В завершение рассмотрения вопроса о применимом праве необходимо сказать несколько слов о принципе страны происхождения (country of origin principle), закрепленном в ст. 3 Директивы ЕС "Об электронной коммерции".
Суть данного принципа заключается в том, что, коль скоро интернет-услуга соответствует требованиям законодательства государства - члена ЕС, откуда она "исходит", такая услуга может свободно оказываться на территории других государств - членов ЕС. В европейской доктрине продолжаются дискуссии о природе принципа "страны происхождения", и многие авторитетные ученые признают за ним значение нормы, регламентирующей применимое право (право страны учреждения провайдера услуги) <1>.
--------------------------------
<1> Savin A. Op. cit. P. 71 - 75.
Однако далеко не все разделяют данную позицию. По мнению ряда специалистов, данное правило носит публично-правовой характер и фактически распределяет законодательную юрисдикцию между различными государствами - членами ЕС. Его цель заключается в обеспечении свободного перемещения услуг в рамках общего рынка и предотвращении его фрагментации вследствие различного правового регулирования. Страны, принимающие услугу (host states), могут устанавливать дополнительные требования и регулирование только в той степени, в какой это необходимо из соображений публичной политики, охраны здоровья, безопасности, защиты прав потребителей.
Данная позиция разделяется Европейским судом, по мнению которого принцип страны происхождения не относится к числу коллизионных (т.е. регулирующих вопрос выбора применимого права), а означает недопустимость подчинения провайдера информационных услуг более строгому правовому режиму по сравнению с тем, который существует в стране, где он учрежден, за исключением случаев, прямо указанных в Директиве <1>. При этом Европейский суд также сослался на ст. 1(4) Директивы, согласно которой она не устанавливает дополнительных правил, касающихся юрисдикции судов либо международного частного права.
--------------------------------
<1> eDate Advertising GmbH v. Martinez, ECR. 25 October 2011. C-509/09.
Ни в коей мере не оспаривая выводы Европейского суда по данному вопросу, полагаю, что принцип "страны происхождения" мог бы быть одним из возможных подходов при построении единого регуляторного пространства применительно к деятельности, осуществляемой в сети Интернет. Но это уже тема для отдельного исследования.
|