При создании системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, применяемой в соответствии с Законом о гарантировании прав застрахованных лиц на протяжении 2013 - 2015 гг., выделилось еще две группы НПФ, в отношении которых используются различные подходы по урегулированию их несостоятельности:
1) НПФ, не вошедшие в систему гарантирования;
2) НПФ - участники системы гарантирования.
В соответствии с Законом о гарантировании прав застрахованных лиц все НПФ, которые осуществляют деятельность по обязательному пенсионному страхованию, должны были стать участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц до 1 января 2016 г. В случае если на 1 января 2016 г. НПФ, имеющий лицензию на день вступления в силу названного Закона, не внесен Агентством в реестр фондов-участников и на рассмотрении Банка России не находится его ходатайство, Банк России своим предписанием ввел запрет на осуществление операций НПФ по обязательному пенсионному страхованию в порядке, установленном нормативными актами Банка России (далее - запрет) (ст. 21 указанного Закона).
С даты введения запрета НПФ не имеет права:
1) заключать новые договоры об обязательном пенсионном страховании;
2) осуществлять передачу средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющим компаниям;
3) осуществлять списание денежных средств со счета, предназначенного для осуществления операций с пенсионными накоплениями, за исключением передачи средств пенсионных накоплений в ПФР.
Очевидно, что введение запрета означает, что в деятельности фонда выявлены серьезные проблемы и необходимо пресечь возможность распространить эти проблемы на широкий круг лиц. Владельцы фонда могут в этих условиях попытаться осуществить вывод активов. Поэтому п. 10 ст. 23 Закона о гарантировании прав застрахованных лиц определено, что в период до 1 января 2017 г. независимо от оснований, установленных Законом "О негосударственных пенсионных фондах" и Законом о банкротстве, Комитет финансового надзора Банка России вправе назначить временную администрацию в НПФ.
Основным отличием регулирования процедур ликвидации (банкротства) НПФ, не вошедших в систему гарантирования, является обстоятельство, предусмотренное ст. 23 Закона о гарантировании прав застрахованных лиц и состоящее в том, что в случае недостаточности средств пенсионных накоплений застрахованных лиц данная недостаточность восполняется ПФР. Институт восполнения пенсионных накоплений, с одной стороны, нацелен на обеспечение прав застрахованных лиц, а с другой - дает возможность регулятору смелее принимать решения о недопуске в систему гарантирования прав застрахованных лиц тех фондов, которые не соответствуют стандартам участия в этой системе, а также об аннулировании у этих фондов лицензии.
Условия данного восполнения несколько различаются в зависимости от даты аннулирования лицензии у соответствующего НПФ. Если у НПФ лицензия аннулирована до 1 января 2014 г., то недостаток средств пенсионных накоплений лиц, осуществивших переход в ПФР из НПФ в связи с аннулированием его лицензии, восполняется непосредственно ПФР. Если лицензия у НПФ аннулируется после 1 января 2014 г. и в случае принятия арбитражным судом по заявлению Банка России решения о принудительной ликвидации НПФ, который не является фондом - участником системы гарантирования прав застрахованных лиц, Банк России в установленные им порядке и сроки перечисляет в ПФР денежные средства в сумме, определяемой в соответствии с Законом о гарантировании прав застрахованных лиц и Законом от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ, а также сумму средств выплатного резерва и средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата, сформированных на дату аннулирования лицензии, в целях исполнения ПФР переданных обязательств НПФ, лицензия которого аннулирована, по договорам об обязательном пенсионном страховании. Указанный порядок и сроки установлены указанием Банка России от 18 августа 2014 г. N 3364-У "О порядке и сроках возмещения Банком России Пенсионному фонду Российской Федерации недостаточности средств пенсионных накоплений". При этом Банк России, восполняя ПФР недостаточность средств, становится кредитором первой очереди (ст. 187.11-1 Закона о банкротстве).
Функцией временной администрации фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию и не являющегося фондом - участником системы гарантирования прав застрахованных лиц, является определение обязательств фонда по договорам об обязательном пенсионном страховании на дату аннулирования у него лицензии. В течение 30 дней со дня аннулирования лицензии фонда временная администрация направляет данную информацию в ПФР.
Пенсионный фонд РФ не позднее 30 дней со дня получения от временной администрации информации об обязательствах по договорам об обязательном пенсионном страховании представляет в Банк России данные о сумме средств пенсионных накоплений, поступивших в фонд при вступлении в силу договора об обязательном пенсионном страховании с фондом, и средств пенсионных накоплений, поступивших в фонд со дня вступления в силу договора об обязательном пенсионном страховании с фондом, а также о положительном результате инвестирования указанных средств в отношении каждого застрахованного лица.
Ликвидация фонда, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, проводится в основном в форме принудительной ликвидации, особенности которой установлены Законом.
Так, ликвидатором такого фонда назначается Агентство по страхованию вкладов, что роднит процедуру принудительной ликвидации фондов такого рода с аналогичной процедурой, применяемой в отношении кредитных организаций. На Агентство возлагаются функции по осуществлению ликвидационных процедур в отношении НПФ, являющихся участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации (далее - фонд-участник), а также в отношении НПФ, осуществляющих или осуществлявших деятельность по обязательному пенсионному страхованию и не внесенных Агентством в реестр фондов-участников. Как уже отмечалось, на декабрь 2015 г. Агентство проводило процедуры ликвидации в отношении 19 фондов, в основной массе которых оно выступало в качестве ликвидатора, и только в семи - в качестве конкурсного управляющего, по делам о банкротстве, возбужденным до принятия Закона от 29 июня 2015 г. N 167-ФЗ.
Процедура принудительной ликвидации НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, определена нормами ст. 33.2 Закона "О негосударственных пенсионных фондах". В процессе ликвидации (которая может длиться более трех лет) Агентство как ликвидатор фонда обязано принимать меры, направленные на обеспечение сохранности средств пенсионных накоплений, денежных средств, полученных от реализации имущества фонда, денежных средств, полученных от реализации имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, имущества фонда.
Установлено правило, в соответствии с которым для увеличения доходности ликвидатор фонда вправе передать средства пенсионных накоплений в доверительное управление в целях реализации имущества, составляющего средства пенсионных накоплений.
Важным моментом является ограничение расходов, связанных с доверительным управлением средствами пенсионных накоплений, а также с реализацией имущества, составляющего средства пенсионных накоплений. Этот размер определяется решением совета директоров Агентства и не может превышать 5% средств, полученных от реализации имущества, составляющего средства пенсионных накоплений. В случае если размер таких расходов превышает 5% указанных средств, сумма превышения таких расходов оплачивается за счет иного имущества фонда, за исключением средств пенсионных резервов.
Удовлетворение требований кредиторов осуществляется в порядке, предусмотренном для банкротства ст. ст. 187.11 и 187.11-1 Закона о банкротстве. Естественно, основной упор делается на удовлетворение требований застрахованных лиц и их правопреемников.
Если фонд является участником системы гарантирования прав застрахованных лиц, то требования застрахованных лиц удовлетворяются за счет средств, вырученных от продажи имущества, составляющего пенсионные накопления. За счет указанных средств также удовлетворяются требования Агентства по страхованию вкладов, приобретенные в результате выплаченного гарантийного возмещения, а также требования иных кредиторов, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с Законом "О негосударственных пенсионных фондах".
Требования, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, удовлетворяются в следующем порядке:
1) в первую очередь - требования Агентства по страхованию вкладов, приобретенные в результате выплаты гарантийного возмещения;
2) во вторую очередь - требования застрахованных лиц и их правопреемников в части, превышающей размер гарантируемых средств, путем передачи в ПФР средств пенсионных накоплений в порядке, установленном Законом "О негосударственных пенсионных фондах";
3) в третью очередь - требования кредиторов НПФ, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с Законом "О негосударственных пенсионных фондах".
Требования кредиторов фондов, не являющихся участниками системы гарантирования прав заинтересованных лиц, удовлетворяются за счет средств пенсионных накоплений в следующем порядке:
1) в первую очередь:
- требования Банка России, приобретенные в результате перечисления средств Банком России в ПФР, средств в отношении застрахованного лица в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о гарантировании прав застрахованных лиц;
- требования застрахованных лиц и их правопреемников, под которыми понимаются обязательства НПФ перед застрахованными лицами и их правопреемниками, которые определяются ликвидатором в размере обязательств, определенных временной администрацией, в части, превышающей размер средств, перечисленных Банком России в ПФР в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о гарантировании прав застрахованных лиц;
2) во вторую очередь - требования кредиторов НПФ, подлежащие удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с Законом "О негосударственных пенсионных фондах".
Законом установлено важное требование пропорциональности удовлетворения требований кредиторов первой очереди, что направлено на обеспечение интересов застрахованных лиц.
Так, для удовлетворения требований кредиторов первой очереди средства пенсионных накоплений направляются на удовлетворение совокупного требования в отношении застрахованного лица пропорционально доле данного требования в совокупных требованиях в отношении всех застрахованных лиц. Под совокупным требованием в отношении застрахованного лица понимается сумма требования застрахованного лица и требования Банка России в отношении застрахованного лица. При этом удовлетворение требования застрахованного лица не производится до полного удовлетворения требований Банка России в отношении этого застрахованного лица.
Для удовлетворения требований кредиторов второй очереди средства распределяются между ними пропорционально суммам их требований.
Вместе с тем установлено (ст. 33.2 Закона "О негосударственных пенсионных фондах"), что в случае недостаточности денежных средств, полученных от реализации имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, либо имущества фонда ликвидатор фонда по согласованию с Банком России в письменной форме направляет в арбитражный суд заявление о признании фонда несостоятельным (банкротом).
Несмотря на то что принудительная ликвидация в настоящее время может рассматриваться как преимущественная форма ликвидации НПФ, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, в Законе о банкротстве сохранился ряд норм, определяющих особенности применения мер по предупреждению банкротства таких фондов и особенности конкурсного производства.
Так, при осуществлении мер по предупреждению банкротства и в делах о банкротстве НПФ, осуществляющих или осуществлявших деятельность по обязательному пенсионному страхованию и не являющихся участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, положения Закона о банкротстве применяются с учетом следующих особенностей:
1) обязательства по договорам об обязательном пенсионном страховании (в том числе обязательства по выплате накопительной части трудовой пенсии), состав кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений, сумма кредиторской задолженности определяются и отдельно учитываются временной администрацией, а также включаются конкурсным управляющим в реестр требований кредиторов;
2) передача средств пенсионных накоплений и обязательств перед застрахованными лицами и их правопреемниками осуществляется в порядке, установленном Банком России в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о гарантировании прав застрахованных лиц;
3) требования Банка России, приобретенные в результате возмещения недостатка средств пенсионных накоплений, подлежат удовлетворению за счет конкурсной массы в составе требований кредиторов первой очереди.
Закон о банкротстве устанавливает ряд дополнительных оснований для применения мер по предупреждению банкротства НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Таковыми являются:
1) неисполнение обязанности по восполнению средств выплатного резерва и (или) средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, если установлена срочная пенсионная выплата в случае, предусмотренном Законом о гарантировании прав застрахованных лиц;
2) недостаточность резерва по обязательному пенсионному страхованию и имущества для обеспечения уставной деятельности (собственных средств) фонда для восполнения недостатка средств на счете застрахованного лица в случаях, предусмотренных Законом о гарантировании прав застрахованных лиц;
3) неисполнение обязанности по восстановлению величины резерва по обязательному пенсионному страхованию в случае, предусмотренном Законом "О негосударственных пенсионных фондах".
Закон также определяет, что финансирование мероприятий, связанных с предупреждением банкротства таких НПФ, может осуществляться в порядке и на условиях, которые предусмотрены федеральными законами, с участием Банка России и Агентства по страхованию вкладов.
Закон устанавливает дополнительные основания для назначения контрольным органом временной администрации НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию. Таковыми являются:
1) основания для применения мер по предупреждению банкротства фонда, если НПФ не направил уведомление о возникновении данных оснований;
2) запрет на проведение всех или части операций НПФ;
3) аннулирование лицензии на осуществление деятельности НПФ по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, за исключением аннулирования лицензии по заявлению лицензиата об отказе от лицензии, в связи с признанием лицензиата банкротом и открытием конкурсного производства либо в связи с реорганизацией или ликвидацией НПФ;
4) принятие арбитражным судом к производству заявления должника, конкурсного кредитора или уполномоченного органа о признании НПФ банкротом.
При этом Банк России обязан назначить временную администрацию в случае:
- неисполнения НПФ обязанности по уведомлению Банка России о наличии оснований для применения мер по предупреждению банкротства;
- аннулирования у НПФ лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, за исключением аннулирования лицензии по заявлению лицензиата об отказе от лицензии, в связи с признанием лицензиата банкротом и открытием конкурсного производства либо в связи с реорганизацией или ликвидацией НПФ.
Как уже отмечалось, руководителем временной администрации, членами временной администрации НПФ назначаются служащие Банка России. Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов НПФ осуществляет деятельность от имени НПФ без доверенности. В состав временной администрации по согласованию с Агентством могут включаться его работники.
В тех случаях, когда временная администрация назначена по обязательным основаниям, полномочия исполнительных органов фонда приостанавливаются.
Временная администрация НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, принимает меры по покрытию недостаточности средств пенсионных накоплений и исполнению обязательств указанного фонда перед застрахованными лицами.
У временной администрации довольно широкий набор полномочий. Так, временная администрация вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании сделок НПФ, управляющих компаний НПФ недействительными, а также об оспаривании их действий по основаниям, предусмотренным гл. III.1 Закона о банкротстве.
Также временная администрация вправе заявить отказ от исполнения договоров, заключенных НПФ, за исключением договоров об обязательном пенсионном страховании, пенсионных договоров, в соответствии со ст. 102 Закона о банкротстве.
Особенностью временной администрации, назначенной Банком России после аннулирования у НПФ лицензии, является то, что она не осуществляет меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) НПФ, не разрабатывает меры по восстановлению его платежеспособности, не принимает меры по покрытию недостаточности средств пенсионных накоплений и исполнения обязательств перед застрахованными лицами.
Как и в случае банкротства кредитных организаций, кредиторы вправе заявить свои требования к НПФ в любой момент в период деятельности временной администрации. Требования кредиторов, предъявленные к НПФ в период деятельности в нем временной администрации, передаются по описи конкурсному управляющему или ликвидатору.
Основной особенностью дела о банкротстве НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, является то, что при рассмотрении дела о банкротстве наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и мировое соглашение не применяются.
Лицом, участвующим в арбитражном процессе по делу о банкротстве НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, до даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства или до даты прекращения дела о банкротстве, является Агентство по страхованию вкладов.
Конкурсное производство вводится на такой же срок, как и принудительная ликвидация, - три года. Срок конкурсного производства может продлеваться на шесть месяцев по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве.
Закон установил специальные последствия признания НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, банкротом и об открытии конкурсного производства. С даты соответствующего судебного акта:
- прекращаются договоры об обязательном пенсионном страховании;
- не допускается передача (перевод) в ПФР или другой НПФ средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, за исключением случаев, установленных ст. 187.11 Закона о банкротстве;
- не допускается отказ застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной пенсии, а также регистрация соответствующих изменений в Едином реестре застрахованных лиц Пенсионным фондом РФ;
- прекращается рассмотрение заявлений застрахованных лиц о назначении накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты за счет средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии и поступивших в НПФ.
Наиболее ярко специфика НПФ проявляется в том, что средства пенсионных накоплений и средства пенсионных резервов не включаются в конкурсную массу фонда. За счет средств пенсионных накоплений осуществляется удовлетворение интересов прежде всего Агентства по страхованию вкладов (по делам о банкротстве фондов - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц по выплаченным Агентством средствам гарантийных возмещений), застрахованных лиц и Банка России.
Конкурсный управляющий (а в роли конкурсного управляющего выступает Агентство) осуществляет ведение реестра обязательств НПФ перед застрахованными лицами, предусмотренного Законом о гарантировании прав застрахованных лиц. Обязанность по ведению реестра обязательств в целом возлагается на фонд - участник системы гарантирования прав застрахованных лиц (ч. 5 ст. 7 названного Закона). Этот реестр обеспечивает возможность сформировать на любой день по требованию Банка России обязательства фонда-участника перед застрахованными лицами. Форма и порядок ведения такого реестра установлены Указанием Банка России от 23 июня 2015 г. N 3688-У "О форме и порядке формирования реестра обязательств негосударственного пенсионного фонда, поставленного на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, перед застрахованными лицами".
При ведении реестра обязательств сумма обязательств перед застрахованными лицами подлежит уменьшению на сумму произведенного гарантийного возмещения при наступлении гарантийного случая в отношении НПФ либо на сумму средств, перечисленных Банком России в ПФР в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о гарантировании прав застрахованных лиц.
В деле о банкротстве и в ходе конкурсного производства НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, ПФР обладает правами конкурсного кредитора по требованиям застрахованных лиц и правопреемников умерших застрахованных лиц, включенных в реестр требований кредиторов, оставшихся после произведенного гарантийного возмещения при наступлении гарантийного случая в отношении НПФ либо перечисления средств Банком России в ПФР, в том числе правом голоса на собрании кредиторов.
При этом сами застрахованные лица и правопреемники умерших застрахованных лиц не являются конкурсными кредиторами.
С учетом того, что на момент открытия конкурсного производства и на дату формирования реестра требований кредиторов требования Агентства, приобретенные им в связи с выплатой гарантийного возмещения в соответствии с Законом о гарантировании прав застрахованных лиц, а также требования Банка России, приобретенные в результате перечисления средств Банком России в ПФР в соответствии с ч. 6 ст. 23 указанного Закона, точно установить невозможно, эти требования включаются в реестр требований кредиторов независимо от даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов.
Конкурсный управляющий в деле о банкротстве НПФ - участника системы прав застрахованных лиц обладает широким набором прав, позволяющим ему управлять имуществом фонда. В частности, он вправе:
- запрашивать и получать у управляющих компаний, специализированных депозитариев, аудиторских организаций, организаций, осуществляющих ведение пенсионных счетов, и актуариев, осуществляющих актуарное оценивание деятельности НПФ, любую информацию, касающуюся деятельности НПФ, включая сведения, охраняемые федеральным законом (в том числе сведения, составляющие служебную или коммерческую тайну);
- обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании сделок НПФ, управляющих компаний НПФ недействительными по основаниям, предусмотренным гл. III.1 Закона о банкротстве;
- подавать в арбитражный суд заявления о неисполнении и ненадлежащем исполнении специализированными депозитариями, актуариями, аудиторскими организациями, организациями, осуществляющими ведение пенсионных счетов, обязательств по договорам, заключенным с НПФ, и возмещении убытков НПФ;
- привлекать на договорной основе бухгалтеров, аудиторов, специализированных депозитариев, оценщиков, актуариев, операторов электронных площадок и иных лиц с оплатой их услуг за счет имущества НПФ в размере, установленном сметой текущих расходов НПФ;
- авансировать затраты, связанные с исполнением возложенных на него полномочий, в том числе затраты на оплату услуг лиц, привлечение которых для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве является обязательным, из собственных средств с последующим возмещением этих затрат за счет конкурсной массы в составе требований кредиторов по текущим платежам в соответствии с очередностью, установленной для соответствующего вида затрат, отнесенных к текущим платежам.
Агентству по страхованию вкладов за исполнение полномочий конкурсного управляющего вознаграждение не выплачивается.
Основная обязанность конкурсного управляющего - осуществить реализацию имущества фонда, особенно тех активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений для обеспечения расчетов по обязательствам перед застрахованными лицами и их правопреемниками, а также кредиторами НПФ, требования которых подлежат удовлетворению в соответствии со ст. 187.11 Закона о банкротстве.
Конкурсный управляющий обязан использовать отдельный специальный счет должника для зачисления средств пенсионных накоплений, а также средств, вырученных от продажи имущества, составляющего пенсионные накопления. С указанного специального счета должника - НПФ осуществляются расчеты по обязательствам перед застрахованными лицами (их правопреемниками), а также кредиторами, требования которых подлежат удовлетворению за счет средств пенсионных накоплений в соответствии со ст. 187.11 Закона о банкротстве.
В течение трех месяцев с даты продажи имущества, составляющего средства пенсионных накоплений, конкурсный управляющий осуществляет расчеты по обязательствам перед застрахованными лицами (их правопреемниками) путем передачи средств (части средств), вырученных от продажи указанного имущества, в ПФР.
Определенным своеобразием отличается порядок передачи обязанности по выплате пожизненных негосударственных пенсий и средств пенсионных резервов, в случае если фонд одновременно осуществлял деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию. Законом установлены требования к такой передаче, в частности:
1) НПФ, которому передаются обязательства по выплате негосударственной пенсии и имущество, составляющее пенсионные резервы, определяется конкурсным управляющим путем конкурсного отбора, порядок и условия которого устанавливаются Агентством;
2) при проведении конкурсного отбора его участникам предоставляются сведения о составе передаваемых обязательств по выплате негосударственной пенсии и средств пенсионных резервов, о составе и стоимости активов, в которые они размещены;
3) условием допуска НПФ к участию в конкурсном отборе является финансовое положение, достаточное для исполнения им получаемых обязательств, а также выполнение им нормативных требований, установленных контрольным органом;
4) информация о НПФ, участвующих в конкурсном отборе, направляется в Банк России, который вправе запретить передачу обязательств по выплате негосударственной пенсии и имущества, составляющего пенсионные резервы, в случае несоответствия фонда, участвующего в конкурсном отборе, установленным требованиям;
5) НПФ, которому передаются обязательства по выплате негосударственной пенсии и имущество, составляющее пенсионные резервы, и конкурсный управляющий заключают договор передачи указанных обязательств и имущества, в котором указываются условия передачи;
6) договор передачи обязательств и имущества может предусматривать изменение условий и размера выплаты негосударственных пенсий, а также последствия передачи НПФ имущества ненадлежащего качества;
7) после передачи имущества, составляющего пенсионные резервы, другому фонду последний обязан исполнить обязательства по выплате негосударственных пенсий и (или) выкупных сумм на условиях, предусмотренных договором передачи указанных обязательств и имущества;
8) средства пенсионных резервов считаются переданными другому НПФ со дня подписания передаточного акта обеими сторонами. С этого момента другому фонду переходит риск случайной гибели или случайного повреждения полученного имущества.
Существенной особенностью НПФ, осуществляющего деятельность по обязательному пенсионному страхованию, является возможность привлечения к ответственности по обязательствам фонда его контролирующих лиц (лиц, имеющих или имевших в течение менее чем два года до даты назначения временной администрации либо до даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (в зависимости от того, какая дата наступила ранее) право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе путем принуждения руководителя или членов органов управления должника либо оказания определяющего влияния на руководителя или членов органов управления должника иным образом).
Эти лица, во-первых, могут быть привлечены арбитражным судом к ответственности в форме возмещения убытков, причиненных фонду их виновными действиями (бездействием).
Во-вторых, лица, обязанные обеспечить сохранность документации и (или) имущества НПФ, могут быть привлечены к субсидиарной ответственности при недостаточности имущества НПФ, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, а также иные документы, которые отражают экономическую деятельность фонда и обязанность по подготовке, составлению или хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, базы данных НПФ на электронных носителях (резервные копии баз данных), которые содержат информацию об имуществе, обязательствах НПФ, их движении и обязанность ведения которых установлена Законом "О негосударственных пенсионных фондах", не переданы в установленном порядке временной администрации или конкурсному управляющему либо полностью или частично отсутствуют.
Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что процедуры урегулирования несостоятельности НПФ весьма отличаются от процедур урегулирования несостоятельности иных финансовых организаций. Здесь, конечно, играет свою роль специфика деятельности НПФ, а также наличие системы гарантирования прав застрахованных лиц. Однако, как можно заметить, по некоторым компонентам эти процедуры весьма сближаются с процедурами урегулирования несостоятельности кредитных организаций. Значима роль временной администрации как "консерватора". Существенно более высока роль процедуры принудительной ликвидации (в отношении НПФ эта форма ликвидации в настоящее время превалирует). В деле о банкротстве не применяется ряд процедур, которые используются в деле о банкротстве других финансовых организаций, в том числе наблюдение, финансовое оздоровление. Роль конкурсного управляющего и ликвидатора по большинству субъектов выполняет Агентство по страхованию вкладов. Однако есть существенное отличие. В отношении кредитных организаций выстроена система мер предупреждения их несостоятельности, которые наиболее эффективно выполняются с участием Агентства по страхованию вкладов. В отношении НПФ эти меры определены пока еще, что называется, в первом приближении. И задача законодателя - разработать эффективные меры по предупреждению несостоятельности НПФ.
|