственных программ по демонополизации и развитию конкуренции. Такие программы могут носить как общий, межотраслевой характер, т.е. быть направленными на решение конкурентных задач экономики в целом, так и специальный характер конкурентного развития в какой-либо отдельной отрасли народного хозяйства или группе отраслей.
Большое значение в становлении и развитии отечественного антимонопольного и в целом конкурентного регулирования имела Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации, утвержденная Постановлением Правительства России от 9 марта 1994 г. N 191 (вместе с Положением о межведомственной комиссии по конкурентной политике) <467>. Данная Программа была направлена на создание необходимых правовых, организационных и экономических условий для развития конкуренции на рынках России и предусматривала комплекс соответствующих государственных мероприятий и мер, в том числе межведомственное взаимодействие государственных органов в решении проблем развития и обеспечения конкуренции. Эта Программа прослужила более 13 лет и была не так давно аннулирована Постановлением Правительства России от 24 октября 2007 г. N 700 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" <468>.
<467> САПП РФ. 1994. N 14. Ст. 1052.
<468> СЗ РФ. 2007. N 44. Ст. 5374.
Данная Программа носила общеотраслевой характер и была направлена на демонополизацию экономики и развитие конкуренции в стране в целом. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, в рамках конкурентной политики государства разрабатываются, принимаются и реализуются специальные отраслевые конкурентные государственные программы. Среди таких программ можно назвать, в частности, такие как:
- Программа демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998 - 1999 гг., утвержденная Постановлением Правительства России от 20 декабря 1997 г. N 1613 <469>;
<469> СЗ РФ. 1998. N 1. Ст. 128.
- Программа демонополизации отрасли связи, утвержденная Постановлением Правительства России от 4 сентября 1995 г. N 878 <470>;
<470> Постановление Правительства РФ от 04.09.1995 N 878 "Об утверждении Программы демонополизации отрасли связи" // СЗ РФ. 1995. N 37. Ст. 3625.
- Программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках товаров (работ, услуг) рыбного хозяйства на 1998 - 2000 гг., утвержденная Приказом Минсельхозпрода России от 23 апреля 1998 г. N238 <471 >;
<471 > Документ официально не опубликован.
- Программа демонополизации в сферах стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденная распоряжением Правительства России от 20 февраля 1995 г. N 255-р <472>;
<472> СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 766.
- Программа демонополизации и развития конкуренции на рынках продукции строительного комплекса на 1994 - 1995 гг., утвержденная распоряжением Правительства России от 8 сентября 1994 г. N 1456-р <473>.
<473> СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2405.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 1998 г. N 239 "О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998 - 2000 годах" были определены основные задачи по демонополизации экономики и развитию конкуренции на товарных рынках на период до 2000 г., по совершенствованию нормативно-правовой базы, методологического и методического обеспечения работы антимонопольных органов, а также по разработке и реализации девяти отраслевых и ряда региональных программ демонополизации и развития конкуренции, в том числе указанной выше Программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках товаров (работ, услуг) рыбного хозяйства на 1998 - 2000 гг. <474>.
<474> СЗ РФ. 1998. N 9. Ст. 1116.
Как видно из содержания указанного Постановления Правительства России, помимо общих и отраслевых программ демонополизации и развития конкуренции федерального уровня практике конкурентного регулирования известны и региональные программы в данной области. Для иллюстрации этого вопроса хотелось бы привести отрывок из Государственного доклада МАП России - предшественника Федеральной антимонопольной службы, о конкурентной политике в Российской Федерации (1999 - 2001), посвященный региональным программам демонополизации. Согласно докладу, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 1998 г. N 239 "О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998 - 2000 годах" в 66 субъектах Российской Федерации разработаны и реализуются различные программные документы, включающие меры по развитию конкуренции на региональных товарных рынках. За 1998 - 2000 гг. в регионах разработано 312 программ, направленных на расширение конкурентной среды, из них реализовано 172 программы (55%), остальные - в стадии выполнения. В числе региональных программ 55 приняты как комплексные программы демонополизации и развития конкуренции, включая соответствующие разделы в программах социально-экономического развития регионов (выполнено более 70%). Из 96 программ по демонополизации и развитию конкуренции на рынках услуг ЖКХ выполнено около 30%. Из 29 программ развития конкуренции на рынках агропромышленного комплекса выполнено 86%, из 31 программы поддержки и развития малого предпринимательства - 87%. Согласно Постановлению, в качестве объектов для развития конкуренции на региональном уровне выбирались социально значимые рынки регионального и межрегионального масштабов, в том числе нефтепродуктов, услуг связи, ЖКХ, строительных материалов, продукции лесной и деревообрабатывающей промышленности, хлеба и хлебопродуктов, зерна, комбикормов, молочной и мясной продукции и др. За три года на 23 товарных рынках проведено 411 акций по демонополизации. В их числе: создание параллельных производств (45,5%); снижение барьеров входа на рынки (21,7%); ввоз продукции из других регионов и по импорту (10,7%); предоставление льгот и других видов государственной помощи (7,3%); информационное обслуживание рынков (5,6%); создание организованных товарных рынков - ярмарок, бирж и т.д. (5,6%); разделение хозяйствующих субъектов на основании ст. 19 Закона "О конкуренции" (3,6%). Для создания параллельных производств задействовались возможности малого бизнеса. Второе место занимает освоение новых производственных мощностей. Значительное внимание антимонопольные органы уделяют снижению административных барьеров входа новых хозяйствующих субъектов на рынки. Институциональные преобразования и реализация положений постановления привели к увеличению числа хозяйствующих субъектов на многих товарных рынках, отмечается снижение уровня концентрации и развитие конкуренции <475>.
<475> Доклад о конкурентной политике в Российской Федерации (1999 - 2001 гг.) (п. 1.1.4.1) // Размещено на сайте бывшего антимонопольного органа Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства: http://minamp.rbc.rU/ru/zakon/state_doclads_a_p/193/?раде19.
Итак, одной из форм конкурентной политики является разработка и реализация специальных проконкурентных программ общефедерального значения, носящих либо отраслевой (в том числе по нескольким отраслям), либо региональный характер, направленных на осуществление комплекса мер, включающих и предусматривающих межведомственное взаимодействие органов исполнительной власти различных уровней в целях адресного решения проблем социально-экономического развития России с точки зрения регулирования конкуренции и монополии и с использованием методов этого регулирования.
|