В период глобализации региональная интеграция в любом регионе мира приобретает все более важное значение, с точки зрения его дальнейшего развития и эффективного включения в глобальную систему международного разделения труда. Центральная Азия здесь не исключение. Более того, предпосылок для масштабной интеграции центрально-азиатских государств, включая исторические, экономические, этнические, религиозные, более чем достаточно. К ним можно отнести следующие.
Во-первых, есть историческая общность различных народов, проживающих здесь в течение многих веков: их культура, язык, религия, традиции, менталитет имеют схожий характер.
Во-вторых, четко просматривается необходимость интеграции в плане обоюдного обеспечения государств региона ресурсами. Так, Южный Казахстан, Узбекистан и Туркменистан нуждаются в водно-энергетических ресурсах Кыргызстана и Таджикистана, а те в свою очередь — в газе и нефтепродуктах, производимых в Узбекистане, Туркменистане и Казахстане.
В-третьих, в регионе есть еще общность задач государственного развития. Все центрально-азиатские государства стремятся создать конкурентоспособную экономику, сформировать развитый научно-технический потенциал и на этой основе достичь социального благополучия.
В-четвертых, вследствие близости географического положения наблюдается большая коммуникационная взаимозависимость стран для обеспечения их выхода как на международные рынки, так и на внутренние рынки стран ЦАР.
В-пятых, не менее важным является вопрос сохранения политической стабильности в регионе. Все страны Центральной Азии заинтересованы в сохранении внутренней стабильности как у себя, так и у своих соседей. Тем более, что в силу относительной незащищенности внутренних границ между этими государствами, существует возможность переноса негативных процессов и тенденций из одной страны в другую.
В-шестых, существует и общность трансграничных угроз: международного терроризма, религиозного экстремизма, наркотрафика, нелегального оборота оружия, международной преступности.
При этом необходимо отметить, что в регионе прослеживается связь между интеграцией и ее влиянием на безопасность всего региона и каждой страны в отдельности. Например, формирование региональной модели экономического развития и разработка экономической концепции региона может обеспечить экономическую безопасность.
При этом создание единой энергетической системы позволит обеспечить энергетическую независимость региона и тем самым укрепит его безопасность, а совместный контроль над водными ресурсами позволит укрепить водную, а также внутреннюю безопасность региона, так как многие потенциальные конфликты зреют из-за недостатка водных ресурсов.
Однако, как известно, любой интеграционный процесс может натолкнуться на известную дилемму, возникающую между экономикой и геополитикой. Если первая стремится к интеграции национальных экономических стратегий, то вторая начинает деформировать интеграционные процессы, основываясь на сложившихся исторических, этнонациональных, территориальных и других межгосударственных притязаниях, которые выражаются в национальных интересах каждой конкретной страны, и их реализация довольно часто существенно замедляет процессы региональной интеграции. Как правило, результатом подобного столкновения неизменно становится возникновение ряда конфликтных зон и барьеров, связанных со сложными процессами культурно-цивилизационного самоопределения государств региона.
Несмотря на вышеперечисленные предпосылки создания эффективной системы региональной интеграции центрально-азиатские государства так и не сумели в достаточной мере их использовать. В настоящее время усилия государств региона направлены в основном на самообеспечение и уход от зависимости в экономическом секторе от государств-соседей, т. е. по существу на уничтожение единой экономической базы для развития региональной интеграции.
Сближению и укреплению добрососедских отношений мешает ряд факторов, которые сегодня доминируют в политическом мышлении лидеров и элит стран ЦАР. Это и отсутствие равноправия в отношениях между странами; стремление отдельных стран к доминированию в регионе; геополитические амбиции лидеров центрально-азиатских государств; и, самое главное, отсутствие доверия между ними и как результат — отсутствие эффективных и развитых двусторонних, а тем более многосторонних отношений между странами Центральной Азии. В регионе не образовалось самостоятельной силы, реально заинтересованной в снижении действий межгосударственных барьеров, в продвижении процессов углубления производственной специализации и региональной промышленной интеграции.
Внутри региона остаются нерешенные вопросы общего характера и множество неурегулированных отраслевых проблем. По многим товарным позициям производители центрально-азиатских государств конкурируют друг с другом. Остается актуальной тема совместной координации финансовых, инвестиционных, торгово-экономических отношений и миграционных потоков, а также общего использования хозяйственных комплексов в энергетической, водной и транспортно-коммуникационной отраслях.
При этом не вызывает сомнения, что по одиночке каждая страна ЦАР интересна для любого из мировых акторов, действующих в регионе, только в качестве сырьевого придатка. То есть, говоря «экономическим языком», торговля с такой страной, как правило, осуществляется на основе принципа абсолютного преимущества. Правда некоторые центрально-азиатские государства пытаются ценой огромнейших затрат реализовать экспортно-ориентированную политику. Однако для того, чтобы эта политика дала реальную отдачу нужны не только низкие производственные затраты, но и низкие транспортные расходы для выхода на «большой международный рынок». Таких возможностей у большинства государств ЦАР практически нет.
Кроме того, неудачи региональной интеграции в Центральной Азии привели к дроблению некогда единого экономического пространства и, как следствие, к межгосударственным и межэтническим противоречиям, росту напряженности между центрально-азиатскими государствами, что существенно влияет на реализацию национальных интересов и обеспечение национальной безопасности каждого из них.
В экономической сфере основными причинами межгосударственных противоречий в Центральной Азии являются:
различный уровень их экономического развития;
расположение сырьевых ресурсов в странах региона;
проблемы использования водных ресурсов региона;
нерешенность транспортных проблем региона;
бедность и социальная незащищенность значительных слоев населения практически во всех центрально-азиатских государствах.
Наиболее значимыми для регионального сотрудничества в экономической сфере являются отношения между Казахстаном и Узбекистаном. Договор о вечной дружбе между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан был подписан 30 октября 1998 г. Согласно этому договору в современных условиях довольно успешно развивается экономическое сотрудничество между этими государствами.
Казахстан поставляет в Узбекистан нефть и нефтепродукты, продукцию металлургии и сельского хозяйства. Экспорт Узбекистана в Казахстан составляют в основном газ, минеральные удобрения, продукция легкой промышленности и сельхозоборудование.
В июне 2013 г. в Ташкенте был подписан Договор о стратегическом партнерстве между Республикой Казахстан и Республикой Узбекистан. Подписание этого документа может иметь важное значение в плане стабильности и процветания всей Центральной Азии, что было отмечено в выступлениях президентов двух стран. В Договоре закрепляются основные принципы и приоритетные направления двустороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической, транспортно-коммуникационной, водно-энергетической, экологической, культурно-гуманитарной, военно-технической и других областях. Также подтверждается единая согласованная позиция двух государств в отношении развития справедливой системы водопользования в ЦАР.
Однако экономическое сотрудничество Казахстана и Узбекистана до последнего времени находилось на достаточно низком уровне (2—3 млрд долл., что явно не соответствует потенциалу двух стран)37. Экономическое сотрудничество двух государств имеет ряд проблем, которые отрицательно влияют на их отношения. Эти проблемы связаны в основном с развитием и взаимодействием газового и транспортного комплексов обоих государств. Так, Казахстан имеет реальную зависимость от поставок узбекского газа в свои южные области, которая иногда используется узбекской стороной для лоббирования своих интересов. И хотя в последние годы Казахстан стремится снизить эту зависимость посредством разработки газового месторождения Амангельды, полностью устранить данный рычаг влияния со стороны Узбекистана на Казахстан пока еще не удалось.
В транспортной сфере наоборот: Казахстан активно использует свое выгодное географическое положение для оказания давления на Узбекистан. Так же, как и Узбекистан в газовой сфере, он произвольно повышает цены за транзит грузов по своей территории, что заставляет узбекские транспортные компании искать альтернативные пути их доставки.
Имеет смысл также упомянуть о нередких инцидентах на казахстанско-узбекской границе. Как правило, они не связаны с политическими противоречиями и зачастую имеют экономическую подоплеку. Так, достаточно проблемной является ситуация с контрабандой, причем с обеих сторон. Если из Казахстана зачастую нелегально везут продукты питания, то из Узбекистана идут овощи и фрукты, товары народного потребления. Причем решать данную проблему следует очень осторожно: ведь многие люди, проживающие в приграничных районах Казахстана и Узбекистана, просто не имеют другого источника дохода. Это связано с тем, что приграничные районы слабо развиты в экономическом плане и зачастую контрабанда — один из немногих способов выживания населения38.
Кроме того, ухудшение в настоящее время социально-экономического положения значительной части населения Узбекистана имеет ряд негативных последствий для Казахстана, которые связаны в первую очередь с увеличением потоков нелегальных трудовых мигрантов, создающих напряжение на казахстанском рынке труда. Число выезжающих за пределы республики граждан Узбекистана в поисках работы увеличивается с каждым годом. По данным узбекских государственных органов, в настоящее время в трудовой миграции находятся около 700 тыс. человек. По неофициальным данным — до 3 млн человек, с учетом сезонных рабочих.
Особую актуальность проблеме нелегальной узбекской миграции придает то, что она направлена в первую очередь в южные области Казахстана. Причем приток мигрантов в эти области повышает интенсивность нагрузки для них в социально-экономической сфере. Казахское население южных областей, являясь этническим и властным большинством, превращается в «экономическое меньшинство», что уже само по себе является противоречием. Кроме того, противоречия между казахами и узбеками могут возникнуть из-за конкуренции за рабочие места, претензий относительно уровня оплаты труда, увеличения себестоимости сельхозпродукции и т. п., что также создает условия для возникновения конфликта.
В межгосударственных отношениях между Казахстаном и Кыргызстаном существует значительно меньше трений, чем в его отношениях с соседним Узбекистаном. Следует учитывать, что в истори- чески-культурном отношении казахи и кыргызы наиболее близкие этносы Центральной Азии. Отношения между Казахстаном и Кыргызстаном строятся как на макро-, так и на микроуровне. Так, казахский банковский капитал активно присутствует в Кыргызстане. По состоянию на 2014 г. суммарный объем казахстанских инвестиций в экономику Кыргызстана превышал 1,5 млрд долл.39 Отмечается значительное присутствие казахстанских предпринимателей в горнорудной отрасли соседа. Из Казахстана на рынок Кыргызстана поступают газ, уголь и продукты питания (пшеница, мука и мучные изделия, рис, подсолнечное масло, кондитерские изделия), электровозы, технические средства и оборудование, строительные материалы, фармацевтическая продукция.
Однако в отношениях между странами достаточно и нерешенных проблем. Это и проблема кыргызских трудовых мигрантов, и проблема реэкспорта китайских товаров в Казахстан из Кыргызстана, проблема транзита грузов и некоторые другие моменты.
Так, условия предоставления тарифов льготного транзита и таможенных пошлин казахстанской стороной напрямую увязывались с решением вопросов по созданию совместного предприятия по рациональному использованию водно-энергетических ресурсов На- рын-Сырдарьинского каскада водохранилищ. Кроме того, президент Н. Назарбаев строго обусловил возможность направления казахских инвестиций в экономику Кыргызстана, в том числе и участие Казахстана в сооружении автомобильного сообщения Алма-Ата — Чолпон-Ата, исключительно решением вопроса передачи четырех кыргызских пансионатов на озере Иссык-Куль, а также ратификацией соглашения об урегулированной и уточненной в 2002 г.
40
линии государственной границы .
В октябре 2012 г. Казахстан вводил ограничения на ввоз из Кыргызстана молочной продукции из-за отсутствия в этой стране закона об идентификации скота. Ответной реакцией со стороны правительства Кыргызской Республики стало заявление Министерства экономики относительно возможного встречного запрета на импорт казахстанских товаров. Причем не только животноводческой, но и алкогольной и табачной продукции, кондитерских изделий. К счастью, до масштабной «торговой войны» между двумя странами тогда дело не дошло.
Следует также отметить и такой аспект двусторонних взаимоотношений, как отношение элит. Не секрет, что некоторые представители политической элиты Казахстана активно высказывают идеи создания совместно с Кыргызстаном союзного государства. Другими словами, практически выступают за его поглощение экономически более развитым Казахстаном. Такие заявления нервируют политическую элиту соседней страны, особенно в условиях ее внутренней политической нестабильности.
Заметный импульс развитию казахско-таджикских отношений дал визит в 2006 г. президента Таджикистана Э. Рахмона в Казахстан. По итогам визита был подписан пакет важных документов, направленных на развитие двустороннего торгово-экономического сотрудничества. Президент Казахстана Н. Назарбаев во время визита заявил, что «Казахстан готов участвовать в инвестировании мер по регулированию использования водных ресурсов Таджикистана, практической реализации крупных гидроэнергетических проектов, создания горнометаллургических предприятий, строительства нового алюминиевого завода в Республике Таджикистан»41.
Однако итогом реализации этих планов сотрудничества стало только незначительное присутствие казахских инвесторов в Таджикистане, и то в сфере спекулятивного капитала. Кроме того, казахскими банкирами предпринимались попытки экспансии в Таджикистане, в частности, путем скупки таджикских банков и предоставления кредитов предприятиям и гражданам Таджикистана под залог ликвидной собственности: квартир, прибыльных экспортных предприятий и земель. Однако успеха эти действия не имели.
Таким образом, можно уверенно сказать, что состояние экономического сотрудничества между Казахстаном и Таджикистаном в современных условиях находится на достаточно низком уровне.
Решающим в отношениях Кыргызстана и Узбекистана является то, что первый не только экономически слабее, но и тот факт, что в силу различных объективных обстоятельств существенно зависит от своего партнера. Так, Узбекистан является одним из основных поставщиков в Кыргызстан такого важнейшего для него энергетического ресурса, как природный газ. Более того, он является ключевым направлением, по которому Кыргызстан мог бы получать туркменский газ, а также иранский бензин. Через Узбекистан лежат важнейшие транспортные коммуникации, связывающие Кыргызстан с другими странами.
Еще в советские времена были организованы территориально-хозяйственные комплексы, поэтому примыкающие к границам узбекские регионы связаны тесными деловыми связями с югом Кыргызстана. Известно, что районы Узбекистана, а не Бишкек являются основными рынками сбыта многих видов продукции, производимой на кыргызском юге, а узбекскими удобрениями пользуется весь Кыргызстан. Эти прочные хозяйственные связи не могут быть разорваны никакими административными мерами, никакими ограничениями с обеих сторон, так как они обеспечивают существование миллионов людей как в Кыргызстане, так и в Узбекистане.
Однако необходимо заметить, что в отношениях с Узбекистаном политический вектор для Кыргызстана превалирует над экономическим вектором и, очевидно, в ближайшем будущем этот тренд сохранится. При этом товарооборот в 260 млн долл. при общем товарообороте Кыргызстана в 7,2 млрд долл. (за 2012 г.) не соответствует потенциалу экономик двух стран42. Между двумя соседними государствами в постсоветский период накопился слишком большой груз проблем объективного и субъективного характера. Их разрешение потребует достаточно много времени и наличия доброй воли руководства этих двух стран.
К числу основных экономических спорных вопросов Кыргызстана с Узбекистаном можно отнести следующие.
Передача Узбекистану Орто-Токойского (Касансайского) водохранилища с комплексом гидротехнических сооружений, находящегося под юрисдикцией Кыргызстана. Водохранилище, строительство которого началось в 1941 г., расположено на территории Ала-Букинского района Джалал-Абадской области Кыргызстана.
Узбекская сторона придерживается позиции о юридической несостоятельности требований кыргызской стороны по передаче водохранилища Кыргызстану. Водохранилище находится в 25 км от линии государственной границы. Возле нее имеется узбекский населенный пункт с инфраструктурой, где в настоящее время проживают около 250 узбекских граждан, обслуживающих гидросооружения водохранилища.
Передача узбекской стороне чаш Кемпирабадского и Керки- донского водохранилищ путем изменения существующей линии границы. В настоящее время водохранилища считаются оспариваемыми, т. к. не решены вопросы по компенсации земель со стороны Узбекистана43.
Передача узбекской стороной месторождений углеводородного сырья и газотехнических объектов, расположенных на территории Кыргызстана, но эксплуатируемых хозяйствующими субъектами Узбекистана. При этом хозяйствующие субъекты газовой отрасли Республики Узбекистан не подписывают акта приема-передачи по пяти газотехническим объектам, находящимся на территории Кыргызстана.
Данные объекты находятся на территории, где обе стороны признают существующие границы. Однако хозяйственные субъекты Узбекистана пытаются увязать прием-передачу данных объектов с оплатой их стоимости без какого-либо юридического, финансового и технического обоснования. При этом они не желают признавать полученные и получаемые доходы за время их использования.
Выполнение сторонами Соглашения между Правительствами Кыргызстана и Узбекистана о международном автомобильном сообщении от 1996 г. В первую очередь, это касается необходимости уменьшения или отмены сбора с кыргызских автоперевозчиков, пересекающих территорию Узбекистана.
Проблемы, связанные с функционированием экологически вредного узбекского завода по производству карбида на границе с Кадамджайским районом Кыргызстана, который был запущен в марте 1994 г. без согласования с кыргызской стороной, а также с использованием сырья, находящегося в Кадамджайском районе44.
Экономические репрессии местных органов власти Узбекистана в отношении своих граждан, которые в качестве сезонных рабочих работают у кыргызских фермеров.
Основные экономические проблемы в двусторонних отношениях Узбекистана и Таджикистана связаны с водой. Именно Таджикистан реализует проект строительства Рогунской гидростанции, высота плотины которой свыше 300 м. Такая плотина практически полностью перекрывает реки и делает Узбекистан зависимым от Таджикистана в потреблении воды. В сентябре 2009 г. Узбекистан полностью прекратил подачу газа в Таджикистан, мотивируя свой поступок долгами Таджикистана по плате за газ. Однако можно с большой долей уверенности сказать, что Узбекистан показывает Таджикистану, что если последний будет использовать
воду как способ давления, то Узбекистан будет в этих целях ис-
45
пользовать газ .
Кроме того, ограничительные меры Узбекистан вводит и по отношению к транзиту таджикского экспорта-импорта в виде всякого рода нетарифных барьеров, которые наносят Таджикистану огромный материальный ущерб. По расчетам, выполненным таджикскими экономистами, если бы не существовали проблемы транзита товаров через узбекскую границу, среднегодовые темпы экономического роста в Таджикистане на несколько пунктов оказались бы 46
выше .
Рассматривая кыргызско-таджикские взаимоотношения, необходимо отметить, что двустороннее сотрудничество между странами характеризуется неплохой динамикой и устойчивостью. Торгово-экономические отношения между двумя странами в последние годы держались на одном и том же уровне и товарооборот примерно в пределах 20 млн долл. США. Однако, начиная с 2010 г., он имел
тенденцию к увеличению, вырос за последние два года более чем в
47
три раза и продолжает устойчиво увеличиваться .
В настоящее время кыргызско-таджикское сотрудничество вступает в новую фазу, отличительной чертой которой являются прагматизм и конструктивизм. Главная же характеристика этих отношений — их предсказуемость и стабильность. Приоритетными направлениями являются экономическое сотрудничество в водно-энергетической и транспортно-коммуникационной областях. Кыргызстан и Таджикистан являются государствами верхнего течения трансграничных рек, и это объективно делает их партнерами.
Необходимо отметить, что в торгово-экономической сфере имеется значительный невостребованный потенциал, который следует всемерно использовать, в частности, в таких секторах экономики, как горнорудная и электротехническая промышленность, сельское хозяйство, развитие производственной кооперации, создание совместных предприятий и расширение товарной номенклатуры взаимной торговли.
|