Круг общественных отношений, регулируемых транспортным правом, отличается особенностями, позволяющими вычленить эти отношения в относительно самостоятельный предмет правового регулирования.
Анализ базовых законодательных актов в сфере транспорта позволяет сделать вывод о том, что спецификой регулируемых отношений на транспорте является оказание услуг, связанных с использованием транспортных средств в целях осуществления перевозки материальных объектов (грузов, пассажиров и багажа). Следовательно, в предмет транспортного права включаются:
1) общественные отношения между транспортными организациями и их контрагентами, возникающие при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа;
2) общественные отношения, связанные с организацией деятельности транспортных предприятий и функционированием транспортной инфраструктуры;
3) тесно связанные с ними общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности (транспортно-экспедиционные услуги, погрузочно-разгрузочные работы, работы по техническому обслуживанию транспортных средств, иные вспомогательные услуги и работы).
Сердцевину предмета транспортного права составляют имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, прежде всего обязательственные отношения в сфере перевозок и оказания транспортно-экспедиционных услуг. Вместе с тем транспортное право воздействует и на властно-организационные отношения, регулируемые иными отраслями права (вопросы управления транспортом, лицензирования отдельных видов транспортной деятельности, публично-правовая организация транспортных процессов, обеспечение функционирования транспортной инфраструктуры и т.п.).
Транспортное право не имеет собственного метода правового регулирования. Оно заимствует уже известные и используемые в основных отраслях права методы. Властно-организационные отношения подчинены воздействию императивного метода, метода власти и подчинения, властных предписаний (обязываний) и запретов. В то же время при регулировании имущественных отношений используется диспозитивный метод, метод юридического равенства сторон, для которого характерны дозволение совершать известные действия, предоставление определенных прав, а также возможность выбирать вариант своего поведения.
Таким образом, транспортное право сочетает в себе частноправовые и публично-правовые начала и является комплексным правовым образованием, не связанным единым методом правового регулирования.
|