Инновация - это новшество: новый подход, новый способ, новый продукт. Инновация, внедренная в производство, позволяет создать новый товар или услугу, которые лучше удовлетворяют потребности потребителей. Этот процесс впервые теоретически обосновал австрийский экономист Й. Шумпетер в середине XX в. <1>. Процесс вытеснения старых товаров, услуг и целых отраслей Шумпетер назвал "креативным разрушением", которое согласно его концепции является основой роста экономики в целом <2>.
--------------------------------
<1> См.: Schumpeter J.A. Capitalism, Socialism and Democracy. L., 2003.
<2> Ibid. P. 31.
Теорию Й. Шумпетера расширили и развили его последователи. Эволюция моделей инновационного процесса шла от концепции закрытых инноваций производителей через понятия инноваций пользователей и стратегических инноваций к модели сетевых коллаборативных инноваций <1>. Главный вывод, который сделал Й. Шумпетер: инновации являются залогом экономического роста. Чем активнее инновации внедряются в производство, тем быстрее растет экономика государства.
--------------------------------
<1> См.: Смородинская Н.В. Сетевые инновационные экосистемы и их роль в динамизации экономического роста // Инновации. 2014. N 7. С. 27.
Итак, развитие инноваций является одним из основных факторов экономического роста <1>. Однако такое развитие - непростой процесс. Высокотехнологичный бизнес имеет очень низкую окупаемость. Когда в "традиционных" отраслях экономики (торговля, добыча полезных ископаемых и т.д.) большая норма прибыли, предприниматели не заинтересованы в диверсификации и модернизации своего бизнеса.
--------------------------------
<1> См.: Лавров Е.И., Капогузов Е.А. Экономический рост: теории и проблемы: Учеб. пособие. Омск, 2006. С. 73, 89, 91 и след.
Следовательно, государство вынуждено перераспределять прибыль в инновации, финансируя таким образом развитие страны. При этом могут использоваться как прямые, так и косвенные способы такой поддержки. Они весьма разнообразны, следовательно, и государственное стимулирование инноваций должно также быть комплексным.
Меры, которые государство предпринимает для этих целей, можно разделить на две большие группы. Это публично-правовые меры (льготы по уплате налогов и взносов, институты развития и т.д.) и частноправовые (привлечение частных инвесторов в технологические отрасли и создание условий для инвестирования).
По указанным выше причинам инновации можно развивать лишь комплексно. При этом могут независимо применяться формы, связанные как с государственной поддержкой инноваций (прямое, опосредованное, косвенное регулирование), так и с созданием условий для частного финансирования инновационных разработок. По этой причине не представляются практически применимыми:
1) законодательное закрепление понятия инноваций в отрыве от конкретных мер регулирования (программы развития инноваций, льготы для инновационных компаний, ограничения для резидентов инновационных экономических зон);
2) выделение "инновационного права" как отрасли либо подотрасли, обладающей исключительным предметом (термин "инновации" относится к экономической теории, а правовая поддержка инноваций относится к различным отношениям, не имеющим общего предмета);
3) принятие комплексного акта, регулирующего инновационную деятельность в масштабах всей экономики. В силу разнообразия способов государственной поддержки инноваций подобный акт будет содержать большой массив слабо связанных между собой правовых норм, что лишь усложнит правовое регулирование инноваций.
|