Как уже было сказано, предоставление Агентству по страхованию вкладов полномочий участвовать в процессах финансового оздоровления банков впервые было осуществлено в 2008 г. в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". Практика применения механизмов, предусмотренных указанным Законом, показала, что с помощью контролируемых со стороны публичных органов или управляемых ими мероприятий можно добиться сохранения инфраструктуры банка, обеспечить более высокую стоимость его активов и в итоге снизить нагрузку на фонд страхования вкладов, который формируется за счет взносов банков - участников системы страхования вкладов и за счет средств которого осуществляются выплаты вкладчикам банков, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Именно необходимость уменьшения расходов стала весомой причиной предоставления Агентству по страхованию вкладов полномочий по участию в урегулировании несостоятельности банков на постоянной основе.
С учетом того что цель привлечения Агентства к мероприятиям по урегулированию несостоятельности банка состояла в уменьшении финансовой нагрузки на фонд страхования вкладов, его полномочия распространяются только на банки - участники системы страхования вкладов. В ст. 187.9 Закона о банкротстве прямо выделяются специальные меры по предупреждению банкротства кредитной организации, имеющей разрешение (лицензию) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, которые осуществляются с участием Агентства.
Агентство участвует в урегулировании несостоятельности банка в двух формах (которые отличаются системами процедур):
1) собственно в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка;
2) в урегулировании обязательств банка.
В любом случае инициатива по участию Агентства как в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, так и в урегулировании обязательств банка исходит от Банка России. Тем самым законодатель подчеркнул главенствующую роль Банка России в процедурах урегулирования несостоятельности банков.
В соответствии со ст. 189.47 Закона о банкротстве Банк России вправе направить предложение об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка при наличии признаков его неустойчивого финансового положения, создающего угрозу интересам его кредиторов (вкладчиков) и (или) угрозу стабильности банковской системы.
В отличие от направления предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка предложение об участии Агентства в урегулировании обязательств банка направляется при выявлении неустойчивого финансового положения банка, создающего угрозу интересам его кредиторов (вкладчиков).
Закон определил признаки неустойчивого финансового положения банка, создающие угрозу интересам его кредиторов (вкладчиков). К ним, в частности, относятся отражение банком в отчетности и (или) установление Банком России, Агентством или иными лицами документально подтвержденных фактов, сделок (операций), достоверное отражение которых в отчетности банка приводит (приведет) к нарушению банком обязательных нормативов, и (или) сроков исполнения банком обязательств, и (или) условий участия в системе обязательного страхования вкладов и (или) возникновению оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) банка, и (или) наличие иных документально подтвержденных доказательств угрозы интересам кредиторов (вкладчиков).
До направления предложения об участии Агентства в осуществлении соответствующих мер Банк России вправе принять решение о направлении в банк представителей Банка России и представителей Агентства в целях проведения анализа финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности направления в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или предложения об участии в урегулировании обязательств банка.
По результатам анализа финансового положения банка представители Банка России и представители Агентства направляют в Банк России и Агентство совместный отчет о результатах своей деятельности для принятия Банком России решения о целесообразности направления в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка. Указанное решение принимается Комитетом банковского надзора Банка России.
Важным с точки зрения обеспечения устойчивой деятельности банка, в отношении которого предполагается осуществить меры по предупреждению его банкротства, являются ограничения на принятие решений о применении мер принуждения. Так, со дня направления Банком России в Агентство предложения об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка и до дня окончания срока осуществления мер по предупреждению банкротства банка Банк России вправе принять следующие решения:
1) не применять к банку меры, предусмотренные ст. 74 Закона о Банке России;
2) не вводить предусмотренный ст. 48 Закона о страховании вкладов запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц;
3) не отзывать у банка лицензию на осуществление банковских операций в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 20 Закона о банках;
4) предоставить банку отсрочку (рассрочку) по внесению суммы недовнесенных средств в обязательные резервы, депонируемые в Банке России, на срок осуществления плана участия Агентства в предупреждении банкротства банка.
Закон определил принципы и сроки принятия Агентством решения об участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка. Решение Агентства по вопросу о целесообразности своего участия в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка принимается им исходя из принципов добросовестности, разумности, достаточной осведомленности о финансовом положении банка, минимизации расходования средств фонда обязательного страхования вкладов и иного имущества Агентства.
При этом Агентство не позднее 10 дней со дня получения предложения Банка России об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка уведомляет Банк России о принятии решения о своем участии в осуществлении мер по предупреждению банкротства или урегулировании обязательств банка либо об отказе от такого участия.
Немаловажный вопрос - о финансировании мероприятий по предупреждению банкротства банка и урегулированию обязательств банка с участием Агентства. Закон о банкротстве предусматривает несколько источников финансирования данных мероприятий:
1) средства инвесторов;
2) средства Агентства;
3) средства Банка России;
4) средства федерального бюджета, предоставленные в качестве имущественного взноса Российской Федерации в имущество Агентства.
Так, Агентство вправе осуществлять финансирование мероприятий по предупреждению банкротства банка или урегулированию его обязательств за счет средств фонда обязательного страхования вкладов, как правило, при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если осуществление финансирования указанных мероприятий приведет к уменьшению затрат фонда обязательного страхования вкладов в случае ликвидации банка;
2) если осуществление финансирования указанных мероприятий не повлияет на устойчивость фонда обязательного страхования вкладов.
Банк России вправе предоставить Агентству кредит для осуществления мероприятий по предупреждению банкротства банка. Кредит Банка России может быть предоставлен Агентству без обеспечения на срок до пяти лет. Банк России может принять решение о продлении срока действия кредитного договора, в соответствии с которым Агентству предоставлен кредит без обеспечения, на срок до пяти лет.
|