Требования кредиторов погашаются за счет денежных средств, вырученных от продажи имущества должника на торгах. Определение начальной стоимости имущества для выставления на торгах в данном случае - одна из приоритетных задач, поскольку реализация имущества по меньшей цене может привести к невозможности погашения требований всех кредиторов.
Оценщик привлекается для оказания оценочных услуг арбитражным управляющим - центральной фигурой при проведении банкротства, обладающей всем объемом информации относительно должника и текущего состояния дел. Законодательно данная возможность предусмотрена ст. 130 Закона о банкротстве.
Независимый оценщик оказывает оценочные услуги на основании договора на проведение оценки, как предписано законодательством об оценке. Деятельность оценщиков является возмездной. Возникает вопрос: кто оплачивает услуги оценщика в деле о банкротстве? Существует два варианта оплаты его работы:
1) услуги оценщика могут быть оплачены за счет имущества должника;
2) любой кредитор вправе взять расходы по осуществлению оценки на себя. Для этого ему необходимо выступить с инициативой или дать свое согласие на собрании кредиторов. В таком случае понесенные им расходы будут компенсированы за счет имущества должника в приоритетной очереди.
Таким образом, фактически услуги оценщика оплачивает должник, разница состоит лишь в порядке возмещения.
Результатом оказания оценочных услуг, безусловно, является отчет об оценке, в котором отражается информация относительно всех вопросов, сформулированных в задании на оценку. Отчет составляется в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности и ФСО N 3. Он также включается в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение двух рабочих дней с даты поступления копии этого отчета в электронной форме <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 ст. 130 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Следует отметить, что привлечение оценщика для подготовки отчета в рамках дела о банкротстве не является обязательным для арбитражного управляющего. Однако в Законе указаны некоторые случаи обязательного привлечения оценщика, а именно:
- должником является унитарное предприятие;
- должником является акционерное общество, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности.
В таком случае предъявляются дополнительные требования к отчету об оценке. В отношении его должно быть получено заключение органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на подготовку заключений по отчетам оценщиков. На сегодняшний день это Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) <1>.
--------------------------------
<1> Пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432.
Обязательным привлечение оценщика является также при необходимости оценки имущества, стоимость которого выше ста тысяч рублей. Если имущество дешевле, то собрание кредиторов может принять решение о самостоятельной оценке без привлечения оценщика. Имущество, являющееся предметом залога, подлежит обязательной оценке, как уже указывалось выше.
Роль оценщика также имеет существенное значение при оспаривании сделок должника по некоторым основаниям. Он может быть привлечен в качестве эксперта в судебный процесс, например, для подтверждения факта реализации имущества должника по заниженной стоимости либо приобретения имущества по цене существенно выше рыночной и т.п.
|