Изучение личности подозреваемого <1> и обвиняемого с позиций криминалистики на практике представляет достаточно сложную задачу, решение которой возлагается главным образом на следователя. При необходимости, помимо самостоятельной работы, следователь привлекает к изучению личности обвиняемого сотрудников органов, осуществляющих ОРД, специалистов и экспертов различного профиля (медиков, психиатров, психологов и пр.), ставя перед ними конкретные задачи. С помощью указанных лиц он не только изучает личность обвиняемого, но и использует полученную информацию для целей доказывания и (или) тактического применения. Таким образом, в следственной деятельности одновременно реализуются уголовно-правовой, уголовно-процессуальный и криминалистический аспекты изучения личности обвиняемого.
--------------------------------
<1> Основные положения изучения личности обвиняемого распространяются и на изучение личности подозреваемого, поэтому далее в тексте термин "подозреваемый" будет использоваться в тех случаях, когда речь идет о специфике изучения личности данного участника процесса.
Сложность процесса изучения личности обвиняемого обусловлена специфическими условиями расследования, носящими по отношению к деятельности следователя как объективный, так и субъективный характер.
Во-первых, это жесткая процессуальная регламентация и ограниченность времени, имеющегося в распоряжении следователя (особенно при изучении личности подозреваемого). Во-вторых, сложная психологическая обстановка внутри и вокруг расследования, включая зачастую встречаемое следователем целенаправленное противодействие со стороны обвиняемого, а также иных заинтересованных лиц, затрудняющее процесс получения информации.
Причины субъективного характера, приводящие к ошибкам при изучении личности обвиняемого (а в итоге - к тактическим просчетам), кроются в опасности формирования у следователя одного из видов профессиональной деформации - косных стереотипов в восприятии людей, препятствующих полноте изучения и объективности оценки конкретной личности.
Изучение личности обвиняемого - это планомерная работа, которая осуществляется на протяжении всего процесса расследования. Она не сводится к установлению и фиксации в материалах дела сведений, требуемых Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами, и приобщению к делу характеристик с места жительства, работы, учебы обвиняемого.
Применительно к изучению личности установленного лица, совершившего преступление, основными задачами являются:
- определение места, условий и времени проведения следственного действия (группы действий в рамках тактической комбинации или операции);
- установление очередности проведения следственных действий;
- подбор участников следственного действия;
- прогнозирование линии поведения обвиняемого в ходе расследования в целом или на его определенном этапе (в условиях различных следственных ситуаций), а также в рамках отдельного (конкретного) следственного действия;
- установление психологического контакта с обвиняемым как предпосылка последующих актов психологического воздействия;
- целенаправленное воздействие на обвиняемого с целью изменения его поведения;
- предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в процессе расследования.
Перечисленные задачи носят общий характер. Из содержания конкретного следственного действия (допроса, обыска, следственного эксперимента и др.) вытекают тактические задачи локального уровня. Например, при допросе это будет преодоление установки на отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний; при обыске - наблюдение за обыскиваемым и управление его поведением и т.п.
Обвиняемый как никто другой из участников процесса может быть задействован в разнообразных следственных действиях, что влечет возможность использования в общении с ним широкого круга тактических приемов.
Необходимо отметить, что наиболее сложными из перечисленных задач являются прогнозирование линии поведения обвиняемого и оказание целенаправленного тактико-психологического воздействия на него. Возможность решения данных задач во многом определяется тем, насколько полно изучена личность обвиняемого и насколько правильно использована полученная при этом информация. В свою очередь, от грамотного решения указанных задач напрямую зависят успешность урегулирования многих проблемных следственных ситуаций и даже результат расследования в целом.
Тактическое воздействие на обвиняемого со стороны следователя может быть опосредованным (когда на личность оказывают влияние ход расследования в целом, его результативность) и непосредственным, в рамках личного общения. Обвиняемому больше, чем другим участникам процесса (потерпевшему, заинтересованному свидетелю), свойственны постоянная оценка совокупности собранных доказательств и выстраивание на этой основе стратегии и тактики своего поведения. Именно в рамках следственных действий используются основные методы психологического воздействия на личность: убеждение, принуждение, запрещение, предупреждение, угроза, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач. Механизм воздействия перечисленных методов предполагает обращение к интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферам личности, на которую обращено воздействие. Осуществить это возможно только на базе изучения личности.
|