Наиболее распространенным способом правовой поддержки бизнеса является деятельность юридического департамента, созданного в структуре организации.
Правовой основой деятельности юридических департаментов субъектов предпринимательской деятельности (хозяйствующих субъектов) являются международные договоры, законодательство РФ, иные правовые акты, а также многочисленные внутренние документы, разработанные и принятые самой организацией в порядке локального нормотворчества <1>. Компетентными органами организации в соответствии с законодательством (т.е. в рамках диспозитивных законодательных норм и не вопреки императивному запрету) могут быть приняты любые документы, обеспечивающие эффективность юридического сопровождения предпринимательской деятельности этой организации. К числу таких документов следует отнести положения "О юридическом департаменте", "Об организации договорно-правовой работы", "Об организации претензионно-исковой работы", Кодекс корпоративного управления, Кодекс деловой этики и проч. - в зависимости от специфики деятельности конкретной организации. Указанные документы как правовые акты внутреннего (локального) нормотворчества, принятые в соответствии с законодательством полномочными органами управления организации, имеют обязательный характер не только для сотрудников юридических департаментов, но и для других структурных подразделений и должностных лиц организации.
--------------------------------
<1> О внутреннем (локальном) нормотворчестве см.: Шиткина И.С. Правовое регулирование коммерческих организаций внутренними (локальными) документами. М., 2003.
Структура юридических департаментов определяется профилем деятельности, организационной структурой, масштабами и задачами конкретного хозяйствующего субъекта. В крупных коммерческих организациях юридические департаменты нередко имеют организационно-обособленные внутренние подразделения (схема 12).
┌────────────────────────────────┐
│ Юридический департамент │
└┬───────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────┐
├─┤Договорно-правовое управление│
│ └─────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────┐
├─┤ Корпоративное управление │
│ └─────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────┐
├─┤ Налоговое управление │
│ └─────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────┐
│ │ Управление правового │
├─┤ обеспечения трудовых │
│ │ отношений │
│ └─────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────┐
├─┤ Управление анализа │
│ │ законодательства │
│ └─────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────┐
│ │ Управление │
├─┤правового обеспечения сделок │
│ │ с недвижимым имуществом │
│ └─────────────────────────────┘
│ ┌─────────────────────────────┐
│ │Управление правовыми рисками │
└─┤ и комплайенс-рисками │
└─────────────────────────────┘
Схема 12
В других случаях указанные направления деятельности имеются в юридических подразделениях (службах, отделах, бюро) не как структурно обособленные единицы, а представляют собой внутреннее функциональное распределение обязанностей между работниками подразделения.
В настоящее время многие хозяйствующие субъекты представлены не одним юридическим лицом, а группой компаний (холдингом). Следует отметить, что организация правового обеспечения предпринимательского объединения существенным образом отличается от правового обслуживания моноструктуры. Осуществление экономического контроля со стороны головной организации (основного общества, государственной корпорации) в вертикально интегрированном холдинге выражается в том числе в организации правовой работы всего предпринимательского объединения.
В холдингах очень часто правовая работа осуществляется централизованно - департаментом основного общества, который либо функционально руководит деятельностью юристов дочерних обществ, либо оказывает услуги по правовому обеспечению деятельности дочерних обществ на условиях аутсорсинга. Юридические департаменты основных обществ разрабатывают уставы, модельные образцы внутренних документов, рекомендуемых для принятия в дочерних обществах, договоры с их руководителями и осуществляют контроль за соблюдением этих документов. В холдинге устанавливаются параметры контроля за деятельностью дочерних обществ, например за заключением наиболее значительных по стоимости или предмету хозяйственных договоров, за предъявлением и удовлетворением крупных по размеру претензий и исков. Одной из существенных задач юридического департамента головной организации холдинга является выработка общих для группы компаний стандартов управления и внутренних регламентов. В холдинговом объединении создается единое внутреннее правовое пространство путем принятия компетентными органами управления дочерних обществ внутренних документов на основании утвержденных в основном обществе модельных образцов.
Основными принципами построения юридического департамента субъекта предпринимательской деятельности, с нашей точки зрения, являются следующие:
1) централизация всех юристов компании в юридическом департаменте. Понятно, что правовая работа имеется в различных подразделениях организации - в коммерческой службе, в службе управления активами, в финансовой, инвестиционной и проч., но подчиненность юриста руководителю соответствующего бизнес-направления нецелесообразна с точки зрения формирования независимой правовой позиции и обеспечения контрольно-надзорной функции, которую выполняет юридический департамент. Дислокация юристов в одном подразделении способствует созданию условий для единого методического руководства, повышения квалификации специалистов, экономии затрат на оплату излишнего штата, на создание в каждом структурном подразделении инфраструктуры для обеспечения деятельности юристов (оргтехника, поддержание справочно-правовых систем и проч.);
2) наличие у юристов функциональной специализации. В период постоянно изменяющегося и усложняющегося законодательства, нестабильности правоприменительной практики профессиональный юрист не может иметь неограниченно широкий профиль. При этом юристы организации должны быть взаимозаменяемыми, что может быть обеспечено в том числе частично пересекающейся специализацией и ротацией юридических кадров. Без сомнения, руководитель юридического департамента не должен и не может иметь узкопрофильную специализацию, поскольку отвечает за правовую работу в целом. Он, безусловно, должен также иметь менеджерские навыки для руководства подчиненными сотрудниками и установления деловых коммуникаций с внутренними и внешними структурами;
3) формирование у юристов позиции бизнес-партнеров.
Сложилось исторически и оправдано стоящими перед юридическими подразделениями задачами, что юристы выполняют контрольно-надзорные функции, связанные с обеспечением соблюдения организацией и ее сотрудниками требований законодательства. Если в советское время эта контрольно-надзорная функция обеспечивала социалистическую законность в деятельности организации и выполнялась по поручению и под контролем вышестоящего органа (объединения, министерства), то в настоящий момент обеспечение законности имеет целью минимизацию предпринимательских рисков компании, которые могут возникнуть вследствие несоблюдения требований законодательства. Задача идентификации, оценки и минимизации бизнес-рисков является одной из главных в деятельности современного юриста, обслуживающего коммерческую организацию.
При этом надзорно-контрольная функция не должна быть превалирующей, "отпугивающей" руководителя и других менеджеров организации от привлечения юристов к стратегическому планированию и участию в разработке бизнес-проектов. Необходимо подвергнуть анализу саму идеологию организации юридической работы, критически оценить деловой стиль общения юристов с руководством и коллегами - насколько юрист ориентирован на сотрудничество, на поддержку бизнес-целей компании, на обеспечение ее стратегического развития. Собственники бизнеса, руководители компаний хотят видеть рядом с собой заинтересованных в деле бизнес-партнеров.
Совершенно недопустимым является, когда юристы не знают сферу деятельности своей организации (путают наименования производимой продукции, названия структурных подразделений, не идентифицируют клиентов и проч.). Такое неуважительное отношение к бизнесу не может встретить желания сотрудничать с этим специалистом. Юрист должен разбираться пусть не в тонкостях технологии производства продукции, но знать сферу деятельности своей компании.
Бизнес-ориентированный юрист вместо отказа в визировании договора сделает свои предложения по его совершенствованию с целью обеспечения наибольшей выгоды для компании, т.е. он будет вникать не только в вопросы оформления договора, осуществлять проверку полномочий на его подписание, но и анализировать содержание прав, обязанностей, ответственности контрагентов.
Очень важным является умение юристов помочь клиенту сформировать запрос, поскольку потребитель правовой услуги не является специалистом в области юриспруденции.
Стать бизнес-партнерами могут творческие, предприимчивые люди, которых немало среди юристов. Как правило, юристы обладают критическим умом, аналитическими способностями, ораторским искусством, силой убеждения. Эти качества очень востребованы в бизнес-среде и могут повысить эффективность не только правовой работы, но и бизнеса в целом. Не случайно поэтому все чаще встречается ситуация, когда юрист принимает участие в формировании стратегии компании, является членом правления, совета директоров. Руководители правовых департаментов крупных организаций, как правило, по своему статусу приравниваются к заместителям генерального директора.
Основные функции юридических подразделений коммерческих организаций можно сгруппировать по следующим направлениям:
1) договорно-правовая работа;
2) локальное (внутреннее) нормотворчество и обеспечение законности организационно-распорядительной документации;
3) претензионно-исковая работа;
4) правовое обеспечение функционирования организационно-правовой формы коммерческой организации - корпоративной работы;
5) обеспечение правовыми средствами качества выпускаемой продукции (работ, услуг);
6) правовое обеспечение прав организации на объекты интеллектуальной собственности;
7) правовое обеспечение прав и законных интересов организации как налогоплательщика;
8) обеспечение социального партнерства в организации, соблюдение трудового законодательства, участие во взаимодействии с представительными органами работников;
9) взаимодействие с привлеченными юристами <1>;
--------------------------------
<1> Представляется правильным, если корпоративные юристы помогают функциональным руководителям, заинтересованным в получении консультации от внешних юристов, профессионально сформировать запрос и принять выполненную работу.
10) защита прав и законных интересов организации при взаимодействии с органами государственной власти и управления, муниципальными образованиями, судебными и правоохранительными органами, включая представительство в арбитражных судах и судах общей юрисдикции;
11) управление правовыми рисками и compliance <1>;
--------------------------------
<1> Compliance - процедура проверки соответствия деятельности организации требованиям законодательства и ее внутренним документам.
12) формирование правовой культуры организации (внутрифирменное обучение, консультирование по правовым вопросам).
Рассмотрим наиболее значимые из названных функций.
Договорно-правовая работа коммерческой организации призвана обеспечить:
1) своевременное и качественное заключение договоров различных видов с контрагентами организации на условиях, максимально удовлетворяющих ее экономические интересы;
2) строгий контроль за исполнением договорных обязательств самой организацией и ее контрагентами;
3) анализ причин, вызывающих неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров в сфере предпринимательства, а также разработку мероприятий по устранению этих причин.
В части организации договорно-правовой работы на юридические департаменты или специально создаваемые в их составе договорно-правовые подразделения возлагаются координация договорной работы, организация учета и контроля за исполнением договорных обязательств, анализ практики заключения и исполнения договоров.
Юридические департаменты должны оказывать постоянную методическую помощь другим структурным подразделениям организации и лицам, задействованным в договорно-правовой работе, давать соответствующие разъяснения, проводить консультации, совместно с ними разрабатывать проекты договоров различных видов, визировать представляемые им на подпись проекты договоров. При визировании проекта договора юридический департамент должен не только обеспечивать соответствие договора действующему законодательству по форме и содержанию, но и максимально способствовать обеспечению экономических интересов хозяйствующего субъекта.
С целью координации деятельности структурных подразделений организации в сфере договорно-правовой работы целесообразно разработать и утвердить единоличным исполнительным органом организации Положение об организации договорно-правовой работы, которое должно устанавливать единый порядок заключения, изменения, прекращения договоров, организации их учета и хранения, контроля за исполнением договорных обязательств и анализ причин их неисполнения.
Обязательной составляющей договорно-правовой работы является подготовка к договорной кампании, начало которой, как правило, обозначается соответствующим приказом единоличного исполнительного органа <1>. В указанном приказе руководителям структурных подразделений предписывается на основании опыта прошлого года и анализа исполнения договорных обязательств представить в юридический департамент свои предложения по корректировке положений стандартных договоров (т.е. соответствующих выработанному в организации стандарту), направляемых контрагентам от имени организации. Юристы обобщают поступившие предложения, разрабатывают модельные образцы различных видов договоров и, как правило, размещают их в электронном виде на корпоративном сервере, к которому имеют доступ все уполномоченные лица.
--------------------------------
<1> Поскольку сроки большинства договоров длительного характера истекают в последний день календарного года, договорные кампании начинаются за несколько месяцев до окончания года.
Вопрос об обязательности юридической экспертизы для всех видов договоров в период централизованной плановой экономики не стоял вообще. Только после визирования проекта договора в юридической службе он представлялся на подпись руководителю организации <1>. В современной предпринимательской практике, когда важна оперативность в заключении договоров, когда существует значительная степень делегирования полномочий и ответственности от руководителя организации к руководителям структурных подразделений, когда электронный документооборот стал обычной практикой работы организации, ситуация несколько изменилась. Нецелесообразным является визирование в юридической службе каждого договора, являющегося типовым для соответствующей организации. В данном случае юридический департамент участвует в разработке модельного образца типового договора. Заметим, что во многих коммерческих организациях существует установленный либо Положением о договорно-правовой работе, либо соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением) перечень случаев, когда юридическая экспертиза проекта договора является обязательной.
--------------------------------
<1> См.: письмо Минюста СССР от 29 сентября 1978 г. N К-8-524 "О применении Методических рекомендаций об участии юридических служб в организации договорной работы на предприятиях, в производственных объединениях и организациях".
При проведении правовой экспертизы юридический департамент обязан контролировать: наличие необходимых для данного вида договора существенных условий; четкость изложения текста, не допускающего двусмысленного толкования; соответствие содержания договора преследуемой организацией цели; соответствие формы договора требованиям законодательства РФ; наличие у лица, подписавшего договор, надлежащих полномочий. Для обеспечения получения по договору ожидаемой цели - качественного продукта или работы (услуги), а также в целях оптимизации налогообложения юридические службы должны контролировать наличие у контрагента соответствующих лицензий на осуществление тех или иных видов деятельности, а в необходимых случаях - государственной аккредитации или сертификатов качества продукции (товаров, работ, услуг).
Договоры определенных видов, помимо юридического департамента, целесообразно также направлять для экспертизы в финансово-экономический департамент - для выяснения экономической целесообразности заключения договора, соблюдения интересов организации в вопросах ценообразования и проч., в департамент бухгалтерского учета - для правильности определения объекта учета и обеспечения правильного налогообложения хозяйственной операции. Перечень оснований для проведения наряду с юридической также соответствующих профильных экспертиз целесообразно предусмотреть в положении или приказе (распоряжении) об организации договорно-правовой работы. В этом же документе необходимо определить перечень должностных лиц, которые имеют право заключать договоры по доверенности, выданной единоличным исполнительным органом от имени организации. Полномочия этих лиц на заключение договоров определяются возложенными на них функциональными обязанностями и могут быть ограничены по предмету, сумме и прочим условиям договора.
Следует заметить, что определенные различия существуют при подготовке проекта договора самой организацией и при получении ею проекта договора от контрагента. Юридический департамент участвует в согласовании условий поступивших в организацию договоров и подготовке протоколов разногласий.
Важной функцией, возложенной на юридический департамент в рамках договорно-правовой работы, является контроль за исполнением организацией и ее контрагентами договорных обязательств и анализ причин их неисполнения, ненадлежащего или несвоевременного исполнения. Этот контроль осуществляется на основании данных, предоставляемых ответственными за заключение и исполнение договоров руководителями, а также на основании сведений, полученных из финансового департамента, департамента бухгалтерского учета, контролирующих поступление денежных средств и платежи, осуществляемые от имени хозяйствующего субъекта.
При рассмотрении вопроса организации договорно-правовой работы в коммерческой организации важно также остановиться на вопросе о том, какая структура несет ответственность за соблюдение организацией договорно-правовых обязательств.
С точки зрения исполнения договорных обязательств, на наш взгляд, ответственность должна возлагаться на структурное подразделение организации, в функциональные обязанности которого входит исполнение или получение исполнения соответствующего продукта (работы, услуги). Например, за исполнение договора поставки должен быть ответственным департамент маркетинга и сбыта, за исполнение договора перевозки груза - автотранспортная служба и т.д. Юридический департамент может иметь непосредственную ответственность, например, за исполнение договора на правовое обслуживание другой организации. Такой порядок возложения ответственности за исполнение договорных обязательств обеспечивает оптимизацию структуры управления и повышает эффективность функционирования хозяйствующего субъекта.
Одной из значимых сфер, в которой функционирует юридический департамент, является локальное (внутреннее) нормотворчество организации.
Принятые компетентными органами юридического лица документы именуются в зависимости от сферы действия: локальные нормативные акты - в сфере трудовых отношений (ст. 8 ТрК РФ) или внутренние документы (регламенты) - в сфере корпоративных отношений (п. 5 ст. 52, абз. 7 подп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
Локальные нормативные акты, или внутренние документы, организаций обладают следующими существенными чертами:
1) основаны на законодательстве и иных правовых актах и не должны противоречить им;
2) принимаются в рамках диспозитивного дозволения и не в противоречие законодательному императивному запрету;
3) устанавливают внутренние процедуры (регламенты), обеспечивают исполнение норм законодательства и иных правовых актов;
4) утверждаются компетентными органами управления организации в установленном порядке;
5) в отличие от организационно-распорядительных документов (приказов, распоряжений руководителя, решений коллегиальных органов управления по конкретным вопросам), имеющих индивидуально-определенный характер, содержат общие предписания и рассчитаны на многократное применение;
6) распространяются на всех субъектов, участвующих в соответствующих отношениях: органы управления и контроля, акционеров (участников), работников, работодателя, структурные подразделения организации;
7) учитываются судебными и иными правоохранительными органами при рассмотрении споров, вытекающих из внутренней деятельности организации;
8) в ряде случаев (в основном это касается социально-трудовой сферы и вопросов социального партнерства) принимаются с учетом мнения или по согласованию с представительными органами работников (ст. 372 ТрК РФ).
Необходимость принятия отдельных внутренних документов в ряде случаев обусловлена организационно-правовой формой организации и напрямую установлена федеральными законами. Так, обязательными к принятию в хозяйственных обществах являются внутренние документы, регулирующие порядок образования и организацию деятельности органов управления корпораций, а также ряд локальных нормативных актов в социально-трудовой сфере - Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о конкурсе при приеме на работу, Положение об охране персональных данных работника, Положение об аттестации работников и иные внутренние документы, имеющие большое значение для реализации хозяйствующим субъектом его правоспособности. Например, для обеспечения экономической безопасности в организациях разрабатывается Положение об охране сведений, составляющих коммерческую тайну. Другая часть внутренних документов создается по собственному усмотрению хозяйствующих субъектов в зависимости от сферы и масштаба деятельности, состава участников, особенностей производственно-хозяйственной структуры организации, территориального расположения ее структурных подразделений, обычаев делового оборота, традиций взаимоотношений участников и менеджеров, трудового коллектива и руководства.
В части локального (внутреннего) нормотворчества юридический департамент осуществляет предварительную проверку соответствия внутренних документов организации действующему законодательству и интересам организации и (или) принимает непосредственное участие в разработке внутренних документов (схема 13).
При работе над внутренними документами (локальными нормативными актами) наиболее эффективным является проектный метод организации работы <1>.
--------------------------------
<1> Проектный метод - формирование команды разнопрофильных специалистов для решения комплексной задачи.
Претензионно-исковая работа призвана обеспечить:
1) экономические интересы хозяйствующего субъекта путем снижения и предупреждения непроизводительных расходов;
2) защиту и восстановление имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов организации и ее структурных подразделений;
3) анализ причин, вызывающих неисполнение договорных обязательств организацией и ее контрагентами.
Претензионно-исковая работа осуществляется юридическим департаментом в тесном взаимодействии с другими структурными подразделениями организации и прежде всего департаментом бухгалтерского учета и финансово-экономическим департаментом. Структурные подразделения, которым в силу возложенных на них функций стало известно о причинении организации убытков, нарушении ее прав и законных интересов, представляют материалы для предъявления претензий в юридический департамент. Требования юридического департамента о подготовке и передаче необходимой для ведения претензионно-исковой работы документации (копий или выписок из договоров, спецификаций, технических обоснований и проч.) должны быть обязательными для исполнения подразделениями, к которым по характеру выполняемых ими производственных и управленческих функций такие требования предъявляются. Если при рассмотрении предъявленных уполномоченными органами требований или контрагентами претензий, исков о взыскании с организации штрафных санкций или убытков будет усматриваться вина должностных лиц и других работников организации в нарушении требований законодательства или договорных обязательств, юристы могут затребовать соответствующие объяснения от виновных лиц и оформить материалы для привлечения их к дисциплинарной или материальной ответственности.
┌──────────────────────────┐
│ Инициатива │
└─────────────┬────────────┘
V
┌─────────────────────────────────────────┐
Функциональная│ Издание распорядительного документа │ Руководитель
служба │о подготовке локального нормативного акта│ организации
─────────────>│ (определяет цель, процедуру, │<────────────────
│ состав рабочей группы) │ Профсоюзный орган
└──────────────────────┬──────────────────┘
V
┌─────────────────────────────────────────┐
│ Создание рабочей группы │
└──────────────────────┬──────────────────┘
V
┌─────────────────────────────────────────┐
│ Привлечение к работе всех │
│ заинтересованных лиц │
└─────────────────────┬───────────────────┘
V
┌─────────────────────────────────────────┐
│ Подготовка проекта │
└─────────────────────┬───────────────────┘ Финансово-
Юридическая V экономическая
экспертиза ┌─────────────────────────────────────────┐ экспертиза
─────────────>│ Согласование проекта со всеми │<────────────────
─────────────>│ заинтересованными службами │<────────────────
Бухгалтерская └─────────────────────┬───────────────────┘ Заключение службы
экспертиза V менеджмента
┌─────────────────────────────────────────┐ качества
│ Учет мнения выборного профсоюзного │
│ органа, представляющего интересы │
│ работников - для локальных нормативных │
│ актов в сфере труда (ст. 372 ТрК РФ) │
└─────────────────────┬───────────────────┘
V
┌─────────────────────────────────────────┐
│ Утверждение проекта компетентным органом│
│ управления (советом директоров, │
│ генеральным директором) │
└─────────────────────┬───────────────────┘
V
┌─────────────────────────────────────────┐
│ Регистрация, учет документа, │
│ включение в номенклатуру дел │
└─────────────────────┬───────────────────┘
V
┌─────────────────────────────────────────┐
│ Ознакомление с документом всех │
│ заинтересованных лиц, доведение до │
│ сведения трудового коллектива │
│ (обязательно для актов в сфере труда) │
└─────────────────────────────────────────┘
Схема 13
Юридические департаменты участвуют в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности в целях выявления долгов, требующих принудительного взыскания; готовят заключения и предложения о списании безнадежной задолженности; осуществляют контроль за соблюдением в организации порядка приемки продукции по количеству и качеству. Юристы составляют и рассматривают иски и отзывы на иски, передают исковые материалы для рассмотрения в судебные органы, представляют в установленном порядке в судебных инстанциях интересы организации.
Следует отметить, что тенденциями текущего момента являются сокращение объема претензионной работы при увеличении значения функций юридических служб, связанных с обеспечением исполнения решений судов, поскольку не у всех вступивших в силу решений есть перспектива их реального исполнения. Уменьшение объема претензионной работы связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, с уменьшением случаев, когда направление претензии является обязательным условием для предъявления иска. Заметим при этом, что необходимость обязательного претензионного порядка рассмотрения разногласий стороны могут добровольно предусмотреть в договоре. Во-вторых, современные коммерческие организации дорожат наличием партнерских отношений с контрагентами, заботятся о своей деловой репутации и пытаются устранять причиненные ими нарушения прав и законных интересов других хозяйствующих субъектов и граждан без предъявления претензий, по первому требованию.
Современная предпринимательская практика, основанная на разграничении собственности хозяйствующих субъектов, их участников, государства, муниципальных образований, на многообразии организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, в качестве важнейшей ставит перед юридическими службами коммерческих организаций задачу по обеспечению функционирования соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. Для унитарных государственных, муниципальных и казенных предприятий эта часть правовой работы связана прежде всего с осуществлением взаимодействия с собственником имущества, находящегося соответственно в хозяйственном ведении или оперативном управлении организации.
Особым разнообразием рассматриваемое направление деятельности юридических департаментов отличается в корпоративных организациях, основанных на участии (членстве), в частности, в хозяйственных обществах, где для обеспечения эффективности этой работы в составе юридических департаментов или в качестве самостоятельной структуры создаются специальные подразделения по обеспечению корпоративной работы - корпоративные управления, а также вводится должность корпоративного секретаря <1>.
--------------------------------
<1> Должность корпоративного секретаря включена в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 сентября 2007 г. N 605.
Правовое обеспечение корпоративной работы связано прежде всего с организацией функционирования органов управления хозяйствующих субъектов - общих собраний участников (акционеров), советов директоров (наблюдательных советов), исполнительных органов организации, а также с организацией взаимодействия хозяйственных обществ со своими участниками, в том числе в связи с реализацией прав участников на выход из общества с ограниченной ответственностью, выкупом акций по требованию акционеров, отчуждением акций (долей в уставном капитале), реализацией прав участников (акционеров) на участие в органах управления, на получение части прибыли (дивидендов) от деятельности коммерческой организации и др.
В крупных коммерческих организациях, входящих в состав интегрированных структур - холдингов, корпоративные управления участвуют в обеспечении правового механизма взаимодействия основного и дочерних хозяйственных обществ.
Корпоративные управления юридических департаментов организуют созыв и проведение общих собраний акционеров (участников), советов директоров хозяйственных обществ, подготавливают самостоятельно или с участием других департаментов проекты решений этих органов, обеспечивают законность их деятельности и принимаемых ими решений, в том числе с точки зрения соблюдения порядка совершения хозяйственным обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Корпоративное управление непосредственно или при взаимодействии с управлением ценных бумаг (если таковое имеется) обеспечивает оформление выпуска и размещение ценных бумаг, эмитированных самой организацией, а также приобретение ценных бумаг других организаций. Корпоративное управление осуществляет взаимодействие с Банком России как регулятором в сфере рынка ценных бумаг: подготавливает и передает для государственной регистрации выпуски ценных бумаг (при необходимости сопровождаемые проспектами ценных бумаг), отчеты о размещении ценных бумаг.
В акционерных обществах корпоративные отделы юридических департаментов в соответствии со ст. 92 Закона об АО обеспечивают раскрытие информации об их деятельности: организуют публикацию годовых отчетов в средствах массовой информации, бухгалтерских балансов, счетов прибылей и убытков, проспектов эмиссии акций, сообщений о проведении общего собрания акционеров, списков аффилированных лиц и иных сведений, определяемых законодательством <1>. Требования к раскрытию информации о деятельности корпорации особенно значимы для публичных акционерных обществ, осуществляющих размещение своих акций или ценных бумаг, конвертируемых в акции, среди неопределенного круга лиц. Эти компании для обеспечения привлекательности инвестиций в развитие собственного бизнеса имплементируют во внутренние документы корпорации положения Кодекса корпоративного управления <2> или принимают его в полном объеме, а также утверждают собственные кодексы корпоративного управления или "Лучшие корпоративные практики" (best practices), которые обеспечивают дополнительные гарантии прав акционеров.
--------------------------------
<1> См.: ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг; Положение Банка России от 30 декабря г. N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг".
<2> Кодекс корпоративного управления рекомендован к применению акционерным обществам, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам письмом Банка России от 10 апреля 2014 г. N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления".
Важной составляющей корпоративной работы, осуществляемой юридическими департаментами, является организация взаимодействия с органами ФАС России, в том числе в части подачи уведомлений и ходатайств о фактах, связанных с экономической концентрацией субъектов предпринимательской деятельности (ст. ст. 27 - 31 Закона о защите конкуренции).
Юридические департаменты организаций обязаны принимать активное участие в разработке и осуществлении мероприятий по обеспечению качества выпускаемой продукции (работ, услуг). Юридические департаменты принимают участие в разработке стандартов предприятия по качеству и во внутреннем аудите организации, являющемся необходимым требованием международной системы качества ИСО-9000-2001. Целесообразно, чтобы некоторые юристы были сертифицированы как внутренние аудиторы организации. Это будет способствовать повышению эффективности других направлений деятельности юридического департамента, поскольку внутренний аудит связан с комплексными проверками функционирования структурных подразделений коммерческих организаций, выявлением причин их неоптимального взаимодействия, а также разработкой рекомендаций по улучшению деятельности организации в целом.
Важными направлениями деятельности юридического департамента являются обеспечение социального партнерства в организации, контроль за соблюдением трудового законодательства, участие во взаимодействии с профсоюзами и иными организациями, представляющими работников.
Развитие социального партнерства как ведущий принцип, положенный ТрК РФ в основу правового регулирования взаимоотношений между работниками и работодателем, требует активного участия юридических подразделений в подготовке и мониторинге коллективных договоров и соглашений. Юридические департаменты разрабатывают формы: трудовых договоров, заключаемых с каждым работником; ученических договоров, заключаемых с лицами, принятыми в качестве учеников; соглашений о направлении работников на обучение. Они также принимают участие в подготовке и контроле за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка и других локальных нормативных актов организации, содержащих нормы трудового права, и осуществляют контроль за их исполнением.
Юридические департаменты участвуют в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины, предотвращению потерь рабочего времени, а также предотвращению имущественного ущерба в связи с фактами правонарушений или хищений (растраты, присвоения) имущества организации. Работники юридических департаментов визируют кадровые приказы о приеме, переводе, увольнении работников, подготавливают заключения по представленным материалам о привлечении работников организации к дисциплинарной и материальной ответственности. Работники юридических департаментов принимают участие в подготовке и проведении аттестации работников организации на соответствие занимаемой должности.
Современная предпринимательская практика сделала актуальным для юридических департаментов коммерческих организаций новые формы и направления работы, среди которых может быть названа медиация как способ досудебного разрешения конфликтов <1>.
--------------------------------
<1> О медиации см.: гл. 29 настоящего учебника.
В настоящее время весьма актуальным для юридических департаментов является направление деятельности, связанное с управлением правовыми рисками (legal risk) и комплайенс-рисками (compliance risk). Управление правовыми рисками входит в общую систему риск-менеджмента (enterprise risk management) <1>, представляющую собой комплексную систему предупреждения, контроля и управления различными категориями рисков. С момента своего зарождения теория риск-менеджмента рассматривала только экономические риски, однако в настоящий момент активная деятельность хозяйствующих субъектов в правовой сфере - обусловленная в том числе необходимостью обеспечения правовой безопасности компаний в условиях глобального экономического и политического кризиса - требует адекватного управления правовыми рисками <2>.
--------------------------------
<1> Термин "риск-менеджмент" был предложен в 1955 г. профессором страхования Темплского университета У. Снайдером. Под риском понимают угрозу того, что какое-либо событие неблагоприятно повлияет на возможность добиваться желаемого результата в бизнесе, реализовывать цели и (или) стратегические планы. Управление рисками - это воздействие на риск (риски), приводящее к изменению какой-либо одной или нескольких характеристик риска, т.е. вероятности и (или) последствий. См.: Шишаков А. Корпоративный риск-менеджмент. Азбука для юриста // Корпоративный юрист. 2008. N 7. С. 46, 48.
<2> Интересно заметить, что в России на уровне нормативных актов управление правовыми рисками регулируется только применительно к кредитным учреждениям (см. Рекомендации по организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах (утв. письмом Банка России от 30 июня 2005 г. N 92-Т)). В международной практике рекомендации по эффективному управлению банковскими рисками осуществляют Базельский комитет по банковскому надзору, ОЭСР и другие международные организации. См. об этом: Мосягин А. Управление правовым риском в кредитной организации // Корпоративный юрист. 2008. N 5.
Правовые риски возникают, когда хозяйствующий субъект (в интегрированных холдинговых структурах - как основное, так и дочерние хозяйственные общества) или члены его органов управления вступают в частные и публично-правовые отношения, урегулированные нормами законодательства и внутренних документов, в результате которых на хозяйствующего субъекта или члена его органа управления могут быть наложены обязательства правового характера (заключение договоров, принятие решений, подписание правовых документов, взыскание убытков и проч.).
Факторами правовых рисков в том числе могут быть: несоблюдение организацией требований законодательства и иных нормативных правовых актов, нарушение условий договоров, правовые ошибки (т.е. некорректная интерпретация или применение правовых норм), а также объективные обстоятельства, связанные с несовершенством правового регулирования, например коллизии, пробелы законодательства, с нарушением обязательств со стороны контрагентов.
Таким образом, под правовым риском следует понимать негативное воздействие на цели компании, которое потенциально может произойти в результате нарушения компанией законодательства или несоответствия ее деятельности требованиям регуляторов, внутренним нормам, договорным обязательствам, а также вследствие внешних факторов, независимых от компании.
Последствиями реализации (наступления) рискового события являются убытки, которые могут возникнуть для организации, - выплаты по искам, неустойки, штрафы, расходы на юридическое обслуживание, судебные издержки, затраты на устранение правовых ошибок, ущерб деловой репутации, упущенная выгода, а также личная ответственность членов органов управления (имущественная, административная, уголовная). К числу правовых рисков также относятся возможность признания сделки недействительной, утрата права на использование интеллектуальной собственности и проч.
Для понимания функций юридических департаментов в сфере управления рисками следует проанализировать вопрос о соотношении правовых рисков и комплайенс-рисков. В специальной литературе отсутствует единое мнение на этот счет <1>. Наиболее распространена точка зрения, согласно которой legal risk и compliance risk пересекаются, при этом объем различия зависит от того, насколько широко понимается compliance risk. В зарубежных источниках обычно используется максимально широкое понимание "compliance" как "обеспечение того, что требования законодательства, нормативных актов, внутренних стандартов организаций выполняются" <2>. По сути, в широком смысле compliance - это обеспечение соответствия компании всему, что она обязана соблюдать, начиная с требований законодательства и заканчивая стандартами делового общения.
--------------------------------
<1> См. об этом, например: Бондаренко Ю. Эффективное управление compliance-рисками: системный подход и критический анализ // Корпоративный юрист. 2008. N 6.
<2> Dorian J., Marcelo H. The Language of Compliance: A Glossary of Acronyms, Terms and Extended Definitions. 2006.
Поскольку причиной многих правовых рисков является несоблюдение организацией каких-либо требований или несоответствие каким-либо положениям, в большинстве случаев legal risk и compliance risk совпадают. Однако к правовым рискам также можно отнести риски, вызванные внешними факторами, не связанными с несоблюдением компанией каких-либо требований, например: несовершенство законодательства, некомпетентность контрагентов, ошибки в практике отправления правосудия и проч. Точно так же риски в сфере compliance не всегда имеют правовой характер. Так, соответствие корпорации положениям Кодекса корпоративного управления, представляющего собой свод лучшей практики корпоративного управления, не является обязанностью компании, предусмотренной законодательством, но несоблюдение этих положений для публичных акционерных обществ влечет определенные риски, например риск потери инвестиционной привлекательности <1>.
--------------------------------
<1> См. об этом: Павлова Е., Михайлов И. Система интегрированного управления рисками в группе компаний ОАО "МТС" // Корпоративный юрист. 2008. N 5. С. 32.
Представляется, что для эффективного осуществления функции правового обслуживания бизнеса в полномочия юридических департаментов должно входить как управление правовыми рисками, так и прочими рисками несоответствия - комплайенс-рисками.
Интересно заметить, что по характеру и степени управления правовыми рисками юридические подразделения коммерческих организаций условно подразделяют: на юридические службы - юрисконсульты, юридические службы - контролеры и юридические службы - управляющие. Роль юридических служб - юрисконсультов пассивна - в этом случае юристы наделяются минимальной ответственностью за развитие организации, функции юрисконсультов сводятся к составлению договоров, визированию приказов, обеспечению регистрационных процедур в уполномоченных органах. Юридическая служба-контролер уже более приближена к обеспечению оценки и минимизации предпринимательских рисков - деятельность таких юристов, помимо визирования документов и представительства, включает элементы внутреннего контроля, однако здесь еще отсутствует целостная система управления рисками. И только управляющая юридическая служба способна качественно обеспечить предотвращение правовых рисков и, соответственно, эффективное функционирование субъекта предпринимательской деятельности <1>. В этом случае принятие важных управленческих вопросов базируется на предварительном правовом анализе ситуации.
--------------------------------
<1> См. об этом: Данилин О., Пустовалова Е. Юридическая функция в корпорации: взгляд через призму риск-менеджмента // Корпоративный юрист. 2008. N 1.
Спецификой правовых рисков является невозможность оценить их статистически. Для предотвращения правовых рисков в компании должна действовать комплексная система предупреждения рисков, для чего необходимо разработать и внедрить формализованные процедуры внутреннего контроля. Заметим, что в публичных российских компаниях - эмитентах иностранных ценных бумаг, размещаемых на международных торговых площадках, разрабатываются и утверждаются внутренние документы, которые регулируют деятельность по управлению рисками - Стратегия правовой безопасности компании (содержит комплекс мер долгосрочного характера, направленных на создание системы предупреждения, минимизации и нейтрализации правовых рисков в деятельности компании), Регламент интегрированного управления рисками (в котором детализируются в том числе этапы процесса управления правовыми рисками) <1>.
--------------------------------
<1> Подобные документы, например, приняты в ОАО "МТС". См.: Ибрагимов Р. Реорганизация юридической функции в компании // Корпоративный юрист. 2008. N 6.
Способами управления правовыми рисками также являются:
1) разработка стандартов договоров и прочей документации;
2) согласование юридическим департаментом договоров, документации, отличающихся от принятых в организации стандартов;
3) участие юристов в разработке и согласовании внутренних документов;
4) осуществление юристами постоянного мониторинга действующего законодательства и исполнения законодательных и внутренних норм персоналом организации.
Таким образом, функция управления правовыми рисками и комплайенс-рисками должна пронизывать все сферы деятельности юристов современной коммерческой организации.
Юридические департаменты всех коммерческих организаций независимо от их организационно-правовой формы призваны формировать корпоративную культуру организации, важнейшей частью которой является правовая культура. Так, юридические департаменты посредством участия во внутрифирменном обучении организуют широкое информирование персонала о действующем законодательстве, обеспечивают совместно с другими подразделениями изучение руководителями и специалистами коммерческой организации законодательства РФ, нормативных актов и внутренних документов организации, относящихся к предмету их деятельности.
Повышение роли и значения юридических департаментов в деятельности современных коммерческих организаций выражается в участии этого структурного подразделения в стратегическом планировании, связанном с развитием бизнеса, повышением его эффективности, обеспечением безопасности, снижением предпринимательских рисков.
|