Идея страхования заложена в самой человеческой природе. Именно поэтому страхование, беря начало еще в древности, получает широкое развитие уже в Средние века. В основе страхования лежит страх человека перед возможными нежелательными событиями, который вынуждает его изыскивать способы смягчения их последствий, в том числе путем накоплений "на черный день". "С экономической точки зрения под страхованием следует понимать устранение или по крайней мере ослабление вредных для частного имущества последствий от отдельных событий, случайных для потерпевшего хозяйства и не предусмотримых в каждом отдельном случае их наступления, достигаемое разложением убытков на целый ряд случаев, в которых существует подобная же опасность, но не всегда в действительности наступает" <1>.
--------------------------------
<1> Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М., 2003. Т. 2. С. 314.
Понятие риска, имеющее важнейшее значение для понимания предпринимательской деятельности в целом, в страховании приобретает значение особое, отражая саму суть данного института. Именно страх перед риском - вероятностью наступления неблагоприятных для лица событий побуждает лицо обеспечить защиту своих имущественных интересов. Такое обеспечение защиты имущественных интересов различных субъектов при наступлении страхового случая является основным частным интересом и одновременно целью организации страхового дела. При этом страховой случай представляет собой воплощенный в реальность страховой риск, т.е. предполагаемое нежелательное для лица событие, обладающее признаками вероятности и одновременно случайности его наступления.
Публичный же интерес в экономике рыночного типа раскрывается не только в обеспечении макроэкономической стабильности, но и в освобождении государства от бремени расходов по восстановлению нарушенного неблагоприятными событиями положения различных субъектов.
Страхование представляет собой самостоятельный вид предпринимательской деятельности, правом осуществления которой наделены специализированные субъекты - страховые организации, общества взаимного страхования, а также страховые брокеры и актуарии. При этом под страховой деятельностью (страховым делом) понимается сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также сфера деятельности страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием и перестрахованием. Таким образом, страховая деятельность может осуществляться также путем перестрахования, состоящего в защите одним страховщиком имущественных интересов другого страховщика, связанных с принятым последним по договору страхования (основному договору) обязательством по страховой выплате (ст. 13 Закона об организации страхового дела в РФ).
Правовое положение и виды субъектов рынка страховых услуг. Деятельность субъектов страхового дела (страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры) подлежит лицензированию. Требования к лицензированию субъектов страхового дела закрепляются в ст. 32 Закона об организации страхового дела в РФ. Для получения лицензии на осуществление добровольного и (или) обязательного страхования соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора определенные документы, которые различаются в зависимости от субъекта страхового дела и вида страхования, планируемого к осуществлению. Максимальное количество документов представляет соискатель, предполагающий осуществлять соответствующие виды коммерческого страхования. Помимо учредительных документов, будущая страховая организация представляет в орган страхового надзора (Банк России) многочисленные документы, подтверждающие ее хорошее финансовое положение, способность управлять своими рисками, а также обосновывающие выполнение ею квалификационных требований в отношении лиц, занимающих руководящие должности. Квалификационные и иные требования предъявляются к единоличному исполнительному органу, руководителю коллегиального исполнительного органа, главному бухгалтеру, внутреннему аудитору, руководителю службы внутреннего аудита субъекта страхового дела, актуарию. Например, генеральный директор страховой компании должен иметь высшее образование и стаж работы в качестве руководителя подразделения субъекта страхового дела, иной финансовой организации не менее двух лет.
Имеются и отрицательные критерии, которые распространяются не только на руководителя страховой организации, но и на членов ее совета директоров (наблюдательного совета), коллегиального исполнительного органа. Помимо дисквалифицированных лиц и лиц с неснятой или непогашенной судимостью, не могут быть назначены на указанные должности лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) и приостановлены лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если со дня такого аннулирования (отзыва) прошло менее трех лет.
Кроме того, согласно указанию Банка России от 30 декабря 2014 г. N 3523-У "О порядке и сроках представления страховщиком в Банк России принятых им в рамках видов страхования правил страхования, расчетов страховых тарифов вместе с используемой методикой актуарных расчетов, структурой тарифных ставок и положений о формировании страховых резервов" страховщик обязан представить в Банк России указанные в названии указания документы в течение 10 рабочих дней со дня их утверждения.
Сегодня понятие "страховщик" является более узким по сравнению с понятием "субъект страхового дела". Страховщиком могут являться только страховые организации и общества взаимного страхования, т.е. юридические лица, осуществляющие страховую деятельность на основании лицензии. При этом только общества взаимного страхования могут являться некоммерческими организациями, поскольку осуществляют страхование имущества и иных имущественных интересов исключительно своих членов (ст. 968 ГК РФ, ст. 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании"). Что касается страховых организаций, то, являясь профессиональными предпринимателями, они могут быть созданы в любой организационно-правовой форме коммерческой организации. Страховых организаций примерно на треть меньше, чем действующих кредитных организаций. На страховом рынке функционирует на сегодняшний день около 500 страховых организаций, причем большинство (более 60%) зарегистрировано в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью <1>. Страховщики на основании выданной им лицензии предоставляют страховые услуги различным субъектам лично или через страховых посредников - страховых агентов и страховых брокеров, статус которых определен ст. 8 Закона об организации страхового дела в РФ.
--------------------------------
<1> См.: Единый государственный реестр субъектов страхового дела. URL: http://www.minfin.ru.
В настоящее время фактически из-под действия названного Закона выведена также актуарная деятельность, под которой понимается деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками. Объектом обязательного актуарного оценивания является деятельность Банка России при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию, негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций и обществ взаимного страхования.
До принятия Федерального закона от 2 ноября 2013 г. N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" правовое положение актуариев регулировалось Законом об организации страхового дела в РФ. Сами же актуарии относились к субъектам, осуществляющим страховую деятельность.
На противоположной от страховщика стороне в страховом правоотношении могут фигурировать страхователь, выгодоприобретатель и застрахованное лицо. Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона (ст. 5 Закона об организации страхового дела в РФ). Выгодоприобретателем является лицо, в пользу которого осуществляется страхование, т.е. тот, кто при наступлении страхового случая имеет право на получение страховой выплаты. Таким образом, выгодоприобретатель и страхователь нередко совпадают в одном лице.
При личном страховании (ст. 934 ГК РФ) или страховании гражданской ответственности (ст. ст. 931, 932 ГК РФ) одним из участников страховых правоотношений может являться застрахованное лицо. При этом согласно ГК РФ по договору имущественного страхования страхуются имущественные интересы, связанные с риском утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930); риском гражданской ответственности и предпринимательским риском (ст. 933). Объектом личного страхования являются имущественные интересы, связанные с причинением вреда жизни или здоровью самого страхователя или застрахованного лица, достижением им определенного возраста либо наступлением в его жизни иного предусмотренного договором страхового случая.
Законом установлены также интересы, страхование которых не допускается. Так, не допускается страхование противоправных интересов, убытков от участия в играх, лотереях и пари, а также расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников (ст. 928 ГК РФ).
Страхователя, выгодоприобретателя и застрахованного лица объединяет наличие у них интереса к объекту страхования. По прямому указанию ГК РФ (ст. 930) договор страхования имущества, заключенный при отсутствии у страхователя или выгодоприобретателя интереса в сохранении застрахованного имущества, недействителен. В отношении личного страхования также устанавливается правило, согласно которому страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица (п. 1 ст. 963 ГК РФ).
Вместе с тем вопрос страхового интереса является крайне сложным, особенно с позиции определения его наличия или отсутствия в каждом конкретном случае. Поэтому по общему правилу наличие интереса к объекту страхования у данных лиц презюмируется, а обязанность проверять наличие и характер страхуемого интереса при заключении договора лежит на страховщике <1>.
--------------------------------
<1> См. информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 ноября 2003 г. N 75 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования".
При наступлении страхового случая страховщик обязуется выплатить страхователю, выгодоприобретателю или застрахованному лицу страховое возмещение (страховую выплату) в пределах определенной страховой суммы. Под страховой суммой понимается денежная сумма, которая установлена федеральным законом и (или) определена договором страхования и исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая. Платой за страхование, уплачиваемой страхователем (выгодоприобретателем) страховщику в виде страховых взносов (единовременного или периодических), является страховая премия.
Существенно также то, что при осуществлении страхования имущества страховая сумма не может превышать его действительную стоимость (страховую стоимость) на момент заключения договора страхования. Стороны не могут оспаривать страховую стоимость имущества, определенную договором страхования, за исключением случая, если страховщик докажет, что он был намеренно введен в заблуждение страхователем. В договоре личного страхования страховая сумма определяется сторонами свободно по обоюдному соглашению (ст. 10 Закона об организации страхового дела в РФ).
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что страховая услуга представляет собой осуществляемую лично или через представителей (страховых брокеров и агентов) деятельность страховщиков по страхованию имущественных интересов граждан и юридических лиц, имеющую целью их защиту путем выплаты страховщиком страхового возмещения при наступлении страхового случая.
Рынок страховых услуг можно определить как совокупность общественных отношений, связанных с оказанием страховщиками страховых услуг. При этом рынок страховых услуг подобно рынку ценных бумаг и банковских услуг является частью финансового рынка. Хотя на первый взгляд банковская и страховая деятельности очень близки, в том числе по выполнению ими инфраструктурной функции для первичных рынков, их все же необходимо различать.
Банковские и страховые услуги являются частью рынка финансовых услуг. В рамках государственного регулирования банковской и страховой деятельности к страховым и кредитным организациям в ряде случаев применяются похожие инструменты, например по противодействию легализации преступных доходов. Существует даже такое специфическое юридическое лицо, как государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", которая наделена полномочиями не только в области банковской, но и в области страховой деятельности, в частности правом страхования экспортных кредитов от коммерческих и политических рисков в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Сближает кредитные и страховые организации предоставленная ст. 368 ГК РФ возможность выдачи банковских гарантий. Широкое распространение получили холдинги с одновременным участием в них кредитных и страховых организаций. Кроме того, как верно отмечается экспертами, "страхование по банковским программам либо по программам кросс-селлинг по продажам банковских продуктов - это наиболее выгодные инструменты для многих страховых компаний" <1>. Таким образом, связь рынка банковских и страховых услуг все больше укрепляется.
--------------------------------
<1> Жук И. Банк России и страховой рынок // Банковское обозрение. 2014. N 5. С. 62 - 63. Кросс-селлинг - это так называемые перекрестные продажи, когда в дополнение к одному товару потребителю предлагается другой. Так, в дополнение к банковским услугам сегодня уже традиционно предлагаются различные страховые услуги.
Однако как банкам прямо запрещено заниматься страховой деятельностью, так и страховые организации могут быть созданы только специально для осуществления страховой деятельности, а значит, их правоспособность является специальной, а деятельность по осуществлению страхования - исключительной, поскольку только субъект, имеющий специальное разрешение (лицензию), вправе заниматься страхованием. Так, ранее в Законе об организации страхового дела в РФ был прямо установлен запрет на осуществление страховыми организациями банковской, производственной и торгово-посреднической деятельности.
Помимо страховых организаций, получивших в установленном порядке разрешение (лицензию) на осуществление страховой деятельности, никто не имеет права предоставлять страховые услуги.
Государственное регулирование рынка страховых услуг. Государственное регулирование рынка страховых услуг предопределяется, как и в случае с банковским регулированием, необходимостью обеспечения стабильности соответствующего сегмента финансового рынка. Подобно банкам страховые организации аккумулируют значительные денежные средства различных субъектов. Эти резервы служат гарантией платежеспособности страховой организации, а потому обеспечение поддержания их на определенном уровне является важнейшей целью государственного регулирования и залогом обеспечения устойчивости страхового рынка.
Государство осуществляет регулирование рынка страховых услуг путем принятия законодателем и уполномоченными федеральными органами исполнительной власти нормативных актов, в которых закрепляются основные инструменты (средства) регулирования. При этом основные полномочия по изданию таких нормативных актов возложены на Банк России, который, являясь сегодня мегарегулятором финансового рынка, осуществляет также страховой надзор.
Гарантиями обеспечения финансовой устойчивости страховщика и одновременно средствами государственного регулирования страховой деятельности являются следующие средства страхового регулирования:
1) установление требований к лицензированию деятельности субъектов страхового дела;
2) установление квалификационных требований к руководителям и главным бухгалтерам субъектов страхового дела;
3) установление требований к уставному капиталу и собственным средствам страховщиков;
4) установление обязательных (финансовых, экономических) нормативов;
5) установление требований к формированию и размещению страховых резервов;
6) установление правил деятельности (бухгалтерской и статистической отчетности);
7) установление требований по противодействию легализации преступных доходов;
8) установление ограничений участия иностранного капитала на рынке страховых услуг;
9) установление страховых тарифов по видам обязательного страхования.
Страховые резервы и собственные средства страховщика должны быть обеспечены активами, соответствующими требованиям диверсификации, ликвидности, возвратности и доходности. Собственные средства страховщиков (за исключением обществ взаимного страхования, осуществляющих страхование исключительно своих членов), включают уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, нераспределенную прибыль. Страховщики должны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого должен быть не ниже установленного минимального размера уставного капитала, равного: 120 млн. руб. с учетом коэффициентов, установленных для различных видов страхования, например: 60 млн. руб. - для медицинского страхования; 240 млн. руб. - для страхования жизни, 480 млн. руб. - для осуществления перестрахования (ст. 25 Закона об организации страхового дела в РФ).
Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования, формируют страховые резервы. Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат и не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. При этом страховые организации вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования (ст. 26 Закона об организации страхового дела в РФ). Средства страхового надзора разнообразны и включают ряд полномочий органа страхового надзора в области истребования информации, принятия различных решений, применения мер воздействия и проведения проверок деятельности субъектов страхового дела на местах. В частности, среди инструментов страхового надзора можно назвать: выдачу или отказ в выдаче лицензий, решение об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий; выдачу разрешения на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов соответствующих сделок; выдачу и отзыв квалификационных аттестатов и др. Истребуя информацию у субъектов страхового дела, орган страхового надзора получает возможность контролировать, в частности, состав и структуру активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика, выдачу страховщиками банковских гарантий и др. Следует также отметить, что орган страхового надзора ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела и реестр их объединений.
В целях защиты в первую очередь публичных интересов еще в 1999 г. были введены некоторые ограничения на участие иностранного капитала в страховых организациях, созданных и функционирующих на территории России после внесения соответствующих изменений в Закон об организации страхового дела в РФ.
Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, здоровья и имущества граждан за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета федеральным органам исполнительной власти (страхователям), страхование, связанное с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных организаций и муниципальных организаций.
Действительно, формируемые при страховании жизни резервы являются источником долгосрочных инвестиций, которые, по мнению законодателя, должны прежде всего направляться в реальный сектор российской экономики, а не утекать за рубеж. Аналогично обязательное, в том числе государственное, страхование также связано с реализацией социально значимых задач.
Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 51%, не могут осуществлять в Российской Федерации, помимо указанных выше видов страхования, также страхование объектов личного страхования и обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Помимо ограничения доступа иностранных компаний к определенным видам страхования, Законом об организации страхового дела в РФ установлена также квота присутствия иностранного капитала на российском рынке страховых услуг. В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 50%, орган страхового надзора прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%.
Страховая организация обязана получить предварительное разрешение органа страхового надзора на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов, а также на продажу иностранным инвесторам своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) - на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и (или) их дочерних обществ.
Как известно, с 2012 г. Россия является членом ВТО, что предполагает снятие большинства существующих ограничений по видам страхования для страховщиков с иностранным участием. Тем не менее Российская Федерация также вынуждена устанавливать некоторые ограничения протекционистского характера, пока внутренний финансовый рынок не будет готов конкурировать на должном уровне. Речь в данном случае идет о Перечне специфических обязательств Российской Федерации по услугам (приложение к Протоколу от 16 декабря 2011 г. о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО). В разделе "Ограничения доступа на рынок" данного Перечня в отношении страховых услуг определены изъятия в первую очередь временного характера. Так, иностранные страховщики смогут открывать филиалы на территории России только через девять лет после присоединения Российской Федерации к ВТО. Перечень же видов страхования, разрешенных страховым компаниям с иностранным участием, будет расширен уже в 2017 г.
|