Закон о банкротстве устанавливает приоритет специальных норм, регулирующих процедуры, предусмотренные в рамках данного Закона и применяемые по отношению к НПФ, над нормами, которые применяются по отношению к другим финансовым организациям. Это касается как мер по предупреждению банкротства, так и процедур в рамках дела о банкротстве.
Так же, как и в случаях банкротства страховых компаний, определенный "реверанс" сделан экономическим основаниям для начала процесса применения мер по предупреждению банкротства НПФ: в качестве дополнительных оснований для применения мер по предупреждению банкротства НПФ признаны:
1) снижение по итогам квартала нормативного размера пенсионных резервов для пенсионных схем с установленными выплатами ниже размера, предусмотренного контрольным органом.
Пенсионные резервы включают резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:
- пенсионных взносов;
- дохода фонда от размещения пенсионных резервов;
- целевых поступлений;
- иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда для покрытия отрицательного результата от размещения пенсионных резервов.
Нормативный размер пенсионного резерва определен Приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России от 7 февраля 2000 г. N 7 "Об утверждении нормативных размеров пенсионных и страхового резервов". В соответствии с данным актом нормативный размер резервов покрытия пенсионных обязательств должен быть равен оплаченной стоимости этих обязательств, определяемой как современная стоимость обязательств по действующим договорам о негосударственном пенсионном обеспечении, уменьшенная на современную стоимость будущих пенсионных взносов, поступление которых предусмотрено этими договорами.
Страховой резерв фонда создается в соответствии со ст. 20 Закона "О негосударственных пенсионных фондах" для обеспечения устойчивости исполнения обязательств фонда перед участниками (т.е. физическими лицами, которым в соответствии с заключенным между вкладчиками и фондом пенсионными договорами должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии), а также Положением о страховом резерве негосударственного пенсионного фонда, утвержденным Приказом ФСФР России от 18 марта 2008 г. N 08-11/пз-н.
Страховой резерв в соответствии с указанным Положением может быть сформирован за счет следующих источников:
- части дохода от размещения средств пенсионных резервов;
- целевых поступлений на формирование страхового резерва;
- части пенсионных взносов.
Размер страхового резерва, как установлено Положением, должен составлять 5 или более процентов меньшей из следующих величин:
- размера резервов покрытия пенсионных обязательств по состоянию на начало отчетного года;
- размера резервов покрытия пенсионных обязательств по состоянию на конец отчетного года.
Размер страхового резерва устанавливается фондом в соответствии с рекомендациями актуария, изложенными в актуарном заключении по итогам ежегодного актуарного оценивания;
2) установление увеличения актуарного дефицита (т.е. превышение актуарной стоимости обязательств над актуарной стоимостью активов фонда) по результатам ежегодного актуарного оценивания деятельности НПФ по сравнению с предшествующим годом. Порядок проведения актуарной оценки регулируется Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. N 95 "О порядке проведения актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению".
Самые значительные особенности определены для процедур установления требований кредиторов в деле о банкротстве НПФ и организации процесса распределения конкурсной массы. До принятия Закона от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ особенности установления требований кредиторов в деле о банкротстве НПФ не различались в зависимости от вида деятельности НПФ, однако сегодня регулирование данных отношений различается в зависимости от вида деятельности НПФ. В соответствии со ст. 186.4 Закона о банкротстве обязательства по негосударственному пенсионному обеспечению предусматривают:
1) выплату выкупных сумм (т.е. денежных средств, выплачиваемых фондом вкладчику, участнику или их правопреемникам при прекращении пенсионного договора) или их перевод в другие фонды;
2) передачу обязанности по выплате пожизненно назначенных участникам НПФ негосударственных пенсий (пожизненные негосударственные пенсии) и средств пенсионных резервов другому НПФ по согласованию с контрольным органом для исполнения указанной обязанности.
Очевидно, что признание НПФ банкротом влияет прежде всего на исполнимость договоров негосударственного пенсионного обеспечения, которые прекращаются с даты принятия соответствующего судебного акта.
Закон также императивно регулирует порядок действий конкурсного управляющего и прежде всего его обязанности по отношению к вкладчикам и участникам фонда, признанного банкротом.
Так, конкурсный управляющий обязан:
1) уведомить в письменной форме вкладчиков и участников такого фонда о принятии арбитражным судом решения о признании НПФ банкротом и об открытии конкурсного производства не позднее 30 дней с даты принятия арбитражным судом указанного решения;
2) определить обязательства по пенсионным договорам (в том числе обязательства по выплате назначенных негосударственных пенсий) по сведениям, имеющимся в НПФ;
3) определить состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных резервов, а также сумму кредиторской задолженности. В целях определения суммы обязательств по пожизненным негосударственным пенсиям конкурсный управляющий привлекает актуария;
4) определить рыночную стоимость обращающихся на организованных торгах активов, составляющих пенсионные резервы, привлечь оценщика для определения рыночной стоимости иных активов, составляющих пенсионные резервы, а также иных активов, составляющих собственное имущество указанного фонда.
Ключевым для исполнения обязательств фонда перед его участниками является определение судьбы пенсионных резервов. Общий принцип - средства пенсионных резервов не включаются в конкурсную массу и используются только на определенные законом цели, а именно:
1) выплату или перевод в другие фонды выкупных сумм либо передачу их в счет уплаты страховых премий по договорам страхования пенсий, заключенным со страховыми организациями;
2) передачу обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов другому НПФ.
Таким образом обеспечивается защита прав и законных интересов участников фонда, прежде всего тех, которым назначена негосударственная пожизненная пенсия.
Вопрос о выплате выкупных сумм решается в зависимости от того, назначена или нет участнику фонда пожизненная негосударственная пенсия.
Выкупные суммы подлежат выплате вкладчикам, участникам НПФ в соответствии с пенсионным договором. Выкупные суммы могут быть переданы в качестве пенсионных взносов в другие НПФ, которые указаны вкладчиками, участниками НПФ и с которыми ими заключены договоры негосударственного пенсионного обеспечения. Выкупные суммы могут быть переданы в счет уплаты страховых премий по договорам пенсионного страхования вкладчиков, участников НПФ, заключенным со страховыми организациями, по выбору вкладчика, участника этого фонда.
По наступившим обязательствам НПФ по выплате пожизненной негосударственной пенсии выкупные суммы не выплачиваются. Указанные обязательства подлежат актуарному оцениванию в целом по всем договорам пенсионного страхования участников фонда, в отношении которых наступила обязанность такого фонда по выплате пожизненной негосударственной пенсии. На сумму указанных обязательств формируется фонд из активов, составляющих пенсионные резервы НПФ, и в случае определения по итогам актуарного оценивания актуарного дефицита он покрывается за счет средств объединенных гарантийных фондов, участником которых является НПФ, выплаты по договорам страхования, обеспечивающим дополнительные гарантии исполнения обязательств такого фонда перед вкладчиками, участниками НПФ, и (или) выплаты из обществ взаимного страхования, участником которых является такой фонд.
Если средств пенсионных резервов и иного предусмотренного законом имущества недостаточно для исполнения указанных обязанностей перед кредиторами НПФ, оставшиеся неудовлетворенными требования данных кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, установленном ст. 186.8 Закона о банкротстве.
Закон определяет порядок удовлетворения обязательств за счет средств пенсионных резервов.
В первую очередь подлежат удовлетворению требования участников НПФ, в отношении которых наступила обязанность фонда по выплате пожизненной негосударственной пенсии путем определения обязательств такого фонда по выплате пожизненных негосударственных пенсий и выделения из состава пенсионных резервов активов для формирования выплатного фонда, достаточного для выполнения указанных обязательств.
Во вторую очередь подлежат удовлетворению требования по выплате выкупной суммы участников НПФ, в отношении которых наступила обязанность такого фонда по выплате негосударственной пенсии на определенный пенсионным договором срок.
В третью очередь удовлетворяются требования вкладчиков и участников НПФ - физических лиц.
В четвертую очередь удовлетворяются требования вкладчиков НПФ - юридических лиц.
При этом, если сумма средств пенсионных резервов превысит размер требований указанных кредиторов, оставшиеся средства пенсионных резервов подлежат включению в конкурсную массу.
Требования иных кредиторов фонда удовлетворяются за счет средств, полученных от реализации имущества фонда, в следующем порядке.
В составе требований кредиторов первой очереди подлежат удовлетворению:
1) требования участников НПФ, в отношении которых наступила обязанность указанного фонда по выплате пожизненной негосударственной пенсии и которые не удовлетворены за счет средств пенсионных резервов;
2) требования по выплате выкупной суммы участников НПФ, в отношении которых наступила обязанность указанного фонда по выплате негосударственной пенсии на определенный пенсионным договором срок и которые не удовлетворены за счет средств пенсионных резервов.
Остальные требования подлежат удовлетворению в следующем порядке:
1) в первую очередь - не удовлетворенные за счет средств пенсионных резервов требования по выплате выкупной суммы вкладчиков, участников НПФ - физических лиц;
2) во вторую очередь - не удовлетворенные за счет средств пенсионных резервов требования по выплате выкупной суммы вкладчиков НПФ - юридических лиц;
3) в третью очередь - требования иных кредиторов.
В законодательстве присутствует механизм, который позволяет передавать обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов другому НПФ. Эта передача осуществляется по согласованию с Банком России. Такая передача допускается как при применении мер по предупреждению банкротства фонда, так и в деле о банкротстве. Однако установлено ограничение, нацеленное на обеспечение прозрачности схемы передачи: обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средства пенсионных резервов в отношении всех участников НПФ, которым назначена негосударственная пенсия, должны быть переданы одному НПФ.
В ходе этой передачи не применяются правила:
- о получении согласия кредиторов НПФ на переход их прав требования на иное лицо;
- о предварительном уведомлении кредиторов о передаче указанной обязанности другому НПФ.
Законом решен вопрос о том, что делать, если при передаче не хватает средств пенсионных резервов, а также иного имущества фонда для формирования выплатного фонда, обеспечивающего исполнение обязанности НПФ по выплате пожизненных негосударственных пенсий в объеме, установленном договорами. В этом случае обязательства НПФ, которому переданы обязательства по данным договорам, пропорционально уменьшаются.
|