Под инфраструктурой поддержки субъектов МСП понимается система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации и субъектов РФ, а также муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов МСП и оказания им поддержки. К инфраструктуре поддержки субъектов МСП относят центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства <1>, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов МСП, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, микрофинансовые организации и иные организации.
--------------------------------
<1> Указанные фонды созданы во многих регионах и муниципальных образованиях. Они формируются на основании решений органов власти и органов местного самоуправления. См., например: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10 июня 2015 г. N 514 "О создании некоммерческой организации "Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге"; распоряжение администрации Томской области от 28 ноября 2011 г. N 1207-ра "О создании Фонда развития малого и среднего предпринимательства Томской области"; Приказ департамента инвестиционной политики Ярославской области от 30 мая 2013 г. N 64-ОД, которым был утвержден Устав Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области (микрофинансовая организация). Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства Восточного административного округа г. Москвы создан префектурой этого округа в 1998 г.
Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при реализации государственных и муниципальных программ. Для этих организаций Федеральным законом о развитии МСП предусмотрена отдельная поддержка, направленная на создание и обеспечение их деятельности. Условия и порядок оказания такой поддержки детализируются федеральным и региональным законодательством, а также муниципальными правовыми актами. В качестве примера можно привести Приказ Минэкономразвития России от 5 марта 2007 г. N 75, в котором содержатся общие требования к бизнес-инкубатору и порядку предоставления помещений и оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе.
Инфраструктура поддержки субъектов МСП создается на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Каждый из этих уровней на основании своих программ и за счет собственных бюджетов самостоятельно решает вопросы формирования инфраструктуры поддержки и обеспечения ее деятельности <1>.
--------------------------------
<1> Полномочия органов государственной власти субъектов РФ на формирование собственной инфраструктуры поддержки в субъектах РФ подтверждаются судебной практикой. См., например: Определение Верховного Суда РФ от 10 апреля 2013 г. N 74-АПГ13-6, которым была подтверждена юридическая сила Порядка формирования, изменения и опубликования перечня организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 24 сентября 2012 г. N 423.
Поддержка субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки, осуществляется в определенных формах, как предусмотренных Федеральным законом о развитии МСП, так и самостоятельно выбираемых субъектами РФ и муниципальными образованиями и реализуемых за счет средств собственных бюджетов <1>. Среди основных форм поддержки выделяются финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников указанных субъектов и организаций, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержка субъектов МСП, осуществляющих ВЭД, поддержка субъектов МСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
--------------------------------
<1> Полномочия органов власти и органов местного самоуправления по вопросам развития МСП значительно шире, чем разработка и реализация региональных и муниципальных программ развития субъектов МСП. Они могут дополнительно устанавливать различные формы, виды и меры государственной поддержки, не предусмотренные программами. Например, Определением Верховного Суда РФ от 3 сентября 2008 г. N 50-Г08-7 была подтверждена правомерность введения Постановлением правительства Омской области от 6 августа 2004 г. N 49-п "О мерах, направленных на развитие малого предпринимательства..." грантов для субъектов предпринимательской деятельности в сфере агропромышленного комплекса Омской области, хотя данная мера поддержки не была предусмотрена целевой программой Омской области "Развитие малого предпринимательства в Омской области на 2006 - 2008 годы", утвержденной Законом Омской области от 24 июля 2006 г. N 773-ОЗ.
Условия и порядок оказания государственной и муниципальной поддержки устанавливаются нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации и субъектов РФ, а также муниципальных программ (подпрограмм).
Формы поддержки субъектов МСП, условия и порядок ее оказания Федеральной корпорацией развития малого и среднего предпринимательства определяются советом директоров этой корпорации.
Субъекты МСП и организации, образующие инфраструктуру поддержки, в случае получения государственной или муниципальной поддержки обязаны ежегодно представлять в оказывающие поддержку органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, а также в корпорацию развития МСП информацию о результатах использования полученной поддержки. Состав указанной информации, сроки, порядок и форма ее представления устанавливаются Минэкономразвития России.
|