Проведение оценки стоимости имущества по делам о банкротстве регламентируется общими положениями законодательства об оценочной деятельности и ФСО. Специальных стандартов оценки на федеральном уровне не разработано.
Что касается объекта оценки, то очертить какие‑то рамки не представляется возможным, поскольку к имуществу должника могут относиться какие угодно объекты как движимого, так и недвижимого имущества. В данном случае, если оценке подлежит специфический объект, для которого предусмотрены специальные правила оценки, установленные ФСО, их необходимо учитывать и основывать подготовку отчета, помимо общих положений, на положения соответствующего стандарта оценки.
Следует обратить внимание на некоторые особенности оценочной деятельности, которые порождает банкротное состояние должника.
При проведении первого этапа оценочной деятельности – составления задания на оценку – одним из требований ФСО № 1[1] является указание на вид стоимости, подлежащий определению. В рамках процедуры банкротства, как правило, устанавливается либо рыночная, либо ликвидационная стоимость имущества.
В соответствии со ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие‑либо чрезвычайные обстоятельства. Однако процедура банкротства порождает возникновение таких чрезвычайных обстоятельств, как вынужденное отчуждение объекта оценки. Поскольку объект реализуется на торгах, то время на его реализацию (рыночная экспозиция) может быть значительно меньше, чем при обычных условиях. При определении ликвидационной стоимости ключевую роль как раз играют сжатые сроки, отведенные для реализации объекта оценки. В связи с этим стоимости объекта снижается, а значит, ликвидационная стоимость всегда будет ниже рыночной.
Таким образом, большое значение при оценке имущества в рамках банкротства приобретает срок, оставшийся до окончания конкурсного производства, в который необходимо реализовать объект оценки на торгах. Чем он больше, тем по более высокой цене можно реализовать имущество должника.
Применение тех или иных подходов к оценке, особенности проведения этапа сбора и анализа информации зависят от самого объекта оценки. Соответственно, оценщик применяет правила специальных ФСО, содержание которых раскрыто в других главах книги.
Ранее отмечалось, что в определенных банкротных делах подготовки одного лишь отчета об оценке недостаточно. Необходимо также наличие заключения Росимущества на подготовленный отчет. Данное требование выдвинуто в отношении оценки имущества должника – унитарного предприятия или должника – акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности.
В рамках конкурсного производства вышеуказанных должников для получения заключения Росимущества необходимо представить в уполномоченный орган:
1) Заявление, содержащее сведения о дате и основаниях введения конкурсного производства, организационно‑правовой форме и наименовании должника, количестве и доле голосующих акций должника, находящихся в собственности государства или муниципального образования, в случае, если должник – акционерное общество.
2) Документ или заверенную копию, подтверждающие полномочия лица на обращение в уполномоченный орган.
3) Заверенную копия решения суда о назначении конкурсного управляющего.
4) Отчет об оценке (подлинный экземпляр или нотариально заверенная копия) предприятия должника или имущества должника, подлежащего продаже в соответствии с решением конкурсного управляющего по результатам инвентаризации имущества должника[2].
Заключение готовится по результатам анализа отчета на предмет соответствия требованиям законодательства об оценочной деятельности, а также на предмет соответствия сведений, представленных в отчете, сведениям, содержащимся в комплекте документов. Заключение составляется не в произвольной форме, а путем заполнения утвержденной формы документа.
Уполномоченный орган в течение 30 дней может принять либо положительное решение насчет отчета об оценке, либо отрицательное. В любом случае оно посредством подготовленного заключения направляется конкурсному управляющему. В случае дачи положительного заключения или, наоборот, отсутствия заключения собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи предприятия, иного имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.
Уделим особое внимание возможности оспаривания отчета об оценке имущества должника. В соответствии с п. 6 ст. 130 учредители (участники) должника или собственник имущества должника – унитарного предприятия, конкурсные кредиторы, уполномоченные органы вправе обжаловать результаты оценки имущества должника. При этом важно помнить, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица[3].
В заседании относительно отчета об оценке могут быть заявлены требования о проверке его подлинности и достоверности. Проверка подлинности предполагает установление факта выполнения привлеченным оценщиком конкретного отчета. Проверка достоверности заключается в анализе содержательной части отчета, а именно, достоверность сведений, положенных в основу оценки. И подлинность, и достоверность отчета об оценке определяются в ходе судебной экспертизы.
Резюмируя, следует отметить, что хотя для оценки имущества должника проводимой в рамках процедуры банкротства не предусмотрено специального законодательного регулирования, она имеет свои особенности. В частности, большую роль играет определение характера стоимости, подлежащей установлению; отчет об оценке в случае оценки имущества отдельных должников нуждается в подтверждении в Росимуществе, и другие особенности, указанные выше.
[1] См. п. 21 ФСО № 1, утв. Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)».
[2] Пункт 15 Приказа Минэкономразвития России от 7 мая 2010 г. № 166 «Об утверждении Положения о порядке подготовки заключений по отчетам об оценке предприятия должника или имущества должника – унитарного предприятия либо имущества должника – акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности».
[3] Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2005 г. № 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества».
|