В целях осуществления функций по обязательному страхованию вкладов была учреждена специальная организация - Агентство по страхованию вкладов, которое выступает прежде всего как орган управления фондом страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, пенсионных накоплений.
Статус Агентства по страхованию вкладов, его функции и система управления. Агентство является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определены:
- Законом о страховании вкладов;
- Законом о банках;
- Законом о банкротстве;
- Федеральным законом "О некоммерческих организациях";
- Законом о гарантировании прав застрахованных лиц и иными федеральными законами.
Агентство имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, а также счет в Банке России.
Агентство не отвечает по обязательствам Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по обязательствам Агентства, если иное не установлено федеральным законом.
Целью деятельности Агентства является обеспечение функционирования системы страхования вкладов.
Для осуществления этой цели Агентство выполняет следующие функции:
1) организует учет банков;
2) осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;
3) осуществляет мероприятия по учету требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;
4) имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам за нарушение требований Закона о страховании вкладов мер ответственности, предусмотренных ст. 74 Закона о Банке России и нормативными актами Банка России;
5) размещает и (или) инвестирует временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов в порядке, определенном Законом о страховании вкладов;
6) имеет право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
7) определяет порядок расчета страховых взносов;
8) осуществляет меры по предупреждению банкротства банков, являющихся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ;
9) является квалифицированным инвестором;
10) осуществляет функции конкурсного управляющего при банкротстве банков;
11) осуществляет иные полномочия.
Агентство вправе осуществлять операции по реализации имущества (предмета залога), являющегося обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций - контрагентов Банка России по кредитам.
Осуществление Агентством функций по обязательному страхованию вкладов не требует получения лицензии на осуществление страховой деятельности.
Высшим органом управления Агентства является совет директоров Агентства. В него входят 13 членов - семь представителей Правительства РФ, пять представителей Банка России и генеральный директор Агентства, который входит в состав совета директоров Агентства по должности.
Председатель совета директоров Агентства избирается советом директоров Агентства по представлению Правительства РФ.
Совет директоров Агентства правомочен принимать решения, если на заседании присутствуют не менее половины его членов. Решения совета директоров Агентства принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих. При равенстве числа голосов голос председательствующего является решающим.
Полномочия совета директоров Агентства закреплены в ст. 19 Закона о страховании вкладов.
Количественный состав правления Агентства определяется советом директоров Агентства. Генеральный директор Агентства входит в состав правления Агентства по должности и руководит работой правления Агентства.
Члены правления Агентства, за исключением генерального директора Агентства, назначаются на должность сроком на пять лет советом директоров Агентства по предложению генерального директора Агентства и работают в Агентстве на постоянной основе.
Члены правления Агентства могут быть освобождены от должности:
- по истечении срока полномочий генеральным директором Агентства;
- до истечения указанного срока полномочий советом директоров Агентства по представлению генерального директора Агентства.
Правление Агентства действует на основании утверждаемого советом директоров Агентства регламента правления Агентства, которым устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия им решений.
При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов правление Агентства:
1) принимает решение о выплате вкладчикам возмещения по вкладам;
2) принимает решение о включении банка в реестр банков и об исключении банка из реестра банков в установленном законом порядке;
3) обращается в Банк России с предложением о применении к банку мер ответственности в соответствии со ст. 74 Закона о Банке России;
4) рассматривает годовой отчет Агентства и передает его на утверждение совета директоров Агентства;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Законом о страховании вкладов.
Генеральный директор Агентства назначается на должность советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства сроком на пять лет. Кандидатура генерального директора Агентства представляется совету директоров Агентства за месяц до истечения (окончания) срока полномочий генерального директора Агентства.
Генеральный директор Агентства может быть освобожден от должности советом директоров Агентства по представлению председателя совета директоров Агентства в случаях:
- истечения срока своих полномочий;
- подачи личного заявления об отставке, подаваемого председателю совета директоров Агентства;
- совершения уголовно наказуемого деяния, установленного приговором суда, вступившим в законную силу;
- нарушения федеральных законов, которые регулируют отношения, связанные с деятельностью Агентства.
Генеральный директор Агентства:
- действует от имени Агентства и представляет без доверенности его интересы в отношениях с органами государственной власти, организациями иностранных государств и международными организациями, другими учреждениями и организациями;
- возглавляет правление Агентства и организует реализацию решений правления Агентства;
- издает приказы и распоряжения по вопросам деятельности Агентства;
- распределяет обязанности между своими заместителями;
- назначает на должность и освобождает от должности служащих Агентства;
- принимает решения по иным вопросам, отнесенным к компетенции Агентства, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции совета директоров Агентства и правления Агентства.
Агентство по страхованию вкладов обязано составлять ежегодный годовой отчет о своей деятельности не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.
Годовой отчет Агентства направляется в Правительство РФ и Банк России.
Обобщенные данные годового отчета Агентства и его бухгалтерский баланс подлежат обязательному опубликованию в "Вестнике Банка России" и "Российской газете".
Совет директоров Агентства ежегодно определяет аудиторскую фирму для проверки отчетности Агентства.
Внутренний аудит Агентства осуществляется службой внутреннего аудита, подотчетной совету директоров Агентства. Порядок формирования и деятельности службы внутреннего аудита определяется советом директоров Агентства.
Совет директоров Агентства вправе принимать решения о проведении внеочередных аудиторской и ревизионной проверок Агентства.
Агентство может быть реорганизовано или ликвидировано только на основании федерального закона, определяющего порядок реорганизации или ликвидации и использования имущества Агентства.
Фонд обязательного страхования вкладов. Для финансирования выплат возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов создается фонд обязательного страхования вкладов.
Фонд обязательного страхования вкладов - это совокупность денежных средств и иного имущества, принадлежащих Агентству на праве собственности. Фонд обязательного страхования вкладов обособляется от иного имущества Агентства, и по нему ведется обособленный учет. Денежные средства фонда учитываются на специально открываемом счете Агентства в Банке России. Банк России не уплачивает проценты по остаткам денежных средств, находящимся на этом счете.
На фонд обязательного страхования вкладов не может быть обращено взыскание по обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, банков, иных третьих лиц, а также Агентства, за исключением случаев, когда обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате возмещения по вкладам. Взыскание за счет фонда обязательного страхования вкладов по обязательствам Агентства, возникшим в связи с неисполнением Агентством обязанностей по выплате возмещения по вкладам, осуществляется только на основании судебного акта.
Фонд обязательного страхования вкладов формируется за счет:
1) страховых взносов. Законом первоначально было установлено единство страховых взносов для всех банков. Изменениями, внесенными в Закон о страховании вкладов Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ, от принципа единой ставки перешли к принципу дифференцированных ставок страховых взносов. Указанным Законом предусмотрено, что страховые взносы будут уплачиваться по ставке, которая состоит из трех компонентов: базовой (равной для всех банков), дополнительной и повышенной дополнительной. Дополнительная ставка и повышенная дополнительная ставка будут определяться в зависимости от ряда факторов. Начиная с 1 июля 2015 г. - в зависимости от доходности вклада: если банк привлекает вклады граждан под высокие проценты, превышающие установленный Банком России уровень, то возникает больше риска для системы страхования, как следствие, банк будет обязан платить взнос по более высокой ставке. Начиная с 1 января 2016 г. дополнительно к этому компоненту оценки риска будет введен такой компонент, как финансовая устойчивость: перед банком возникает обязанность уплаты тем более высокой суммы страхового взноса, чем более его финансовое положение не соответствует определенным законом критериям.
Страховые взносы подлежат уплате банком со дня внесения банка в реестр банков и до дня отзыва (аннулирования) лицензии Банка России или до дня исключения банка из реестра банков.
Введение Банком России моратория на удовлетворение требований кредиторов банка приостанавливает обязанность банка уплачивать страховые взносы на время действия указанного моратория. При этом банк обязан уплатить страховые взносы за расчетный период, в течение которого введен указанный мораторий, включительно по день, предшествующий введению данного моратория. Расчетным периодом для уплаты страховых взносов является календарный квартал года.
В целях восстановления фонда обязательного страхования вкладов совет директоров Агентства может повышать размер базовой ставки страховых взносов.
Расчет страховых взносов осуществляется банками самостоятельно.
Уплата страховых взносов производится в течение 25 дней со дня окончания расчетного периода путем перевода денежных средств на счет Агентства в Банке России, на котором учитываются денежные средства фонда обязательного страхования вкладов. Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной банком с момента списания денежных средств с корреспондентского счета банка в Банке России;
2) пеней за несвоевременную и (или) неполную уплату страховых взносов. За несвоевременную или неполную уплату страховых взносов банки, допустившие указанное нарушение, уплачивают пени, т.е. денежную сумму, которую банк должен уплатить сверх страховых взносов в случае уплаты последних в более поздние сроки по сравнению со сроками, установленными Законом о страховании вкладов.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и устанавливаются в процентах от своевременно неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней за один календарный день просрочки соответствует ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в соответствующий период, деленной на 360 календарных дней.
Взыскание денежных сумм неисполненных обязательств банков по уплате страховых взносов, а также пеней осуществляется Агентством в судебном порядке;
3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства, приобретенных в результате выплаты им возмещения по вкладам;
4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом о страховании вкладов. Для обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год устанавливается право Правительства РФ выдавать бюджетные кредиты и осуществлять заимствования, предельный объем указанных заимствований, а также предельный объем соответствующих расходов федерального бюджета;
5) доходов от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов.
Направления, порядок и условия размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, а также предельный размер размещаемых и (или) инвестируемых временно свободных денежных средств ежегодно определяются советом директоров Агентства.
Временно свободные денежные средства фонда обязательного страхования вкладов могут быть размещены и (или) инвестированы:
- в государственные ценные бумаги РФ;
- в государственные ценные бумаги субъектов РФ;
- в облигации российских эмитентов;
- в акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
- в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих денежные средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;
- в ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;
- в ценные бумаги государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития;
- в депозиты и ценные бумаги Банка России.
Временно свободные денежные средства фонда не могут быть использованы для приобретения ценных бумаг эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации, или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства), или такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет;
6) первоначального имущественного взноса;
7) других доходов, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Одним из источников формирования фонда страхования вкладов, а также проведения Агентством мероприятий по финансовому оздоровлению банков может быть кредит Банка России, который предоставляется на основании ст. 46 Закона о Банке России сроком не более чем на пять лет.
В случае невозможности осуществления возмещения по вкладам без пополнения фонда обязательного страхования вкладов за счет дополнительных денежных средств совет директоров Агентства в срок, не превышающий семи календарных дней после наступления страхового случая, принимает одно из следующих решений:
- обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству соответствующих денежных средств в виде бюджетного кредита, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов составляет не более 1 млрд. руб.;
- обратиться в Правительство РФ с просьбой о выделении Агентству дополнительных денежных средств из федерального бюджета, если рассчитанный правлением Агентства дефицит фонда обязательного страхования вкладов превышает 1 млрд. руб. При невозможности выделения указанных средств Правительство РФ в рамках своих полномочий вносит в Государственную Думу проект федерального закона о внесении соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год.
Агентство также вправе обратиться в Банк России о предоставлении кредита на пополнение фонда страхования вкладов сроком до пяти лет.
Контроль за функционированием системы страхования вкладов осуществляется Правительством РФ и Банком России путем участия их представителей в органах управления Агентством.
Совет директоров Агентства ежегодно на конкурсной основе определяет аудиторскую организацию для проведения проверки использования Агентством фонда обязательного страхования вкладов.
Контроль за расходованием средств федерального бюджета, направленных в фонд обязательного страхования вкладов, осуществляется в порядке, определенном для использования средств федерального бюджета.
Фонд гарантирования прав застрахованных лиц. В соответствии с Законом о гарантировании прав застрахованных лиц государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" является участником системы гарантирования прав застрахованных лиц.
В связи с этим Агентство наделено следующими полномочиями:
1) осуществляет формирование фонда гарантирования пенсионных накоплений, в том числе сбор гарантийных взносов и контроль за полнотой и своевременностью поступления гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений;
2) осуществляет выплату гарантийного возмещения в случаях и порядке, которые предусмотрены вышеназванным Федеральным законом;
3) инвестирует средства фонда гарантирования пенсионных накоплений в установленном порядке;
4) осуществляет в установленных законодательством Российской Федерации случаях полномочия ликвидатора НПФ, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, а также полномочия конкурсного управляющего в делах о банкротстве таких НПФ.
Негосударственные пенсионные фонды должны быть поставлены на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц Агентства путем внесения в реестр НПФ - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц на основании уведомления Банка России о вынесении положительного заключения о соответствии НПФ установленным требованиям.
Пенсионный фонд РФ является участником системы гарантирования прав застрахованных лиц на основании Закона о гарантировании прав застрахованных лиц.
Негосударственный пенсионный фонд снимается Агентством по страхованию вкладов с учета в системе гарантирования прав застрахованных лиц путем его исключения из реестра в следующих случаях:
- прекращение деятельности НПФ в связи с его реорганизацией (за исключением реорганизации в форме преобразования);
- внесение в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации НПФ;
- вынесение Банком России предписания о введении запрета на осуществление операций НПФ по обязательному пенсионному страхованию.
Контроль за соблюдением страховщиками своих обязанностей в рамках функционирования системы гарантирования прав застрахованных лиц осуществляется Банком России.
Для осуществления выплаты гарантийного возмещения в целях обеспечения прав и законных интересов застрахованных лиц создается фонд гарантирования пенсионных накоплений, представляющий собой совокупность денежных средств и иного имущества, за счет которых осуществляются указанные выплаты.
Фонд гарантирования пенсионных накоплений формируется за счет:
1) гарантийных взносов, уплачиваемых страховщиками;
2) пеней за несвоевременную или неполную уплату гарантийных взносов;
3) денежных средств и иного имущества, которые получены от удовлетворения прав требования Агентства по страхованию вкладов, приобретенных в результате выплаты им гарантийного возмещения;
4) средств федерального бюджета в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
5) доходов от инвестирования денежных средств фонда гарантирования пенсионных накоплений;
6) иных доходов, не запрещенных действующим законодательством.
Фонд гарантирования пенсионных накоплений принадлежит Агентству по страхованию вкладов на праве собственности, обособляется от иного имущества Агентства. Агентство ведет обособленный учет операций со средствами фонда гарантирования пенсионных накоплений.
Денежные средства фонда учитываются на специально открываемом счете Агентства в Банке России. Банк России не уплачивает проценты по остаткам денежных средств, находящимся на этом счете. Ценные бумаги, приобретенные в состав фонда гарантирования пенсионных накоплений, учитываются на отдельных счетах депо.
На средства фонда не может быть обращено взыскание по обязательствам:
- Российской Федерации;
- субъектов РФ;
- муниципальных образований;
- ПФР;
- НПФ;
- иных третьих лиц;
- Агентства по страхованию вкладов (за исключением случаев, если обязательства Агентства возникли в связи с неисполнением им обязанностей по выплате гарантийного возмещения).
Фонд гарантирования пенсионных накоплений подлежит аудиту в соответствии с Законом о страховании вкладов.
Агентство наделено правом участвовать в осуществляемых Банком России проверках фондов-участников. Такие проверки проводятся уполномоченными представителями Банка России с участием служащих Агентства по следующим вопросам:
- объем и структура обязательств фонда-участника перед застрахованными лицами;
- исчисление, своевременность и полнота уплаты фондом-участником гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений;
- ведение учета на пенсионном счете накопительной пенсии сведений, предусмотренных Федеральным законом "О негосударственных пенсионных фондах", обеспечивающего возможность сформировать на любой день по требованию Банка России реестр обязательств фонда-участника перед застрахованными лицами;
- способность фонда-участника сформировать на любой день по требованию Банка России реестр обязательств фонда-участника перед застрахованными лицами;
- исполнение фондом-участником иных обязанностей, установленных Законом о гарантировании прав застрахованных лиц и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.
Основаниями для привлечения служащих Агентства к участию в проверке фонда-участника являются:
- проведение Банком России проверки фонда-участника по предложениям Агентства или ПФР;
- выявление нарушений требований Закона о гарантировании прав застрахованных лиц и нормативных актов Банка России при проверке фонда-участника, проводимой Банком России без участия служащих Агентства.
Агентство вправе на основании запроса в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, получать от страховщиков информацию и разъяснения, касающиеся объема гарантируемых Агентством средств, исчисления и уплаты ими гарантийных взносов, формирования реестра обязательств фонда-участника, обстоятельств наступления гарантийного случая, исполнения страховщиками иных обязанностей, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также необходимые документы в срок не позднее 15 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.
Роль Агентства по страхованию вкладов в отношениях, связанных с урегулированием несостоятельности финансовых организаций. На данный момент Агентство осуществляет следующие функции:
1) реализует меры по предупреждению банкротства банков - участников системы страхования вкладов;
2) организует продажу активов и обязательств банков - участников системы страхования вкладов;
3) является ликвидатором (конкурсным управляющим) при ликвидации (банкротстве) банков, привлекающих средства физических лиц во вклады;
4) является ликвидатором (конкурсным управляющим) НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию.
Эти функции Агентства стали развиваться, с одной стороны, как способ уменьшения расходов фонда страхования вкладов. С другой стороны, наделение Агентства функцией ликвидатора (конкурсного управляющего) банков и НПФ позволяет обеспечить прозрачность соответствующих процедур, а значит, в большей степени обеспечить защиту прав кредиторов соответствующих организаций. Полагаем, что роль Агентства в вопросах предупреждения банкротства и ликвидации финансовых организаций будет только повышаться.
|