Согласно ст. 1 Закона о банках <1> кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом о банках. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности".
Таким образом, законодатель выделяет три существенных признака кредитной организации:
1) кредитная организация - это коммерческое юридическое лицо, поскольку основная цель деятельности любой кредитной организации - извлечение прибыли;
2) прибыль кредитная организация получает в результате осуществления банковских операций, перечень которых предусмотрен ст. 5 Закона о банках;
3) кредитная организация осуществляет свою деятельность только при наличии лицензии;
4) кредитная организация является хозяйственным обществом.
Согласно ст. 66 ГК РФ хозяйственными обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйственному обществу. Объем правомочий участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Хозяйственные общества создаются в форме:
- обществ с ограниченной ответственностью;
- акционерных обществ.
Акционерные общества делятся на публичные и непубличные.
Закон о банках подразделяет кредитные организации на банки и небанковские кредитные организации.
Банк - это такая кредитная организация, которая имеет исключительное право на основании лицензии Банка России осуществлять в совокупности следующие банковские операции:
- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (ст. 1 Закона о банках).
Банки можно классифицировать по различным основаниям.
В зависимости от осуществляемых банковских операций выделяют универсальные и специализированные банки. Универсальные банки выполняют все или большинство банковских операций, предусмотренных Законом. Специализированные банки предоставляют отдельные банковские услуги (например, ипотечные банки) или обслуживают преимущественно какую-либо отрасль экономики (например, земельные банки). В России в настоящее время все банки универсальные.
В зависимости от формы собственности банки делят на государственные, муниципальные и частные. Необходимо подчеркнуть, что все банки в России в настоящее время (независимо от формы собственности), кроме Банка России, являются коммерческими, так как основная цель их деятельности - извлечение прибыли.
В зависимости от организационно-правовой формы банки подразделяются на публичные общества (акционерные общества) и непубличные общества (акционерные общества, не подпадающие под признаки публичных, а также общества с ограниченной ответственностью).
В зависимости от величины собственных средств банки подразделяют на мелкие, средние и крупные. Однако данный критерий является субъективным, так как объективных критериев официально в России не установлено.
Банки можно классифицировать и по иным основаниям: например, региональные (действуют на территории одного или нескольких субъектов РФ) и федеральные (действуют в большинстве или во всех субъектах РФ); российские (зарегистрированы в Российской Федерации) и иностранные (зарегистрированы в ином государстве).
Согласно ст. 1 Закона о банках небанковская кредитная организация (далее - НКО) - это:
1) кредитная организация, имеющая право осуществлять только следующие банковские операции, закрепленные в ч. 1 ст. 5 Закона о банках:
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов);
- осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов);
- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов);
- осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов);
2) кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные Законом о банках. Допустимые сочетания банковских операций для такой НКО устанавливаются Банком России.
Основное отличие банка от НКО состоит в том, что банк может осуществлять как все девять банковских операций, закрепленных в ч. 1 ст. 5 Закона о банках, так и отдельные банковские операции, но обязательно указанные три (привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц) в совокупности. Небанковская кредитная организация осуществляет отдельные банковские операции, но никогда - указанные три в совокупности.
В настоящее время Банк России своими нормативными актами допускает существование только следующих видов НКО:
- депозитно-кредитные НКО;
- расчетные НКО;
- НКО, имеющие право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.
Безусловно, НКО носят вторичный характер по сравнению с банками, имеющими универсальный характер.
Кредитная организация не отвечает по обязательствам государства, и, соответственно, государство не отвечает по обязательствам кредитной организации (за исключением случаев, когда государство само приняло на себя такие обязательства).
Кредитная организация не отвечает по обязательствам Банка России, Банк России не отвечает по обязательствам кредитной организации (за исключением случаев, когда Банк России принял на себя такие обязательства).
Органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность кредитных организаций (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона о банках осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Лицензия представляет собой, с одной стороны, специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выдаваемое лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; а с другой стороны - официальный документ, содержащий такого рода разрешение.
В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
Основанием для выдачи лицензии на осуществление банковских операций вновь созданным кредитным организациям является подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала кредитной организации (а также регистрация отчета об итогах первого выпуска акций кредитной организации в форме акционерного общества).
Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.
Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.
Лицензии, выдаваемые Банком России, можно классифицировать по двум основаниям:
1) в зависимости от вида кредитной организации (лицензии, выдаваемые банку и НКО);
2) в зависимости от этапа деятельности кредитной организации (лицензии, выдаваемые вновь созданной кредитной организации, и лицензии, выдаваемые кредитной организации для расширения деятельности).
Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям (ст. 16 Закона о банках).
1. Несоответствие кандидата, предлагаемого на должность руководителя кредитной организации, главного бухгалтера или его заместителя, квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации.
Порядок оценки соответствия квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации указанных лиц установлен Положением Банка России от 25 октября 2013 г. N 408-П. Под несоответствием кандидата квалификационным требованиям понимается отсутствие у кандидата:
- высшего юридического или экономического образования;
- опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, деятельность которого связана с осуществлением банковских операций, не менее одного года (при наличии у кандидата иного высшего образования - не менее двух лет).
Для кандидата на должность единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера НКО, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, - отсутствие у него высшего образования.
2. Неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или неисполнение ими своих обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года.
Порядок и критерии оценки финансового положения юридических лиц - учредителей (участников) кредитной организации и юридических лиц, совершающих сделки, направленные на приобретение акций (долей) кредитной организации или на установление контроля в отношении акционеров (участников) кредитной организации, установлены Положением Банка России от 18 февраля 2014 г. N 415-П.
3. Несоответствие документов, поданных в Банк России для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России.
4. Несоответствие кандидата на должность члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации требованиям к деловой репутации, установленным в отношении кандидата на должность руководителя кредитной организации п. 1 ч. 1 ст. 16 Закона о банках.
5. Неудовлетворительная деловая репутация учредителя (участника) кредитной организации, приобретающего более 10% акций (долей) кредитной организации. Под неудовлетворительной деловой репутацией учредителя (участника) кредитной организации понимаются:
- наличие у учредителя (участника) кредитной организации неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений;
- признание судом в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, учредителя (участника) кредитной организации виновным в банкротстве юридического лица;
- предъявление в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой учредитель (участник) занимал должность руководителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации или члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, требования о его замене на основании ст. 74 Закона о Банке России;
- совершение физическим лицом - учредителем (участником) кредитной организации более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг или в области предпринимательской деятельности, установленного вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
- иные основания, установленные ст. 16 Закона о банках.
6. Несоответствие лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица - учредителя (участника) кредитной организации, приобретающего более 10% акций (долей) кредитной организации, требованиям к деловой репутации, установленным п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона о банках.
Решение об отказе в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций сообщается учредителям кредитной организации в письменной форме, должно быть мотивировано и может быть обжаловано в арбитражный суд. Физические лица, указанные в ст. 16 Закона о банках, вправе в судебном порядке обжаловать признание Банком России их деловой репутации не соответствующей установленным данной статьей требованиям.
Мера принуждения в виде отзыва лицензии на осуществление банковских операций предусмотрена ч. 3 ст. 74 Закона о Банке России и ст. 20 Закона о банках.
Под отзывом лицензии на осуществление банковских операций признается решение Банка России о прекращении права кредитной организации осуществлять банковские операции. В силу того что отзыв лицензии на осуществление банковских операций означает фактическое окончание деятельности кредитной организации, которая после отзыва лицензии подлежит ликвидации (ст. 20 Закона о банках), решение об отзыве лицензии принимает Комитет банковского надзора Банка России.
Отзыв лицензии в качестве меры принуждения применяется Банком России строго по основаниям, предусмотренным ст. 20 Закона о банках. В указанной статье выделяются две группы оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций (т.е. юридических фактов, с которыми закон связывает возникновение права или обязанности Банка России отозвать лицензию). Так, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Банк России вправе отозвать лицензию на осуществление банковских операций в следующих случаях (при наступлении следующих юридических фактов):
1) установление недостоверности сведений, на основании которых выдана указанная лицензия;
2) задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных этой лицензией, более чем на один год со дня ее выдачи;
3) установление фактов существенной недостоверности отчетных данных;
4) задержка более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);
5) осуществление, в том числе однократное, банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией;
6) неисполнение федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России;
7) неоднократное нарушение в течение одного года требований, предусмотренных ст. ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и (или) неоднократное нарушение нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом;
8) неоднократное в течение одного года виновное неисполнение содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (со вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счетах (во вкладах) указанных лиц;
9) наличие ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока деятельности указанной администрации, установленного Законом о банкротстве, имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным Федеральным законом;
10) неоднократное непредставление в установленный срок кредитной организацией в Банк России обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), за исключением сведений о полученных лицензиях;
11) неисполнение кредитной организацией, являющейся управляющим ипотечным покрытием, требований Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ, а также неустранение нарушений в установленные сроки, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Законом о Банке России;
12) неоднократное нарушение в течение одного года требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов с учетом особенностей, установленных указанным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона о банках Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в следующих случаях (при наступлении следующих юридических фактов):
1) если достаточность капитала кредитной организации становится ниже 2%;
2) если размер собственных средств (капитала) кредитной организации ниже минимального значения уставного капитала, установленного Банком России на дату государственной регистрации кредитной организации;
3) если кредитная организация не исполняет в срок, установленный Законом о банкротстве, требования Банка России о приведении в соответствие величины уставного капитала и размера собственных средств (капитала);
4) если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения. При этом указанные требования в совокупности должны составлять не менее 1000-кратного размера минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Кроме того, ряд оснований отзыва лицензии у кредитной организации связан с фактом недостижения кредитными организациями определенной законом величины собственных средств, что направлено на стимулирование увеличения капитальной базы банков.
Отзыв лицензии на осуществление банковских операций не влечет прекращения деятельности кредитной организации как юридического лица, а означает лишь запрещение совершать какие-либо банковские операции и представляет собой, как уже было сказано, исключительную, точнее, самую строгую меру принуждения, которая применяется к кредитной организации, допускающей нарушения требований федеральных законов, регламентирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, либо в случае, если финансовое состояние кредитной организации ухудшается далее допустимых пределов, установленных законом. Однако в силу особенностей правового положения кредитных организаций отзыв лицензии является начальным этапом процедуры банкротства или ликвидации кредитной организации. Так, в соответствии с ч. 7 ст. 20 Закона о банках после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями ст. 23.1 указанного Федерального закона, а в случае признания ее банкротом - в соответствии с требованиями Закона о банкротстве.
Банки, желающие получить лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц, должны встать на учет в системе страхования вкладов.
Основными принципами системы страхования вкладов являются:
1) обязательность участия банков в системе страхования вкладов;
2) сокращение рисков наступления неблагоприятных последствий для вкладчиков в случае неисполнения банками своих обязательств;
3) прозрачность деятельности системы страхования вкладов;
4) накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов.
Для вступления в систему страхования вкладов банки должны удовлетворять определенным требованиям, в частности:
1) учет и отчетность банка должны быть признаны Банком России достоверными;
2) банк должен выполнять обязательные нормативы, установленные Банком России;
3) финансовая устойчивость банка должна быть признана Банком России достаточной;
4) к банку не применяются меры, предусмотренные ст. 74 Закона о Банке России, ст. 20 Закона о банках, а также меры, предусмотренные ст. 189.9 Закона о банкротстве;
5) банк должен соблюдать установленный Банком России порядок раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк.
|