Один из основных видов ВЭД - внешнеторговая деятельность. Это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами (экспорт и импорт), услугами (например, предоставление финансовых услуг иностранным банком), работами (например, выполнение строительных работ за границей), информацией и интеллектуальной собственностью (например, приобретение у иностранной фирмы прав на технологию изготовления продукции или на использование товарного знака).
Публично-правовое регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется таможенно-тарифными <1> и нетарифными мерами.
--------------------------------
<1> Таможенно-тарифные меры рассмотрены в § 5 настоящей главы.
Нетарифные меры могут заключаться в количественных и иных ограничениях и запретах в отношении импорта и экспорта, введении разрешительного порядка, предоставлении определенным субъектам ВЭД исключительного права экспорта или импорта определенных товаров. В качестве общего правила декларировано осуществление экспорта и импорта товаров без применения запретов и количественных ограничений (п. 11 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран <1>), однако из этого правила установлено немало исключений.
--------------------------------
<1> Приложение N 7 к Договору о ЕАЭС.
Например, в отношении экспорта могут применяться временные ограничения или запреты для предотвращения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных существенно важных товаров (подп. 1 п. 12 Протокола, ст. 21 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности). Перечень таких товаров устанавливается Постановлением Правительства РФ <1>. Установление запретов в отношении экспорта как меры прямого регулирования следует отличать от так называемых запретительных (заградительных) пошлин (формально относящихся к мерам косвенного регулирования), в результате введения которых экспорт становится экономически невыгодным.
--------------------------------
<1> См.: Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 877 "Об утверждении Перечня товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта".
В разрешительном порядке осуществляются экспорт и импорт продукции военного назначения (п. 2 ст. 4 Федерального закона "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами").
Исключительное право на экспорт природного газа (в газообразном состоянии) из Российской Федерации предоставляется организации собственнику единой системы газоснабжения или ее стопроцентному дочернему обществу (ст. 3 Федерального закона "Об экспорте газа").
Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами, могут вводиться, если это необходимо для выполнения международных обязательств Российской Федерации (подп. 7 п. 1 ст. 32 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности). Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 880 "О мерах по реализации соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о торговле некоторыми изделиями из стали" были введены количественные ограничения в отношении экспорта некоторых изделий из стали. Основания для запрещения или ограничения внешнеэкономических операций предусматривает и Федеральный закон "О специальных экономических мерах". Это "международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан", а также соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН. Именно со ссылкой на этот Закон были приняты Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", запретивший ввоз сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из ряда стран, и Указ Президента от 29 июля 2015 г. N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", предписавший уничтожение таких товаров, если они все-таки были ввезены.
Количественные и иные ограничения импорта и экспорта <1> реализуются путем квотирования и лицензирования. Квотирование как механизм прямого количественного ограничения следует отличать от тарифного квотирования, с помощью которого объем внешнеторговых операций с определенными товарами регулируется лишь косвенным образом: импорт в пределах квоты облагается более низкими таможенными пошлинами, а сверх этих объемов - более высокими <2>.
--------------------------------
<1> См.: Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (приложение N 1 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 134).
<2> Тарифные квоты действуют в отношении мяса.
Под лицензированием понимается административная процедура выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Лицензирование применяется при введении количественных ограничений, разрешительного порядка, тарифной квоты, импортной квоты (в качестве специальной защитной меры). Правовую базу лицензирования составляют Соглашение ВТО по процедурам импортного лицензирования, Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран, Закон о регулировании внешнеторговой деятельности и подзаконные нормативные акты.
Лицензии участникам внешнеторговой деятельности выдает Минпромторг России <1>, являющийся федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное регулирование внешнеторговой деятельности, через свои территориальные органы. Лицензия может быть разовой, генеральной и исключительной.
--------------------------------
<1> За исключением лицензий на экспорт или импорт сжиженного природного газа, которые выдает Министерство энергетики РФ.
Порядок выдачи лицензий определяется Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров <1> и Положением о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 9 июня 2005 г. N 364. Положение определяет перечень документов, которые подаются одновременно с заявлением на выдачу лицензии, срок для принятия решения по заявлению и вводит исчерпывающий перечень оснований, по которым в выдаче лицензии может быть отказано. В отношении лицензий предусмотрена возможность переоформления, приостановления, возобновления и аннулирования. О приостановлении или аннулировании лицензии сообщается в таможенные органы. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров.
--------------------------------
<1> Приложение к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран.
Соглашение ВТО по процедурам импортного лицензирования и приложение N 7 к Договору о ЕАЭС оперируют термином "автоматическое лицензирование". Аналогом этой меры является предусмотренное ст. 25 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности наблюдение. Это временная мера, которая может применяться в целях мониторинга динамики экспорта или импорта отдельных видов товаров путем выдачи Минпромторгом России автоматических (без ограничений по заявлению любого импортера или экспортера) разрешений.
Товары, в отношении которых вводятся меры нетарифного регулирования и тарифного квотирования, подлежат включению в единый в рамках ЕАЭС перечень.
В целях протекционизма (для защиты экономических интересов отечественных товаропроизводителей) в отношении импорта товаров могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры.
Правовую базу применения таких мер составляют: в рамках ВТО - Соглашение по применению статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (Антидемпинговое соглашение); Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам; Соглашение по специальным защитным мерам; на уровне ЕАЭС - Протокол о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер <1>; на национальном уровне - Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".
--------------------------------
<1> Приложение N 8 к Договору о ЕАЭС.
Специальная защитная мера может применяться как реакция на настолько возросший импорт какого-либо товара, что он грозит причинением серьезного ущерба отрасли экономики импортирующей страны либо причиняет такой ущерб. В качестве такой меры вводится предварительная специальная пошлина и импортная квота.
Антидемпинговая мера (антидемпинговая пошлина, одобрение добровольных ценовых обязательств) применяется в ответ на демпинговый импорт, т.е. импорт товара по цене ниже нормальной стоимости такого товара.
Компенсационная мера (компенсационная пошлина) применяется в отношении импортеров, которые пользуются некоторыми видами субсидий иностранных государств ("специфическими субсидиями").
В отношении отдельных импортируемых товаров для того, чтобы не допустить занижения их таможенной стоимости и иных искажений сведений о них, проверить их качество и количество, Правительство РФ может вводить предотгрузочную инспекцию. В Докладе Рабочей группы по присоединению Российской Федерации к ВТО отмечено, что "Российская Федерация в настоящее время не требует проведения предотгрузочных инспекций, однако не исключает возможность введения данной меры в случае необходимости" (п. 563). Правовой базой для применения такой меры являются Соглашение ВТО по предотгрузочной инспекции и Закон о регулировании внешнеторговой деятельности, ст. 28 которого устанавливает, что по итогам этой процедуры импортеру выдается сертификат, без которого импорт товара невозможен, а для того, чтобы компенсировать импортеру расходы, связанные с прохождением предотгрузочной инспекции, Правительство РФ должно снизить таможенную пошлину на инспектируемые товары.
Как и наблюдение, предотгрузочная инспекция формально не отнесена к мерам нетарифного регулирования, поскольку ее основное назначение - мониторинг и контроль.
Оказывают влияние на внешнюю торговлю технические, фармакологические, санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологические требования, а также требования обязательного подтверждения соответствия. Они должны применяться к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам отечественного происхождения.
Помимо мер контрольного и ограничительного характера, российское законодательство предусматривает и меры, стимулирующие осуществление внешнеторговой деятельности: экспортеры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость (подп. 1 п. 2 ст. 151 НК РФ); меры поддержки отечественных участников ВЭД, которые могут применяться органами государственной власти и местного самоуправления, названы в ст. 17 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации". Важно, чтобы такие меры не имели характера специфических субсидий.
|