Непосредственные отношения между транспортными организациями и их контрагентами, как правило, регулируются на основе договора, что исключает вмешательство третьих лиц. Вместе с тем транспортная деятельность затрагивает интересы большинства граждан и юридических лиц. В целях обеспечения публичной защиты этих интересов, недопущения злоупотреблений со стороны перевозчиков, контроля над транспортной безопасностью, создания конкурентной среды в транспортной отрасли государство должно осуществлять публично-правовое регулирование транспортной деятельности, в том числе путем применения в необходимых случаях мер государственного принуждения.
Одним из направлений государственного регулирования в сфере транспорта является лицензирование деятельности, связанной с осуществлением перевозок грузов, пассажиров и багажа. Количество лицензируемых видов деятельности постоянно уменьшается и в настоящее время распространяется на деятельность, при осуществлении которой необходима максимальная защита интересов пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей. Так, в соответствии с Законом о лицензировании лицензированию подлежат: перевозки пассажиров внутренним водным, морским, воздушным и железнодорожным транспортом; перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном, железнодорожном транспорте и в морских портах; деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом. Лицензирование перевозок грузов применяется в полном объеме только на воздушном транспорте, а на внутреннем водным, морском и железнодорожном транспорте касается исключительно перевозки опасных грузов.
Государственное регулирование транспортной деятельности проявляется в осуществлении Федеральной службой по надзору в сфере транспорта контрольных и надзорных функций. С целью реализации своих полномочий Ространснадзор имеет право проверять деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность, организовывать проведение необходимых расследований (за исключением авиационных и дорожно-транспортных происшествий), запрашивать и получать необходимые сведения, давать разъяснения, применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере транспорта.
Важнейшим инструментом обеспечения безопасности и качества транспортной деятельности, внедрения инноваций в сферу транспорта является техническое регулирование отношений, возникающих при установлении, применении и исполнении обязательных требований к продукции и связанным с ними процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, при установлении и применении на добровольной основе требований к продукции, указанным процессам, выполнению работ или оказанию услуг, а также отношений в области оценки соответствия объектов регулирования установленным требованиям.
Законом о естественных монополиях осуществляется регулирование деятельности субъектов естественных монополий, в том числе в сфере транспорта. К числу субъектов естественной монополии относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере: железнодорожных перевозок; предоставления услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Основным федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий теперь является ФАС России <1>. Она осуществляет функции по определению или установлению цен (тарифов) и контролирует их применение в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Кроме того, ФАС России осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
--------------------------------
<1> Ранее эти функции исполняла Федеральная служба по тарифам (ФСТ России). Указом Президента РФ от 21 июля 2015 г. N 373 ФСТ России упразднена, ее функции переданы ФАС России.
Поскольку транспортные средства являются источниками повышенной опасности, государство уделяет значительное внимание правовому регулированию безопасности движения и перевозок на транспорте. Например, для железнодорожного транспорта Правительством РФ утверждены технические регламенты о безопасности железнодорожного подвижного состава, о безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта, о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта. Действует общее Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2013 г. N 880).
|