Российское законодательство не оперирует понятием "организации финансового рынка". Для него характерно обобщающее понятие финансовой организации, которое приведено в ст. 180 Закона о банкротстве <1>. Под финансовыми организациями в рамках данного Закона понимаются:
1) кредитные организации;
2) страховые организации;
3) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
4) НПФ;
5) управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФ;
6) клиринговые организации;
7) организаторы торговли;
8) кредитные потребительские кооперативы (далее - кредитные кооперативы);
9) микрофинансовые организации.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Подход Закона о банкротстве - не единственно возможный. Так, в Законе о Банке России <1> выделяются два типа организаций: кредитные организации и некредитные финансовые организации. К некредитным финансовым организациями в соответствии со ст. 76.1 Закона о Банке России относятся лица, осуществляющие следующие виды деятельности:
1) профессиональных участников рынка ценных бумаг;
2) управляющих компаний инвестиционного фонда, ПИФ и НПФ;
3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, ПИФ и НПФ;
4) акционерных инвестиционных фондов (далее - АИФ);
5) клиринговую деятельность;
6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;
7) организатора торговли;
8) центрального депозитария;
9) субъектов страхового дела;
10) НПФ;
11) микрофинансовых организаций;
12) кредитных потребительских кооперативов;
13) жилищных накопительных кооперативов;
14) бюро кредитных историй;
15) актуарную деятельность;
16) кредитных рейтинговых агентств;
17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
18) ломбардов.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Среди лиц, перечисленных в Законе о Банке России, только часть (хотя и большая) относится к организациям, часть указанных лиц (например, актуарии, страховые брокеры как субъекты страхового дела) к организациям не относится. Тем не менее Закон о Банке России более точно учел те изменения на финансовом рынке, которые произошли за последнее десятилетие (Закон о банкротстве был принят в 2002 г., изменения в части состава финансовых организаций вносились последний раз в 2013 г.; Закон о Банке России был серьезно переработан в связи с созданием в 2013 г. единого регулятора финансовых рынков и в последующем дополнялся в этой части). Но даже в том перечне, который дан в ст. 76.1 Закона о Банке России, не учитывается еще один класс субъектов, связанных с финансовым рынком, а именно те участники национальной платежной системы, которые не относятся к кредитным организациям, в частности операторы платежных систем (ст. 15 Закона о НПС <1>), операторы услуг платежной инфраструктуры (ст. 16 Закона о НПС).
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Таким образом, как мы видим, в настоящее время сложилось несколько групп субъектов, объединяемых в рамках финансового рынка, или субъектов финансового рынка:
1) кредитные организации, включающие банки и небанковские кредитные организации;
2) профессиональные участники рынка ценных бумаг (включая, отметим, кредитные организации) - брокеры; дилеры; форекс-дилеры; организации, осуществляющие депозитарную деятельность; управляющие, осуществляющие управление ценными бумагами (доверительные управляющие); регистраторы;
3) субъекты страхового дела, включая страховщиков, перестраховщиков, общества взаимного страхования, страховых брокеров;
4) субъекты рынка коллективных инвестиций, на котором работают НПФ; управляющие компании, осуществляющие управление активами как НПФ, так и различных инвестиционных фондов; АИФы; специализированные депозитарии;
5) институты микрофинансирования, которые представлены такими видами организаций, как микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, жилищные накопительные кооперативы, ломбарды;
6) участники национальной платежной системы, в рамках которой работают операторы по переводу денежных средств (в основном кредитные организации), операторы платежных систем и операторы услуг платежной инфраструктуры;
7) организации инфраструктуры финансового рынка, к которым относятся организаторы торговли, центральный депозитарий, репозитарий, клиринговые организации, центральный контрагент;
8) вспомогательные организации и лица, к которым относятся бюро кредитных историй, актуарии, кредитные рейтинговые агентства.
Предложенная классификация ориентирована на сложившееся в Российской Федерации регулирование финансового рынка. При этом каждый институт в системе регулирования занимает свою нишу, хотя подчас социально-экономические функции некоторых институтов пересекаются (см. таблицу). Некоторые виды институтов представлены в ряде секторов. К примеру, кредитные организации могут активно работать на рынке ценных бумаг, выступать в качестве центрального контрагента или центрального депозитария. Между некоторыми секторами в то же время выстроена "китайская стена" запретов совмещения видов деятельности. Например, категорически запрещено совмещать банковскую деятельность и страховую деятельность.
Таблица
Субъекты финансового рынка и их основные функции <1>
--------------------------------
<1> Таблица подготовлена с участием А.В. Медведева.
Вид субъектов финансового рынка
Основное нормативно-правовое регулирование
Социальные функции
1. Кредитные организации
Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
1) трансформация накоплений в кредит и инвестиции;
2) организация платежной системы
2. Профессиональные участники рынка ценных бумаг:
1) брокер:
- prime-брокер;
- товарный брокер;
- клиентский брокер;
Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (ст. 3)
Положение Банка России от 27 июля 2015 г. N 481-П "О лицензионных требованиях и условиях осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, ограничениях на совмещение отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также о порядке и сроках представления в Банк России отчетов о прекращении обязательств, связанных с осуществлением профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случае аннулирования лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг" (п. п. 1.3.1 - 1.3.3)
Социальная функция брокера состоит в предоставлении возможности физическим и юридическим лицам торговать ценными бумагами, производными финансовыми инструментами и товарами на бирже (организованных торгах).
Брокерская деятельность - это деятельность по исполнению поручения клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) на совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, осуществляемая на основании возмездных договоров с клиентом (договоров о брокерском обслуживании) как на организованном, так и на неорганизованном рынке.
Брокер является посредником, который исполняет поручения клиентов на организованных торгах, а также предоставляет им опосредованный доступ к организованным и неорганизованным торгам путем эксплуатации необходимой инфраструктуры.
Брокерская деятельность может быть ограничена только деятельностью по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар (товарный брокер).
Также брокерская деятельность может быть ограничена видами совершаемых операций. Клиентский брокер, в отличие от prime-брокера, не имеет возможности использовать в своих интересах денежные средства клиентов и совершать сделки с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами за счет клиентов без привлечения prime-брокера.
2) дилер (лицо, осуществляющие дилерскую деятельность);
Закон "О рынке ценных бумаг" (ст. 4)
Социальная функция дилера на рынке ценных бумаг состоит в том, что он сам выступает стороной сделок купли-продажи ценных бумаг и совершает их от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по ценам.
3) форекс-дилер;
Закон "О рынке ценных бумаг" (ст. 4.1)
Функция форекс-дилера состоит в предоставлении физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, возможности осуществлять торговлю на рынке Форекс путем заключения от своего имени и за свой счет, не на организованных торгах сделок (производных), базисным активом которых является валюта или валютная пара и требования к которым установлены законодательством.
4) доверительный управляющий (управляющий, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами);
Закон "О рынке ценных бумаг" (ст. 5)
Функция деятельности по управлению ценными бумагами состоит в том, что специальная лицензированная компания осуществляет доверительное управление активами клиента (ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для совершения сделок с ценными бумагами и (или) заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами) путем совершения сделок на фондовом рынке в целях получения максимальной прибыли или сбережения средств.
5) депозитарий;
Закон "О рынке ценных бумаг" (ст. 7)
Функция депозитарной деятельности состоит в оказании услуг по учету прав на ценные бумаги, учету перехода прав на ценные бумаги и (или) по хранению ценных бумаг и сертификатов ценных бумаг.
6) регистратор (реестродержатель, лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг)
Закон "О рынке ценных бумаг" (ст. 8)
Функция деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг состоит в ведении реестра ценных бумаг, в том числе и акций акционерных обществ, в части сбора, фиксации, обработки, хранения данных, составляющих реестр владельцев, и предоставлении информации из реестра владельцев ценных бумаг
3. Субъекты страхового дела:
1) страховые организации (страховщики);
2) общества взаимного страхования;
3) страховые брокеры
Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 4.1)
Субъекты страхового дела осуществляют деятельность по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также деятельность страховых брокеров.
Социальная функция страхования состоит в защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков
4. Субъекты рынка коллективных инвестиций:
1) управляющая компания АИФ, ПИФ, НПФ;
Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (п. 6 ст. 3, п. 3 ст. 11)
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (п. п. 4, 4.1, 4.2, 4.3 ст. 3)
Управляющая компания осуществляет профессиональную деятельность на рынке коллективных инвестиций путем управления имуществом (активами) паевого фонда, АИФ либо управления пенсионными накоплениями и (или) пенсионными резервами НПФ в части совершения любых юридических и фактических действий с указанным имуществом в интересах владельцев инвестиционных паев, акционеров АИФ или застрахованных лиц.
2) специализированные депозитарии АИФ, ПИФ, НПФ;
Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" (п. 1 ст. 44)
Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (п. 5 ст. 3)
У специализированного депозитария имеются две основные функции:
- функция контроля за процессом инвестирования средств участников рынка коллективных инвестиций страховщиков в части порядка размещения собственных средств и резервов;
- функция по учету и хранению имущества, принадлежащего АИФ, или имущества, составляющего ПИФ.
3) акционерные инвестиционные фонды;
Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" (п. 1 ст. 2)
Функция АИФ - это аккумулирование имущества и денежных средств путем образования юридического лица в форме АИФ для последующей деятельности по инвестированию соответствующих средств в ценные бумаги и иные объекты.
4) негосударственные пенсионные фонды
Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (п. 1 ст. 2)
Социальная функция НПФ состоит в осуществлении добровольного пенсионного обеспечения или обязательного пенсионного страхования, в том числе организации управления пенсионными резервами и инвестировании средств пенсионных накоплений, назначении и выплате срочных пенсий, формировании выплатных резервов и т.д.
5. Субъекты микрофинансовой деятельности:
1) микрофинансовые организации;
Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (подп. 2 п. 1 ст. 2)
Социальная функция микрофинансовой деятельности состоит в том, что юридические лица, включенные в реестр микрофинансовых организаций, требования к деятельности которых существенно ниже, чем требования к деятельности кредитных организаций или иных специализированных участников финансовых отношений, обеспечивают финансовую доступность на всей территории Российской Федерации путем предоставления микрозаймов (займов до зарплаты), в том числе в отдаленных регионах, где нет иных финансовых институтов.
2) кредитные потребительские кооперативы;
Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (п. 1 ст. 3)
Социальная функция кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:
1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном названным Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;
2) размещения денежных средств членов кредитного кооператива и иных денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.
3) жилищные накопительные кооперативы;
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (п. 1 ст. 2)
Социальная функция жилищного накопительного кооператива состоит в удовлетворении потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов.
4) сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (абз. 3 ст. 1)
Социальная функция сельскохозяйственного кооператива состоит в удовлетворении материальных и иных потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) ведущих личные подсобные хозяйства граждан (членов кооператива).
5) ломбарды
Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах" (п. п. 1, 1.1 ст. 2)
Социальная функция ломбарда заключается в предоставлении краткосрочных займов гражданам и хранении вещей (обеспечении доступности финансовых услуг)
6. Участники национальной платежной системы:
1) операторы по переводу денежных средств;
2) операторы платежной системы;
3) операторы платежной инфраструктуры
Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
Участники национальной платежной системы организуют и осуществляют перевод денежных средств
7. Инфраструктурные организации финансового рынка:
- клиринговые организации;
Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности" (п. п. 3, 4, 5 ст. 2)
Деятельность клиринговой организации заключается в определении подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовке документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств.
- центральный контрагент;
Федеральный закон "О клиринге и клиринговой деятельности" (п. 5 ст. 4)
Деятельность центрального контрагента заключается в том, что указанное лицо является одной из сторон всех договоров на организованных торгах, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул.
- центральный депозитарий;
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ "О центральном депозитарии" (ст. 23)
Социальная функция центрального депозитария заключается в том, что только данный субъект, статус которого присваивается только одному лицу, осуществляет учет прав на торгуемые ценные бумаги. Также в центральном депозитарии открывают свои счета иностранные центральные депозитарии (в том числе ClerStream) с целью организации обращения ценных бумаг за рубежом.
- организатор торговли (биржа и торговая система)
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах" (п. п. 1, 2, 7 ст. 5)
Функция организатора торговли заключается в проведении организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы
8. Организации и лица, обслуживающие финансовый рынок:
- бюро кредитных историй;
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях" (п. 6 ст. 3)
Социальная функция бюро кредитных историй заключается в осуществлении деятельности по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов, что является значимым фактором устойчивости финансовой системы.
- актуарии;
Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" (п. 1 ст. 2)
Социальная функция актуарной деятельности состоит в прогнозировании и анализе и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также в разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками пенсионной, страховой и иных видов деятельности на финансовом рынке.
- кредитные рейтинговые агентства
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 761 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (п. п. 1, 2 ст. 2)
Социальная функция кредитного рейтингового агентства состоит в осуществлении рейтинговой деятельности в части подготовки, присвоения, подтверждения, пересмотра, отзыва кредитных рейтингов и прогнозов по кредитным рейтингам на основе анализа информации в соответствии с методологией, сопровождающейся распространением информации о присвоенных кредитных рейтингах и прогнозах по кредитным рейтингам любым способом, обеспечивающим доступ к ней неограниченного круга лиц
Существуют и иные подходы к классификации институтов финансового рынка. В экономической науке классификация институтов финансового рынка строится на функциональной основе. Так, В.В. Иванов предлагает участников финансового рынка разделить на торговых и финансовых посредников. При этом к торговым посредникам финансового рынка относятся те организации, которые специализируются исключительно на посреднических сделках, связанных с куплей-продажей и передачей финансовых инструментов от их продавцов к покупателям. Эти институты обслуживают операции с существующими инструментами и тем самым способствуют перемещению свободных денежных средств между контрагентами. Наиболее типичным примером такого рода торгового посредника является инвестиционный банк. Финансовые посредники, согласно подходу В.В. Иванова, - это те институты финансового рынка, которые либо сами приобретают денежные средства путем эмиссии собственных обязательств, либо инвестируют денежные средства путем приобретения финансовых инструментов (требований к эмитенту). Одновременно В.В. Иванов предлагает выделять биржи и иные учреждения финансовой инфраструктуры <1>.
--------------------------------
<1> См.: Современные финансовые рынки. С. 213 - 218.
Строго говоря, к финансовым организациям необходимо отнести и ряд институтов развития, которые, не имея соответствующей лицензии, тем не менее активно функционируют на соответствующем типе рынка. Например, Внешэкономбанк, или Банк развития, будучи по статусу государственной корпорацией, не обладает лицензией на осуществление банковских операций, однако заметен на рынке инфраструктурных проектов. Он осуществляет ряд банковских операций непосредственно на основе Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития". Его дочерняя организация - АО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций" (ЭКСАР), действуя на основе норм Закона "О банке развития", а также ряда нормативных правовых актов Правительства РФ, в частности Постановления от 22 ноября 2011 г. N 964 "О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков", осуществляет деятельность страховщика в сфере страхования предпринимательских рисков при экспорте. Управляющая компания Российского фонда прямых инвестиций, которая также является дочерней структурой Внешэкономбанка, консолидирует ресурсы, в том числе внешние, направляемые для инвестиционных проектов. Вместе с тем данные организации имеют самостоятельную правовую базу, надзор за их деятельностью в прямом смысле этого слова не осуществляется. Строго говоря, данные организации не могут быть ликвидированы: так, для ликвидации Внешэкономбанка необходимо принятие специального федерального закона (п. 1 ст. 19 Федерального закона "О банке развития"), а требования законодательства о банкротстве на процедуры ликвидации Внешэкономбанка не распространяются (п. 2 ст. 19 Федерального закона "О банке развития"). Поэтому данные институты для целей настоящей работы можно, что называется, "вынести за скобки".
Объединяет все вышеперечисленные субъекты, как уже было отмечено, их активная роль в качестве субъектов финансового рынка. Но, кроме субъектов финансового рынка, на рынке широко представлены и иные участники. Круг участников финансового рынка шире: к ним должны быть отнесены инвесторы, осуществляющие вложения в ценные бумаги, кредиторы, которые держат остатки на счетах (вкладах) в банках, страхователи, лица, осуществляющие пенсионные накопления, заемщики, привлекающие средства выпуском эмиссионных ценных бумаг, эмитенты акций и т.д. С определенной долей условности можно сказать, что "водораздел" между данными участниками финансового рынка и субъектами финансового рынка - это "водораздел" между пользователями и поставщиками услуг. Понятно, что граница между пользователями и поставщиками услуг весьма подвижна: поставщик услуг в одних отношениях может стать пользователем услуг в других отношениях. Банк является поставщиком банковских услуг, а зачастую - услуг профессионального участника рынка ценных бумаг. Однако при страховании предпринимательских рисков он становится пользователем услуг страховщика. В системе переводов денежных средств он пользуется услугами оператора платежной системы и созданных им операционным и платежно-клиринговым центром. И этот список взаимопереплетений можно продолжить.
Отличие пользователя от поставщика услуг состоит также и в том, что последний занимается своей деятельностью на профессиональной основе. Иными словами, участие на финансовом рынке для поставщика услуг является видом предпринимательской деятельности, от которой он в основном получает доход. Пользователь же обращается к профессиональному участнику финансового рынка для удовлетворения тех потребностей, которые он сам в силу административных, экономических или технологических ограничений не может самостоятельно получить. Данный подход характерен и для авторов, специально занимающихся проблематикой правового регулирования финансовых услуг. Н.Г. Семилютина, определяя сущность финансовых услуг, также указывала на то, что они оказываются профессиональными участниками: "Финансовые услуги... услуги, оказываемые, как правило, специализированными организациями (профессиональными участниками) и направленные на обеспечение инвесторам возможности осуществить размещение свободных денежных средств, используя различные правовые формы (например, заключая договор банковского вклада или приобретая ценные бумаги), а реципиентам инвестиций - соответственно получить размещаемые инвестором денежные средства на условиях возвратности, срочности, платности" <1>.
--------------------------------
<1> Семилютина Н.Г. Указ. соч. С. 4.
|