В ходе работы по установлению преступника, особенно когда речь идет о сексуальных преступлениях, немаловажно располагать информацией о ранее совершенных сходных уголовно наказуемых деяниях. Анализ этой информации будет способствовать установлению связей между отдельными преступлениями, т.е. выявлению серии; выдвижению версий об обстоятельствах совершения преступления и личности преступника; проверке лиц, ранее совершавших аналогичные преступления; оптимизации поисково-разыскных мероприятий и процесса расследования по уголовному делу.
Для накопления, хранения, поиска и получения информации о лицах, фактах и предметах, представляющих интерес для предварительного расследования, органами уголовного преследования используются криминалистические учеты, в первую очередь автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС). В настоящее время накопление сведений о преступлениях в нашей стране осуществляется путем заполнения следователями бланков регистрационных карточек в рамках единой государственной системы регистрации и учета правонарушений. Анализ этих бланков позволяет утверждать, что рассматриваемая система сориентирована прежде всего на решение задач криминологического характера (определение уровня преступности, ее динамики и т.д.). В то же время находящиеся в ней данные содержат мало криминалистически значимой информации, поэтому ее использование не всегда эффективно при организации работы по раскрытию преступлений.
Например, не предполагаются накопление и обработка информации о внешности лица, потерпевшего в результате преступления, его стиле одежды, причинах нахождения на месте происшествия, индивидуальных привычках, склонностях, наличии семьи, детей, психической либо иной патологии, цвете волос, глаз и т.п., что может играть существенную роль при выборе жертвы насильственных преступлений. Не подлежат регистрации сведения о наличии и особенностях телесных повреждений потерпевшего, место совершения преступления не характеризуется с точки зрения транспортных коммуникаций, его посещаемости в определенное время суток (во время совершения преступления), расстояния до ближайших населенных пунктов. И, главное, не предусмотрен учет сведений, характеризующих личность неустановленного преступника (показания потерпевших и свидетелей о его биологических, социальных и психических свойствах).
Из всего комплекса подлежащих регистрации обстоятельств о способе совершения преступления в единой государственной системе регистрации и учета правонарушений учитываются лишь отдельные его элементы. Поэтому эффективность данного криминалистического учета невелика.
В качестве мер, необходимых для повышения эффективности использования данных о способе совершения преступлений в процессе раскрытия уголовно наказуемых деяний, сотрудники следственных и оперативных подразделений указывают на разработку современных компьютерных программ для сбора, анализа и использования данных о способе совершения преступлений; совершенствование системы учета преступлений по способу их совершения; улучшение подготовки по данному вопросу в учебных заведениях, обеспечивающих получение юридического образования; подготовку учебной литературы и методических рекомендаций по использованию данных о способе совершения преступлений; углубление теоретической разработки положений о способе совершения преступлений.
Кроме того, существующий криминалистический учет, как отмечается в научной литературе, не дает реальной возможности для формирования версии, установления факта совершения нескольких преступлений одним лицом, сужения круга подозреваемых лиц и установления конкретного лица, совершившего уголовно наказуемое деяние.
Нет необходимости учета широкого спектра данных по всем категориям уголовно наказуемых деяний, чего нельзя сказать о серийных сексуальных преступлениях. По мнению Р.Л. Ахмедшина и Н.В. Кубрак, не существует общедоступной (для работников местных органов уголовного преследования) базы данных по раскрытым и нераскрытым насильственным преступлениям, наличие которой позволило бы узнать, было ли совершено аналогичное преступление, что скоординировало бы работу милиции и прокуратуры из разных регионов страны.
Разработка и внедрение в практику предлагаемого учета обусловлены необходимостью выявления закономерностей преступного поведения конкретного лица и объединения уголовных дел по фактам совершенных им преступлений в одно производство. Так, по серии убийств, совершенных в 1970 - 1980 гг. Г. Михасевичем на территории Витебской области, осуждены 14 невиновных человек, одного из которых расстреляли. При этом до сих пор существует точка зрения, что маньяк, помимо 36 вмененных ему в вину фактов убийства, повинен в смерти гораздо большего числа женщин. Проблема раскрытия "витебского дела" осложнялась тем, что уголовные дела находились в областной и районных прокуратурах в производстве у разных следователей, которые были перегружены текущей работой.
Выявление серийных преступлений - сложный процесс поиска и анализа информации о закономерностях в ряде преступлений со сходными обстоятельствами, групп системообразующих признаков "серии". По "делу Чикатило" уголовные дела по фактам совершения отдельных преступлений были соединены в одно производство лишь спустя 6 лет после первого убийства. В течение этих 6 лет Чикатило совершил 23 преступления в разных районах Ростовской области.
Проблема установления взаимосвязи между преступлениями в силу недостатка информации за рубежом получила название "слепота связи". Способом ее преодоления является постоянное увеличение объема информации о преступлениях в базах данных.
Одной из самых известных в мире программ регистрации и обработки данных, касающихся тяжких насильственных преступлений, является разработанная в Канаде и применяемая там с 1995 г. Система анализа связей между насильственными преступлениями (Violent Crime Linkage Analysis System, или ViCLAS), накопление данных о преступлениях в которой производится с помощью обширной анкеты, включающей свыше 200 вопросов. Королевская канадская конная полиция в ходе разработки системы использовала опыт ФБР и полиции разных стран. Разработчиками базы данных изучен ряд полицейских АИПС, предназначенных для установления взаимосвязей между преступлениями, в первую очередь программа ФБР по задержанию лиц, совершивших насильственные преступления (FBI Violent Criminal Apprehension Program, или ViCAP).
Преимуществом базы данных ViCLAS является то, что она может использоваться на различных языках. В ряде стран (Бельгии, Великобритании, Германии, Ирландии, Нидерландах, Новой Зеландии, Франции, Швейцарии) программное обеспечение данной АИПС переведено на государственные языки либо адаптировано к использованию в местных условиях и применяется как главная система установления взаимосвязей между преступлениями. Таким образом, учитывая распространенность ViCLAS, можно утверждать, что с помощью данной системы возможно установление серийных преступников, осуществляющих свою противоправную деятельность в различных странах.
Существуют и другие региональные поисково-аналитические системы, которые не получили такого широкого распространения, как ViCLAS, однако хорошо зарекомендовали себя в качестве эффективного инструмента раскрытия преступлений. Наиболее известная из них - английская CATCHEM.
В 1996 г. во ВНИИ МВД России была разработана АИПС "Монстр" (и ее подсистемы "Насилие" и "Досье"), предназначенная для создания психологического портрета преступника по делам о серийных убийствах и изнасилованиях. К сожалению, практика использования АИПС "Монстр" показала, что система дает информацию низкого разыскного качества, и в большинстве случаев ее использование не способствовало раскрытию преступлений.
Необходимость внедрения такого учета подтверждается также инициативой Генерального секретариата Интерпола об организации проекта "Крик" (Scream), целью которого является содействие странам - участницам Интерпола в обмене информацией, способствующей установлению и задержанию виновных в совершении убийств, изнасилований и других сексуальных преступлений, совершенных в первую очередь серийными преступниками. Странам-участницам предложено предоставлять в Генеральный секретариат информацию о соответствующих правонарушителях и уголовно наказуемых деяниях, включая данные о способе совершения уголовно наказуемых деяний, времени, месте и т.п. Полноценное участие в таком проекте требует обязательного наличия соответствующего криминалистического учета.
|