Вторник, 26.11.2024, 16:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Центральный банк Российской Федерации

Регулирование финансового рынка осуществляется на нескольких уровнях:

1) формирование политик регулирования - основных направлений денежно-кредитной политики, основных направлений политики развития и обеспечения стабильности финансового рынка, других стратегий в отдельных секторах финансового рынка;

2) формирование законодательства;

3) формирование системы подзаконных нормативных актов, прежде всего нормативных актов Банка России;

4) осуществление текущего надзора за деятельностью финансовых организаций;

5) осуществление политики финансового оздоровления финансовых организаций и контролируемого выведения с рынка недобросовестных финансовых организаций.

Ключевую роль в системе регулирования играет Центральный банк РФ, или Банк России. Осуществляя государственно-властные полномочия, Банк России тем не менее не относится к органам государственной власти, в его деятельности сочетаются публично-правовые и частноправовые начала.

Публично-правовой статус Банка России. Банку России принадлежит центральное место в системе финансовых организаций. Основы правового статуса Банка России определены Конституцией РФ и нормами Закона о Банке России.

Влияние норм Конституции РФ на банковскую систему и банковскую деятельность исследовали многие авторы <1>. Изучение правового статуса Банка России также являлось предметом многочисленных исследований <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России: Учеб. пособие. М., 2003; Олейник О.М. Основы банковского права: Курс лекций. М., 1997; Ефимова Л.Г. Банковское право. М., 1994; Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В. Банковское право: Учебник. 2-е изд. М., 2010; Рождественская Т.Э. Банковское право: Учеб. пособие. М., 2010; и др.

<2> См.: Пастушенко Е.Н. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации: финансово-правовые аспекты теории: Дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2006; Чегринец Е.А. Конституционно-правовой статус центральных банков Европейского союза (на примере европейской системы центральных банков): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001; Баренбойм П. Конституционная экономика и центральный банк // Российская юстиция. 1997. N 11; Братко А.Г. Указ. соч.; Голубев С.А. Правовое положение Банка России // Юридическая работа в кредитной организации. 2005. N 3; и др.

Основная проблема правового статуса Банка России заключается в том, что он, являясь публично-правовым институтом, одновременно имеет ярко выраженный гражданско-правовой статус, непосредственно закрепленный в Гражданском кодексе РФ.

В ст. 1 Закона о Банке России подчеркивается, что статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ (Банка России) определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами.

В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции РФ основной функцией Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти, является защита и обеспечение устойчивости рубля. За Банком России закреплено исключительное право по осуществлению денежной эмиссии (ч. 1 ст. 75). Конституция определяет порядок назначения на должность и отставки Председателя Банка России (п. "г" ст. 83 и п. "г" ч. 1 ст. 103).

Первая особенность правового статуса Банка России связана с противоречиями положений самой Конституции. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 3 "народ осуществляет свою власть через... органы государственной власти". В соответствии со ст. 10 государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Статья 11 дает исчерпывающий перечень высших органов государственной власти в Российской Федерации.

Исходя из аутентичного толкования ст. 10 Конституции РФ любой орган государственной власти должен относиться к одной из трех ветвей власти. Однако очевидно, что в России существует ряд органов, которые наделены государственно-властными полномочиями, но не относятся к данным ветвям власти (Центральная избирательная комиссия РФ, Счетная палата РФ, прокуратура РФ) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Пастушенко Е.Н. Указ. соч. С. 30 - 31.

Е.Н. Пастушенко указывает, что Центральный банк также не вписывается в конституционную схему аппарата государства, основанную на принципе разделения власти на три ветви.

Часть 1 ст. 11 Конституции РФ содержит перечень высших органов государственной власти, относя к ним на федеральном уровне Президента РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственную Думу), Правительство РФ, суды РФ. Банк России в рассматриваемой статье не указывается. Однако ч. 2 ст. 75 говорит о том, что основную свою функцию - защиту и обеспечение устойчивости рубля - он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Однозначно ответить на вопрос, является ли Банк России органом государственной власти, исходя из положений Конституции РФ, невозможно.

Банк России был создан на базе Государственного банка СССР и Государственного банка РСФСР.

Советские ученые неоднократно обращались к вопросу правового статуса Госбанка СССР. В частности, по мнению М.М. Агаркова, "Госбанк имеет двойственную природу - с одной стороны, является учреждением, входящим в структуру Наркомфина СССР, с другой - представляет собой предприятие, состоящее на хозрасчете и обладающее собственной юридической личностью" <1>. Р.О. Халфина считала Госбанк государственным органом, сочетающим выполнение управленческих и хозяйственных функций. Ряд авторов (Т.В. Кашанина, С.Э. Жилинский, Я.А. Гейвандов <2> и др.) рассматривают Банк России как орган государственного управления.

--------------------------------

<1> Агарков М.М. Основы банковского права. М., 1994. С. 26.

<2> См.: Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М., 1997. С. 17 - 26; Жилинский С.Э. Предпринимательское право: правовая основа предпринимательской деятельности: Учебник. М., 2001. С. 316.

М.В. Баглай относит Банк России к федеральным органам государственной власти с особым статусом <1>. Такой вывод следует из буквального толкования ч. 2 ст. 75 Конституции РФ. Кроме того, Банк России, бесспорно, обладает государственно-властными полномочиями, в частности, он наделен правом издавать нормативные правовые акты, обязательные для всех участников банковских правоотношений.

--------------------------------

<1> См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001. С. 354.

Такой точки зрения придерживается и Конституционный Суд РФ. В частности, в п. 2 его Определения от 14 декабря 2000 г. N 268-О говорится: "Статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в ст. 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (ч. 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля (ч. 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения... Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 268-О по запросу Верховного Суда РФ о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Конституционный Суд определяет Банк России как конституционный орган, который не относится к органам государственной власти, имеет особый статус и наделен государственно-властными полномочиями <1>.

--------------------------------

<1> См.: Пастушенко Е.Н. Указ. соч. С. 34.

Опираясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в вышеуказанном определении, согласно которой полномочия Банка России по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, отмечаем, что по своей правовой сути Банк России является специфическим публичным органом, выполняющим функции органа государственной власти, не входящего в формально определенную Конституцией РФ систему разделения властей (законодательная, исполнительная, судебная власть). Бесспорным является наличие у Банка России государственно-властных полномочий, закрепленных в Конституции РФ и Законе о Банке России, ряде иных законов. Следует отметить, что в Законе о Банке России закреплены государственно-властные полномочия Банка России, однако его статус в системе публично-правовых отношений не определен, а лишь описаны конкретные полномочия.

Одним из основных государственно-властных полномочий Банка России является право издания правовых актов. Важнейшее значение нормативных актов Банка России выражается в том, что они являются средством государственного регулирования банковской деятельности, оказывают регулятивное воздействие на денежно-кредитную и банковскую систему, финансы и экономику государства в целом.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в вышеназванном Определении, нормативные акты Банка России относятся к правовым актам, поскольку нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

Вторая особенность правового статуса Банка России связана с его правовым положением как участника гражданско-правовых отношений Закон о Банке России (ст. 1) определяет, что Банк России является юридическим лицом, однако не указывает на организационно-правовую форму. Гражданский кодекс РФ, являющийся нормативным правовым актом, регулирующим в том числе организационные формы, в которых могут выступать в гражданских правоотношениях юридические лица, не содержит указания на ту организационно-правовую форму, которая бы соответствовала правовой природе Банка России. В течение длительного периода времени (фактически с 1995 г. - со дня вступления в силу части первой ГК РФ) велась дискуссия <1>, в ходе которой были высказаны мнения, что Банк России, выполняя функции органа государственной власти, является типичным учреждением <2>. Однако статус учреждения с учетом норм гражданского права о взаимоотношениях между собственником и созданным им учреждением явно не соответствует конституционному принципу независимости Банка России. Кроме того, для реализации целей, возложенных на него Конституцией и законом, Банк России широко использует коммерческие сделки, в частности в соответствии со ст. 46 Закона о Банке России вправе осуществлять все виды банковских операций. В то же время Банк России не может быть признан коммерческой организацией, так как в круг его полномочий входят полномочия, присущие органу государственной власти. Высказывалась точка зрения, что Банк России может быть признан государственной корпорацией <3>, однако Конституционный Суд РФ выработал правовую позицию, в соответствии с которой государственная корпорация, будучи некоммерческой организацией (ст. 7.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях"), не может обладать властными полномочиями <4>.

--------------------------------

<1> На эту тему см., например: Рождественская Т.Э. Указ. соч.; Агарков М.М. Указ. соч. С. 26; Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950. С. 60; Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учеб. пособие. М., 2001. С. 298; Грибанов В.П. Юридические лица. М., 1961. С. 69 - 70; Емельянов А.С. Финансовое право. М., 2004. С. 68; Ефимова Л.Г. Указ. соч. С. 7; Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. М., 2004; и др.

<2> См.: Ефимова Л.Г. Указ. соч. С. 7; Гейвандов Я.А. Указ. соч. С. 24.

<3> См.: Минин В.С. К вопросу о правовом статусе Центрального банка Российской Федерации // Деньги и кредит. 1999. N 11.

<4> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений подп. 3 п. 2 ст. 13 Федерального закона "О реструктуризации кредитных организаций" и п. п. 1 и 2 ст. 26 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в связи с жалобами ряда граждан". Правда, позднее эта правовая позиция была скорректирована Конституционным Судом, допустившим передачу отдельных властных полномочий некоммерческим организациям (например, нотариальным палатам).

Еще в конце 1990-х гг. была высказана точка зрения, что Банк России представляет собой юридическое лицо публичного права <1>. Указанная правовая позиция не нова: таким образом, например, определяется статус Бундесбанка (центрального банка Германии). В свое время этот подход не был поддержан ни наукой, ни практикой законодательства.

--------------------------------

<1> См.: Голубев С.А., Гузнов А.Г., Козлачков А.А. О роли Банка России в построении современной экономики: некоторые юридические и экономические аспекты // Деньги и кредит. 1999. N 2.

Вместе с тем нельзя не видеть, что Банк России уникален по своим задачам и функциям, по кругу полномочий и гражданско-правовым возможностям. С этой точки зрения вряд ли нужно подводить гражданско-правовой статус Банка России под какие-то стандартные понятия гражданского права. Уникальность Банка России состоит в том, что он не требует определения через какое-то родовое понятие (типа "юридического лица публичного права"). Банк России - это субъект гражданского права, который определен Законом о Банке России в качестве юридического лица именно как Банк России.

В итоге по данному пути пошли и отечественные цивилисты, указав в 2014 г., что правовое положение Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ и Законом о Банке России (п. 4 ст. 48 ГК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> См. изменения ГК РФ, вступившие в силу 1 сентября 2014 г.

Независимость - третья особенность статуса Банка России. Под независимостью Центрального банка следует понимать прежде всего то, что при осуществлении им властных полномочий, направленных на достижение целей его деятельности, ни один орган государственной власти или какой-либо член их руководящих органов не должны прямо или косвенно оказывать давление на принятие Центральным банком решения по тому или иному вопросу. Последний не должен испрашивать или получать указания от органов государственной власти, управления, их должностных лиц, политических партий и их объединений и т.д.

Этот правовой принцип выработан историческим опытом: эмиссия денег не может быть в руках правительства, которое за счет выпуска дополнительных средств, их обесценения способно стимулировать инфляцию, являющуюся самым всеохватным и паразитирующим налогом. Многие страны прошли через денежные кризисы, вызванные безудержным ростом денежной массы, и, как показывают исследования, уровень инфляции в стране и, следовательно, темпы экономического развития прямо зависят от степени независимости Центрального банка.

Независимость Центрального банка включает политические, организационные, финансовые и иные аспекты. Так, Р. Хассе указывает, что все факторы независимости центральных банков можно подразделить на три группы: кадровую, функциональную и финансовую автономию <1>. Исследования аспектов независимости достаточно подробно отражены в научной литературе <2>. В частности, Ю.А. Приходина отмечает, что правовые параметры оценки независимости центральных банков могут быть сгруппированы следующим образом:

- назначение на должность, увольнение с должности, срок полномочий главного управляющего банка;

- "формирование курса", в том числе участие Центрального банка в бюджетном процессе и разрешение конфликтов между Центральным банком и исполнительной властью в вопросах денежной политики;

- задачи Центрального банка;

- ограничение полномочий Центрального банка по кредитованию государственного сектора (ограничения объемов, сроков платежей по долговым обязательствам, процентных ставок и условий предоставления Центральным банком кредитов государственному сектору) <3>.

--------------------------------

<1> См.: Hasse R.H. The European Central Bank: Perspective for a Further Development of the European Monetary System. Gutersloh, 1990. P. 18.

<2> См.: Зубченко Л. Критерии степени независимости центральных банков // Бизнес и банки. 1998. N 12; Ананьин О.И. и др. Независимость центрального банка: международный опыт в историческом аспекте. М., 1998; Братко А.Г. Указ. соч.; Пастушенко Е.Н. Указ. соч. С. 39; и др.

<3> Подробнее см.: Приходина Ю.А. Критерии независимости центральных банков: Третий Рим или третий мир? // Очерки конституционной экономики: статус Банка России I / Отв. ред. П.Д. Баренбойм, В.И. Лафитский. М., 2001. С. 105.

Параметры независимости центральных банков широко исследовались и зарубежными учеными <1>. Выводы и отечественных ученых, и зарубежных специалистов позволяют утверждать: чем выше реальная независимость <2> Центрального банка государства, тем больше у него возможность положительно влиять на уровень инфляции, обеспечивать стабильность цен, поддерживать устойчивость национальной валюты, осуществлять действенный банковский надзор (в случае, если в компетенцию Центрального банка входят полномочия по осуществлению банковского надзора), тем самым оказывая прямое влияние на устойчивость банковской системы и, шире, на устойчивость финансовой системы.

--------------------------------

<1> См., например: Alessina A., Summers L. Central Bank Independence and Macroeconomic Performance: Some Comparative Evidence. Mass., 1990; Cukierman A., Webb S., Neyapti B. Measuring Central Bank Independence and its Effect on Policy Outcomes. San Francisco, 1994.

<2> Следует отметить, что правовой статус Центрального банка является только одним из элементов, обеспечивающих его реальную независимость. Необходимо четко различать правовые нормы и их реализацию.

Представляется, что именно финансовый аспект независимости наряду с кадровым играет ведущую роль в обеспечении и реализации принципа независимости.

Финансовая независимость Банка России обеспечивается прежде всего тем, что все свои многочисленные функции он реализует за счет собственных доходов, не получая на это средства из федерального (или любого иного) бюджета (п. 3 ст. 2 Закона о Банке России). Следует отметить, что в этом проявляется уникальность правового статуса Банка России: это единственный орган в Российской Федерации, обладающий государственно-властными полномочиями, который участвует в гражданском обороте и осуществляет свою деятельность исключительно за счет получаемой прибыли, которая используется для достижения публичных целей деятельности.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Доходы Банка России формируются за счет проведения банковских операций и сделок, предусмотренных ст. 46 Закона о Банке России, и от участия в капиталах кредитных организаций.

Прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных ст. 4 указанного Закона.

Положения ч. 1 ст. 26 рассматриваемого Закона предусматривают, что после утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50% фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов, в соответствии с НК РФ; оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. Эта норма была приостановлена специальным бюджетным правилом, согласно которому Банк России обязан перечислять в федеральный бюджет 75% прибыли. С 1 января 2016 г. этот норматив перечисления прибыли отражен и в ст. 26 Закона о Банке России. Кроме того, периодически законодатель устанавливает еще более высокую планку перечисления прибыли. Так, в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2015 г. N 109-ФЗ "Об особенностях перечисления в 2015 году прибыли, полученной Центральным банком Российской Федерации в 2014 году" Банк России обязан перечислить не только 75% прибыли, но и дополнительно 15% прибыли государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в качестве имущественного взноса для использования в целях укрепления финансовой стабильности банковской системы. В отношении прибыли за 2015 г. было принято решение (Закон), обязывающее Банк России перечислить 90% прибыли в федеральный бюджет.

Бюджетный кодекс РФ в п. 2 ст. 51 относит прибыль Банка России, зачисляемую в федеральный бюджет по нормативам, установленным федеральными законами, к неналоговым доходам федерального бюджета.

Вопрос о правовом регулировании прибыли Банка России не раз являлся предметом споров (в том числе научных) <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Братко А.Г. Указ. соч. С. 135 - 138; Маневич В.Е. О последней редакции Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Бизнес и банки. 1999. 6 окт.

Представляется, что наличие прибыли необходимо Банку России (как и центральному банку любого государства <1>) прежде всего для реализации основного принципа деятельности - независимости от органов законодательной и исполнительной власти (и в этом заключается четвертая особенность правового статуса Банка России). Наличие собственных ресурсов позволяет обеспечивать работу квалифицированного персонала, а также проводить необходимые мероприятия для повышения качества управления. Именно принцип независимости позволяет Банку России эффективно осуществлять свои функции, в том числе надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, а с 2013 г. - надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций. "Страны, которые не относятся ни к достаточно развитым, ни к развивающимся, демонстрируют в основном тенденции своего будущего развития через статус центрального банка. Если страна "дрейфует" в направлении "третьего мира", то политическая и юридическая независимость центрального банка сводится к минимуму. Будущее России закладывается сегодня и во многом зависит от того, как будет решен вопрос о статусе Центрального банка РФ" <2>. По мнению О.Е. Кутафина и П.Д. Баренбойма, анализ вопросов конституционно-правового обеспечения независимого статуса Банка России имеет большее практическое значение, чем определение места Центрального банка РФ в российской конституционной системе разделения властей <3>. Более того, с точки зрения указанных авторов (с которой нельзя не согласиться), статус Банка России является основным вопросом конституционной экономики <4>.

--------------------------------

<1> В литературе высказывается и противоположная точка зрения. Примеры приводит А.Г. Братко (см.: Братко А.Г. Указ. соч. С. 138).

<2> Приходина Ю.А. Указ. соч. С. 111.

<3> Подробнее см.: Баренбойм П.Д., Кутафин О.Е. Статус Центрального банка как основной вопрос конституционной экономики в России // Очерки конституционной экономики: статус Банка России. С. 7.

<4> О чем говорит название цитированной выше статьи П.Д. Баренбойма и О.Е. Кутафина - "Статус Центрального банка как основной вопрос конституционной экономики в России".

Следует отметить, что Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно подчеркивал важность статуса независимости Банка России, в том числе как органа банковского надзора. Так, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 5 ноября 1999 г. N 182-О по запросу Арбитражного суда города Москвы о проверке конституционности п. п. 1 и 4 ч. 4 ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в рамках надзорной деятельности Банка России достигаются цели, определенные ст. 3 Закона о Банке России исходя из содержания ст. 75 (ч. 2) Конституции РФ. Таким образом, при осуществлении надзорных полномочий Банк России пользуется теми же правами и несет те же обязанности, которые имеются у него как у органа, основной целью деятельности которого является защита и укрепление рубля, в частности он независим от органов государственной власти.

Независимость не может носить абсолютный характер. Независимость Банка России также ограничена системой сдержек и противовесов государства.

Закон о Банке России (ст. 5) закрепляет подотчетность Банка России Государственной Думе, которая заключается в следующих полномочиях Государственной Думы:

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ;

- назначение на должность и освобождение от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ;

- направление и отзыв представителей Государственной Думы в Национальном финансовом совете в рамках своей квоты;

- рассмотрение основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики и принятие по ним решений;

- рассмотрение годового отчета Банка России и принятие по нему решения;

- принятие решения на основании предложения Национального финансового совета о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;

- проведение парламентских слушаний о деятельности Банка России с участием его представителей;

- заслушивание докладов Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

Кроме того, Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту РФ информацию в порядке, установленном федеральными законами.

Основные цели Банка России. Они вытекают из нормы ст. 75 Конституции РФ и закреплены в ст. 3 Закона о Банке России. Это:

1) защита и обеспечение устойчивости рубля - основная конституционная цель, так как наличие национальной валюты является одним из признаков государственного суверенитета, а способность государственных органов обеспечить ее устойчивость - одним из критериев эффективности государственной власти. Законодатель определил, что основная цель деятельности Банка России в области денежно-кредитной политики связана с ценовой устойчивостью при отказе от приоритета курсовой устойчивости;

2) развитие и укрепление банковской системы РФ. Эта цель носит государственный, публичный характер, поскольку банковская система является составной частью финансовой системы государства. Термин "устойчивость" характеризует качество банковской системы, которое позволяет ей выполнять свои функции даже при условии того, что отдельные элементы системы могут быть из нее исключены. Устойчивость банковской системы прежде всего связана с ее возможностью осуществлять расчеты, предоставлять кредиты, принимать депозиты, а в экономическом смысле - трансформировать сбережения в инвестиции;

3) обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы. Банк России играет ключевую роль в развитии и функционировании национальной платежной системы, что соответствует международным принципам построения и функционирования платежных систем, в частности принципу 1 Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов. Банк России выполняет функции регулятора, оператора, источника изменений, органа наблюдения и пользователя национальной платежной системы. В 2011 г. был принят Закон о НПС, которым впервые в Российской Федерации были введены основные понятия в сфере платежной системы, установлен порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, и использования электронных средств платежа, определены субъекты национальной платежной системы и требования к их деятельности, к организации и функционированию платежных систем, а также закреплен порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Наличие Закона о НПС позволяет Банку России реализовать закрепленные за ним функции путем осуществления таких мероприятий, как разработка прозрачной комплексной нормативной правовой основы, развитие операционной политики, обеспечение функционирования наиболее эффективной и стабильной национальной платежной системы, а также внедрение и использование новых эффективных и безопасных платежных услуг. Кроме того, сохранение за Банком России главной роли в национальной платежной системе отражает принцип ответственности Центрального банка за устойчивость национальной валюты и обеспечение использования денег в качестве эффективного платежного средства;

4) развитие финансового рынка РФ;

5) обеспечение стабильности финансового рынка РФ. Закон о Банке России был дополнен указанными двумя целями в связи с созданием на базе Банка России мегарегулятора. Законодатель счел, что развитие финансового рынка страны, с одной стороны, и обеспечение его стабильности - с другой, отличаются друг от друга, и закрепил их как две различные цели, хотя очевидно, что они неразрывно связаны между собой.

Анализируя цели Банка России, следует выделить их следующие характеристики:

- публичность (государственно-властный характер);

- макроэкономический характер;

- легитимность;

- длящийся, непрерывный характер;

- взаимосвязанность и взаимообусловленность.

Закон о Банке России подчеркивает, что получение прибыли не является целью деятельности Банка России, т.е. его деятельность не является коммерческой.

Банк России как единый регулятор на финансовых рынках. Цели Банка России значительно изменились после того, как 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков", который знаменовал собой создание в России единого регулятора на финансовых рынках, наделенного функциями регулирования и надзора.

Существовавший до 2013 г. в России финансовый надзор был распределен между несколькими органами, обладающими известной долей самостоятельности. Полномочия в области регулирования финансового рынка находились в руках законодателя, Правительства, Минфина, Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) и Банка России. Надзорные полномочия были сосредоточены в руках Банка России (надзор за банковским сектором и субъектами национальной платежной системы), ФСФР России (надзор за рынком ценных бумаг, страховым сектором, частично за деятельностью государственных пенсионных фондов, микрофинансовых организаций и ряда других сегментов финансового рынка). Также отдельные полномочия в области надзора существовали у служб, находящихся в ведении Минфина. Надзор за НПФ осуществляло Министерство труда и социальной защиты. Таким образом, следует прежде всего констатировать сегментированность системы надзора за финансовым рынком, которая нередко приводила к рассогласованности действий, запаздыванию в принятии решений как в регулятивной сфере, так и в сфере осуществления надзора.

Кризис 2008 г. показал необходимость проведения реформы в области регулирования и надзора на финансовом рынке и создания мегарегулятора в России.

В России долго велась дискуссия, нужно ли создавать мегарегулятор на базе Банка России, на базе ФСФР России или необходимо создавать новый орган. В результате было принято решение о создании мегарегулятора на базе Банка России, чему во многом способствовали особенности правового статуса Центрального банка РФ.

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ были внесены следующие изменения в Закон о Банке России:

- Банк России совместно с Правительством РФ стал определять политику в области финансовой стабильности и развития финансовых рынков;

- зафиксирована передача Банку России функции по регулированию и надзору за небанковскими финансовыми организациями;

- расширен состав Совета директоров Банка России (вместо 12 членов предполагается 14);

- создан Комитет финансового надзора в Банке России (по аналогии с Комитетом банковского надзора);

- изменено название и уточнена компетенция Национального банковского совета (преобразован в Национальный финансовый совет).

Цели деятельности Банка России дополнились двумя новыми: 1) развитие финансового рынка Российской Федерации и 2) обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

На принятие решения о создании на базе Банка России мегарегулятора повлияла прежде всего необходимость совершенствовать качество регулирования и надзора на финансовых рынках, что должно предусматривать решение проблем, связанных с наличием регулятивного арбитража и возможным нарастанием рисков в "теневой банковской системе"; создание эффективной риск-ориентированной системы надзора на финансовом рынке, включая создание эффективного консолидированного надзора за финансово-банковскими группами.

Повышение качества финансового регулирования и надзора на финансовых рынках прямо влияет на обеспечение финансовой стабильности, в том числе и за счет дополнительных возможностей по выявлению и анализу системных рисков (наличие информации о финансовых операциях и сопровождающих их рисках всех участников финансового рынка).

Таким образом, к преимуществам создания мегарегулятора следует отнести:

1) в части совершенствования надзора и обеспечения финансовой стабильности:

- исключение регулятивного арбитража;

- эффективный консолидированный надзор за финансовыми группами;

- повышение культуры надзора и внедрение лучших практик в небанковском надзоре (в том числе применение профессионального суждения);

- возможность перехода от формального надзора к риск-ориентированному надзору в отношении небанковских финансовых организаций;

- максимальные возможности выявления и предотвращения системных рисков;

- полноценную реализацию макропруденциального надзора;

- большую оперативность антикризисной политики;

2) в части развития финансовых рынков и международного финансового центра:

- ускорение процедуры принятия нормативных актов за счет отсутствия необходимости межведомственных согласований и повышение их качества;

- формирование целостной стратегии развития финансового сектора;

- устранение дублирования отчетности ФСФР России и Банка России;

3) в части ресурсов и эффективности:

- увеличение ресурсов, позволяющее привлекать и сохранять высококвалифицированный персонал;

- максимальную экономию средств федерального бюджета;

- создание единого информационного комплекса баз данных Банка России и ФСФР России;

- минимизацию затрат за счет объединения административно-хозяйственных функций.

Но обратной стороной создания мегарегулятора на базе Банка России является опасность монополизма регулирования и, как следствие, снижение качества правового регулирования.

Законодатель с целью предупреждения этой опасности ввел требование о необходимости обеспечения в Банке России политики по выявлению, предупреждению и устранению конфликта интересов. Конфликт интересов стимулируется, во-первых, тем, что Банк России является, с одной стороны, регулирующим и надзорным органом, осуществляет полномочия акционера отдельных участников рынка, с другой стороны, и, наконец, является участником рынка, с третьей стороны. Во-вторых, существует определенное несочетание "узких" целей денежно-кредитной политики и политики в области обеспечения развития банковской системы, системы финансовых рынков, платежной системы.

В связи с созданием мегарегулятора Банк России дополнительно к своим традиционным функциям по осуществлению денежно-кредитной политики, политики по обеспечению устойчивости развития банковской системы и платежной системы стал выполнять роль органа, осуществляющего регулирование, контроль и надзор за субъектами финансовых рынков.

Эти организации получили наименование некредитных финансовых организаций.

Закон о Банке России (ст. 76.1) определяет, что целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).

Кроме того, Закон о Банке России определяет, что Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также регулирование, контроль и надзор в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Функции Банка России. Конституционно-значимые цели реализуются через набор функций Банка России. Под функциями понимают основные направления деятельности, поэтому функции Банка России можно определить как основные направления деятельности Банка России.

В настоящее время функции Банка России имеют тенденцию к расширению. С момента принятия Закона о Банке России в 2002 г. перечень функций Банка России был дополнен несколькими новыми функциями. Направления деятельности Банка России могут расширяться и уточняться, однако при этом должно соблюдаться требование о соответствии выполняемых Центральным банком функций законодательно установленным целям его деятельности.

Основные функции Банка России:

1) во взаимодействии с Правительством РФ разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики, а также политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ. В целом под денежно-кредитной политикой Центрального банка понимается совокупность мероприятий, направленных на обеспечение стабильности цен, а также на достижение и сохранение финансовой стабильности, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса. Закрепление в Законе о Банке России данной функции как общей функции Банка России и Правительства РФ основано на ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, согласно которой Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики. Данная норма конкретизирована в ст. ст. 14 и 15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно которым Правительство РФ обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Данная функция реализуется в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона о Банке России, путем представления проекта основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Президенту РФ и Правительству РФ. В основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики закреплены конкретные задачи Банка России на предстоящий год и среднесрочную перспективу (последующие два года). В данном документе отражены принципы денежно-кредитной политики, направления развития экономики, сценарии макроэкономического развития и прогноз платежного баланса Российской Федерации, цели и инструменты денежно-кредитной политики, а также содержатся приложения (мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы, банковского надзора, финансовых рынков, платежной системы). Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики можно рассматривать как плановый документ на среднесрочную перспективу, который обеспечивает прозрачность денежно-кредитной политики и доверие к государственному политическому курсу и учитывает экономические и социальные аспекты развития финансовой сферы;

2) монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения. Данная функция включает две взаимосвязанные, но при этом самостоятельные функции Банка России: эмиссионную функцию и функцию по организации наличного денежного обращения.

Под эмиссией понимается выпуск безналичных и наличных денег, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Эмиссия денег является основной функцией большинства центральных банков. Закрепление монопольного права на эмиссию призвано обеспечить самостоятельность Центрального банка и защиту денежно-кредитной системы, устранить влияние иных государственных органов на процесс эмиссии денег.

Впервые Государственный банк Российской Империи был наделен правом на монопольную эмиссию денег в 1897 г., что нашло отражение в его Уставе.

В настоящее время эмиссионная функция Банка России закреплена в Конституции РФ и конкретизирована в ст. ст. 4, 29 Закона о Банке России.

Банк России организует наличное денежное обращение на территории Российской Федерации. По своему экономическому содержанию наличный денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения наличных денег, часть денежного оборота. Наличный денежный оборот включает движение всей наличной денежной массы за определенный период времени между:

- юридическими лицами;

- физическими лицами;

- физическими и юридическими лицами;

- физическими лицами и государственными органами;

- юридическими лицами и государственными органами.

В процессе организации денежного оборота Банком России решаются такие экономические задачи, как:

- определение общего объема наличного денежного оборота, его структуры;

- изучение складывающихся тенденций;

- направление и регулирование денежных потоков;

- размещение денежной массы по территории страны;

- определение массы денег в наличной форме, находящейся в обращении, величины денежных агрегатов;

- расчет эмиссионного результата за (на) определенный период;

- другие.

Решение указанных задач невозможно без точного и эффективного регламентирования Банком России наличного денежного обращения, с одной стороны, и неукоснительного исполнения правил наличного денежного обращения всеми его участниками, с другой стороны. В связи с этим правила наличного денежного обращения, установленные Банком России, обязательны для исполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, а также всеми организациями, предприятиями и учреждениями;

3) функция кредитора последней инстанции для кредитных организаций, организация системы их рефинансирования. Современные центральные банки являются кредиторами последней инстанции, или, как их еще называют, "банком банков". Смысл данной функции сводится к поддержанию кредитных организаций путем предоставления им недостающей ликвидности в виде кредитов. В настоящее время существуют две концепции Центрального банка как кредитора последней инстанции: 1) по отношению к банковской системе в целом и 2) по отношению к конкретной кредитной организации.

Функция кредитора последней инстанции, реализуемая за счет предоставления ликвидности кредитным организациям посредством операций на открытом рынке, в западной научной литературе называется кредитованием последней инстанции по отношению к рынку (к банковской системе) в целом. В этом случае Центральный банк не заключает двусторонние кредитные договоры с банком-заемщиком для поддержания его ликвидности, а осуществляет кредитование на обезличенной (аукционной) основе. Сторонники концепции Центрального банка как кредитора последней инстанции по отношению к конкретным кредитным организациям придерживаются избирательного подхода при оказании помощи кредитной организации, т.е. временного предоставления ликвидности значимым для финансового сектора банкам, утратившим платежеспособность, которое осуществляется на индивидуальной договорной основе (двухсторонней основе). Таким образом, кредитование Банком России путем предоставления ликвидности банковской системе в целом представляет собой рефинансирование, а временное предоставление ликвидности Банком России конкретной кредитной организации является восстановлением ее платежеспособности.

Безусловно, при осуществлении Банком России функции кредитора последней инстанции важнейшее значение имеют инструменты и методы поддержания ликвидности как банковской системы в целом, так и отдельных кредитных организаций. Среди таких инструментов можно выделить инструменты как гражданско-правового, так и административно-правового характера (резервные требования). Правовой характер конкретного инструмента находит отражение в правовом характере соответствующих ему методов и мероприятий: гражданско-правового характера - банковские операции и сделки Банка России; административно-правового характера - установление обязательных для кредитных организаций резервных требований;

4) установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации; осуществление надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Особенностью правового закрепления осуществления расчетов и наделения Банка России функцией по их регулированию выступает регулирование расчетов как гражданским, так и банковским законодательством. Так, виды расчетов и формы безналичных расчетов предусмотрены в гл. 46 ГК РФ, устанавливающей два вида расчетов - наличные и безналичные. Общие правила о расчетах (как сделках) закреплены в гражданском законодательстве и содержат отсылочную норму на полномочия Банка России по установлению банковских правил осуществления расчетов. В ст. 861 ГК РФ прямо установлено, что Банк России обладает правом на издание банковских правил для осуществления лицами расчетов.

Вопрос о конституционности ст. 861 ГК РФ и ст. 4 Закона о Банке России в части наделения Банка России полномочием по установлению правил осуществления расчетов был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который отметил, что введение определенных правил наличных расчетов не нарушает принципов, закрепленных ст. 8 и ст. 74 Конституции РФ. Установление Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, будучи одним из механизмов организации наличного денежного обращения, само по себе не является препятствием для свободного перемещения финансовых средств, поскольку не лишает юридические лица возможности производить расчеты между собой в безналичном порядке без ограничения сумм и в любой из форм, предусмотренных законом. Этим не ограничивается и право граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, закрепленные ст. ст. 34 и 35 Конституции РФ.

Таким образом, не нарушая конституционные нормы, гражданское законодательство рассматривает расчеты в качестве сделок между различными субъектами, а банковское законодательство и правила Банка России регулируют банковские расчетные операции.

Согласно ст. 31 Закона о НПС основными целями надзора и наблюдения в национальной платежной системе являются обеспечение стабильности национальной платежной системы и ее развитие. Надзор в национальной платежной системе означает деятельность Банка России по контролю за соблюдением операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры, требований Закона о НПС и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России. Наблюдение в национальной платежной системе означает деятельность Банка России по совершенствованию операторами по переводу денежных средств, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры, другими субъектами национальной платежной системы своей деятельности и оказываемых ими услуг, а также по развитию платежных систем, платежной инфраструктуры на основе рекомендаций Банка России.

При осуществлении надзора в национальной платежной системе Банк России: 1) анализирует документы и информацию (в том числе данные отчетности), которые касаются деятельности поднадзорных организаций и участников платежных систем, а также организации и функционирования платежных систем; 2) проводит инспекционные проверки поднадзорных организаций; 3) осуществляет действия и применяет меры принуждения в случае нарушения поднадзорными организациями требований Закона о НПС или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.

Наблюдение в национальной платежной системе включает следующие виды деятельности: 1) сбор, систематизацию и анализ информации о деятельности наблюдаемых организаций, других субъектов национальной платежной системы и связанных с ними объектов наблюдения; 2) оценку деятельности наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения; 3) подготовку по результатам указанной оценки предложений по изменению деятельности оцениваемых наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (ст. 35 Закона о НПС);

5) установление правил проведения банковских операций. Понятие "банковская операция" не имеет однозначного толкования и используется для обозначения определенного вида деятельности, что следует из наименования Закона о банках, нормы абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ, т.е. банковская операция означает право на совершение определенных действий, которое предоставляется определенным лицам (кредитным организациям), и само действие, точнее, совокупность юридически значимых и фактических действий.

Исчерпывающий перечень банковских операций, на осуществление которых имеют исключительное право только кредитные организации, установлен в ст. 5 Закона о банках. К банковским операциям относятся: 1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); 2) размещение указанных выше привлеченных средств от своего имени и за свой счет; 3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; 4) осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; 5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; 6) купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; 7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов; 8) выдача банковских гарантий; 9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов);

6) регистрационно-лицензионная функция в отношении кредитных организаций, регистрационная функция в отношении НПФ. В Российской Федерации функции по регистрации и лицензированию кредитных организаций разделены, поскольку Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" была установлена единая процедура государственной регистрации юридических лиц, введен ЕГРЮЛ, определен единый регистрирующий орган, определены порядок и сроки регистрации юридических лиц. Однако порядок регистрации кредитных организаций по сравнению с иными юридическими лицами обладает рядом особенностей, а именно решение о государственной регистрации кредитной организации принимается Банком России, а государственную регистрацию кредитной организации как юридического лица осуществляет регистрирующий орган. Указанная особенность разделения регистрации кредитной организации обусловлена спецификой правового статуса кредитной организации как юридического лица и как кредитной организации, т.е. специальной организации, осуществляющей свою деятельность на основании лицензии Банка России.

Регистрационная и лицензионная функции Банка России корреспондируют с гл. 2 Закона о банках, в которой содержится специальный порядок государственной регистрации кредитных организаций, включая особенности принятия Банком России решения о регистрации, взаимодействия Банка России с регистрирующим органом, а также порядок выдачи, отказа в выдаче и отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Лицензирование банковской деятельности представляет собой систему правоотношений, возникающих между Банком России и кредитными организациями и существующих на всем протяжении функционирования последних, по поводу выдачи, переоформления, отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности, а также осуществления надзора за соответствием деятельности кредитных организаций требованиям банковского законодательства в общем и отдельным нормативам в частности;

7) осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор); осуществление регулирования, контроля и надзора за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами. Ключевым с точки зрения организации регулирования и надзора на финансовом рынке является определение объекта этой деятельности. Для определения объекта регулирования и надзора законодатель вводит понятие "некредитная финансовая организация" (НФО), под которой понимаются субъекты, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в ст. 76.1 Закона о Банке России.

Надзорные полномочия Банка России в отношении НФО заключаются в том, что Банк России:

- устанавливает требования к собственным средствам (капиталу) или чистым активам НФО, обязательные (финансовые, экономические) нормативы, а также иные требования в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность соответствующих организаций;

- проводит проверки деятельности НФО, направляет им обязательные для исполнения предписания, а также применяет к НФО предусмотренные федеральными законами иные меры;

- устанавливает обязательные для НФО сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами;

- ведет базы данных о НФО, их должностных лицах и иных лицах, в отношении которых получает персональные данные в рамках реализации возложенных на него функций.

Более конкретный набор полномочий определяется законами, которые регулируют деятельность каждой из названных в Законе о Банке России НФО, а полномочия по применению административных наказаний - соответствующими нормами КоАП РФ;

8) функция регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов ценных бумаг, регистрации отчетов об итогах выпусков эмиссионных ценных бумаг; функция контроля и надзора за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах; функция регулирования, контроля и надзора в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах. Эмиссия ценных бумаг представляет собой необходимое условие деятельности кредитных организаций, поскольку является одним из способов привлечения финансовых ресурсов и увеличения кредитными организациями размера своего уставного капитала. Правовое регулирование отношений, возникающих при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг кредитных организаций, при обращении иных ценных бумаг, а также особенностей создания и деятельности кредитных организаций как профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется в соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг".

Законодательное определение эмиссии содержится в ст. 2 Закона "О рынке ценных бумаг". Так, эмиссия ценных бумаг - это установленная законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг. Указанная последовательность действий кредитной организации зависит от того, является ли размещение ценных бумаг публичным. Публичное размещение ценных бумаг - это размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Не является публичным размещением размещение ценных бумаг, предназначенных для квалифицированных инвесторов, на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Функции по контролю и надзору за соблюдением эмитентами требований законодательства Российской Федерации об акционерных обществах и ценных бумагах, а также по регулированию, контролю и надзору в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах были переданы Банку России в 2013 г. в связи с созданием на его базе мегарегулятора.

Банк России также осуществляет иные функции, предусмотренные не только Законом о Банке России, но и иными федеральными законами.

Так, Банк России является участником системы обязательного страхования вкладов как орган банковского надзора. На основании ст. ст. 44, 48 Закона о страховании вкладов <1> Банк России осуществляет надзор за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов, определяет состав, методики расчета показателей финансовой устойчивости банков, выносит решение о соответствии или несоответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов, а также вводит банку запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и иные функции. Исходя из специфики статуса Банка России как участника системы страхования, можно заключить, что осуществление перечисленных функций является составляющей надзорной функции Банка России. Вместе с тем особенности и пределы ее осуществления Банком России в сфере страхования вкладов предусмотрены в специальном законе - Законе о страховании вкладов.

 

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (30.03.2017)
Просмотров: 311 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%