Транспортное право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в связи с деятельностью самих транспортных организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих транспортные услуги, общественные отношения между транспортными организациями (индивидуальными предпринимателями) и их контрагентами при оказании услуг по использованию транспортных средств в связи с перевозкой грузов, пассажиров и багажа, а также тесно связанные с ними общественные отношения, направленные на обеспечение транспортной деятельности.
По поводу места транспортного права в системе отраслей права у специалистов нет единого мнения <1>. Однако большинство авторов признают, что транспортное право не является самостоятельной отраслью права, а представляет собой комплексную отрасль российского права, сочетающую в себе нормы нескольких отраслей права, которые регулируют различные по своему видовому содержанию общественные отношения, составляющие отдельную сферу общественной жизни <2>.
--------------------------------
<1> Некоторые ученые предлагали признать самостоятельной отраслью права как транспортное право в целом (см.: Государство и право. 2004. N 9. С. 114, 118), так и его отдельные части. Такой вывод, например, был сделан в отношении воздушного права (см.: Вопросы воздушного права: Сб. трудов секции воздушного права Союза Авиахим СССР и Авиахим РСФСР. М., 1927. Вып. 1; М.; Л., 1930. Вып. 2. С. 211). Ученые в сфере морского транспорта также обосновывали, что морское право является самостоятельной отраслью права, содержание которой определяется отношениями, складывающимися на морском транспорте и в торговом мореплавании (см.: Жудро А.К. Правовое регулирование эксплуатации советского морского транспорта: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1953).
<2> См.: Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 8-е изд. М., 2015. С. 13; Морозов С.Ю. Транспортное право: Учеб. пособие. М., 2008. С. 1 - 3.
|