В соответствии с руководящим документом Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов и Технического комитета Международной организации комиссий по ценным бумагам "Принципы для инфраструктур финансового рынка" (апрель 2012 г.) <1> к инфраструктуре финансового рынка относятся:
1) системно значимые платежные системы;
2) центральный депозитарий;
3) система расчетов по ценным бумагам;
4) центральный контрагент;
4) организаторы торговли;
5) торговый репозитарий.
--------------------------------
<1> Официальная публикация: URL: http://www.bis.org/cpmi/publ/d101a.pdf. Неофициальный перевод: URL: http://www.cbr.ru/PSystem/docs/concept.pdf.
Необходимость выделения ряда организаций финансового рынка как инфраструктурных организаций связана с той уникальной ролью, которую играют эти организации. При этом часть из них могут относиться к кредитным организациям и иметь соответствующую лицензию на осуществление банковских операций (например, центральный депозитарий, центральный контрагент, операторы платежных систем), часть - обладать лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг или клиринговой организации. Важен не вид лицензии, а те функции, которые осуществляют на финансовом рынке организации, признаваемые инфраструктурными.
В Принципах для инфраструктур финансового рынка указываются следующие социально-экономические особенности инфраструктурных организаций финансового рынка (ИОФР):
- это организации, обеспечивающие клиринг, расчеты и регистрацию денежных и других финансовых операций, они могут способствовать укреплению рынков, которые они обслуживают, и играть критическую роль в сохранении финансовой стабильности. При этом в отсутствие правильного управления они могут порождать значительные риски для финансовой системы и являться потенциальным источником их распространения, особенно в периоды рыночного стресса;
- ИОФР играют первостепенную роль в финансовой системе и экономике в целом;
- надежные и эффективные ИОФР не только способствуют сохранению и укреплению финансовой стабильности и экономическому росту, но и концентрируют риски. В отсутствие надлежащего управления ИОФР могут являться источниками финансовых шоков, таких как диспропорции ликвидности и кредитные потери, или каналом распространения этих шоков на внутренние и международные финансовые рынки.
Формально роль инфраструктуры могут играть (и в некоторых странах играют) образования, не имеющие статуса юридического лица и действующие на основании многостороннего соглашения. Поэтому в Принципах для инфраструктур финансового рынка говорится, что к инфраструктуре финансового рынка относятся многосторонние системы, созданные организациями-участницами, включая оператора системы, которая используется для клиринга, расчетов или регистрации платежей, ценных бумаг, деривативов или других финансовых операций. Строго говоря, в системе российского права это определение подходит только для платежных систем.
Системно значимые платежные системы. Признаки, характеризующие платежную систему как системно значимую платежную систему, определены в Законе о НПС. Платежной системой в соответствии с данным Законом является любое объединение, основанное на единстве правил, процедур и технологий, цель которого - организация переводов денежных средств. Ключевую роль в платежной системе играет оператор платежной системы, который вырабатывает правила платежной системы и иные стандарты ее деятельности. Согласно ст. 22 Закона о НПС платежная система является системно значимой в случае ее соответствия одному из следующих критериев:
- осуществление в рамках платежной системы переводов денежных средств в течение трех календарных месяцев подряд общим объемом на сумму 15 трлн. руб. и сумм отдельных переводов денежных средств в размере 100 млн. руб. <1>;
- осуществление Банком России в рамках платежной системы переводов денежных средств при рефинансировании кредитных организаций, совершении операций на открытом рынке;
- осуществление в рамках платежной системы переводов денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах.
--------------------------------
<1> Конкретные значения определены в указании Банка России от 2 мая 2012 г. N 2815-У "Об установлении значений критериев для признания платежной системы значимой".
При этом платежная система Банка России признается системно значимой платежной системой в силу закона.
Центральный депозитарий. В соответствии с Принципами для инфраструктур финансового рынка центральный депозитарий представляет собой организацию, которая открывает счета ценных бумаг, а во многих странах выполняет и функции системы расчетов по ценным бумагам. Кроме того, центральный депозитарий оказывает централизованные услуги по безопасному хранению и обслуживанию активов, которые могут включать выполнение корпоративных решений и проведение погашений, и играет важную роль в обеспечении добросовестности эмиссии ценных бумаг.
Исторически существовало две основные системы учета ценных бумаг: децентрализованная и централизованная. Децентрализованная была в Российской Федерации до появления в 2011 г. центрального депозитария. Учетная система была одноуровневой и состояла из регистраторов и депозитариев. Функция регистратора состояла в ведении реестров владельцев ценных бумаг. Депозитарий оказывал услуги по хранению ценных бумаг, а также вел учет перехода прав на ценные бумаги. Такая система плохо справляется с рисками, особенно с риском противоправных действий в отношении имущества в виде ценных бумаг.
Централизованная система связана с деятельностью центрального депозитария. Например, в Казахстане центральный депозитарий - специализированная некоммерческая организация, основной функцией которой является осуществление депозитарной деятельности. Депоненты центрального депозитария - профессиональные участники рынка ценных бумаг, являющиеся номинальными владельцами (держателями) ценных бумаг, а также иностранные депозитарии. В Германии центральный депозитарий Clearstream входит в группу Deutsche Burse и осуществляет учет прав на ценные бумаги отдельно для внутреннего рынка, отдельно для внешнего. В Бразилии центральным депозитарием является Бразильская депозитарно-клиринговая компания. В США функции центрального депозитария выполняет с недавних пор созданная Bank of New York Mellon компания Issuer Central Securities Depository.
Центральный депозитарий в Российской Федерации был образован согласно Постановлению Правительства РФ от 10 июля 1998 г. N 741 "О мерах по созданию национальной депозитарной системы" как федеральное унитарное государственное предприятие. Деятельность центрального депозитария в настоящее время регулируется Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ "О центральном депозитарии". В соответствии с данным Законом центральный депозитарий - это депозитарий, который является НКО и которому присвоен статус центрального депозитария (ст. 2). В качестве депозитария центральный депозитарий выполняет услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Более того, статус центрального депозитария может быть присвоен лицу, которое имеет лицензию на осуществление депозитарной деятельности и которое на момент подачи заявления о присвоении статуса центрального депозитария не менее трех лет осуществляло функции расчетного депозитария. Существуют высокие требования к капиталу: центральный депозитарий должен иметь собственные средства не менее 4 млрд. руб.
Центральный депозитарий осуществляет функции:
1) расчетного депозитария, т.е. функции по выполнению расчетов по сделкам с ценными бумагами, совершенным на организованном рынке;
2) номинального держателя в реестрах ценных бумаг, эмитенты которых обязаны осуществлять раскрытие информации (прежде всего публичные акционерные общества);
3) депозитария, оказывающего услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги.
Кроме того, центральный депозитарий открывает счета депо номинального держателя иностранным депозитариям, а также осуществляет учет прав на ценные бумаги, владельцами которых выступают Российская Федерация, субъекты РФ и Банк России, а также хранит сертификаты ценных бумаг, владельцами которых выступают указанные субъекты.
Вместе с тем Закон "О центральном депозитарии" (ст. 28) устанавливает определенные ограничения деятельности центрального депозитария. Так, ему запрещено:
- выступать в качестве центрального контрагента;
- предоставлять в заем (в кредит) денежные средства, а также принадлежащие ему ценные бумаги;
- размещать денежные средства на счетах и во вкладах кредитных организаций и иностранных банков, не соответствующих требованиям Банка России к указанным организациям, в которых центральный депозитарий вправе размещать денежные средства;
- исполнять свои обязательства или обязательства третьих лиц за счет ценных бумаг депонентов, а также использовать ценные бумаги в качестве обеспечения исполнения собственных обязательств или обязательств третьих лиц без согласия депонентов;
- принимать на себя обязательства по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц;
- осуществлять право голоса по акциям и иным ценным бумагам, учет прав на которые он осуществляет по своему усмотрению;
- выступать в качестве учредителя (участника) в организациях, организационно-правовая форма которых предполагает полную имущественную ответственность учредителя (участника);
- осуществлять доверительное управление имуществом;
- осуществлять деятельность удостоверяющего центра.
Системы расчетов по ценным бумагам. В соответствии с Принципами для инфраструктур финансового рынка система расчетов по ценным бумагам позволяет передавать ценные бумаги и производить расчеты по ним в бездокументарной форме в соответствии с заранее установленными многосторонними правилами. В систему расчетов по ценным бумагам входят центральный депозитарий, центральный контрагент и клиринг.
Клиринг по ценным бумагам осуществляется в России в соответствии с Законом о клиринге <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 7-ФЗ "О клиринге и клиринговой деятельности".
Клиринговая организация в соответствии с Законом о клиринге - юридическое лицо, имеющее право осуществлять клиринговую деятельность на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности или деятельность по оказанию клиринговых услуг в соответствии с утвержденными клиринговой организацией правилами клиринга. Сам же клиринг - это определение подлежащих исполнению обязательств, возникших из договоров, в том числе в результате осуществления неттинга обязательств, и подготовка документов (информации), являющихся основанием прекращения и (или) исполнения таких обязательств.
Клиринг позволяет перед окончательными расчетами по всей совокупности сделок без перевода денежных средств, ценных бумаг или иного имущества определять расчетное сальдо (нетто-позицию) на основании полученной и сверенной информации о требованиях и обязательствах сторон друг перед другом, а также после возможного взаимозачета требований. В этом смысле клиринг удешевляет осуществление сделок, повышает эффективность рынка.
Клиринговой организацией может являться только хозяйственное общество. Указанные организации не вправе передавать полномочия единоличного исполнительного органа другому лицу (управляющему, управляющей организации).
Клиринговая организация не вправе заниматься следующими видами деятельности:
- производственной;
- страховой;
- торговой;
- специализированных депозитариев инвестиционных фондов, ПИФ и НПФ;
- АИФ;
- НПФ по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
- по управлению АИФ, ПИФ, НПФ;
- по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
Клиринговая деятельность может совмещаться с иными видами деятельности, однако законодатель установил ряд ограничений:
1) при совмещении клиринговой деятельности с деятельностью организатора торгов организация не вправе осуществлять функции центрального контрагента, брокерскую, дилерскую и депозитарную деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению ценными бумагами;
2) при совмещении клиринговой деятельности с брокерской, дилерской деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами клиринговая организация не вправе осуществлять клиринг с участием центрального контрагента и функции центрального контрагента.
Клиринговая организация, совмещающая клиринговую деятельность с иными видами деятельности, обязана принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего у клиринговой организации в связи с таким совмещением.
Клиринговая организация вправе:
- без ограничений распоряжаться собственным имуществом, в том числе совершать сделки с ценными бумагами и заключать договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами;
- застраховать риск своей ответственности перед участниками клиринга за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Законодатель установил требования к клиринговым организациям:
1) требования к органам управления и работникам клиринговой организации установлены в отношении:
- лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа;
- членов совета директоров (наблюдательного совета);
- членов коллегиального исполнительного органа;
- руководителя филиала;
- главного бухгалтера (иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета);
- должностного лица или руководителя отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками;
- руководителя службы внутреннего аудита;
- контролера (руководителя службы внутреннего контроля);
- руководителя структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга.
Эти лица должны иметь высшее образование. Указанные должности не могут занимать:
- лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа, входили в состав коллегиального исполнительного органа, осуществляли функции руководителя службы внутреннего аудита или осуществляли функции руководителя службы внутреннего контроля (контролера) финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет или если в отношении указанных лиц имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанными лицами неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного или фиктивного банкротства;
- лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
- лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;
- лица, у которых был аннулирован квалификационный аттестат, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет;
2) требования к учредителям (участникам) клиринговой организации:
а) лицом, имеющим право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами (доверительного управления имуществом, простого товарищества, поручения, акционерным соглашением или иным соглашением), предметом которых является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) клиринговой организации, распоряжаться 5% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации, не может являться:
- юридическое лицо, зарегистрированное в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов РФ;
- юридическое лицо, у которого за совершение нарушения была аннулирована (отозвана) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации;
- физическое лицо, указанное в ч. 5 ст. 6 Закона о клиринге;
б) указанные лица обязаны направлять в клиринговую организацию и Банк России уведомление:
- о приобретении ими права прямо или косвенно распоряжаться 5% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал клиринговой организации;
- об уменьшении доли голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), которые составляют уставный капитал клиринговой организации и которыми она вправе распоряжаться, более чем на 1%, а в случае снижения указанной доли ниже 5% - независимо от количества отчужденных голосующих акций (долей);
- о своем соответствии (несоответствии) требованиям, предъявляемым к учредителям;
3) требования к собственным средствам клиринговой организации и иным обязательным нормативам: минимальный размер собственных средств клиринговой организации должен составлять не менее 100 млн. руб. Клиринговая организация должна выполнять обязательные нормативы, перечень, величина и методика определения которых устанавливаются Банком России;
4) требования к внутреннему учету клиринговой организации: клиринговая организация должна осуществлять внутренний учет в соответствии с требованиями Закона о клиринге и нормативных актов Банка России;
5) требования к внутреннему контролю и внутреннему аудиту клиринговой организации: клиринговая организация обязана организовать и осуществлять внутренний контроль и внутренний аудит. Для этого в обязательном порядке назначается контролер или сформировывается отдельное структурное подразделение (служба внутреннего контроля). Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) назначается на должность и освобождается от должности единоличным исполнительным органом клиринговой организации и подотчетен ему;
6) требования к участникам клиринга: требования к лицам, которые могут являться участниками клиринга, устанавливаются правилами клиринга, в том числе могут быть определены различные группы (категории) участников клиринга, а также должны быть установлены требования к финансовой устойчивости участников клиринга, осуществляемого с участием центрального контрагента.
Клиринговая деятельность подлежит лицензированию. Лицензия на осуществление клиринговой деятельности выдается Банком России без ограничения срока ее действия.
Лицензионными требованиями и условиями при выдаче лицензии являются требования к:
1) организационно-правовой форме;
2) наличию одного или нескольких отдельных структурных подразделений, созданных для осуществления клиринговой деятельности, в случае совмещения указанной деятельности с иными видами деятельности;
3) собственным средствам;
4) лицам, имеющим право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними договорами (доверительного управления имуществом, простого товарищества, поручения, акционерным соглашением, иным), предметом которых является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) клиринговой организации, распоряжаться 5% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал соискателя лицензии (лицензиата);
5) лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля (контролеру), главному бухгалтеру или иному должностному лицу клиринговой организации, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, а в случае совмещения клиринговой деятельности с иными видами деятельности также к руководителю структурного подразделения, созданного для осуществления клиринговой деятельности;
6) правилам клиринга;
7) организации внутреннего контроля;
8) документу, документам, определяющим правила организации системы управления рисками.
Банк России проводит проверку соблюдения лицензионных требований и условий и в случае необходимости запрашивает у соискателя лицензии информацию, подтверждающую их соблюдение.
Банк России принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в течение двух месяцев со дня получения всех необходимых документов, представленных для получения лицензии.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:
1) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, неполной или недостоверной информации;
2) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии, требованиям Закона о клиринге и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России;
3) непредставление запрашиваемой Банком России информации;
4) несоблюдение лицензионных требований и условий.
Банк России ведет реестр лицензий на осуществление клиринговой деятельности, порядок ведения которого устанавливает самостоятельно. Сведения, включаемые в реестр лицензий, должны быть размещены на официальном сайте Банка России в сети Интернет.
Законодатель предоставил Банку России право аннулировать лицензии у клиринговых организаций:
1) на основании письменного заявления клиринговой организации об аннулировании лицензии;
2) в случае неисполнения предписания Банка России о запрете на проведение всех или части операций;
3) в случае неоднократного в течение одного года неисполнения в установленный срок клиринговой организацией предписания Банка России;
4) в случае неоднократного в течение одного года нарушения более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетов, предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
5) в случае неоднократного в течение одного года нарушения требований к раскрытию информации, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами;
6) в случае неоднократного в течение одного года нарушения клиринговой организацией требований, установленных Законом о клиринге и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами;
7) если клиринговая деятельность не осуществлялась в течение полутора лет подряд;
8) если клиринговая организация признана банкротом.
Клиринговая организация имеет право обжаловать в арбитражный суд решение об аннулировании лицензии, решение об отказе от аннулирования лицензии по заявлению клиринговой организации, а также уклонение от принятия решения об аннулировании лицензии по заявлению клиринговой организации.
Действие лицензии прекращается со дня принятия решения об аннулировании лицензии, со дня внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации клиринговой организации или прекращении ее деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования).
Деятельность центрального контрагента регулируется Законом о клиринге и нормативными актами Банка России. Центральный контрагент - это организация, которая является стороной по сделке для каждого продавца и каждого покупателя финансового инструмента. Центральный контрагент функционирует во многих странах мира как в форме кредитной организации, так и в специализированной форме, обеспечивая надежное клиринговое обслуживание участников финансовых рынков с предоставлением широкого спектра услуг, связанных с осуществлением клиринга и расчетов.
Исследователи отмечают, что ключевыми функциями центрального контрагента являются повышение качества управления рисками и повышение эффективности рынка, в котором видится информационная прозрачность цен, контрагентов по сделкам и торгуемых инструментов, а также минимальные транзакционные издержки <1>.
--------------------------------
<1> См.: Уткин В.С. Задачи и функции центрального контрагента // Финансы и кредит. 2010. N 8 (392).
В конце 2015 г. в Закон о клиринге были внесены изменения, которые значительно изменили статус организаций, которые могут выступать в качестве центральных контрагентов. До этих поправок функции центрального контрагента могли осуществлять клиринговые организации на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности, а также кредитные организации, получившие аккредитацию на осуществление указанных функций. В России на конец 2015 г. функции центрального контрагента осуществляли три организации на основании лицензии на осуществление клиринговой деятельности, одна из которых также имела лицензию кредитной организации. По отношению к ним предъявляются различные регуляторные требования, несмотря на то что они занимаются одним видом деятельности и имеют одинаковый профиль рисков.
В соответствии с принятыми изменениями центральный контрагент - юридическое лицо, являющееся одной из сторон заключаемых договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул, имеющее лицензию НКО на осуществление банковских операций, а также лицензию на осуществление клиринговой деятельности, которому присвоен статус центрального контрагента в соответствии с Законом о клиринге.
Изменения позволили выделить центрального контрагента в отдельный вид НКО, а также устанавливать специальные требования к системе управления рисками центрального контрагента, направленные на повышение ее прозрачности и эффективности.
Установлены минимальный размер собственных средств центрального контрагента - 300 млн. руб., а также комплексный риск-ориентированный подход к регулированию центрального контрагента, включающий перечень обязательных нормативов центрального контрагента <1> (определяющих достаточность собственных средств центрального контрагента, достаточность совокупных ресурсов центрального контрагента, достаточность индивидуального клирингового обеспечения центрального контрагента, ликвидность центрального контрагента и максимальный размер риска концентрации), требования к стресс-тестированию рисков центрального контрагента, бэк-тестированию центрального контрагента, восстановлению финансовой устойчивости и обеспечению непрерывности и восстановлению деятельности центрального контрагента, требования к составу, формату, порядку и каналам передачи центральным контрагентом информации и данных в Банк России, а также меры, направленные на ограничение размера ответственности центрального контрагента в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств участником (участниками) центрального контрагента.
--------------------------------
<1> Числовые значения и методика расчета обязательных нормативов центрального контрагента устанавливаются нормативным актом Банка России.
Введено понятие "квалифицированный центральный контрагент". Это центральный контрагент, качество управления которого признано Банком России удовлетворительным в соответствии с нормативным актом Банка России. Закон наделяет Банк России правом устанавливать требования к таким организациям по размещению ресурсов, формированию активов и открытию счетов. Кредитные организации - участники клиринга квалифицированного центрального контрагента вправе применять в соответствии с нормативным актом Банка России особый порядок оценки кредитных рисков по требованиям, возникшим из договоров, включенных в клиринговый пул, предусматривающий применение пониженных коэффициентов риска.
Закон устанавливает полномочия Банка России по регулированию, надзору за соблюдением центральными контрагентами требований Закона о клиринге и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России и наблюдению за центральными контрагентами с целью совершенствования центральными контрагентами своей деятельности, а также развития центральных контрагентов на основе рекомендаций Банка России. Под наблюдением за центральным контрагентом в Законе понимается деятельность Банка России, включающая мониторинг, оценку деятельности центрального контрагента, а также подготовку по результатам указанной оценки рекомендаций Банка России по изменению деятельности центрального контрагента.
Закон устанавливает требования к наличию внутренних документов центрального контрагента, подлежащих регистрации Банком России, таких как:
- правила организации системы управления рисками центрального контрагента;
- методика определения выделенного капитала центрального контрагента;
- методика стресс-тестирования рисков центрального контрагента;
- методика бэк-тестирования центрального контрагента;
- план восстановления финансовой устойчивости центрального контрагента;
- план обеспечения непрерывности деятельности центрального контрагента.
Активизация деятельности центрального контрагента, как предполагается, позволит снизить инфраструктурные риски на российском финансовом рынке, снизить издержки участников финансового рынка, создать условия для централизованного клиринга по широкому кругу финансовых инструментов, включая внебиржевые производные финансовые инструменты, а также привлечь новых иностранных инвесторов на российский финансовый рынок.
Организатор торговли (биржа и торговая система). Согласно ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 325-ФЗ "Об организованных торгах" организатор торговли - это лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы. Под организованными торгами понимают торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.
Организованные торги проводятся на основании договора об оказании услуг по проведению организованных торгов, в соответствии с которым организатор торговли обязуется в соответствии с правилами торгов регулярно (систематически) оказывать услуги по проведению организованных торгов, а участники торгов обязуются оплачивать указанные услуги. Заключение договора об оказании услуг по проведению организованных торгов осуществляется путем присоединения к указанному договору, условия которого предусмотрены правилами организованных торгов.
Правила организованных торгов разрабатываются организатором торговли и регистрируются в Банке России. В правилах организованных торгов должны содержаться:
1) требования к участникам торгов;
2) требования к способам и периодичности идентификации участников торгов;
3) указание времени или порядок определения времени проведения торгов;
4) порядок допуска лиц к участию в организованных торгах;
5) порядок допуска (прекращения допуска) товаров и (или) иностранной валюты к торгам;
6) основания и порядок начала, приостановления или прекращения заключения договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, договоров репо;
7) правила листинга (делистинга) ценных бумаг;
8) порядок и условия подачи заявок, в том числе заявок, в которых указывается клиринговый брокер;
9) порядок установления соответствия заявок друг другу, включая признаки, по которым это соответствие определяется, и порядок фиксации такого соответствия;
10) порядок заключения на организованных торгах договоров, в том числе договоров с участием центрального контрагента;
11) иные положения в соответствии с Федеральным законом "Об организованных торгах".
Организатором торговли может являться только хозяйственное общество. Организованные торги могут проводить только лица, имеющие лицензии биржи, торговой системы.
Законодатель установил определенные ограничения на деятельность, которую может осуществлять организатор торговли. Так, он не вправе заниматься следующими видами деятельности:
- производственной;
- торговой;
- страховой;
- банковской;
- ведением реестра владельцев ценных бумаг;
- управлением АИФ, ПИФ и НПФ;
- деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, ПИФ и НПФ;
- деятельностью АИФ;
- деятельностью НПФ по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
Кроме того, организатор торговли не вправе являться центральным контрагентом.
Организатор торговли обязан осуществлять контроль:
- за соответствием участников торгов установленным требованиям, соблюдением участниками и иными лицами правил организованных торгов;
- за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов (обязанных лиц) требованиям, установленным правилами организованных торгов;
- за соблюдением эмитентом и иными лицами условий договоров, на основании которых ценные бумаги были допущены к организованным торгам;
- за операциями, осуществляемыми на организованных торгах, в том числе в целях предотвращения, выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации или манипулирования рынком.
Организатор торговли обязан:
- составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности", которая подлежит обязательному аудиту;
- осуществлять хранение информации и документов, которые связаны с проведением организованных торгов, и ежедневное резервное копирование таких информации и документов;
- обеспечить возможность представления в Банк России документов и сведений в электронной форме с электронной подписью в формате, порядке и сроки, которые установлены нормативными актами Банка России;
- вести реестр участников торгов и их клиентов, реестр заявок и реестр заключенных на организованных торгах договоров.
Организатор торговли вправе:
- застраховать риск своей ответственности перед участниками торгов за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств;
- проводить проверки, в том числе на основании обращения Банка России;
- требовать от участников торгов и эмитентов представления необходимых документов (в том числе полученных участником торгов от его клиента), объяснений, информации в письменной или устной форме.
Законодатель установил следующие требования к организатору торговли:
1) к органам управления и работникам организатора торговли. Требования установлены в отношении следующих должностных лиц:
- лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа;
- членов совета директоров (наблюдательного совета);
- членов коллегиального исполнительного органа;
- руководителя филиала;
- главного бухгалтера (иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета);
- должностного лица, ответственного за организацию системы управления рисками;
- руководителя службы внутреннего аудита;
- контролера (руководителя службы внутреннего контроля);
- руководителя структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по проведению организованных торгов.
Указанные лица должны иметь высшее образование и соответствовать иным требованиям, установленным Федеральным законом "Об организованных торгах", в том числе соответствовать установленным Банком России требованиям к профессиональному опыту и квалификационным требованиям, а также иметь квалификационный аттестат в сфере деятельности по проведению организованных торгов (за исключением главного бухгалтера).
Указанными лицами не могут являться:
- лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа, входили в состав коллегиального исполнительного органа или осуществляли функции руководителя службы внутреннего контроля (контролера) финансовых организаций в момент совершения этими организациями нарушений, за которые у них были аннулированы (отозваны) лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, или нарушений, за которые было приостановлено действие указанных лицензий и указанные лицензии были аннулированы (отозваны) вследствие неустранения этих нарушений, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет или если в отношении указанных лиц имеются вступившие в законную силу судебные решения, установившие факты совершения указанными лицами неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства;
- лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;
- лица, имеющие судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;
- лица, у которых был аннулирован квалификационный аттестат, если со дня такого аннулирования прошло менее трех лет;
2) требования к учредителям (участникам) организатора торговли. Лицом, имеющим право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договорами (доверительного управления имуществом, простого товарищества, поручения, акционерным соглашением, иными), предметом которых является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) организатора торговли, распоряжаться 5% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал организатора торговли, не может являться:
- юридическое лицо, зарегистрированное в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов РФ;
- юридическое лицо, у которого за совершение нарушения была аннулирована (отозвана) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации;
- физическое лицо, указанное в ч. 6 ст. 6 Федерального закона "Об организованных торгах".
Указанные лица обязаны направлять уведомления организатору торговли и в Банк России:
- о приобретении ими права прямо или косвенно распоряжаться 5% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал организатора торговли;
- об изменении доли голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), которые составляют уставный капитал организатора торговли и которыми он вправе распоряжаться, более чем на 1%, а в случае снижения указанной доли ниже 5% - независимо от количества отчужденных голосующих акций (долей);
- о своем соответствии (несоответствии) установленным требованиям;
3) требования к собственным средствам организатора торговли и иным обязательным нормативам. Минимальный размер собственных средств лица, оказывающего услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках, должен составлять:
- на основании лицензии биржи не менее 100 млн. руб.;
- на основании лицензии торговой системы не менее 50 млн. руб.
Состав собственных средств организатора торговли должен соответствовать требованиям, которые устанавливаются Банком России с учетом видов деятельности, с которыми совмещается деятельность по проведению организованных торгов.
Организатор торговли должен соблюдать следующие нормативы:
- ликвидности;
- достаточности собственных средств.
Биржей является организатор торговли, имеющий лицензию биржи и создаваемый только в форме акционерного общества.
Биржи осуществляют оказание услуг по проведению организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами (исключение составляют случаи, когда нормативными актами Банка России предусматриваются случаи, в которых услуги по проведению организованных торгов, где заключаются отдельные виды договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, могут оказываться торговой системой). Биржа не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской, депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами.
Торговой системой является организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы. Торговая система не вправе совершать действия и оказывать услуги, которые в соответствии с Федеральным законом "Об организованных торгах", иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами могут оказываться только биржей.
Торговая система при совмещении своей деятельности с клиринговой деятельностью не вправе совмещать такую деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами.
Деятельность организатора торговли лицензируется, при этом Банком России выдаются лицензии двух видов: лицензия биржи и лицензия торговой системы (обе разновидности - без ограничения срока действия указанных лицензий). Лицензия выдается лицу при соблюдении лицензионных требований и условий, которые устанавливаются Банком России:
- к организационно-правовой форме;
- к наличию одного или нескольких отдельных структурных подразделений, созданных для осуществления деятельности по проведению организованных торгов, в случае совмещения указанной деятельности с иными видами деятельности;
- к собственным средствам;
- к лицам, имеющим право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ними договорами (доверительного управления имуществом, простого товарищества, поручения, акционерным соглашением, иным), предметом которых является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) организатора торговли, распоряжаться 5% и более голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал соискателя лицензии (лицензиата);
- к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа, членам совета директоров (наблюдательного совета), членам коллегиального исполнительного органа, руководителю службы внутреннего контроля (контролеру), главному бухгалтеру или иному должностному лицу организатора торговли, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, руководителю филиала организатора торговли, должностному лицу, ответственному за организацию системы управления рисками (руководителю отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), а в случае совмещения деятельности по организации торгов с иными видами деятельности - также к руководителю структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по организации торгов;
- к правилам организованных торгов;
- к порядку организации мониторинга организованных торгов, а также контроля за участниками торгов и иными лицами в соответствии с требованиями федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных актов;
- к организации внутреннего контроля;
- к документу, определяющему меры, направленные на снижение рисков деятельности по организации торгов.
Банк России проводит проверку соблюдения лицензионных требований и условий и в случае необходимости запрашивает у соискателя лицензии информацию, подтверждающую их соблюдение, и принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче в течение двух месяцев со дня получения всех необходимых документов, представленных для получения лицензии.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:
1) наличие в документах, представленных соискателем лицензии, неполной или недостоверной информации;
2) несоответствие документов, представленных соискателем лицензии, установленным требованиям;
3) непредставление запрашиваемой Банком России информации;
4) несоблюдение лицензионных требований и условий.
Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ Банка России в выдаче лицензии или бездействие Банка России.
Банк России ведет реестр лицензий бирж и торговых систем в соответствии с установленным им порядком. Сведения, включаемые в реестр лицензий, должны быть размещены на официальном сайте Банка России.
|