Понятие "правовой статус" происходит от латинского термина "статус" (status), что означает положение, состояние. Категория "правовой статус" исследуется представителями различных юридических наук в отношении субъекта права. В теории права и конституционном праве правовой статус в основном изучается в связи с проблематикой прав и свобод человека и гражданина. Правовой статус человека и гражданина определяется как система прав и обязанностей, законодательно закрепляемая государством в конституциях и иных нормативных правовых актах <1>, как законодательно закрепленная право- и дееспособность в сфере частных и публично-властных отношений <2>. В науке высказывается и более широкий подход к содержанию правового статуса: помимо прав и обязанностей, к элементам правового статуса относят ответственность, гарантии, правоспособность, принципы, гражданство и др. <3>.
--------------------------------
<1> См.: Права человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2003. С. 91.
КонсультантПлюс: примечание.
Статья Ю.А. Тихомирова "Теория компетенции" включена в информационный банк согласно публикации - "Журнал российского права", 2000, N 10.
<2> См.: Нерсесянц В.С. Теория права и государства. М., 2001. С. 239; Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия. Опыт комплексного исследования. С. 70 - 71; Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001. С. 242.
<3> В науке дискутируется также вопрос о соотношении терминов "правовой статус" и "правовое положение". Так, по мнению Н.В. Витрука, правовое положение предлагается считать более широким понятием, а правовой статус - его основой, "ядром" правового положения. См.: Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.
Наука предпринимательского права исследует как общие вопросы правового статуса субъекта предпринимательской деятельности, так и особенности правового статуса отдельных субъектов предпринимательства.
Правовой статус субъекта предпринимательства представляет собой систему прав, свобод, законных интересов, обязанностей и государственных гарантий, законодательно закрепленную государством в нормах права.
Право на занятие предпринимательской деятельностью - основа правового статуса субъекта предпринимательства. Право на занятие предпринимательской деятельностью регламентировано в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, согласно которой "каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".
В литературе право на занятие предпринимательской деятельностью нередко именуется как "право на осуществление предпринимательской деятельности" <1>. Представляется, что термин "осуществление" более применим к реализации самого права. Осуществление права на занятие предпринимательской деятельностью - это реализация управомоченным лицом возможностей (правомочий), заключенных в содержании данного права.
--------------------------------
<1> См.: Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова.
Данное конституционное право основывается как на положениях международных договоров, так и на нормах Конституции РФ, регламентирующих свободу экономической деятельности, права человека на собственность, свободный труд. Согласно ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1950 г. каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. В ч. 1 ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. отмечается, что участвующие в нем государства признают право на труд, которое включает в себя право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.
Соответствующие положения предусмотрены в Конституции РФ: провозглашены свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8), право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 2 ст. 35), свобода труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37).
В научной литературе ведутся дискуссии в отношении сущности права на занятие предпринимательской деятельностью. Так, данное право рассматривается как субъективное конституционное право <1>, которое понимается как предоставленная лицу и обеспеченная законом (нормативными актами) мера возможного поведения, направленная на достижение преследуемых субъектом целей. При этом право на занятие предпринимательской деятельностью не предоставляет субъекту безграничной свободы. Оно должно осуществляться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере <2>.
--------------------------------
<1> См.: Плотникова И.Н. Конституционное право человека и гражданина на предпринимательскую деятельности в России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002; Страхова С.Г. Ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности: частноправовые и публично-правовые аспекты: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2006.
<2> См.: Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова.
Вопрос о субъективной природе конституционных прав является предметом дискуссии в научной литературе. Так, С.С. Алексеев, Л.Д. Воеводин, Н.И. Матузов, В.А. Патюлин, И.Е. Фарбер, Л.С. Явич считают, что все конституционные права граждан - их субъективные права. Противоположной позиции придерживаются Ю.К. Толстой, Р.О. Халфина, Д.М. Чечот и др.: не всякое право (в том числе и конституционное) является субъективным. Субъективное право - наличное право, которым гражданин обладает реально. До тех пор, пока право не стало таковым, оно находится в стадии правоспособности, служит ее элементом. С этих позиций конституционные права гражданина выступают как элементы его правоспособности (правосубъектности), т.е. лежат в сфере абстрактной, общей возможности индивида иметь субъективные права и обязанности. Мало чем от такой позиции отличается трактовка конституционного права в качестве субъективного права в потенции, права на право (Н.Г. Александров, Б.К. Бегичев, В.А. Кучинский, Б.В. Пхаладзе и др.) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности.
Право на занятие предпринимательской деятельностью также рассматривается в качестве элемента правоспособности субъекта права. Такой подход прежде всего содержится в ст. 18 ГК РФ, в соответствии с которой право заниматься предпринимательской деятельностью входит в содержание правоспособности граждан. При этом, если общая правоспособность гражданина возникает с момента рождения, то право заниматься предпринимательской деятельностью закон связывает с моментом государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, это право не приобретается через представителей <1>.
--------------------------------
<1> См.: Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова.
Таким образом, право на занятие предпринимательской деятельностью представляется как субъективное конституционное право. В то же время субъект предпринимательства может обладать и конкретными субъективными правами как элементами конкретного правоотношения.
Содержание права на занятие предпринимательской деятельностью. Право на занятие предпринимательской деятельностью обусловлено прежде всего свободой экономической деятельности, которая состоит в возможности выбора вида и формы предпринимательства, сферы и территории деятельности, организационно-правовой формы предпринимательства <1>.
--------------------------------
<1> См.: Предпринимательское (хозяйственное) право / Под ред. О.М. Олейник. Т. 1. С. 160; Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. С. 118.
По своему характеру выделяются следующие основные виды предпринимательской деятельности: производственная, коммерческая (торговая), посредническая и иная. Сфера предпринимательской деятельности определяется видом конкретного рынка с учетом предметно-отраслевого признака (например, деятельность на рынке ценных бумаг, банковских, страховых услуг, в сфере инвестиций и инноваций, биржевая, транспортная, оценочная деятельность и др.). Территория деятельности может быть обусловлена территориальными границами рынка, на котором субъект предпринимательства осуществляет деятельность, а также местонахождением субъекта предпринимательства, его обособленных подразделений. Условия и порядок приобретения предпринимательского статуса поставлены в зависимость от организационно-правовой формы предпринимательства (с образованием юридического лица или без такового). Законом может быть ограничена форма осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности. Например, Закон о банках предусматривает создание кредитной организации только в форме хозяйственного общества (ст. 1).
В качестве элемента права на занятие предпринимательской деятельностью можно рассматривать право предпринимателя на свободную конкуренцию, которое также рассматривается в литературе как субъективное конституционное право <1>. Право на свободную конкуренцию состоит в юридически равной возможности доступа на рынок для осуществления аналогичной (сходной) предпринимательской и иной экономической деятельности для привлечения спроса потребителей (приобретателей) посредством совершения ценовых и неценовых конкурентных действий с возможностью требования от других хозяйствующих субъектов, органов публичной власти и их должностных лиц исполнения обязанностей по отношению к управомоченному хозяйствующему субъекту.
--------------------------------
<1> См.: Сухоруков А.С. Конституционно-правовое регулирование конкуренции в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2010.
Конституционное право на занятие предпринимательской деятельностью реализуется путем осуществления конкретных прав и правомочий.
Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <1> содержал ст. 16, посвященную регламентации права предпринимателя. В соответствии с данной нормой каждому предпринимателю предоставлялось право:
--------------------------------
<1> Утратил силу с 1 июля 2002 г. См.: Федеральный закон от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ.
- начинать и вести предпринимательскую деятельность путем учреждения, приобретения или преобразования предприятия, а также заключения договора с собственником имущества предприятия;
- привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
- самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством России договорами;
- осуществлять ВЭД;
- осуществлять административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием;
- нанимать и увольнять работников от имени предприятия или самостоятельно в соответствии с действующим законодательством и уставом предприятия;
- распоряжаться прибылью предприятия в соответствии с законодательством России, договорами и уставом предприятия;
- пользоваться услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования;
- образовывать союзы, ассоциации и другие объединения предпринимателей;
- оспаривать в суде в установленном законом порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления.
В настоящее время указанные правомочия предусмотрены другими законами или вытекают из их положений <1>.
--------------------------------
<1> Например, ГК РФ, ТрК РФ, НК РФ, Законы о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об АО, об ООО и др.
Имеется и ряд специальных законов, предоставляющих права отдельным предпринимателям. Так, субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на государственную поддержку в виде конкретной финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержки таких субъектов (ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"). Субъекты предпринимательства, осуществляющие производственную деятельность в сфере импортозамещения, вправе получить целевые займы на льготных условиях.
Государственные гарантии предпринимательской деятельности. Важно отметить, что законодательством, помимо регламентации прав предпринимателей, предусмотрены и государственные гарантии осуществления предпринимательской деятельности <1>, содержащие обязанности государства по отношению к субъектам предпринимательства (в основном по обеспечению и защите прав предпринимателей) <2>.
--------------------------------
<1> В законодательстве имеется узкое понимание государственной гарантии как вида долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром (ст. 6 БК РФ).
<2> См.: Боткин И.О. Государственные гарантии предпринимательской деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994. С. 8.
Впервые такие гарантии были сформулированы в Законе РСФСР 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Это следующие гарантии:
- право заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для их деятельности имущество;
- недопущение отказа в регистрации предприятия по мотивам нецелесообразности;
- защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, действующих на территории РФ и иностранных государств на основе международных соглашений, недопущение дискриминации предприятий со стороны государства, его органов и должностных лиц;
- равное право доступа всех субъектов предпринимательской деятельности на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий, независимо от вида собственности и их организационно-правовых форм;
- защита имущества предприятий от незаконного изъятия;
- свободный выбор предпринимателем сферы деятельности предприятия в пределах, установленных законодательством РФ и заключенными договорами;
- право предпринимателя в соответствии с законодательством РФ, уставом предприятия и договором (контрактом), заключенным с собственником, самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль на развитие производства;
- экономическая, научно-техническая, правовая поддержка предпринимательской деятельности;
- возможность страхования предпринимательского риска страховыми обществами;
- недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции;
- недопущение вмешательства государства и его органов в деятельность предприятия, кроме как по установленным законодательством РФ основаниям и в пределах правомочий указанных органов;
- возмещение ущерба, в том числе упущенной выгоды, в результате выполнения противоречащих законодательству РФ указаний государственных или иных органов, либо их должностных лиц, нарушивших права предприятия, а также ненадлежащее осуществление такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к предприятию (ст. 20 Закона).
В настоящее время обязанности государства по отношению к предпринимателям предусмотрены различными законодательными актами (в сфере государственной регистрации, малого и среднего предпринимательства, инвестиционной деятельности и др.). Так, в установленный в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" перечень государственных гарантий включены: 1) гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов; 2) гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций; 3) гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; 4) гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями; 5) гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ; 6) гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором; 7) гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм; 8) гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции; 9) гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг; 10) гарантия участия иностранного инвестора в приватизации; 11) гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество <1>.
--------------------------------
<1> См.: Илларионов Н.В. Система гарантий в механизме правового регулирования венчурных инвестиционных отношений // Российская юстиция. 2013. N 9. С. 10 - 13.
Обеспечению прав предпринимателей и соблюдению государственных гарантий призваны способствовать специальные законы: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации".
|