Организация процедур банкротства финансовых организаций отличается как от процедур банкротства иных видов организаций, так и от процедур банкротства кредитных организаций.
Прежде всего это отличие касается признаков банкротства финансовых организаций. В соответствии со ст. 183.16 Закона о банкротстве финансовая организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, подтвержденные вступившими в законную силу судебными актами требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей при наличии хотя бы одного из следующих признаков банкротства:
1) сумма требований кредиторов по денежным обязательствам, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) обязательным платежам к финансовой организации в совокупности составляет не менее чем 100 тыс. руб., и эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения;
2) не исполнено в течение 14 дней с даты вступления в законную силу решение суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с финансовой организации денежных средств независимо от размера суммы требований кредиторов;
3) стоимость имущества (активов) финансовой организации недостаточна для исполнения денежных обязательств финансовой организации перед ее кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
4) платежеспособность финансовой организации не была восстановлена в период деятельности временной администрации.
В соответствии со ст. 3 Закона о банкротстве юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона о банкротстве размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном указанным Законом. Таким образом, общим для признаков банкротства финансовых организаций и иных юридических лиц является то обстоятельство, что денежные обязательства подтверждаются судом.
Однако признаком банкротства финансовых организаций, сформулированным как юридическая фикция, является не только неоплатность, но и несостоятельность в экономическом смысле (превышение размера обязательств над стоимостью активов) и даже процедурный момент (неподтверждение платежеспособности временной администрацией).
Последнее обстоятельство роднит признаки банкротства финансовых организаций с признаками банкротства кредитных организаций, которые сформулированы в ст. ст. 189.2 и 189.64 Закона о банкротстве и перечислены нами в разд. 2.2.7.
Как мы видим, даже в признаке неоплатности отсутствует указание на судебное решение, которым должны подтверждаться денежные требования к кредитным организациям.
Есть различие и в сроках: банкротство финансовых организаций (включая кредитные) признается свершившимся фактом, если обязательства (обязанности) не исполняются более 14 дней, в то время как по другим организациям стандартный срок - три месяца.
Роднит процедуры банкротства финансовых организаций и банкротства кредитных организаций то, что далеко не все процедуры, предусмотренные Законом о банкротстве и применяемые до принятия решения о признании организации банкротом и объявлении конкурсного производства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление), используются. Точнее, при банкротстве кредитных организаций эти процедуры не используются вовсе. При рассмотрении дела о банкротстве финансовых организаций в соответствии со ст. 183.17 Закона о банкротстве финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются никогда, а наблюдение не применяется в случае возбуждения дела о банкротстве финансовой организации по заявлению временной администрации в связи с установленной временной администрацией невозможностью восстановления платежеспособности финансовой организации.
Заявление о банкротстве финансовой организации может направлять, кроме должника и кредитора, Банк России и - отдельно - временная администрация. В последнем случае, когда временная администрация выступает в качестве квазисубъекта правоотношений, она представляет в суд наряду с другими документами заключение о финансовом состоянии финансовой организации, если заявление о признании финансовой организации банкротом подается в соответствии со ст. 183.13 Закона о банкротстве, или отчет о деятельности временной администрации, если заявление о признании финансовой организации банкротом подается в соответствии со ст. 183.14 указанного Закона.
Применительно к некоторым видам финансовых организаций Закон о банкротстве установил особенности распределения конкурсной массы. Например, недавно появившейся ст. 189.6-1 Закона о банкротстве установлены особенности удовлетворения требований кредиторов микрофинансовой компании.
В первую очередь после удовлетворения требований граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, подлежат удовлетворению требования кредиторов микрофинансовой компании - физических лиц, не являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), на основании заключенных с ней договоров займа в сумме, не превышающей 3 млн. руб. (но не более чем основная сумма долга), в отношении каждого кредитора.
Данная норма учитывает то обстоятельство, что микрофинансовые организации могут привлекать денежные средства граждан и юридических лиц на основании договора займа, однако какого-либо фонда страхования таким образом привлеченных средств не создано, да и вряд ли он будет создан. Поэтому и подкрепили положение кредиторов - физических лиц поднятием их в очередности удовлетворения требований.
Требования работников микрофинансовой компании о выплате выходного пособия, компенсационных и иных выплат, размер которых установлен соответствующим трудовым договором, в случае его прекращения в части, превышающей минимальный размер соответствующих выплат, установленный трудовым законодательством, не относятся к числу требований кредиторов второй очереди и удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов третьей очереди.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества микрофинансовой компании, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди.
Требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:
1) в первую очередь - оставшиеся неудовлетворенными требования кредиторов микрофинансовой компании - физических лиц, не являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), на основании заключенных с ней договоров займа, в том числе по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, а также по уплате сумм финансовых санкций;
2) во вторую очередь - требования кредиторов микрофинансовой компании - индивидуальных предпринимателей, не являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), на основании заключенных с ней договоров займа;
3) в третью очередь - требования иных лиц.
Итак, подчеркнем еще раз особенности урегулирования банкротства финансовых организаций:
- отсутствие значимой роли суда в вопросах предупреждения банкротства;
- неактивная роль Банка России в вопросах предупреждения банкротства финансовых организаций по сравнению с предупреждением банкротства кредитных организаций;
- осуществление деятельности временной администрации как специального субъекта правоотношений, независимого как от финансовой организации, так и от Банка России, а также от суда;
- неприменение ряда процедур, используемых в деле о банкротстве иных организаций (финансовое оздоровление и внешнее управление, а также с некоторыми оговорками - наблюдение);
- смешанный характер признаков банкротства финансовых организаций;
- установление особенностей распределения конкурсной массы в отношении некоторых видов финансовых организаций.
Однако, несмотря на то что Закон о банкротстве объединяет процедуры банкротства финансовых организаций, в отношении каждого вида финансовых организаций применяются специальные процедуры. Далее в настоящей работе рассмотрены особенности предупреждения банкротства и дел о банкротстве страховых организаций и НПФ, а также возможные процедуры, которые необходимо будет формулировать в отношении инфраструктурных организаций финансового рынка.
Особенности банкротства страховых организаций связаны с организацией выплат по страховым полисам и наличием в ряде видов страхования (например, ОСАГО) компенсационных фондов, за счет средств которых выплачиваются суммы по полисам страхования в случае банкротства страховщика. Особенности банкротства НПФ связаны с системой гарантирования пенсионных накоплений граждан и, как следствие, активным участием Агентства по страхованию вкладов в процессах банкротства. Указанные организации, а также инфраструктурные организации финансового рынка могут оказывать существенное влияние на рынок. Поэтому в перспективе предполагается усилить роль процедур, направленных на снижение риска банкротства этих организаций.
|