Центрально-Азиатский регион (ЦАР) занимает важное геостратегическое положение. Его географическая расположенность обеспечивает кратчайшую связь Кавказа и Среднего Востока со странами Восточной Азии, юга и севера континента. Вследствие этого отсюда удобно контролировать как указанные транзитные пути, так и глубинные тыловые районы крупнейших государств Азии — Китая, Индии и России.
В последние десятилетия ЦАР постепенно с периферии региональной политики основных мировых акторов перемещается в один из перспективных центров политики и экономики в условиях формирования новых параметров геополитического развития мирового сообщества. Его значение существенно возросло как в геоэкономическом плане (наличие залежей нефти и газа, запасов урана, золота, других цветных металлов и редкоземельных элементов), так и в геостратегическом положении, с учетом удобства прокладки международных коммуникаций, которое влечет сюда мировые державы.
Поэтому на политическую трансформацию государств Центральной Азии и формирование их систем безопасности, помимо факторов внутреннего порядка, в значительной степени оказывают влияние внешние акторы, такие мировые лидеры современности, как Китай, США, страны Евросоюза.
Следует также отметить, что на развитие политической ситуации в регионе оказывает существенное влияние то, что новые суверенные государства ЦАР длительное время входили сначала в состав Российской империи, а затем Советского Союза.
С одной стороны, это позволило феодальным государствам Центральной Азии совершить качественный скачок в своем экономическом и политическом развитии. Но с другой стороны, вследствие отсутствия местных кадров советское руководство, например, вынуждено было осуществить широкую миграцию населения из европейской части страны в эти республики, что вызвало рост населения некоренных национальностей с другим менталитетом. Значительный кадровый дефицит сказался также на уровне и качестве местных властных структур. Кроме того, слабое развитие основных отраслей современной промышленности в регионе стало основной причиной придания сырьевой направленности создаваемой там экономики.
Такое положение привело к тому, что после распада Советского Союза и декларации государственного суверенитета центральноазиатские государства были вынуждены создавать новые властные структуры, армию, полицию и т. п. в условиях дефицита времени и средств, что негативно сказывалось на их эффективности. Кроме того, местная элита некоторых стран ЦАР в своем стремлении защитить национальный суверенитет от гипотетических угроз со стороны России приняла решение о вытеснении проживающих в республиках некоренных национальностей, в основном славянских, за пределы своих территорий. Этим был нанесен дополнительный удар по социально-экономическому положению в молодых государствах и обстановке в них.
В условиях национального становления новых государственных формирований в регионе обострились межгосударственные отношения, к которым относятся:
• существующие территориальные разногласия;
незавершенность процессов демилитаризации границ;
межгосударственные проблемы поставок энергетических и сырьевых ресурсов;
распределение трансграничных водных ресурсов в регионе;
наличие анклавов и мест компактного проживания некоренных национальностей;
нерегулируемая миграция населения;
проблемы транзитной перевозки грузов через территории центрально-азиатских государств;
разнонаправленность ориентиров государств региона во внешнеполитической и внутриполитических сферах.
Исходя из складывающейся обстановки, центрально-азиатские государства выбрали многовекторную стратегию своей внешней политики. Причем многовекторность их политики во многом явилась следствием неготовности России после распада СССР выработать свою адекватную политику в отношении развития сотрудничества с центрально-азиатскими государствами в сложившихся на тот момент условиях.
Политика стран Запада в отношении региона всегда строилась с целью обеспечения приоритетов своих национальных интересов. Необходимо отметить, что защита традиционных западных ценностей — демократии и прав человека уже не являются в Центральной Азии для Запада приоритетными. Однако многие проходящие в ЦАР процессы рассматриваются западными политиками со своей, европейской точки зрения, что ведет иногда к искажению действительности и формированию ложных стереотипов.
К этому следует добавить, что этнокультурная характеристика, исторический путь развития, современное положение народов Центральной Азии не являют собой благоприятную основу для построения демократического государства по западному образцу. Наоборот, навязывание западных стандартов жизни и государственного устройства может привести к обострению и хаотизации обстановки в центрально-азиатских государствах.
Анализируя политику основных мировых акторов в ЦАР, можно сделать вывод о том, что основными узлами противоречий в международных отношениях, способных оказать существенное влияние на ситуацию в регионе в настоящее время, могут стать:
стремление конкретных стран обеспечить лидирующие позиции в регионе с целью обеспечения своего влияния на развитие политической ситуации в регионе;
борьба за право обладания ресурсами региона, а также за контроль над стратегическими межрегиональными коммуникациями;
соперничество в поставках в регион оружия и военной техники, а также в материально-техническом обеспечении вооруженных сил центрально-азиатских государств;
конкуренция за оказание влияния на лидеров государств ЦАР;
стремление обеспечить контроль за стратегическими отраслями промышленности государств региона;
разведывательная, террористическая, диверсионная и иная деятельность спецслужб и организаций иностранных государств, а также деятельность отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба национальной безопасности государства;
соперничество на культурно-образовательном пространстве с попытками овладеть умами местной молодежи.
Кроме того, если оценивать современную политику самих центрально-азиатских государств, то к возможным негативным факторам ухудшения геополитической ситуации в регионе следует отнести следующие.
Разнонаправленность взглядов руководства центрально-азиатских государств в определении стратегических приоритетов развития, что существенно затрудняет процессы региональной интеграции.
Соперничество в решении общих вопросов региона с целью получения для своей страны максимальных дивидендов, что приводит к установлению барьеров в торговле, в пересечении границ друг друга, а также вызывает межнациональную напряженность, недоверие и конфликты.
Различный уровень экономического развития государств региона, что снижает эффективность решения общих для ЦАР задач.
Соседство государств региона с нестабильными Афганистаном и Пакистаном, сохраняющаяся угроза проникновения в регион значительных групп исламских экстремистов, а также наличие сепаратистских и экстремистских движений на территориях самих центрально-азиатских государств.
В настоящее время нельзя исключать возможность превращения Центральной Азии в одну из мировых «горячих точек» в случае обострения соперничества мировых держав в регионе со всеми вытекающими отсюда последствиями. Более того, ЦАР можно назвать узлом противоречий, зоной высокой конфликтогенности, где остро переплетаются различные проблемы, от использования природных ресурсов до этнических и межгосударственных противоречий, обострение одной из которых способно потянуть за собой обострение других проблем. Специфика географического положения региона, с одной стороны, делает его выгодным объектом нападения исламских экстремистов с южного и юго-западного направлений, а с другой стороны — это буфер для таких стран, как Россия и Китай для защиты от нападений тех же экстремистов.
Кроме того, практически во всех государствах региона имеются значительные группы населения, пропагандирующие идеи сепаратизма, исламского экстремизма и использующие для достижения своих целей методы и способы террористической борьбы. В настоящее время, по данным спецслужб, наблюдается продвижение военизированных исламистских группировок к северным и северо-западным районам Афганистана, а также налаживается взаимодействие и продолжается объединение потенциалов некоторых группировок, входящих в «Талибан» и «Исламское движение Узбекистана», с боевиками «Исламского государства» (ИГИЛ), в составе которых воюет немалое количество выходцев из стран Центральной Азии.
Поэтому, помимо внешнеполитических негативных факторов, отрицательно влияющих на стабильность в регионе, необходимо учитывать и негативные внутренние факторы, действующие в ЦАР, в том числе:
сохраняющаяся напряженность в двусторонних межгосударственных отношениях некоторых центрально-азиатских государств;
латентный конфликтный потенциал Ферганской долины;
высокие риски и вызовы, вызванные снижением социально-экономического развития государств региона в условиях мирового финансового кризиса;
сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупции, способствующих снижению степени защищенности экономических и политических прав и свобод человека и гражданина;
деятельность ваххабитских и других радикальных исламских группировок, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на политическое устройство, целостность, неприкосновенность территории государства;
сохранение в регионе социальной, расовой, этнической, национальной, сословной и родовой вражды или розни;
нанесение некоторыми представителями правящей элиты ущерба экономической безопасности государства путем использования стратегических ресурсов без учета интересов народа и государства, препятствование росту инвестиционной активности, притоку иностранных инвестиций, неконтролируемый вывоз капитала за пределы государства.
Между центрально-азиатскими государствами также сохраняются вызовы, связанные с разделением границ, споры об использовании водно-земельных ресурсов, социально-экономические проблемы внутреннего характера, а также представляющие реальную угрозу такие явления современности, как национализм, сепаратизм, политический и религиозный экстремизм, миграция, незаконный оборот оружия и наркотиков, межэтнические конфликты.
Кроме того, необходимо учитывать активное включение центрально-азиатских государств в мировой процесс глобализации, а также то, что интересы внешних и внутренних политических сил в регионе влияют непосредственно на безопасность как самого региона, так и Европы и Азии в целом. Более того, происходящие изменения в балансе политических сил региона могут оказывать серьезное влияние на формирование всей современной евразийской модели международных отношений.
|