Саморегулирование в соответствии с законодательством РФ осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. Так, СРО являются ключевым элементом и одновременно правовой формой механизма саморегулирования в России. В соответствии с Законом о СРО саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным Законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Таким образом, можно выделить следующие признаки саморегулируемой организации.
1. Саморегулируемые организации представляют собой некоммерческую организацию и создаются в правовой форме ассоциаций (союзов). Чтобы быть признанной саморегулируемой, такая некоммерческая организация должна отвечать установленным законом требованиям. В Законе о СРО предусмотрены следующие требования:
1) объединение в составе СРО в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если иными федеральными законами не установлено иное;
2) наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами СРО;
3) обеспечение СРО дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами;
4) создание специализированных органов, осуществляющих контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами СРО.
При этом федеральными законами могут быть установлены иные, в том числе и повышенные, требования к некоммерческим организациям, объединяющим субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, для признания их СРО.
2. Саморегулируемая организация является некоммерческой организацией со специальной правосубъектностью. Саморегулируемыми признаются только организации, созданные в целях, предусмотренных Законом о СРО и другими федеральными законами. Цели создания СРО и цели института саморегулирования - явления не тождественные. Они могут пересекаться, но не одинаковы, поскольку СРО выступает лишь элементом, хотя и главным, института саморегулирования <1>. Цели деятельности саморегулируемых организаций не конкретизируются в общем Законе о СРО, однако содержатся в специальных законах.
--------------------------------
<1> См.: Кванина В.В. Системные недостатки института саморегулирования // Закон. 2014. N 8. С. 141 - 149.
3. Саморегулируемые организации являются некоммерческими корпорациями, т.е. организациями, основанными на членстве. Членство в СРО может быть как добровольным, так и обязательным в случаях, предусмотренных федеральными законами. Считается, что членство в СРО, за исключением отдельных видов деятельности, связанных в основном с осуществлением публично-правовых функций, не должно быть обязательным, в противном случае участие в СРО превращается в допуск к профессиональной деятельности <1>. Между тем в Законе о СРО предусмотрен целый ряд случаев, когда участники рынка обязаны организовать СРО или вступить в уже существующую СРО. К таким видам предпринимательской или профессиональной деятельности относится деятельность: в сфере строительства (в том числе субъектов, осуществляющих инженерные изыскания, подготовку проектной документации, а также собственно строительство); по проведению энергетического обследования; арбитражных управляющих; оценочная; актуарная; аудиторская деятельность; деятельность некоторых финансовых организаций.
--------------------------------
<1> См.: Павлодский Е.А. Саморегулируемые организации: мода или тенденции // Право и экономика. 2003. N 3.
Например, согласно Закону о СРО на финансовом рынке вводится обязательное членство финансовых организаций в СРО соответствующего вида. Так, обязательное саморегулирование введено в отношении брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, регистраторов, акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев, страховых организаций, страховых брокеров, обществ взаимного страхования, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, форекс-дилеров. Следует заметить, что некоторые из перечисленных финансовых организаций (например, кредитные кооперативы) до принятия Закона о СРО на финансовом рынке уже подпадали под обязательное саморегулирование.
4. СРО может объединять либо субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг), либо субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Понятие предпринимательской деятельности содержится в ст. 2 ГК РФ, однако профессиональная деятельность не определена в законодательстве. С точки зрения общего понимания профессиональная деятельность представляет собой социально значимую деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. При этом в литературе отмечается, что профессиональная деятельность как деятельность, к субъектам осуществления которой предъявляются квалификационные требования, подвергающаяся дополнительному контуру регулирования и ответственности, а также ограничениям на совмещение с иными видами деятельности, может как быть, так и не быть предпринимательской <1>. В качестве примера СРО, объединяющей предпринимателей, можно привести СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций, СРО в сфере рекламы и т.д., а в качестве примера СРО профессионального типа - деятельность арбитражных управляющих, оценочную деятельность, аудиторскую деятельность и др. При этом федеральными законами может предусматриваться объединение в одной СРО субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида. Субъект, осуществляющий различные виды предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом нескольких СРО, если такие СРО объединяют субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности соответствующих видов. Однако субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной СРО.
--------------------------------
<1> См.: Кванина В.В. Профессиональная и предпринимательская деятельность // Цивилист. 2011. N 2. С. 27 - 33; Тарасенко О.А. Предпринимательская деятельность субъектов банковской системы России. М., 2015.
5. Некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, т.е. признак регистрации в специальным реестре является хоть и формальным, но обязательным. Реестры СРО ведутся уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в конкретной сфере экономической деятельности в соответствии с правилами ведения государственного реестра СРО <1>.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724 "Об утверждении Порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций".
Характеризуя правовое положение СРО, необходимо отметить различия правовых форм саморегулирования и самоорганизации. Юридические лица, создаваемые участниками гражданского оборота в различных областях экономики в целях самоорганизации своей деятельности (в том числе предпринимательской или профессиональной), удовлетворения своих частных потребностей и интересов, не должны именоваться саморегулируемыми организациями, поскольку таковыми не являются. Самоорганизация в форме добровольного объединения участников оборота для координации своей деятельности, защиты общих интересов и достижения иных правомерных целей не ограничена законодательством определенными видами деятельности. В отличие от юридических лиц, создаваемых в целях самоорганизации, СРО не создаются для регулирования исключительно частноправовых отношений, поскольку в этой сфере отсутствуют публичные функции, которые могут быть переданы частным лицам <1>.
--------------------------------
<1> См.: Денисов С.А. Саморегулирование или самоорганизация? // Гражданское право современной России / Сост. О.М. Козырь и А.Л. Маковский. М., 2008. С. 35 - 44.
В качестве признака СРО в научной литературе также выделяется наличие у СРО публичных функций и полномочий в отношении своих членов (разработка правил и стандартов, контроль за их соблюдением и исполнением, привлечение к ответственности ее членов и т.п.) <1>.
--------------------------------
<1> См.: Зинченко С.А., Галов В.В. Саморегулируемая организация - организационно-правовая форма партнерства бизнеса и государства // Юрист. 2014. N 20. С. 14 - 19.
Действительно, СРО имеют множество правовых форм реализации своих функций.
Одной из ключевых правовых форм деятельности СРО является разработка и утверждение стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, которые могут устанавливать дополнительные требования к предпринимательской или профессиональной деятельности определенного вида. Данная деятельность рассматривается Законом о СРО в качестве основного содержания саморегулирования. Стандарты и правила СРО должны соответствовать федеральным законам и принятым в соответствии с ними иным нормативным правовым актам. СРО самостоятельна в своем нормотворчестве, при этом нельзя не согласиться, что государство должно проявлять непосредственный интерес к содержанию локальных актов СРО только в том случае, если этими актами ущемляются права субъектов, гарантированные законом <1>.
--------------------------------
<1> См.: Петров Д.А. Система локального правового регулирования в сфере деятельности саморегулируемых организаций // Юрист. 2014. N 20. С. 28 - 34.
Помимо разработки стандартов как, безусловно, одной из основных и важнейших правовых форм деятельности СРО, последние наделены законодателем также иными полномочиями, осуществление большинства из которых является для СРО не инициативным, а обязательным. В литературе выделяют такие функции СРО, как регулирующая (нормотворческая), контрольная, обеспечительная, информационная <1>. Данные средства осуществления саморегулирования также облекаются СРО в соответствующие правовые формы. Примером регулирующей функции согласно Закону о СРО (ст. 6) могут быть разработка и установление условий членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в СРО, примерами контрольной - осуществление анализа деятельности своих членов на основании данных представляемой отчетности, применение мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, рассмотрение жалоб на действия членов СРО, а также дел о нарушении членами СРО требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации. К обеспечительной функции относится образование третейских судов для разрешения споров, возникающих между членами СРО, а также между ними и потребителями произведенных членами СРО товаров (работ, услуг), иными лицами, представление интересов членов СРО в органах государственной власти РФ, органах власти субъектов РФ и органах местного самоуправления, организация профессионального обучения, аттестации работников членов СРО или сертификации произведенных ими товаров (работ, услуг), ведение реестра членов СРО, а к информационной - обеспечение публикации информации о своей деятельности и деятельности своих членов.
--------------------------------
<1> См.: Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация. С. 25 (автор главы - И.В. Ершова).
|