Управляющая компания АИФ. Акционерный инвестиционный фонд представляет собой акционерное общество, предметом деятельности которого является исключительно инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные Федеральным законом "Об инвестиционных фондах". Акционерный инвестиционный фонд осуществляет свою деятельность только на основании специального разрешения (лицензии) и не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
Размер собственных средств АИФ на дату представления документов для получения лицензии устанавливает Банк России. Имущество АИФ подразделяется на:
- инвестиционные резервы (имущество, предназначенное для инвестирования), или активы;
- имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов управления и иных органов АИФ.
Инвестиционные резервы должны быть переданы в доверительное управление управляющей компании.
Законодатель установил (ст. 38 Федерального закона "Об инвестиционных фондах") определенные требования, которым должна отвечать управляющая компания. Так, управляющая компания:
1) создается в форме акционерного общества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования не вправе являться участниками управляющей компании;
2) должна иметь лицензию на управление активами АИФ или ПИФ. Указанная деятельность может совмещаться только с деятельностью по управлению ценными бумагами и (или) с деятельностью в качестве управляющей компании специализированного общества в соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг";
3) вправе осуществлять инвестирование собственных средств, совершать сделки по передаче имущества в пользование, а также оказывать консультационные услуги в области инвестиций при соблюдении требований по предупреждению конфликта интересов;
4) имеет собственные средства, размер которых определяет Банк России в нормативных актах;
5) обеспечивает постоянное руководство своей текущей деятельностью. Полномочия единоличного исполнительного органа управляющей компании не могут быть переданы юридическому лицу. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, должно иметь высшее образование и соответствовать установленным Банком России квалификационным требованиям и требованиям к профессиональному опыту;
6) обязана организовать внутренний контроль за соответствием деятельности требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов, правилам доверительного управления ПИФ, договорам, учредительным документам и внутренним документам управляющей компании (далее - внутренний контроль). Внутренний контроль должен осуществляться контролером или отдельным структурным подразделением (служба внутреннего контроля).
Для расчетов по операциям, связанным с доверительным управлением активами АИФа, открывается отдельный банковский счет, а для учета прав на ценные бумаги, составляющие активы АИФ, - отдельный счет (счета) депо. Такие счета открываются на имя управляющей компании с указанием на то, что она действует в качестве доверительного управляющего, и с указанием наименования АИФ.
Акционерный инвестиционный фонд может заключить с управляющей компанией договор о передаче ей полномочий единоличного исполнительного органа АИФ. В этом случае на основании такого договора управляющая компания приобретает права и обязанности по управлению активами АИФ.
Управляющая компания ПИФ. Паевой инвестиционный фонд представляет собой обособленный имущественный комплекс, состоящий из:
- имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления;
- имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией.
Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом, имеет название, которое позволяет идентифицировать его по отношению к иным ПИФ. Ни одно лицо, за исключением управляющей компании ПИФ, не вправе привлекать денежные средства и иное имущество, используя слова "паевой инвестиционный фонд" в любом сочетании.
Условия договора доверительного управления ПИФ (или правила доверительного управления ПИФ) определяются управляющей компанией в стандартных формах и могут быть приняты учредителем доверительного управления только путем присоединения к указанному договору в целом.
Помимо существенных условий договора доверительного управления ПИФ, предусмотренных гражданским законодательством, правила доверительного управления ПИФ должны содержать одно из следующих условий:
1) наличие у владельца инвестиционных паев права в любой рабочий день требовать от управляющей компании погашения всех принадлежащих ему инвестиционных паев и прекращения тем самым договора доверительного управления ПИФ между ним и управляющей компанией или погашения части принадлежащих ему инвестиционных паев. Паевые инвестиционные фонды при наличии такого условия называются открытыми ПИФ;
2) наличие у владельца инвестиционных паев права в любой рабочий день требовать от лица, уполномоченного управляющей компанией, покупки всех или части принадлежащих ему инвестиционных паев и права продать их на бирже, указанной в правилах доверительного управления ПИФ, на предусмотренных такими правилами условиях, а у владельца инвестиционных паев, являющегося уполномоченным лицом, - права в сроки, установленные правилами доверительного управления ПИФом, требовать от управляющей компании погашения всех принадлежащих ему инвестиционных паев и прекращения тем самым договора доверительного управления ПИФ между ним и управляющей компанией или погашения части принадлежащих ему инвестиционных паев. Паевые инвестиционные фонды при наличии такого условия называются биржевыми ПИФ;
3) наличие у владельца инвестиционных паев права в течение срока, установленного правилами доверительного управления ПИФ, требовать от управляющей компании погашения всех принадлежащих ему инвестиционных паев и прекращения тем самым договора доверительного управления ПИФ между ним и управляющей компанией или погашения части принадлежащих ему инвестиционных паев. Паевые инвестиционные фонды при наличии такого условия называются интервальными ПИФ;
4) отсутствие у владельца инвестиционных паев права требовать от управляющей компании прекращения договора доверительного управления ПИФ до истечения срока его действия. Паевые инвестиционные фонды при наличии такого условия называются закрытыми ПИФ.
Присоединение к договору доверительного управления ПИФ осуществляется путем приобретения инвестиционных паев ПИФ, выдаваемых управляющей компанией, осуществляющей доверительное управление этим ПИФ.
Учредитель доверительного управления передает имущество управляющей компании для включения его в состав ПИФ с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления.
Имущество, составляющее ПИФ, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности. По общему правилу раздел имущества, составляющего ПИФ, и выдел из него доли в натуре не допускаются.
Присоединяясь к договору доверительного управления ПИФ, физическое или юридическое лицо тем самым отказывается от осуществления преимущественного права приобретения доли в праве собственности на имущество, составляющее ПИФ. При этом соответствующее право прекращается.
Владельцы инвестиционных паев несут риск убытков, связанных с изменением рыночной стоимости имущества, составляющего ПИФ.
Управляющая компания ПИФ должна соответствовать требованиям ст. 38 Федерального закона "Об инвестиционных фондах". Управляющая компания:
- осуществляет доверительное управление ПИФ путем совершения любых юридических и фактических действий в отношении составляющего его имущества;
- осуществляет все права, удостоверенные ценными бумагами, составляющими ПИФ, включая право голоса по голосующим ценным бумагам;
- предъявляет иски и выступает ответчиком по искам в суде в связи с осуществлением деятельности по доверительному управлению ПИФ;
- совершает сделки с имуществом, составляющим ПИФ, от своего имени, указывая при этом, что она действует в качестве доверительного управляющего;
- вправе передать свои права и обязанности по договору доверительного управления ПИФ другой управляющей компании (если это предусмотрено правилами доверительного управления ПИФ).
Управляющая компания НПФ. Под инвестированием средств пенсионных накоплений понимают деятельность управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений.
Пенсионные накопления складываются из:
- суммы страховых взносов на финансирование накопительной пенсии;
- суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию;
- суммы взносов работодателя в пользу застрахованного лица <1>;
- суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений <2>;
- средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии <3>;
- средств, поступивших в ПФР от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам и их правопреемникам и еще не направленных на выплату пенсий;
- иных средств в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации".
Под управляющей компанией понимают:
- управляющую компанию, отобранную по конкурсу;
- государственную управляющую компанию;
- государственную управляющую компанию средствами выплатного резерва.
Государственная управляющая компания - это юридическое лицо, уполномоченное Правительством РФ осуществлять инвестирование переданных ему в доверительное управление Пенсионным фондом РФ средств пенсионных накоплений путем формирования:
- расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании, включающего средства пенсионных накоплений, формируемые в пользу застрахованных лиц, не воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля (управляющей компании) или НПФ, а также средства пенсионных накоплений, формируемые в пользу застрахованных лиц, воспользовавшихся правом выбора расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании;
- инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании, включающего средства пенсионных накоплений, формируемые в пользу застрахованных лиц, воспользовавшихся правом выбора инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.
К управляющим компаниям предъявляются следующие требования:
- наличие лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, ПИФ и НПФ;
- соответствие требованиям действующего законодательства;
- отсутствие применения к управляющей компании процедур банкротства;
- отсутствие фактов применения к управляющей компании санкций в виде аннулирования действия лицензии на осуществление деятельности в течение последних двух лет.
Управляющая компания обязана:
1) инвестировать средства пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц;
2) нести ответственность за соответствие инвестирования пенсионных накоплений, средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, требованиям Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" и Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений";
3) осуществлять инвестирование средств пенсионных накоплений разумно и добросовестно, исходя из необходимости обеспечения принципов надежности, ликвидности, доходности и диверсификации;
4) заключить договор со специализированным депозитарием и осуществлять под его контролем операции со средствами пенсионных накоплений, переданными в управление ПФР;
5) совершать сделки за счет средств пенсионных накоплений, используя услуги брокеров, отвечающих требованиям, установленным действующим законодательством, расторгать договоры и принимать меры по истребованию денежных средств в случаях, если брокеры перестали удовлетворять указанным требованиям (не распространяется на государственную управляющую компанию и государственную управляющую компанию средствами выплатного резерва);
6) размещать денежные средства в кредитных организациях, отвечающих требованиям, установленным действующим законодательством; расторгать договоры, закрывать счета и принимать меры к истребованию денежных средств в случаях, если кредитные организации перестали удовлетворять указанным требованиям;
7) рассчитывать регулярно текущую рыночную стоимость и стоимость чистых активов по каждому из инвестиционных портфелей, находящихся в доверительном управлении (в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах" управляющая компания, осуществляющая инвестирование средств пенсионных накоплений, обязана ежедневно рассчитывать текущую рыночную стоимость и стоимость чистых активов, находящихся в доверительном управлении);
8) продавать ценные бумаги, находящиеся в управлении, как правило, по цене не ниже рыночной, а также покупать ценные бумаги, как правило, по цене не выше рыночной. Отчет о сделках, проведенных с отклонением от рыночных цен, представляется в Банк России по установленной им форме;
9) перечислять в порядке и в сроки, которые установлены действующим законодательством и договором доверительного управления, в ПФР средства для выплаты накопительной пенсии и иных выплат;
10) страховать риск своей ответственности, которая может наступить вследствие нарушения договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений, договора доверительного управления средствами выплатного резерва, договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата;
11) поддерживать достаточность собственных средств (капитала) по отношению к общей сумме активов, находящихся в управлении;
12) в порядке и сроки, которые установлены Банком России, раскрывать информацию о структуре и составе акционеров (участников);
13) не являться аффилированным лицом специализированного депозитария либо его аффилированных лиц;
14) принять и неукоснительно соблюдать кодекс профессиональной этики, соответствующий требованиям, установленным действующим законодательством;
15) представлять в Банк России отчет об инвестировании средств пенсионных накоплений, а также отчет о доходах от инвестирования в порядке и сроки, которые установлены Банком России, и представлять указанные отчеты в ПФР;
16) информировать ПФР об аннулировании или о приостановлении действия лицензии в порядке и сроки, которые установлены договором доверительного управления, а также информировать Банк России и ПФР об изменениях в учредительных документах управляющей компании, о персональном составе ее органов управления, составе персонала и составе аффилированных лиц в установленном порядке и в определенные сроки;
17) в порядке и сроки, которые предусмотрены договором доверительного управления средствами пенсионных накоплений, обеспечить передачу активов, находившихся в доверительном управлении, Пенсионному фонду РФ в случаях:
- прекращения (расторжения) договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
- передачи активов в обеспечение прав застрахованных лиц на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании);
- передачи активов для реализации заявления застрахованного лица об отказе от направления средств материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии;
- смерти застрахованного лица;
18) обособить каждый инвестиционный портфель, сформированный за счет средств пенсионных накоплений, от других инвестиционных портфелей, иного имущества, находящегося у управляющей компании в доверительном управлении или по другим законным основаниям, а также от собственного имущества управляющей компании; открыть по каждому инвестиционному портфелю отдельный банковский счет в кредитной организации, удовлетворяющей установленным требованиям, а также отдельный счет депо в специализированном депозитарии для учета прав на ценные бумаги, приобретенные на средства пенсионных накоплений;
19) принять и соблюдать внутренний регламент совершения операций со средствами пенсионных накоплений, отражающий особенности деятельности по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений. Указанный регламент подлежит согласованию с Банком России в установленном им порядке и должен содержать положения, определяющие:
- порядок принятия и исполнения решений по инвестированию средств пенсионных накоплений;
- порядок осуществления контроля за рисками при совершении операций по инвестированию средств пенсионных накоплений;
- порядок обеспечения защиты служебной информации об операциях по инвестированию средств пенсионных накоплений от несанкционированного доступа;
20) соблюдать иные требования, предусмотренные действующим законодательством.
Банк России имеет право в дополнение к перечисленным устанавливать требования, которые управляющая компания обязана соблюдать в период действия договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений для финансирования накопительной пенсии.
Специализированным депозитарием АИФ и ПИФ может быть только депозитарий, созданный в форме акционерного общества или общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью.
Деятельность специализированного депозитария осуществляется по договору:
- с АИФ, если функции единоличного исполнительного органа этого фонда переданы управляющей компании;
- с управляющей компанией, если последняя осуществляет доверительное управление активами АИФ или активами ПИФ;
- с иными лицами в случаях, предусмотренных федеральными законами.
При этом срок действия договора специализированного депозитария с управляющей компанией закрытого ПИФ не может быть менее срока действия договора доверительного управления этим ПИФ.
Такой договор не может быть заключен, если:
- управляющая компания и специализированный депозитарий являются основным и дочерним либо преобладающим и зависимым по отношению друг к другу обществами;
- специализированный депозитарий является владельцем акций АИФ, с которым или с управляющей компанией которого заключается договор;
- специализированный депозитарий является владельцем инвестиционных паев ПИФ, в отношении которого с управляющей компанией заключается договор.
Если кредитные организации или профессиональные участники рынка ценных бумаг осуществляют деятельность специализированного депозитария, то последняя должна осуществляться отдельным структурным подразделением.
Специализированный депозитарий должен действовать исключительно в интересах акционеров АИФ и владельцев инвестиционных паев ПИФ.
К обязанностям специализированного депозитария АИФ и ПИФ относятся:
- принятие на хранение и хранение имущества, принадлежащего АИФу, и имущества, составляющего ПИФ;
- принятие на хранение и хранение копий всех первичных документов в отношении имущества, принадлежащего АИФ, и имущества, составляющего ПИФ, а также подлинных экземпляров документов, подтверждающих права на недвижимое имущество;
- представление в ревизионную комиссию АИФ документов, необходимых для ее деятельности;
- регистрация в качестве номинального держателя ценных бумаг, принадлежащих АИФ, либо ценных бумаг, составляющих ПИФ (если иной порядок учета прав на ценные бумаги не предусмотрен законодательством Российской Федерации);
- осуществление контроля за определением стоимости чистых активов АИФ и чистых активов ПИФ, а также расчетной стоимости инвестиционного пая, количества выдаваемых инвестиционных паев и размеров денежной компенсации в связи с погашением инвестиционных паев;
- направление в Банк России уведомления о выявленных им в ходе осуществления контроля нарушениях не позднее трех рабочих дней со дня выявления указанных нарушений;
- направление в Банк России уведомления об изменении состава совета директоров (наблюдательного совета) и исполнительных органов специализированного депозитария, руководителя его филиала (руководителя отдельного структурного подразделения организации, осуществляющего деятельность специализированного депозитария) в течение пяти рабочих дней с даты наступления указанных событий;
- использование при взаимодействии с управляющей компанией, регистратором АИФ, лицом, осуществляющим ведение реестра владельцев инвестиционных паев, агентом по выдаче, обмену и погашению инвестиционных паев, а также с иными лицами при осуществлении своей деятельности документов в электронной форме, подписанные электронной подписью;
- соблюдение иных требований, предусмотренных действующим законодательством.
Специализированный депозитарий имеет право:
- оказывать лицам, заключившим с ним договор, на основании которого осуществляются учет, хранение имущества (активов) и (или) контроль за его (их) распоряжением, консультационные и информационные услуги, а также услуги по ведению бухгалтерского учета;
- вести реестр владельцев инвестиционных паев;
- являться оператором информационной системы, используемой лицами, заключившими договор со специализированным депозитарием;
- осуществлять деятельность удостоверяющего центра, используемого лицами, заключившими договор со специализированным депозитарием;
- осуществлять инвестирование собственных денежных средств;
- совершать сделки по передаче имущества в пользование;
- осуществлять иную деятельность, предусмотренную действующим законодательством.
Также законодатель установил определенные ограничения на занятие ряда руководящих должностей специализированного депозитария. Так, лицами, осуществляющими функции единоличного исполнительного органа специализированного депозитария, члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета), руководителя филиала специализированного депозитария, руководителя отдельного структурного подразделения организации, осуществляющего деятельность специализированного депозитария, не могут являться:
- лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
- лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций <1> в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет;
- лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.
Лицами, владеющими 5% и более обыкновенных акций специализированного депозитария, не могут являться:
- юридические лица, у которых за совершение нарушения была аннулирована лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации;
- юридические лица, у основных либо преобладающих обществ которых за совершение нарушения была аннулирована лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации;
- физические лица: а) которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет; б) в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации; в) имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти.
К специализированному депозитарию предъявляются следующие требования:
- наличие лицензии в установленном порядке на осуществление депозитарной деятельности и лицензии на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционных фондов, ПИФ и НПФ;
- соответствие требованиям действующего законодательства;
- отсутствие применения к управляющей компании процедур банкротства;
- отсутствие фактов применения к управляющей компании санкций в виде приостановления или аннулирования действия лицензии на осуществление деятельности в течение последних двух лет.
Специализированный депозитарий НПФ обязан:
1) осуществлять контроль за соответствием деятельности по распоряжению средствами пенсионных накоплений, переданными в доверительное управление управляющим компаниям Пенсионным фондом РФ, требованиям действующего законодательства;
2) нести в случае неисполнения своих обязанностей солидарную ответственность с управляющей компанией, заключившей договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений;
3) открыть отдельный счет депо на имя каждой управляющей компании, с которой заключен договор об оказании услуг специализированного депозитария, для учета прав на ценные бумаги, приобретенные на средства пенсионных накоплений для каждого инвестиционного портфеля;
4) осуществлять учет прав на ценные бумаги и учет перехода прав на ценные бумаги, приобретенные в результате инвестирования средств пенсионных накоплений, а также хранение сертификатов ценных бумаг (если для отдельных видов ценных бумаг иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации);
5) принимать и хранить копии всех первичных документов в отношении средств пенсионных накоплений, переданных Пенсионным фондом РФ в доверительное управление управляющим компаниям;
6) осуществлять контроль за определением стоимости чистых активов, находящихся в управлении управляющих компаний;
7) осуществлять контроль за перечислением в ПФР средств на выплаты за счет средств пенсионных накоплений;
8) уведомлять Банк России, ПФР, соответствующую управляющую компанию о выявленных в ходе осуществления контроля нарушениях законодательства и подзаконных нормативных правовых актов не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их выявления;
9) представлять в Банк России отчетность о выполнении операций, видах и стоимости ценных бумаг, учитываемых в соответствии с договорами об оказании услуг специализированного депозитария управляющей компании, в порядке, по формам и в сроки, которые установлены нормативными актами Банка России, и представлять указанную отчетность в государственную управляющую компанию, в государственную управляющую компанию средствами выплатного резерва, в управляющую компанию, отобранную по конкурсу, в ПФР в соответствии с договорами об оказании услуг специализированного депозитария;
10) информировать ПФР об аннулировании или о приостановлении действия лицензии в порядке и сроки, которые установлены договором об оказании услуг специализированного депозитария, а также информировать Центральный банк РФ и ПФР об изменениях в учредительных документах, о персональном составе органов управления, составе персонала и составе аффилированных лиц специализированного депозитария в установленном порядке и определенные сроки;
11) представлять в Банк России и в ПФР информацию о сделках, совершаемых управляющей компанией со средствами пенсионных накоплений, а также о стоимости чистых активов, находящихся в управлении по договорам доверительного управления;
12) регистрировать в Банке России в установленном им порядке регламент специализированного депозитария по осуществлению контроля за деятельностью по инвестированию средств пенсионных накоплений и все вносимые в него изменения. Указанный регламент должен содержать:
- правила по осуществлению контроля за распоряжением средствами пенсионных накоплений, переданными в доверительное управление управляющим компаниям, и активами, в которые инвестированы эти средства;
- формы применяемых документов;
- порядок документооборота при осуществлении такого контроля;
13) обеспечить передачу своих прав и обязанностей в отношении средств пенсионных накоплений другому специализированному депозитарию в случае прекращения (расторжения) договора об оказании услуг специализированного депозитария;
14) обеспечить в установленном порядке процесс:
- передачи активов от управляющей компании Пенсионному фонду РФ в случае прекращения (расторжения) договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений и в случае передачи активов в обеспечение права застрахованных лиц на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании);
- передачи активов от государственной управляющей компании, с которой прекращается (расторгается) договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, вновь назначенной государственной управляющей компании;
- передачи активов от государственной управляющей компании средствами выплатного резерва, с которой прекращаются (расторгаются) договоры доверительного управления средствами выплатного резерва и средствами пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, вновь назначенной государственной управляющей компании средствами выплатного резерва;
15) страховать в установленном порядке риск своей ответственности, которая может наступить вследствие нарушения договора об оказании услуг специализированного депозитария;
16) не совмещать свою деятельность специализированного депозитария с другими видами лицензируемой деятельности, за исключением деятельности удостоверяющего центра, депозитарной или банковской, с депозитарной деятельностью, которая связана с проведением на основании соглашений с организаторами торговли и (или) клиринговой организацией депозитарных операций по договорам с ценными бумагами, заключенным на организованных торгах;
17) поддерживать достаточность собственных средств (капитала) относительно объема обслуживаемых активов в установленном Банком России порядке;
18) раскрывать в сроки и установленном Банком России порядке информацию о структуре и составе акционеров (участников);
19) не являться аффилированным лицом ни одной из управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных накоплений, либо аффилированных лиц указанных управляющих компаний;
20) принять и неукоснительно соблюдать кодекс профессиональной этики;
21) соблюдать иные требования, установленные действующим законодательством, нормативными актами Банка России и соответствующими им договорами с ПФР и управляющими компаниями.
Правовой статус АИФ регулируется:
- Федеральным законом "Об инвестиционных фондах";
- Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об инвестиционных фондах");
- уставом АИФа;
- инвестиционной декларацией;
- локальными правовыми актами.
Акционерами АИФ не могут являться:
- специализированный депозитарий;
- регистратор;
- аудиторская организация;
- физическое лицо или юридическое лицо, являющиеся оценщиками в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (если указанные в настоящем пункте лица заключили соответствующие договоры с этим АИФ).
Поскольку деятельность АИФ является исключительной, законодатель установил ряд ограничений. Так, АИФ:
- не вправе размещать иные ценные бумаги, кроме обыкновенных именных акций;
- не может частично оплачивать акции при их размещении;
- обязан оплачивать акции только денежными средствами или имуществом, предусмотренным его инвестиционной декларацией.
Устав АИФ, являющегося публичным акционерным обществом, не может содержать положений, которые в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом "Об акционерных обществах" могут содержаться только в уставе непубличного акционерного общества. Так, в соответствии с п. 5 ст. 97 ГК РФ в публичном акционерном обществе не могут быть ограничены:
- количество акций, принадлежащих одному акционеру;
- их суммарная номинальная стоимость;
- максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру.
Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрена необходимость получения чьего-либо согласия на отчуждение акций этого общества. Никому не может быть предоставлено право преимущественного приобретения акций публичного акционерного общества, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 100 ГК РФ и Федеральным законом "Об акционерных обществах".
Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с ГК РФ и Законом "Об акционерных обществах".
Управление АИФ осуществляют:
- общее собрание акционеров АИФ;
- совет директоров;
- единоличный исполнительный орган.
Проведение общего собрания акционеров регулируется Федеральным законом "Об акционерных обществах", Федеральным законом "Об инвестиционных фондах", уставом АИФ.
Решение общего собрания АИФ может быть принято путем проведения заочного голосования по любым вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров АИФа.
При решении вопросов о реорганизации АИФ, о ликвидации АИФ, о назначении ликвидационной комиссии, о внесении изменений и дополнений в инвестиционную декларацию обязательно должен быть кворум (в том числе при проведении повторного общего собрания акционеров). Исключение составляет проведение повторного общего собрания акционеров АИФ с числом акционеров более 10 тыс., созванное взамен несостоявшегося из-за отсутствия кворума.
В частности, к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся следующие вопросы:
1) определение приоритетных направлений деятельности общества;
2) созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров, за исключением случаев, предусмотренных п. 8 ст. 55 Федерального закона "Об акционерных обществах";
3) утверждение повестки дня общего собрания акционеров;
4) увеличение уставного капитала общества путем размещения обществом дополнительных акций;
5) определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения или порядка ее определения и цены выкупа эмиссионных ценных бумаг;
6) образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
7) использование резервного фонда и иных фондов общества;
8) иные вопросы.
Законодатель установил ограничения на возможности осуществления функций единоличного исполнительного органа АИФ и возможность вхождения в состав совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа АИФ. Так, не могут занимать указанные должности следующие лица:
1) аффилированные лица специализированного депозитария, регистратора, оценщика и аудиторской организации АИФ;
2) работники специализированного депозитария, регистратора, аудиторской организации АИФ, его оценщика - юридического лица, лица, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, а также оценщик АИФ - физическое лицо;
3) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
4) лица, имеющие судимость за умышленные преступления;
5) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа финансовой организации <1> в момент совершения финансовыми организациями нарушений, за которые у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с даты такого аннулирования прошло менее трех лет.
Кроме того, аффилированные лица управляющей компании, работники управляющей компании или ее аффилированных лиц не могут составлять более одной четвертой от числа членов совета директоров (наблюдательного совета) и коллегиального исполнительного органа АИФ.
Деятельность НПФ регулируется:
- Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах";
- Законом о гарантировании прав застрахованных лиц <1>;
- Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 410-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам формирования пенсионных накоплений";
- Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- другими федеральными законами;
- нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- нормативными актами Банка России;
- уставом;
- правилами фонда.
В соответствии с Законом о гарантировании прав застрахованных лиц НПФ, осуществляющие деятельность по обязательному пенсионному страхованию, обязаны быть участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц, которая представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий правового, финансового и организационного характера, направленных на обеспечение восполнения и (или) возмещения недостающих средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом. Данный Закон также определил порядок вступления НПФ в систему гарантирования прав застрахованных лиц.
Негосударственный пенсионный фонд выполняет следующие функции:
- разрабатывает правила фонда;
- заключает пенсионные договоры и договоры об обязательном пенсионном страховании;
- аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;
- ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;
- информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц о состоянии указанных счетов;
- заключает договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности фонда;
- определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;
- формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы;
- организует инвестирование средств пенсионных накоплений;
- заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию;
- рассматривает отчеты управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений;
- расторгает договоры с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием по основаниям, предусмотренным действующим законодательством;
- принимает меры, предусмотренные действующим законодательством, для обеспечения сохранности средств фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании, с которой расторгается договор доверительного управления;
- ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет;
- ведет обособленный учет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;
- осуществляет актуарные расчеты;
- производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам;
- производит назначение и выплату накопительной пенсии и срочной пенсионной выплаты или единовременную выплату застрахованным лицам либо выплату их правопреемникам в соответствии с Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральным законом "О накопительной пенсии" и Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений";
- осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и участникам (их правопреемникам);
- выполняет другие функции, предусмотренные Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".
Негосударственный пенсионный фонд обязан:
- осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством;
- знакомить вкладчиков, участников и застрахованных лиц с правилами фонда и со всеми вносимыми в него изменениями и дополнениями;
- осуществлять учет сведений о каждом вкладчике, участнике и застрахованном лице в форме ведения пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной пенсии;
- бесплатно предоставлять один раз в год вкладчикам, участникам и застрахованным лицам по их обращению способом, указанным ими при обращении, информацию о состоянии их пенсионных счетов в течение 10 дней со дня обращения;
- выплачивать негосударственные пенсии или выкупные суммы в соответствии с условиями пенсионного договора;
- переводить по поручению вкладчика или участника выкупные суммы в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;
- не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц;
- заключить со специализированным депозитарием договор на оказание фонду услуг специализированного депозитария;
- осуществлять учет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;
- соблюдать обязательные (финансовые, экономические) нормативы, которые устанавливаются нормативными актами Банка России, в том числе нормативы финансовой устойчивости и нормативы ликвидности;
- организовать систему управления рисками, связанными с осуществляемой им деятельностью, и др.
Фонд в целях охраны интересов вкладчиков, участников и застрахованных лиц не вправе:
- принимать на себя поручительство за исполнение обязательств третьими лицами;
- отдавать в залог средства пенсионных резервов и средства пенсионных накоплений;
- выступать в качестве учредителя в организациях, организационно-правовая форма которых предполагает полную имущественную ответственность учредителей (учредителя).
Сделки, совершенные с нарушением указанных требований, являются ничтожными.
Фонд вправе осуществлять деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, а деятельность по обязательному пенсионному страхованию - со дня, следующего за днем внесения фонда в реестр негосударственных пенсионных фондов - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.
До 2013 г. НПФ функционировали как некоммерческие организации. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ в ст. 4 Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" были внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2014 г. В настоящее время НПФ могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества. Фонд вправе выпускать только обыкновенные акции. Фонд не вправе осуществлять операции с векселями и выдавать займы.
Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Особенности ответственности НПФ установлены Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах".
Фонд не отвечает по обязательствам своих акционеров. Акционеры фонда несут ответственность по его обязательствам в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Акции фонда, размещенные при его создании путем учреждения, должны быть полностью оплачены учредителями до подачи в Банк России заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию. Оплата акций фонда путем зачета денежных требований к фонду не допускается.
Негосударственный пенсионный фонд подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом положений Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах". Банк России принимает решение о государственной регистрации:
- фонда при его создании;
- фонда при его создании путем реорганизации;
- изменений, вносимых в устав фонда;
- при ликвидации фонда.
Одновременно с принятием решения о государственной регистрации фонда Банк России осуществляет государственную регистрацию выпуска акций фонда.
Сведения в ЕГРЮЛ о создании, реорганизации и ликвидации фонда, сведения о внесении изменений в устав фонда вносятся уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России. Банк России ведет книгу государственной регистрации фонда в установленном им порядке.
Законом установлены требования:
1) к уставному капиталу и собственным средствам фонда. Минимальный размер уставного капитала фонда должен составлять не менее 120 млн. руб., а с 1 января 2020 г. - не менее 150 млн. руб. Минимальный размер собственных средств НПФ должен составлять не менее 150 млн. руб., а с 1 января 2020 г. - не менее 200 млн. руб.;
2) к органам управления фонда и его должностным лицам. Функции единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) и главного бухгалтера фонда осуществляются лицами, состоящими в штате фонда и не являющимися по совместительству или по иному основанию работниками организаций, с которыми фондом заключен договор доверительного управления имуществом фонда, договор на оказание услуг специализированного депозитария, договор на проведение аудиторской проверки или договор на проведение оценки имущества фонда. К указанным лицам установлены квалификационные требования, включая требования к деловой репутации. Под квалификационными требованиями понимаются:
- для лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа фонда, - высшее образование, наличие квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по деятельности НПФ по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и опыта руководства финансовой организацией либо ее структурным подразделением не менее трех лет;
- для лица, осуществляющего функции члена коллегиального исполнительного органа фонда, - высшее образование и опыт работы в финансовой организации не менее двух лет;
- для лица, осуществляющего функции контролера (руководителя службы внутреннего контроля) фонда, - высшее образование, наличие квалификационного аттестата специалиста финансового рынка по деятельности НПФ по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и опыта работы в финансовой организации не менее одного года.
Кандидаты на должности единоличного исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) и главного бухгалтера фонда подлежат согласованию с Банком России;
3) к организации внутреннего контроля в фонде. Фонд должен организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Внутренний контроль осуществляется контролером или службой внутреннего контроля, которые независимы от исполнительных органов фонда и подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) фонда;
4) к приобретению в собственность (за исключением случаев публичного размещения акций фонда) либо получению в доверительное управление физическим или юридическим лицом более 10% акций фонда в результате совершения одной или нескольких сделок. Такие сделки осуществляются при условии получения предварительного согласия Банка России на совершение указанной сделки. Банк России отказывает в предоставлении предварительного согласия на совершение такой сделки в следующих случаях:
- выявлены неудовлетворительные финансовое положение и деловая репутация приобретателя акций;
- отсутствует положительное решение антимонопольного органа по ходатайству о даче согласия на осуществление сделки;
- ранее судом была установлена вина лица, совершающего сделку (сделки), направленную(-ые) на приобретение более 10% акций фонда и (или) на установление контроля в отношении акционеров фонда, в причинении убытков какому-либо фонду при исполнении указанным лицом обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета) фонда, единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа;
- приобретателем акций является юридическое лицо, которое зарегистрировано в государствах или на территориях, не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций, перечень которых утверждается Министерством финансов РФ, либо находится под прямым или косвенным контролем таких лиц.
Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется Банком России без ограничения срока ее действия фондам, созданным в результате их учреждения, а также фондам, создаваемым в результате реорганизации. Указанное решение принимается Банком России одновременно с принятием решения о согласовании или об отказе в согласовании проведения реорганизации фонда.
При решении вопроса о выдаче лицензии предъявляются требования:
- к организационно-правовой форме фонда;
- к наличию и содержанию пенсионных правил фонда, а в случае заявления о намерении фонда осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию - также к наличию и содержанию страховых правил фонда;
- к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа фонда, членам совета директоров (наблюдательного совета) фонда, членам коллегиального исполнительного органа фонда (в случае его создания), главному бухгалтеру фонда, а также к контролеру или руководителю службы внутреннего контроля фонда;
- к организации внутреннего контроля в фонде;
- к размеру уставного капитала и собственных средств фонда.
Банк России принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении в течение двух месяцев со дня получения Банком России предусмотренных документов.
Основаниями для отказа в предоставлении лицензии являются:
1) несоответствие соискателя лицензии установленным лицензионным условиям;
2) представление документов, содержащих неполную и (или) недостоверную информацию;
3) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии, требованиям Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.
Банк России ведет реестр лицензий фондов. Порядок ведения указанного реестра, в том числе состав сведений, включаемых в него, и порядок предоставления выписок из реестра лицензий фондов устанавливаются Банком России. Сведения, включаемые в реестр лицензий фондов, должны быть размещены на официальном сайте Банка России и содержать следующую информацию:
- полное и сокращенное фирменное наименование фонда;
- номер лицензии;
- дата принятия решения о предоставлении лицензии;
- сведения о лицензируемой деятельности с указанием того, является ли фонд участником системы гарантирования прав застрахованных лиц;
- место нахождения фонда;
- идентификационный номер налогоплательщика-фонда.
Банк России предоставляет выписки из реестра лицензий фондов по заявлению любого заинтересованного лица в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего заявления об их предоставлении.
Банк России имеет право аннулировать у НПФ лицензию. Основаниями для такого решения являются следующие нарушения:
1) неисполнение предписания Банка России об устранении нарушения требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, если такое нарушение повлекло введение запрета на проведение всех или части следующих операций:
- заключение новых пенсионных договоров и (или) договоров об обязательном пенсионном страховании;
- совершение сделок по самостоятельному размещению средств пенсионных резервов и (или) исполнение обязательств по таким сделкам;
- передача средств пенсионных резервов и (или) средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям;
- списание денежных средств со счета, на котором находятся средства пенсионных резервов или средства пенсионных накоплений (за исключением списания денежных средств для выплаты негосударственной пенсии, накопительной пенсии, выплат правопреемникам - физическим лицам и осуществления перевода средств (части средств) материнского (семейного) капитала в связи с отказом застрахованного лица от формирования накопительной пенсии или в случае смерти застрахованного лица);
2) неоднократное в течение года неисполнение предписаний Банка России об устранении нарушений требований федеральных законов или принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России, в соответствии с которыми осуществляется деятельность фонда на основании лицензии;
3) нарушение запрета Банка России на проведение операций;
4) неоднократное в течение года нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных действующим законодательством;
5) однократное нарушение более чем на 15 рабочих дней сроков представления в Банк России и ПФР уведомлений, обязанность представления которых предусмотрена действующим законодательством, а равно неоднократное неисполнение указанной обязанности в течение года;
6) неоднократное в течение года нарушение требований к распространению, предоставлению или раскрытию информации, предусмотренных действующим законодательством;
7) прекращение оперативного управления деятельностью фонда;
8) распоряжение фондом средствами пенсионных накоплений с нарушением требований, предусмотренных действующим законодательством, или самостоятельное размещение средств пенсионных резервов в объекты, не предназначенные для самостоятельного размещения;
9) осуществление деятельности, не предусмотренной Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", в том числе производственной или торговой деятельности;
10) неисполнение предписания Банка России об устранении нарушений, связанных с организацией инвестирования средств пенсионных накоплений.
Основаниями для аннулирования лицензии являются также:
- неосуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию в течение более полутора лет со дня предоставления указанной лицензии;
- прекращение всех пенсионных договоров и договоров об обязательном пенсионном страховании;
- заявление лицензиата об отказе от лицензии;
- признание лицензиата банкротом и открытие конкурсного производства.
В случае принятия Банком России решения об аннулировании лицензии Банк России не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия указанного решения, назначает временную администрацию с приостановлением полномочий исполнительных органов фонда (за исключением аннулирования лицензии по заявлению лицензиата об отказе от лицензии либо в связи с признанием лицензиата банкротом и открытием конкурсного производства).
С даты аннулирования лицензии фонда наступают следующие правовые последствия:
1) прекращаются договоры об обязательном пенсионном страховании;
2) считается наступившим срок исполнения обязательств фонда, возникших до даты аннулирования лицензии (за исключением обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании и пенсионным договорам);
3) прекращается начисление предусмотренных законом и договором процентов за неправомерное пользование денежными средствами и финансовых санкций по всем видам задолженности фонда (за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение фондом своих текущих обязательств);
4) приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке (за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам фонда);
5) до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о признании фонда банкротом или о ликвидации фонда запрещается:
- совершение сделок с имуществом фонда, а также исполнение фондом обязательств, связанных с отчуждением имущества фонда, за исключением исполнения текущих обязательств фонда и совершения связанных с текущими обязательствами сделок;
- исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, возникшей до даты аннулирования лицензии фонда;
- прекращение обязательств перед фондом путем зачета встречных однородных требований.
С даты, когда фонд узнал или должен был узнать об аннулировании у него лицензии, он не вправе заключать пенсионные договоры и договоры об обязательном пенсионном страховании, а также распоряжаться пенсионными резервами и средствами пенсионных накоплений иначе чем в порядке, установленном ст. 7.2 Закона "О негосударственных пенсионных фондах".
Важной особенностью функционирования НПФ, осуществляющих деятельность по обязательному страховому обеспечению, является наличие фонда гарантирования прав застрахованных лиц. Согласно ст. 2 Закона о гарантировании прав застрахованных лиц система гарантирования прав застрахованных лиц представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий правового, финансового и организационного характера, направленных на обеспечение восполнения и (или) возмещения недостающих средств пенсионных накоплений застрахованных лиц в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
|