Вторник, 26.11.2024, 11:33
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие транспортного права и система предпринимательских транспортных договоров

Под транспортом обычно понимают отрасль экономики, связанную с перемещением людей и грузов из одного места в другое, либо тот или иной вид перевозочных средств. Как отрасль экономики транспорт представляет собой единый и сложный комплекс путей сообщения и иных сооружений транспортной инфраструктуры, систем управления, транспортных средств и транспортных организаций. От ритмичной работы перевозчиков зависит эффективное функционирование промышленности, торговли, иных отраслей экономики, а также комфортная жизнедеятельность граждан. Поэтому транспортная деятельность является необходимой связующей основой в экономике любого государства.

В системе предпринимательского права выделяются специальные нормы, которые непосредственно направлены на регулирование транспортной деятельности. Специалисты объединяют их в понятие "транспортное право".

Предмет и метод транспортного права. Круг общественных отношений, регулируемых транспортным правом, отличается особенностями, позволяющими вычленить эти отношения в относительно самостоятельный предмет правового регулирования.

Анализ базовых законодательных актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказание услуг, связанных с использованием транспортных средств в целях осуществления перевозки материальных объектов (грузов, пассажиров и багажа). Следовательно, в предмет транспортного права включаются:

1) общественные отношения между транспортными организациями и их контрагентами, возникающие при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа;

2) общественные отношения, связанные с организацией деятельности транспортных предприятий и функционированием транспортной инфраструктуры;

3) тесно связанные с ними общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности (транспортно-экспедиционные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, работы по техническому обслуживанию транспортных средств, иные вспомогательные услуги и работы).

Сердцевину предмета транспортного права составляют имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, прежде всего обязательственные отношения в сфере перевозок и оказания транспортно-экспедиционных услуг. Вместе с тем транспортное право воздействует и на властно-организационные отношения, регулируемые иными отраслями права (вопросы управления транспортом, лицензирования отдельных видов транспортной деятельности, публично-правовая организация транспортных процессов, обеспечение функционирования транспортной инфраструктуры и т.п.).

Транспортное право не имеет собственного метода правового регулирования. Оно заимствует уже известные и используемые в основных отраслях права методы. Властно-организационные отношения подчинены воздействию императивного метода, метода власти и подчинения, властных предписаний (обязываний) и запретов. В то же время при регулировании имущественных отношений используется диспозитивный метод, метод юридического равенства сторон, для которого характерны дозволение совершать известные действия, предоставление определенных прав, а также возможность выбирать вариант своего поведения.

Таким образом, транспортное право сочетает в себе частноправовые и публично-правовые начала и является комплексным правовым образованием, не связанным единым методом правового регулирования.

Понятие транспортного права. Транспортное право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с деятельностью самих транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих транспортные услуги, общественные отношения между транспортными организациями (индивидуальными предпринимателями) и их контрагентами при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, а также тесно связанные с ними общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности.

По поводу места транспортного права в системе отраслей права у специалистов нет единого мнения <1>. Однако большинство авторов признают, что транспортное право не является самостоятельной отраслью права, а представляет собой комплексную отрасль российского права, сочетающую в себе нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения, составляющие отдельную сферу общественной жизни <2>.

--------------------------------

<1> Некоторые ученые предлагали признать самостоятельной отраслью права как транспортное право в целом (см.: Государство и право. 2004. N 9. С. 114, 118), так и его отдельные части. Такой вывод, например, был сделан в отношении воздушного права (см.: Вопросы воздушного права: Сб. трудов секции воздушного права Союза Авиахим СССР и Авиахим РСФСР. М., 1927. Вып. 1; М.; Л., 1930. Вып. 2. С. 211). Ученые в сфере морского транспорта также обосновывали, что морское право является самостоятельной отраслью права, содержание которой определяется отношениями, складывающимися на морском транспорте и в торговом мореплавании (см.: Жудро А.К. Правовое регулирование эксплуатации советского морского транспорта: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1953).

<2> См.: Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 8-е изд. М., 2015. С. 13; Морозов С.Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2008. С. 1 - 3.

Система предпринимательских транспортных договоров. Основной целью транспортной деятельности является перемещение материальных объектов в пространстве. Однако не всякое такое перемещение охватывается правовой категорией "транспортировка". Например, сплав древесины без судовой тяги, подъем мебели на этаж и т.п. не относятся к транспортировке - это иное перемещение объектов. Правовое понятие "транспортировка" всегда предполагает использование транспортных средств.

В свою очередь, транспортировку можно классифицировать на перевозку, транспортировку для собственных нужд и иную безвозмездную транспортировку.

В правовом смысле под перевозкой понимается эквивалентно-возмездная транспортировка грузов, пассажиров или багажа. Она всегда осуществляется на основании договора перевозки, заключаемого между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем, пассажиром).

Возможно перемещение объектов с использованием транспортных средств для собственных нужд. В этом случае имеет место транспортировка груза, пассажира или багажа, но не перевозка (например, транспортировка грузов организацией на собственных автомобилях между своими подразделениями, доставка гражданином мебели на дачу на своей машине). Такая транспортировка грузов (продукции, товаров) и людей не порождает обязательств по перевозке.

Не относится к перевозке и транспортирование грузов при отсутствии возмездности. Например, транспортирование оружия, боеприпасов, патронов.

Таким образом, перевозкой считается такое перемещение грузов, пассажиров и багажа, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 ГК РФ, т.е. с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. Перевозка является одним из видов гражданско-правовых обязательств (или договоров), которые в научной литературе нередко называют транспортными <1>. По направленности этих договоров на осуществление предпринимательской деятельности их можно отнести к категории предпринимательских договоров.

--------------------------------

<1> См.: Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 433 (авторы главы - Д.А. Медведев, В.Т. Смирнов); Гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2000. Т. 2. Полутом 2. С. 30 (автор главы - Г.П. Савичев).

Специалисты полагают, что можно вести речь о системе транспортных договоров, которые, в свою очередь, классифицируются по различным основаниям <1>. При этом по поводу понятия и состава транспортных договоров в научной литературе ведутся дискуссии <2>. Общим знаменателем для вычленения транспортных договоров могут стать два критерия. Основным признаком является субъектный состав договорного правоотношения - участие в договоре транспортной организации как субъекта предпринимательской деятельности. В качестве второго системообразующего критерия выделяют направленность транспортных договорных обязательств на возмездное перемещение грузов, пассажиров и багажа с использованием транспортных средств, либо на обеспечение такого перемещения.

--------------------------------

<1> В то же время В.В. Витрянский полагает, что в сфере транспортной деятельности используются самые разные договоры, типы и виды гражданско-правовых обязательств (перевозка, транспортная экспедиция, буксировка, аренда (или фрахтование на время) транспортных средств, строительный подряд (строительство железнодорожных подъездных путей) и т.п.). "Поэтому попытки выделения категории "транспортных договоров" или "транспортных обязательств", претендующих на собственное место в системе гражданско-правовых обязательств, представляются искусственными и ошибочными по существу" (Гражданское право: Учебник: В 4 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. 3-е изд. М., 2008. Т. 4: Обязательственное право. С. 124).

<2> См.: Морозов С.Ю. Указ. соч. С. 12 - 13.

Исходя из этого, под предпринимательским транспортным договором следует понимать такое соглашение сторон, по которому транспортная организация (индивидуальный предприниматель) как субъект предпринимательской деятельности обязуется оказать возмездные услуги, направленные на обеспечение или осуществление перевозки грузов, пассажиров или багажа из одного пункта в другой, а другая сторона обязуется уплатить за оказанные услуги согласованную плату.

В системе транспортных договоров можно выделить 11 основных видов договоров: реальный договор перевозки груза; договор фрахтования; договор о подаче транспортных средств к перевозке и предъявлении груза к перевозке; договор перевозки пассажира; договоры об организации перевозок, которые, в свою очередь, подразделяются на общие договоры об организации перевозок в зависимости от видов транспорта, на договоры о подаче и уборке вагонов и договоры об эксплуатации подъездных железнодорожных путей; договоры между транспортными организациями, которые делятся на узловые соглашения и договоры на централизованный завоз и вывоз грузов; договор буксировки; договор транспортной экспедиции.

В учебной литературе приводится подробная классификация непосредственно договоров перевозки по различным основаниям (цели, предмету, субъектному составу, моменту заключения, форме договора, статусу перевозчика и т.д.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гражданское право: В 4 т. Т. 4. С. 29 - 130 (автор главы - В.В. Витрянский).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (27.03.2017)
Просмотров: 571 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%