Существует ряд форм государственной поддержки инноваций:
1) прямое привлечение государственных средств в высокотехнологичные отрасли. Этот способ основан на создании так называемых институтов развития - государственных фондов или компаний, которые предоставляют кредиты под небольшой процент, инвестируют или соинвестируют в высокотехнологичный бизнес;
2) снижение издержек высокотехнологичного бизнеса - специальные налоговые режимы для технологичных компаний, пониженные ставки взносов во внебюджетные фонды и т.д.;
3) создание инфраструктуры - технологических университетов, дата-центров, технопарков, бизнес-инкубаторов. С развитием Интернета и проведением высокоскоростных каналов связи по стране вклад государства здесь становится менее актуальным, однако в отдаленных регионах Севера и Дальнего Востока с инфраструктурой остаются проблемы;
4) трансфер технологий, т.е. перевод интеллектуальной собственности из государственных рук (НИИ, образовательные учреждения, военные технологии) в частные. Сюда же можно отнести поддержку перспективных исследований (гранты, создание государственных лабораторий, поддержку образования ученых за границей).
Каждый из перечисленных способов опосредуется в нормативных актах. Остановимся подробнее на вопросах соответствующего правового регулирования.
Институты развития. Задача институтов развития - финансовая поддержка инноваторов. Это производится различными организациями в соответствии с масштабами необходимого финансирования.
Так, ОАО "Роснано" (ранее имевшая форму государственной корпорации) осуществляет финансовую поддержку крупных инновационных проектов с высоким потенциалом окупаемости <1>. Прежде всего финансируется строительство производственных мощностей, ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции (например, производство микропроцессоров, светодиодных ламп и т.д.). Средства предоставляются на рыночных условиях (например, в форме кредита), однако финансирование могут привлекать проекты, не рассчитывающие на помощь банков и других крупных инвесторов, например проекты по созданию производств нового оборудования компаниями, не имеющими серьезных активов. Здесь Роснано выступает как государственный институт развития.
--------------------------------
<1> См.: Стратегия развития ОАО "Роснано" до 2020 года. Разд. 2. С. 5. URL: http://goo.gl/JeSjiZ.
Российская венчурная компания ОАО "РВК" финансирует венчурные фонды (фонды, специализирующиеся на вложениях в высокотехнологичные проекты); РВК - "фонд фондов", который вкладывает государственные средства на условиях софинансирования <1>. Управление активами осуществляют сами фонды, РВК лишь увеличивает их капитализацию и получает прибыль вместе с остальными соинвесторами. Также РВК обеспечивает среду для развития венчурного бизнеса: проводит исследования рынка, разрабатывает типовые документы, занимается лоббизмом.
--------------------------------
<1> См.: Стратегия развития ОАО "РВК" (в ред. 2013 г.). URL: http://www.rusventure.ru/ru/company/legal_basis/Strategy_RVC_2020.pdf.
Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) - государственный венчурный фонд, инвестирующий в интернет-проекты на ранних стадиях, созданный под патронажем Агентства стратегических инициатив для государственного финансирования частных интернет-проектов <1>. Фонд координирует реформы российского законодательства (в том числе изменение ГК РФ) в интересах венчурных инвесторов. Юристы ФРИИ внесли ряд важных поправок в российское гражданское законодательство (нормы об опционах, преддоговорной ответственности и т.д.) <2>.
--------------------------------
<1> См.: URL: http://www.iidf.ru/about/us.
<2> См.: URL: http://www.facebook.com/friifond/posts/950102034999928.
Снижение издержек (косвенное регулирование). Косвенное регулирование позволяет инноваторам снижать издержки, таким образом повышая норму прибыли в высокотехнологичных отраслях. К сожалению, при отсутствии прибыли такое регулирование не работает, косвенное регулирование в этом случае должно сочетаться с иными методами, действующими на ранних стадиях развития инновационного бизнеса. В России используются следующие формы косвенного регулирования инноваций:
1) сниженные ставки налогов. В первую очередь следует отметить пониженные либо нулевые ставки налога на добавленную стоимость на научно-исследовательские работы (подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ);
2) пониженные ставки взносов в государственные внебюджетные фонды для ИТ-компаний, аккредитованных в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ (ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования");
3) пониженные ставки взносов для резидентов "Сколково" (ст. 58.1 указанного Закона) и т.д.
Преимущество такого регулирования - отсутствие государственных расходов. В то же время терминологически определить инновационное производство и отделить его от неинновационного чрезвычайно сложно, что увеличивает риск злоупотреблений <1>. Поэтому такие косвенные нормы либо несут большой конфликтный потенциал (нулевые ставки НДС), либо сложны для применения (пониженные ставки взносов во внебюджетные фонды). И то и другое закрывает путь к льготам для небольших компаний.
--------------------------------
<1> В отношении инвесторов в инновации используют термин "бизнес-ангелы". Косвенно это говорит и об остальных инвесторах-"неангелах".
Создание инфраструктуры для развития инноваций. Разработка многих направлений инноваций требует специальной технической инфраструктуры. Именно из-за отсутствия инфраструктуры в России и Восточной Европе, странах ЕАЭС развиваются в основном инновационные предприятия в сфере компьютерных технологий. Высокоскоростные сети и удаленные дата-центры ликвидировали потребность ИТ-предпринимателей в специальных технопарках.
Что же касается биотехнологий, космических технологий, нанотехнологий, то для них "гаражное предпринимательство" по-прежнему невозможно. Для создания соответствующих центров обычно применяются дотации через федеральные целевые программы (ФЦП) (например, ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы") <1>.
--------------------------------
<1> См. Постановление Правительства РФ от 21 мая 2013 г. N 426 "О Федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы".
Для комплексного развития территорий за рубежом часто используется механизм специальных экономических зон, в которых инновационная инфраструктура совмещена со специальным налоговым и таможенным режимом <1>. В России с этой целью Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" предусматривает технико-внедренческие экономические зоны с инновационной инфраструктурой. Пока их пять: в Дубне, Зеленограде, Санкт-Петербурге, Томске, Татарстане ("Иннополис") <2>.
--------------------------------
<1> Подробнее об особых экономических зонах см.: Приходько С.В., Воловик Н.П. и др. Особые экономические зоны. М., 2007.
<2> См.: URL: http://www.russez.ru/oez/innovation.
Резиденты этих зон пользуются льготными ставками налога на прибыль, на имущество организаций, а также пониженными ставками взносов в государственные внебюджетные фонды. Резиденты также могут использовать инфраструктуру технико-внедренческих зон, применять специальный таможенный режим.
С 2014 г. законодательством предусмотрен также новый тип экономических зон - территории опережающего развития. Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" ориентирован прежде всего на Дальний Восток. При этом не предусматривается существенных отличий для особых экономических зон: добавлен ряд полномочий, в частности по выкупу земель, изменены нормы о сроках функционирования соответствующих территорий. Пока рано говорить о том, будет ли достигнута цель создания зон нового типа - обеспечение лучших условий предпринимательской и инвестиционной деятельности по сравнению с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
В России действует Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково". Он был принят в рамках проекта по созданию "иннограда" возле Москвы с ориентацией на ракетно-космические, ядерные, информационные, энергоэффективные технологии и биотехнологии. Помимо специального налогового и таможенного режима для участников, Закон предусматривает отмену на территории "Сколково" устаревших строительных норм, а также работу только частных образовательных и медицинских организаций. К сожалению, пока лишь малая часть инфраструктуры "Сколково" построена, хотя резиденты существуют и пользуются своим статусом <1>.
--------------------------------
<1> См.: Рейтер С., Голунов И. Расследование РБК: что случилось со "Сколково". URL: http://goo.gl/f3mGUO.
Трансфер технологий. Исключительные права на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности, созданные на государственные средства, остаются в управлении государственных организаций, в первую очередь вузов и научных институтов. Они, с одной стороны, не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью; с другой - не имеют права передавать государственную собственность в частные руки. В результате полезные разработки остаются "под стеклом".
Для передачи (трансфера) современных технологий в промышленность необходимо установить специальные правила, по которым исследовательские центры смогут "приватизировать" государственную интеллектуальную собственность. Так, в США Закон Бэя - Доула (Bayh - Dole Act), принятый в 1980 г., установил, что результаты исследований, финансируемых государством, переходят в собственность вузов и научных центров, которые имеют право продавать их частным компаниям. В результате резко увеличилось коммерческое применение результатов исследований, что оказало эффект на экономику в целом <1>.
--------------------------------
<1> Подробнее см.: The Bayh-Dole Act at 25. URL: http://www.bayhdolecentral.com/BayhDole25_WhitePaper.pdf.
В России с подобной целью был принят Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (ныне частично имплементированный в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Согласно этому акту учебные и научные учреждения получили право создавать хозяйственные общества (малые инновационные предприятия) в долях с частными инвесторами. Обязательным условием создания общества является внесение учреждением результата интеллектуальной деятельности в его уставный капитал.
По мнению авторов Закона, этот механизм позволит государственным учреждениям получать прибыль из имеющихся у них патентов. Однако сложная процедура создания малых инновационных предприятий и малое число оформленных вузами коммерчески применимых изобретений затрудняют применение Закона на практике. Несмотря на неоднократные изменения Закона, механизм малых инновационных предприятий пока распространен недостаточно <1>.
--------------------------------
<1> См.: Фияксель Э. Инноваторы под колпаком: почему не работает закон о создании МИПов // Российская бизнес-газета. 2010. 6 июля. С. 3.
|