Вторник, 26.11.2024, 14:32
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Урегулирование несостоятельности страховых компаний

Международно-правовые подходы к вопросам урегулирования несостоятельности страховых организаций. В Ключевых атрибутах предусматривается, что к любой финансовой организации, которая может оказаться системно значимой или особо важной, в случае ее неплатежеспособности должен быть применен режим урегулирования несостоятельности, согласующийся с Ключевыми атрибутами. Методология урегулирования несостоятельности в то же время может быть распространена и на иные финансовые институты, формально не относящиеся к системно значимым или особо важным.

Общий принцип урегулирования несостоятельности страховщиков, как и иных финансовых институтов, состоит в том, чтобы процесс урегулирования несостоятельности страховой компании осуществлялся без серьезной дестабилизации системы и без причинения налогоплательщикам убытков, в то же время защищая жизненно важные экономические функции при помощи механизмов, которые позволяют акционерам и кредиторам, не имеющим обеспечения долга, погасить убытки, соблюдая иерархию требований при ликвидации. Специальной целью урегулирования несостоятельности страховщиков является защита держателей полисов, бенефициаров и предъявителей требований. Это, однако, не означает, что категории кредиторов будут полностью защищены при любых обстоятельствах, и не исключает возможность того, что убытки будут возложены на держателей полисов в пределах, в которых они не покрываются соглашениями о защите держателей полисов.

Процедуры урегулирования несостоятельности страховщиков также должны учитывать сложившуюся систему страхования деятельности самих страховщиков. Эта система включает традиционную систему перестрахования и менее распространенную систему компенсационных фондов, созданных в сфере обязательного страхования. Поэтому орган по урегулированию несостоятельности должен согласовывать свои действия с действующими системами защиты держателей страховых полисов.

В отношении страховых компаний Ключевые атрибуты указывают, что органы по урегулированию несостоятельности, обладая универсальными полномочиями по урегулированию несостоятельности, должны иметь полномочия, позволяющие осуществлять перевод портфеля, при котором весь страховой бизнес или его часть переводится другому страховщику без согласия каждого держателя полисов. Кроме того, органы урегулирования несостоятельности должны иметь возможность воспретить страховой фирме, находящейся в процессе урегулирования несостоятельности, заниматься новым бизнесом, одновременно продолжая управлять существующими контрактными обязательствами по полисам в рамках действующего бизнеса (остающегося).

Принципы не исключают также возможность не только передачи страхового портфеля, но и формирования бридж-институтов, нацеленных на сохранение страховой деятельности или ее части, исполнение обязательств по страховым полисам. Вместе с тем меры по урегулированию могут включать возможность реструктуризации обязательств, включая обязательства по страхованию, перестрахованию и другие обязательства, а также возложения убытков на кредиторов и держателей полисов способом, согласующимся с обязательной очередностью кредиторов. Такого рода меры, исходя из Ключевых атрибутов, могут включать:

1) уменьшение или отмену будущих (или возможных) привилегий и гарантий, таких как: страховая сумма, предоставленная страховая рента, гарантированная минимальная страховая сумма, гарантированная ставка страховой ренты, способом, который возлагает убытки в установленном порядке на держателей полисов, при этом обеспечивая непрерывность страхового покрытия и осуществления платежей, по которым наступил срок оплаты;

2) уменьшение стоимости договоров при отказе от договоров в тех случаях, когда договоры страхования предусматривают сумму, возвращаемую лицу, отказавшемуся от страхового полиса, для возложения в установленном порядке убытков на держателей полисов, которые хотят отказаться от своих договоров страхования;

3) аннулирование и реструктуризацию прав, предоставленных держателям полисов, например, в качестве части отсроченного или переменного договора страхования ренты;

4) урегулирование оформленных и условных страховых обязательств <1> посредством оплаты суммы, рассчитанной как отношение предполагаемых настоящих и, по возможности, будущих требований, для обеспечения более быстрого урегулирования несостоятельности с возможно минимальными затратами, когда будущие требования являются неопределенными, а прекращение договора - нецелесообразным или нет времени на проведение полной страховой оценки;

5) уменьшение стоимости или реструктуризация договоров перестрахования, выданных компанией, например, посредством введения ограничений на полис, чтобы обеспечить возложение убытков на перестрахователя, в установленном порядке и в тех случаях, когда это негативно не сказывается на финансовой стабильности.

--------------------------------

<1> Включая обязательства по договорам пассивного перестрахования.

Такого рода реструктуризация может происходить без необходимости направления предварительного уведомления кредиторам и получения их согласия, включая держателей полисов, но с применением защитных механизмов в отношении прежде всего массовых держателей полисов. В связи с этим орган по урегулированию несостоятельности должен иметь возможность нарушать принцип равной очередности (pari passu) кредиторов одного и того же класса и рассматривать держателей полисов различных типов или различные типы держателей полисов (например, держателей полисов, защищенных согласно программе защиты держателей полисов, в сравнении с держателями полисов, не защищенными такой программой) разными способами в процессе урегулирования, в том числе при прекращении договора в связи с истечением срока действия или прекращением деятельности, если необходимо максимизировать стоимость для кредиторов (включая держателей полисов) в целом, с учетом защитного механизма "неухудшение положения кредиторов по сравнению с процедурой ликвидации", или минимизировать потенциальное системное влияние неплатежеспособности компании. Не должно быть различного отношения к держателям полисов, имеющим продукты или полисы одного типа.

Особое внимание уделяется системно значимым страховым компаниям, в отношении которых должна проводиться регулярная оценка возможности урегулирования несостоятельности. В рамках такой оценки необходимо прежде всего оценивать то обстоятельство, обеспечивает ли выбранная стратегия урегулирования несостоятельности непрерывность выполнения критически важных функций и может ли она быть применена без серьезной дестабилизации системы и без нанесения налогоплательщикам убытков.

В частности, оценка применимости стратегии урегулирования несостоятельности может охватывать:

- вероятную доступность цессионария или покупателя для осуществления деятельности страховой компанией, находящейся в процессе урегулирования несостоятельности, учитывая возможность использования переходного института для осуществления деятельности на временной основе;

- время, необходимое для оценки обязательств и активов держателя полиса, используемых для поддержки или финансирования или подлежащих передаче в качестве вознаграждения за принятие обязательств, а также потенциальному цессионарию для проверки финансового состояния;

- объем средств системы защиты держателей полисов или фондов для урегулирования несостоятельности, необходимый для финансирования передачи в случае недостаточности активов для своевременного урегулирования всех страховых обязательств;

- качество информационных систем управления и способность страховой компании представить подробную, точную и своевременную информацию о соответствующих данных и информацию, необходимую для организованного урегулирования несостоятельности;

- сроки, в течение которых могут быть осуществлены продажа, передача, прекращение договора в связи с истечением срока действия или организованное сворачивание различных видов деятельности (например, являются ли виды деятельности в достаточной мере отделимыми друг от друга для их продажи или передачи);

- пределы, в которых структура собственного капитала позволит осуществить реструктуризацию долговых обязательств в процессе урегулирования несостоятельности, и т.д.

В отношении системно значимых страховых компаний должен быть разработан план восстановления функций и финансового оздоровления. План должен учитывать специфические риски и операции компании (в частности, операции с производными инструментами, предоставленные гарантии), взаимоотношения между аффилированными лицами компании, модель управления рисками и т.д. Указанный план должен быть основан на стратегии стресс-тестирования.

В качестве мер по финансовому оздоровлению могут рассматриваться такие меры, как:

- изменение структуры капитала после оплаты чрезвычайных расходов, меры по сохранению капитала (приостановка выплаты дивидендов и различных видов вознаграждения);

- запуск инструментов привлечения условного капитала (субординированные займы и др.);

- возможные продажи дочерних организаций, портфелей договоров страхования или отделение структурных подразделений;

- внесение изменений в программу перестрахования;

- внесение изменений в инвестиционную стратегию и программу хеджирования;

- изменение ассортимента услуг, объемов продаж и структуры продуктов;

- изменение практики принятия на страхование и рассмотрения претензий;

- изменение условий договоров, уровня выплат, вознаграждений и платежей при прекращении договоров, суммы и сроков дискреционных привилегий и действия дискреционных мер поощрения для возобновления договоров (возобновление договоров без нового принятия на страхование или скидки за длительное необращение за страховым возмещением).

Специфика бизнеса страховщиков порождает и особенности планов урегулирования несостоятельности страховых компаний, которые могут включать, в частности, следующие элементы:

- идентификация владельцев полисов, которые защищены системой защиты держателей полисов, и владельцев полисов, которые не имеют права на получение защиты от таких систем;

- страховые допущения, использованные для расчета страховых обязательств, и независимая страховая оценка технических резервов (обязательства держателей полисов);

- анализ качества активов и их рассредоточения;

- подготовка передачи страхового портфеля в максимально возможных объемах, включая определение приемлемости активов, подлежащих передаче какой-либо страховой компании, принимающей обязательства при передаче портфеля;

- источники финансирования;

- обеспечение преемственности или организованной ликвидации портфеля производных инструментов;

- описание передачи перестрахования (при наличии) и влияние на покрытие;

- оперативные и практические меры для обеспечения непрерывности страхования и поступления платежей по полисам страхования и в случае необходимости реструктуризация или аннулирование полисов страхования;

- идентификация основных сторон по договору и их взаимосвязи со страховой компанией, а также влияние, которое неплатежеспособность основной стороны по договору, по всей видимости, окажет на страховую компанию;

- определение стратегии взаимодействия и согласования с системой защиты держателей полисов страхования и с другими органами с участием страховой компании, находящейся в процессе урегулирования несостоятельности;

- участие в инфраструктурах финансовых рынков.

Особенности применения мер по предупреждению банкротства страховой организации и особенности дела о ее банкротстве. В связи с отличием страховой деятельности от иных направлений деятельности субъектов финансового рынка в отношении страховых организаций применяется много оригинальных правил, специально ориентированных на регулирование отношений с участием страховых организаций.

Еще до появления оснований для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации в случае нарушения страховой организацией нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств ею должен быть разработан план оздоровления финансового положения страховой организации, представляемый в Банк России. Требования к этому плану определены указанием Банка России от 30 декабря 2014 г. N 3522-У "О требованиях к плану оздоровления финансового положения страховой организации".

План должен содержать:

- оценку причин нарушения страховой организацией нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств, произведенную на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, отчетности, представляемой в порядке надзора, статистической отчетности и иных данных, за период не менее 24 месяцев, предшествовавших дате выявления нарушения;

- оценку финансового состояния страховой организации;

- сведения о предполагаемых мероприятиях, обеспечивающих восстановление нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

- положение, предусматривающее необходимость ежемесячного в течение пяти рабочих дней по истечении соответствующего месяца информирования Банка России страховой организацией о ходе исполнения плана с приложением: расчета нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств, сведений о выполнении мероприятий по оздоровлению финансового положения страховой организации, предусмотренных планом, с указанием степени их реализации на конец месяца и документов, подтверждающих данную информацию.

Определено также, что общий срок реализации предполагаемых мероприятий плана не должен превышать шесть месяцев.

План считается выполненным, если страховая организация обеспечила исполнение требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к нормативному соотношению собственных средств (капитала) и принятых обязательств, на итоговую дату плана.

Закон о банкротстве (ст. 184.1) прежде всего уточняет, что понимается под отказом в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам, так как это в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 183.2 указанного Закона определяет основания для применения мер по предупреждению банкротства. Под отказом в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам для страховых организаций понимается:

1) неисполнение или ненадлежащее исполнение в срок, установленный федеральным законом или договором страхования, обязанности по осуществлению страховой выплаты или выплаты страховой суммы либо неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности, установленной вступившим в законную силу судебным актом;

2) неисполнение или ненадлежащее исполнение иного требования кредиторов по денежным обязательствам.

Оригинально и более "продолжниковски" (т.е. в пользу должника), чем в отношении иных финансовых организаций, решен Законом вопрос о моменте возникновения обязанности, порождающей основания для применения мер по предупреждению банкротства: это не просто судебный акт и, соответственно, дата его вынесения, а исполнительный лист, выдаваемый на основании вступившего в силу судебного акта, и, соответственно, дата его предъявления.

Эта "продолжниковская" направленность нормы о неоплатности отчасти балансируется нормами, связанными с финансовой устойчивостью страховой организации. Также балансом выступает наличие дополнительных оснований для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации. В частности, такими основаниями являются:

1) неоднократное нарушение в течение 12 месяцев с даты выявления первого нарушения нормативного соотношения собственных средств страховой организации и принятых обязательств, установленного Банком России. Это соотношение установлено Указанием Банка России от 28 июля 2015 г. N 3743-У "О порядке расчета страховой организацией нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств";

2) неоднократное нарушение в течение 12 месяцев с даты выявления первого нарушения установленных Банком России требований к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия страховых резервов и собственных средств страховой организации. Данные требования установлены Указанием Банка России от 16 ноября 2014 г. N 3445-У "О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов";

3) отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности. Лицензия у страховщика отзывается в соответствии с нормой ст. 32.8 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в случаях:

- неустранения субъектом страхового дела в установленный срок нарушений страхового законодательства, явившихся основанием для ограничения или приостановления действия лицензии;

- неоднократного в течение года непредставления или нарушения более чем на 15 рабочих дней сроков представления отчетности, предусмотренных указанным Законом, другими федеральными законами, нормативными актами Банка России;

- если субъект страхового дела в течение 12 месяцев со дня получения лицензии не приступил к осуществлению предусмотренной лицензией деятельности или не осуществляет ее в течение финансового года;

- если страховая организация в течение трех месяцев со дня ограничения действия лицензии в связи с исключением из профессионального объединения страховщиков не восстановила свое членство в этом объединении страховщиков;

4) приостановление действия лицензии на осуществление страховой деятельности;

5) ограничение действия лицензии на осуществление страховой деятельности по обязательным видам страхования.

Вместе с тем, в отличие от кредитных организаций и НПФ, отзыв у страховщика лицензии не влечет с безусловностью ликвидацию организации.

В соответствии со ст. 32.6 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" действие лицензии ограничивается или приостанавливается в случае неисполнения страховой организацией предписания (требования Банка России) надлежащим образом или в установленный срок. Ограничение также может быть введено в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания, а также в случае исключения страховой организации из профессионального объединения страховщиков, созданного в соответствии с федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования.

Отличие между такими мерами, как ограничение и приостановление действия лицензии, также установлено указанным Законом и касается прав, которыми после применения соответствующей меры не вправе пользоваться субъект страхового дела. Так, ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также внесение в соответствующие договоры изменений, влекущих за собой увеличение обязательств страховщика. Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение в соответствующие договоры изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела.

Таким образом, ограничения прав субъекта страхового дела, в частности страховщика, касаются отдельных видов страхования, которыми он занимается, приостановление означает невозможность использования права осуществлять страховую деятельность по всем видам страхования.

Законом о банкротстве (в системной связи с положениями Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации") установлены особенности назначения временной администрации. Так, временная администрация страховой организации назначается прежде всего в случае приостановления действия или ограничения действия лицензии на осуществление страховой деятельности по обязательным видам страхования по основаниям, предусмотренным ст. 183.2 Закона о банкротстве. Однако в ст. 183.2 Закона о банкротстве каких-либо оснований для приостановления или ограничения действия лицензии не предусмотрено. При формальном прочтении текста нормы получается так, что временная администрация не может быть назначена по одному из оснований, предусмотренных п. 1 ст. 184.1 Закона о банкротстве. Возможно, законодатель имел в виду основания для применения мер по предупреждению банкротства, но... получилось, как получилось.

Однако это фактическое ограничение надзорных полномочий Банка России уравновешивается иной нормой, предоставляющей ему неопределенно широкие полномочия по определению оснований для назначения временной администрации: она может быть назначена в иных (по сравнению с ранее рассмотренными) установленных Банком России (а до 1 сентября 2013 г. - Минфином России) случаях.

Эти случаи закреплены Приказом Минфина России от 8 февраля 2011 г. N 13н "Об утверждении Порядка принятия органом страхового надзора решения о назначении временной администрации страховой организации, о приостановлении полномочий органов управления страховой организации, а также об освобождении руководителя временной администрации от исполнения возложенных на него обязанностей, взаимодействия временной администрации, органа страхового надзора и представителей органа страхового надзора при осуществлении своих полномочий, формы контроля за временной администрацией, осуществляемого органом страхового надзора и его представителями". В соответствии с данным Приказом временная администрация назначается в страховую организацию:

1) при выявлении Банком России таких оснований для применения мер по предупреждению банкротства, как:

- установление факта неоднократного отказа в течение месяца в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам. Естественно, в духе регулирования отношений, связанных с банкротством страховых организаций, это обязательство должно быть подтверждено вступившим в законную силу судебным актом, а сама обязанность удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам, состав и размер которых установлены вступившим в законную силу судебным актом, возникает с даты предъявления к исполнению исполнительного листа, выданного на основании вступившего в законную силу судебного акта;

- неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок свыше 10 рабочих дней со дня наступления даты ее исполнения;

- неисполнение или ненадлежащее исполнение иного требования кредиторов по денежным обязательствам;

2) в ходе и по результатам:

- анализа плана восстановления платежеспособности страховой организации, рассмотрения итогового отчета по результатам реализации плана восстановления платежеспособности страховой организации в случае установления фактов его неисполнения или ненадлежащего исполнения;

- выездной проверки деятельности страховой организации, проведенной в порядке, установленном Законом о банкротстве, оформленной актом о результатах проверки деятельности страховой организации, а также при выявлении оснований для обязательного назначения временной администрации страховой организации до завершения проверки деятельности страховой организации Банком России;

3) в случае отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности или приостановления действия лицензии на осуществление страховой деятельности по следующим основаниям (основание вытекает из нормы п. 6 ст. 184.1 Закона о банкротстве):

- осуществление страховой организацией деятельности, запрещенной законодательством Российской Федерации, либо с нарушением условий выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности;

- несоблюдение страховой организацией законодательства Российской Федерации, регулирующего страховую деятельность, в части формирования и размещения средств страховых резервов, размещения собственных средств, средств фондов, гарантирующих осуществление страховых выплат;

- несоблюдение страховой организацией требований к обеспечению нормативного соотношения собственных средств страховой организации и принятых обязательств, иных требований к обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации;

- недостаточность денежных средств страховой организации для своевременного исполнения денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей;

4) в случае приостановления или ограничения действия лицензии на осуществление страховой деятельности по обязательным видам страхования в связи с несоблюдением установленных требований финансовой устойчивости и платежеспособности страховой организации.

Названный Приказ Минфина России фактически консолидировал все разрозненные нормы, определяющие основания для назначения временной администрации, предусмотренные как Законом о банкротстве, так и Законом "Об организации страхового дела в Российской Федерации".

Так, Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" указывает, что временная администрация назначается в обязательном порядке одновременно с приостановлением действия лицензии (за исключением случаев, если временная администрация назначена ранее или на дату принятия решения о приостановлении действия лицензии в отношении страховой организации введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве). Правда, фраза о том, что это назначение происходит "по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", делает регулирование несколько комичным: временная администрация назначается в случае: 1) приостановления действия лицензии и 2) одновременно при наличии оснований для назначения, предусмотренных Законом о банкротстве, 3) в качестве которого выступает в том числе приостановление действия лицензии, 4) но лишь по основаниям, которые Законом о банкротстве вообще-то не сформулированы. Хорошо, что законодатель, вконец запутавшись, предоставил возможность разрешить этот вопрос регулятору.

Надо сказать, что в вышеназванном Приказе содержится норма, которая позволяет не назначать временную администрацию даже при наличии обязательных для назначения оснований. Так, временная администрация в случае отзыва лицензии не назначается:

1) если страховая организация направила в орган страхового надзора письменное заявление об отказе от осуществления страховой деятельности и представила документы, подтверждающие:

- исполнение обязательств, возникших из договоров страхования, договоров перестрахования, и осуществление страховых выплат по наступившим страховым случаям;

- осуществление передачи обязательств, принятых по договорам страхования (страховой портфель), и (или) досрочное прекращение договоров страхования, договоров перестрахования;

2) если временная администрация назначена ранее или на дату принятия решения об отзыве лицензии в отношении страховой организации введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Закон о банкротстве связывает (в отличие от вышеназванного Приказа Минфина России от 8 февраля 2011 г. N 13н) назначение временной администрации с процедурой проверки страховой организации: в соответствии с п. 8 ст. 184.1 Закона о банкротстве решение контрольного органа о назначении временной администрации страховой организации принимается на основании результатов проверки деятельности страховой организации, проведенной контрольным органом не более чем за шесть месяцев до даты принятия решения о назначении временной администрации страховой организации, за исключением случаев, если назначение временной администрации страховой организации является обязательным в случаях, предусмотренных п. 1 указанной статьи и ст. 183.5 данного Закона.

Правда, при этом оговаривается, что решение контрольного органа о назначении временной администрации страховой организации может быть принято до завершения проверки деятельности страховой организации, если в ходе этой проверки выявлены основания для обязательного назначения временной администрации страховой организации.

Существенным отличием от иных видов финансовых организаций (кроме кредитных и НПФ) в процедуре назначения временной администрации в страховую организацию является то обстоятельство, что в ее состав могут включаться служащие Банка России, а также по согласованию с Агентством по страхованию вкладов - его работники. Кандидатуры служащих контрольного органа и (или) работников Агентства по страхованию вкладов включаются в состав временной администрации приказом Банка России при утверждении состава временной администрации.

Существенным отличием мер по предупреждению банкротства страховых организаций, которые занимаются видами страхования, связанными с деятельностью профессионального объединения страховщиков или иной организации, на которые в соответствии с федеральным законом возложена обязанность осуществления компенсационных выплат по данному виду страхования, является активная роль профессиональных объединений страховщиков. Так, при возникновении основания для применения мер по предупреждению банкротства руководитель страховой организации также обязан направить уведомление в такое профессиональное объединение в течение семи рабочих дней с даты возникновения указанных оснований.

При применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации, профессиональные объединения имеют права и несут обязанности, предусмотренные для саморегулируемых финансовых организаций.

Кроме того, в случае приостановления полномочий исполнительных органов страховой организации на осуществление страховой деятельности временная администрация страховой организации изымает бланки строгой отчетности по всем видам деятельности у страховой организации, страховых агентов страховой организации и иных лиц, которым были переданы указанные бланки, и передает их на хранение в профессиональное объединение или иную организацию, имеющую возможность обеспечения их сохранности. Это делается для того, чтобы не допустить мошенничества с бланками страховых полисов. Профессиональное объединение, которое выплачивает средства из компенсационного фонда, прежде всего заинтересовано в том, чтобы не допустить выдачи страховых полисов от имени тех организаций, финансовое состояние которых к этому не располагает.

Профессиональные объединения страховщиков также обладают правом на обращение в суд с заявлением о банкротстве страховой организации.

Закон о банкротстве с учетом специфики страхования устанавливает ряд существенных оригинальных процедур, которые касаются только страховых организаций.

Во-первых, несколько по-иному определяется круг лиц, которые могут заявлять требования в случае признания страховой организации банкротом и открытия конкурсного производства.

Так, требования страхователя, застрахованного лица или выгодоприобретателя по договорам страхования включаются в реестр требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренном ст. 184.10 Закона о банкротстве, независимо от даты возникновения обязательства. Это положение Закона о включении требования страхователя и других указанных лиц независимо от даты возникновения обязательства важно для обеспечения прав указанных лиц в связи с тем, что ни отзыв лицензии, ни банкротство формально не прекращают действие страховых полисов, и страховой случай, являющийся основанием для формирования страхового обязательства, может произойти много позже объявления страховой организации банкротом.

Во-вторых, специфика страховой деятельности учитывается в вопросе распределения конкурсной массы. Так, в составе требований кредиторов первой очереди удовлетворяются требования застрахованных лиц, в отношении которых наступила обязанность страховой организации по выплате страхового возмещения по договорам страхования жизни, предусматривающим дожитие застрахованных лиц до определенного возраста или срока.

Требования кредиторов третьей очереди подлежат удовлетворению в следующем порядке:

1) в первую очередь - требования страхователей, застрахованных лиц или выгодоприобретателей по договорам обязательного страхования, а также требования, связанные с возмещением сумм компенсационных выплат;

2) во вторую очередь - требования застрахованных лиц или выгодоприобретателей, страхователей по договорам страхования жизни и иным видам личного страхования;

3) в третью очередь - требования выгодоприобретателей и страхователей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни или здоровью, о выплате компенсации сверх возмещения вреда;

4) в четвертую очередь - требования страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и по договорам страхования имущества;

5) в пятую очередь - требования иных кредиторов, в том числе требования, связанные с возмещением расходов в связи с осуществлением компенсационных выплат по договорам обязательного страхования.

В-третьих, конкурсным кредитором признается профессиональное объединение, требования которого могут состоять из нескольких элементов:

1) в пределах сумм вступительных взносов, членских взносов, целевых взносов и иных платежей, уплачиваемых профессиональному объединению его членами в соответствии с правилами профессионального объединения;

2) произведенных компенсационных выплат и иных расходов, связанных с компенсационными выплатами, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность.

Закон о банкротстве содержит указание на несколько механизмов, целью применения которых является обеспечение непрерывности страховой деятельности. Это:

1) продажа страхового портфеля (применяется в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве);

2) передача страхового портфеля (применяется в ходе осуществления мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве);

3) продажа имущественного комплекса страховой организации (применяется в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве).

Продажа страхового портфеля страховой организации может осуществляться по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования иной страховой организации по согласованию с Банком России. Порядок осуществления продажи страхового портфеля страховой организации утвержден Приказом Минфина России от 2 февраля 2011 г. N 9н "О продаже страхового портфеля страховой организации по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования иной страховой организации по согласованию с органом страхового надзора".

В соответствии с указанным Приказом продажа страхового портфеля может быть осуществлена страховой организацией, в отношении которой принимаются меры по предупреждению банкротства, или временной администрацией в случае приостановления полномочий органов управления страховой организации. Таким образом, этот Приказ не распространяется на случаи продажи страхового портфеля в рамках дела о банкротстве.

Продажа страхового портфеля страховой организации осуществляется по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования с учетом передаваемых на исполнение договоров страхования иной страховой организации, имеющей лицензию органа страхового надзора на осуществление соответствующего вида страхования и обладающей активами, достаточными для исполнения вновь принимаемых обязательств по договорам страхования.

В подлежащий продаже страховой портфель включаются:

- обязательства по действующим на момент продажи договорам страхования по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования, по которым не предъявлены требования об осуществлении страховых выплат, включая страховые резервы по таким договорам страхования;

- активы, обеспечивающие исполнение обязательств по указанным договорам страхования.

Продажа страхового портфеля осуществляется по согласованию с органом страхового надзора (Банком России).

Передача страхового портфеля осуществляется по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования, в том числе по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат вследствие применения к страховщику процедуры, применяемой в деле о банкротстве, или отзыва у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности. Страховой портфель может быть передан страховой организацией (в случае приостановления полномочий органов управления страховой организации - временной администрацией страховой организации) или конкурсным управляющим другой страховой организации либо страховым организациям по согласованию с контрольным органом (Банком России).

Отметим, что правила передачи страхового портфеля установлены не только Законом о банкротстве, но и ст. 26.1 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Так, указанной статьей определено, что основаниями для передачи страховщиком страхового портфеля являются:

1) отзыв у страховщика лицензии на осуществление страховой деятельности по инициативе органа страхового надзора;

2) нарушение страховщиком установленных требований финансовой устойчивости и платежеспособности, приведшее к ухудшению его финансового состояния, если передача страхового портфеля предусмотрена планом восстановления платежеспособности страховщика;

3) принятие страховщиком решения о реорганизации или ликвидации;

4) принятие страховщиком решения о добровольном отказе от осуществления страховой деятельности или отдельных видов страхования;

5) исключение страховщика из объединения страховщиков в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования;

6) иные предусмотренные федеральными законами основания.

В страховой портфель страховой организации при его передаче включаются:

1) обязательства по договорам страхования (по отдельному виду страхования или нескольким видам страхования), не исполненные на дату принятия решения о передаче страхового портфеля страховой организации (страховые резервы) в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность;

2) активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, сформированных страховщиком в соответствии со ст. 26 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Страховые резервы формируются в зависимости от актуальной оценки страховых обязательств и могут быть инвестированы в активы, определяемые Банком России (указание Банка России от 16 ноября 2014 г. N 3444-У "О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов Банком России"). Общий принцип формирования страховых резервов гласит, что средств страховых резервов должно быть достаточно для исполнения обязательств страховщиков по осуществлению предстоящих страховых выплат по договорам страхования, сострахования, по перестрахованию, взаимному страхованию и исполнению иных действий по обслуживанию указанных обязательств. Однако по разным причинам - от неправильной актуарной оценки до изменения цены активов - средства страховых резервов могут не соответствовать размеру страховых обязательств.

Поэтому Закон о банкротстве определяет, что в случае недостаточности или отсутствия активов страховой организации для исполнения страховой организацией, которая может принять страховой портфель, обязательств по договорам страхования, относящимся к видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, недостающая часть активов может быть компенсирована профессиональным объединением из средств, предназначенных для финансирования компенсационных выплат.

Порядок передачи страхового портфеля, включая порядок исполнения обязательств по договорам страхования, выявленным после передачи страхового портфеля страховой организации и не переданным в его составе, а также порядок исполнения обязательств управляющей страховой организацией установлены Положением Банка России 23 июля 2015 г. N 480-п "О порядке передачи страхового портфеля, согласования передачи страхового портфеля с Банком России, требованиях к содержанию договора о передаче страхового портфеля и акта приема-передачи".

В рамках продажи имущественного комплекса страховой организации продаже подлежат все виды имущества страховой организации, в том числе страховой портфель должника - страховой организации (в части договоров страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания страховой организации банкротом, а также активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, сформированных страховщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим страховую деятельность). Продажа имущественного комплекса производится по правилам ст. 139 Закона о банкротстве.

Вместе с тем, как показывает практика, меры по предупреждению банкротства страховых организаций не работают. Реальных случаев передачи страховых портфелей нет, так как потенциальному покупателю не интересны средства страховых резервов. Концепция Закона, связывающего многие процедуры с наличием доказанных в суде обязательств, да еще и в отношении которых уже выдан исполнительный лист, а также недостаточно четко определяющего роль Банка России, весьма сильно затрудняет эффективное урегулирование несостоятельности. Есть проблемы с организацией исполнения страховых обязательств. Так, в результате банкротств страховых организаций, произошедших за последнее время (в том числе и таких крупных, как "РОСТРА", "Россия", "Восхождение"), требования абсолютного большинства конкурсных кредиторов, в том числе страхователей и выгодоприобретателей по добровольным видам страхования, остались неудовлетворенными.

В связи с этим процедура конкурсного производства в страховой организации требует реформирования. Одним из первых шагов могло бы стать привлечение Агентства по страхованию вкладов к участию в деле о банкротстве страховой организации в качестве конкурсного управляющего, что позволит более оперативно применять к должнику эффективные меры, направленные на предотвращение случаев неудовлетворения требований конкурсных кредиторов, в том числе страхователей, выгодоприобретателей и застрахованных лиц. На начало 2016 г. в процессе ликвидации находятся уже свыше 220 несостоятельных кредитных организаций, примерно такое же количество кредитных организаций уже ликвидировано. Кроме того, с 2014 г. Агентство осуществляет полномочия конкурсного управляющего и ликвидатора в отношении НПФ, которых насчитывается уже более десятка. Отметим, что привлечение Агентства к участию в процедуре банкротства в качестве конкурсного управляющего привлекательно хотя бы с той точки зрения, что Агентство не получает вознаграждения за осуществление своих функций как конкурсный управляющий и у него не возникает конфликта интересов.

Второе существенное изменение связано с "переформатированием" временной администрации страховой организации. Задача повышения эффективности ее деятельности связана в первую очередь с оперативностью ее назначения. Данную задачу возможно решить, если руководитель и основной состав временной администрации будут формироваться из числа служащих Банка России и Агентства. Временной администрации должно быть предоставлено право оспаривать сделки должника не только по общегражданским, но и по "банкротным" основаниям, а также устанавливать требования кредиторов. Оспаривание сделок "по горячим следам" значительно повышает шансы вернуть выведенное имущество в конкурсную массу. Кроме того, инициирование судебных процессов, направленных на возврат неправомерно выведенных активов, на более ранней стадии позволяет экономить время на формирование конкурсной массы и быстрее начинать расчеты с кредиторами.

Представляется, что требуют определенных изменений и процедуры предупреждения банкротства. Их целесообразно начинать на более ранней стадии и применять механизмы, позволяющие не только отстранять менеджмент, но и - через уменьшение уставного капитала, когда к тому есть необходимые предпосылки, - снижать роль прежних владельцев в управлении страховой организацией. Процедуры предупреждения банкротства наиболее значимых страховых компаний могли бы осуществляться под управлением Агентства по страхованию вкладов. Отметим, что сегодня у Агентства есть опыт передачи активов и обязательств в рамках процедур предупреждения банкротства кредитных организаций. Этот опыт может быть использован и при реализации мер, направленных на сохранение страховой деятельности: в рамках продажи/передачи страхового портфеля, в рамках продажи страховой организации как имущественного комплекса. При этом данные мероприятия лучше осуществлять до начала конкурсного производства, синхронизировав с процедурой отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (28.03.2017)
Просмотров: 332 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%