Вторник, 26.11.2024, 11:24
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие и особенности правового регулирования внешнеэкономической деятельности

В современной экономике деятельность предпринимателей далеко не всегда ограничивается национальными рынками. Причиной тому служат различия географического положения, природных и климатических условий, человеческих, сырьевых и финансовых ресурсов, неравномерность экономического и научно-технического развития стран мира, а нередко и политические факторы. Если государство предоставляет участникам ВЭД льготы, у предпринимателей возникают дополнительные стимулы ее осуществления, а иногда и стимулы маскировать свою деятельность под внешнеэкономическую.

В государственном регулировании ВЭД, как правило, проявляются два противоположных направления - протекционизм (ограничения ВЭД с целью защиты отечественного товаропроизводителя от иностранных конкурентов) и либерализм (снятие ограничений на ВЭД, максимально свободный доступ иностранных товаров на отечественный рынок). В экономической и юридической литературе как крайняя степень протекционизма характеризуется автаркия - политика самоизоляции и ориентации только на самообеспечение продуктами собственного производства, отказа от использования импортных товаров <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Международное право: Учебник / Отв. ред. С.А. Егоров. 5-е изд. М., 2014; Вельяминов Г.М. Международное право: опыты. М., 2015.

В разные периоды можно обнаружить преобладание в государственном регулировании ВЭД либерализма или протекционизма. Автаркия в чистом виде в современном мире явление крайне редкое (Северная Корея), однако в отдельных сферах и в нашей стране встречаются предложения и меры, тяготеющие к автаркии (например, идея импортозамещения любой ценой).

Законодательство определяет ВЭД путем перечисления не ее признаков, а тех видов деятельности, которые относятся к ВЭД: это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (ст. 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле").

Внешнеэкономическая деятельность направлена на заключение и исполнение внешнеэкономических сделок. Данное понятие до недавнего времени использовалось в гражданском законодательстве, которое устанавливало требование о заключении таких сделок в письменной форме, несоблюдение которого влекло признание сделки недействительной. Однако с 1 сентября 2013 г. это правило (п. 3 ст. 162 ГК РФ), подвергавшееся обоснованной критике, отменено, равно как и правило п. 2 ст. 1209 ГК РФ о подчинении формы внешнеэкономической сделки, в которой участвует российское юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), российскому праву. В результате термин "внешнеэкономическая сделка" в ГК РФ больше не употребляется. Таким образом, с точки зрения гражданского права квалификация сделки как внешнеэкономической утратила прежнее значение. Вместе с тем термин "внешнеэкономическая сделка", по-прежнему не имеющий легального определения, продолжает наряду с терминами "внешнеторговая сделка" (ст. 14.50 КоАП РФ), "внешнеторговый договор (контракт)" (ст. 193 УК РФ) использоваться в публично-правовых нормативных актах (ст. ст. 18, 20, 21, 23 Федерального закона "Об экспортном контроле"; ст. 164 НК РФ; ст. 14.20 КоАП РФ). Следовательно, выделение признаков внешнеэкономической сделки все-таки имеет значение.

В доктринальных источниках мы можем встретить предложения отказаться от употребления в нормативных актах термина "внешнеэкономическая сделка", заменив его более понятным и лучше соответствующим содержанию и целям использования. Так, Е.Л. Симатова предлагает использовать термин "международный коммерческий контракт" <1>, а Г.К. Дмитриева - "трансграничные предпринимательские (коммерческие) сделки (договоры)" <2>. Такая замена, если бы удалось произвести ее одновременно во всех нормативных актах, была бы полезна.

--------------------------------

<1> См.: Симатова Е.Л. Использование термина "внешнеэкономическая сделка" в гражданском законодательстве РФ // Lex russica. 2014. N 11. С. 1296 - 1303.

<2> См.: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2013.

Что же касается ныне употребляемого термина "внешнеэкономическая сделка", то судебная практика и доктринальные источники называют следующие ее признаки. Внешнеэкономическая сделка всегда включает в себя иностранный элемент (как правило, это иностранный участник сделки). В ряде случаев признак участия в сделке иностранного субъекта понимается как местонахождение коммерческих предприятий сторон сделки на территориях различных государств. Именно на основании этого критерия сделки квалифицируются как договоры международной купли-продажи товаров в соответствии со ст. 1 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров.

Для исполнения внешнеэкономических сделок довольно характерно перемещение товаров через таможенную границу и осуществление платежей в валюте, которая является иностранной хотя бы для одной из сторон. Однако этот признак присутствует не всегда, например, при исполнении внешнеторговой бартерной сделки <1> денежные платежи вообще могут не совершаться. Внешнеэкономические сделки могут быть как двух- или многосторонними (например, экспортный или импортный контракт), так и односторонними (выдача доверенности, объявление конкурса). Сделки, имеющие для их участников сугубо бытовой характер (например, обмен, совершаемый коллекционерами оловянных солдатиков из разных стран), к внешнеэкономическим не относятся.

--------------------------------

<1> Согласно п. 3 ст. 2 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности внешнеторговая бартерная сделка - сделка, совершаемая при осуществлении ВЭД и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств.

Правила валютного контроля требуют оформлять такой документ как паспорт сделки (ст. 20 Закона о валютном регулировании). Несоблюдение этого требования не влияет на действительность сделки, однако может затруднить ее исполнение, в частности перемещение товара через таможенную границу.

В силу принципа автономии воли стороны внешнеэкономической сделки могут самостоятельно выбрать применимое к сделке право. Если они этого не сделали, применимое право определяется коллизионными нормами. Статья 1211 ГК РФ содержит норму о привязке к праву страны, с которой сделка наиболее тесно связана. Такой страной предполагается страна, где имеет место жительства или осуществляет свою основную деятельность контрагент, чье исполнение имеет для сделки решающее значение. Презюмируется, что в договоре купли-продажи "решающее исполнение" осуществляет продавец, в договоре подряда - подрядчик. В ст. 1211 ГК РФ сформулирован еще ряд презумпций в отношении многих других договоров.

Коллизионные нормы, содержащиеся в ГК РФ, не применяются в случаях, когда иное установлено международным договором. Например, в п. "е" ст. 11 Соглашения стран СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г. установлено, что права и обязанности сторон по сделке определяются по законодательству места ее совершения, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Итак, ВЭД предпринимателей характеризует ряд особенностей: направленность на заключение и исполнение внешнеэкономических сделок, взаимодействие с иностранными контрагентами, значительная зависимость от политических факторов; как правило, трансграничное перемещение товаров, использование в качестве платежного средства иностранной валюты. Эти особенности определяют и особенности правового регулирования ВЭД:

- необходимость разрешения коллизионной проблемы (выбора применимого права);

- комплексный характер (правовое регулирование осуществляется, с одной стороны, нормами частного (гражданского, торгового), с другой стороны, нормами публичного права - административного, валютного, таможенного, налогового права, а в определенной степени и международного публичного права, которое задает общие рамки правового регулирования);

- проявление таких противоположных начал, как либерализм и протекционизм;

- сочетание коллизионного и материально-правового, частноправового и публично-правового, косвенного и прямого регулирования;

- установление особого порядка разрешения споров;

- связь с политическими факторами <1>.

--------------------------------

<1> Показательно, что Конституционный Суд РФ назвал такие средства регулирования ВЭД, как квотирование, антидемпинговые меры, "торгово-политическими" (см. п. 3.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 9 июля 2012 г. N 17-П).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (27.03.2017)
Просмотров: 167 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%