Проведение оценки включает следующие этапы: 1) заключение договора на проведение оценки, включающего задание на оценку; 2) сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки; 3) применение подходов к оценке, включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчетов; 4) согласование (в случае необходимости) результатов и определение итоговой величины стоимости объекта оценки; 5) составление отчета об оценке <1>.
--------------------------------
<1> См.: п. 23 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)".
Основанием для проведения оценки является договор на проведение оценки, заключенный заказчиком с оценщиком или с юридическим лицом, с которым оценщик заключил трудовой договор. Договор на проведение оценки заключается в простой письменной форме.
В предусмотренных законодательством случаях оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.
Согласно ст. 5 Закона об оценочной деятельности к объектам оценки относятся: отдельные материальные объекты (вещи); совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, включая предприятия); право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; права требования, обязательства (долги); работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Законодательством предусмотрено проведение оценки в обязательном или добровольном (необязательном) порядке <1>.
--------------------------------
<1> Е.И. Нейман отмечает, что оценочная деятельность во многих странах не регулируется законодательно, и требования к обязательности проведения оценок отсутствуют (см.: Нейман Е.И. Указ. соч.).
Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам РФ либо муниципальным образованиям, в том числе: при определении стоимости объектов оценки в целях их приватизации, передачи в доверительное управление, передачи в аренду; при использовании объектов оценки, принадлежащих публично-правовым образованиям, в качестве предмета залога и т.д. (ст. 8 Закона об оценочной деятельности).
В случае обязательности проведения оценки объектов оценки оценщик обязан включать информацию об отчете об оценке объекта оценки в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц <1>.
--------------------------------
<1> См.: п. 2 ст. 7.1 Закона о регистрации юридических лиц; Приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 "Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве".
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 30 мая 2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" отметил, что "оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица". Вместе с тем, "если законом или иным нормативным актом для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (обязательное проведение оценки) без установления обязательности определенной им величины стоимости объекта оценки, то судам следует иметь в виду, что оценка, данная имуществу оценщиком, носит лишь рекомендательный характер и не является обязательной, и, следовательно, самостоятельное ее оспаривание посредством предъявления отдельного иска не допускается".
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа.
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством РФ, или в судебном порядке не установлено иное. Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора осуществляют Минэкономразвития России и Росреестр. Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности <1>. Росреестр уполномочен вести единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков; осуществлять надзор за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Закона об оценочной деятельности; обращаться в суд с заявлением об исключении саморегулируемых организаций оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков <2>.
--------------------------------
<1> См. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации".
<2> См. Постановление Правительства РФ от 3 июля 2007 г. N 423 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков, осуществлять надзор за выполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и обращаться в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков".
Регулирование оценочной деятельности осуществляют также Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития России <1>, Национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков, иные объединения саморегулируемых организаций оценщиков и непосредственно саморегулируемые организации оценщиков.
--------------------------------
<1> См. Приказ Минэкономразвития России от 5 ноября 2014 г. N 700 "Об утверждении положения о совете по оценочной деятельности и положения о его рабочих органах".
Совет по оценочной деятельности - совещательный орган при Минэкономразвития России - выполняет ряд функций, указанных в Законе об оценочной деятельности, в том числе: участвует в рассмотрении вопросов государственной политики в области оценочной деятельности; рассматривает проекты федеральных стандартов оценки и рекомендует или не рекомендует их для утверждения Минэкономразвития России; рассматривает предложения о совершенствовании деятельности саморегулируемых организаций оценщиков и при необходимости дает рекомендации по совершенствованию этой деятельности и др.
Национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков - это некоммерческая организация, которая создана саморегулируемыми организациями оценщиков, зарегистрирована Росреестром и членами которой являются более 75% саморегулируемых организаций оценщиков, включенных в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющих более 50% оценщиков, включенных в сводный реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено.
Национальное объединение саморегулируемых организаций оценщиков не вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность.
Саморегулируемой организацией оценщиков признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования оценочной деятельности и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований нормативных правовых актов РФ, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.
Деятельность саморегулируемых организаций оценщиков, как и других саморегулируемых организаций, подпадает под действие Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Саморегулируемая организация оценщиков должна соответствовать следующим требованиям: объединение в составе этой организации в качестве ее членов не менее чем 300 оценщиков; наличие компенсационного фонда, который формируется за счет взносов ее членов в денежной форме (в этот фонд каждым членом саморегулируемой организации оценщиков должен быть внесен обязательный взнос в размере не менее чем 30 тыс. руб.); наличие коллегиального органа управления (совета, наблюдательного совета), функционально специализированных органов и структурных подразделений; наличие стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности; наличие официального сайта в сети Интернет, соответствующего требованиям Закона об оценочной деятельности и Закона о саморегулируемых организациях.
|