Как уже сказано выше, геополитическую ситуацию в ЦАР на современном этапе определяют следующие факторы:
сохраняющийся конфликтный потенциал в Афганистане и неопределенность развития обстановки в этой стране;
определенная напряженность в таджикско-узбекских и кыргызско-узбекских отношениях;
латентный конфликтный потенциал Ферганской долины;
высокие риски и вызовы, вызванные снижением социально-экономического развития государств региона в условиях мирового кризиса;
столкновение интересов ведущих государств мира (в первую очередь России, США и Китая);
периодическое обострение застарелых проблем: водных, этно- территориальных, пограничных, межэтнических;
нерегулируемость миграции, трансграничной торговли, транзита и т. п.
Основные политические реалии в регионе таковы: направления внешней политики каждого из центрально-азиатских государств, их экономическая дифференциация, разные подходы к решению проблем региональной безопасности, а также наличие военных баз иностранных государств и общих границ с крупными мировыми державами — все это и многое другое существенно влияет на процессы политического взаимодействия в Центральной Азии. При этом следует подчеркнуть, что наиболее важными с точки зрения обеспечения стабильности в регионе являются отношения между Казахстаном и Узбекистаном. Казахстан и Узбекистан — это две ключевые страны Центральной Азии, позиции которых во многом определяют характер современных отношений в регионе.
Межгосударственные противоречия между Казахстаном и Узбекистаном обусловлены целым рядом факторов различного свойства. К ним можно отнести следующие:
большая протяженность общей границы, что предопределяет неизбежность взаимного влияния;
высокий потенциал обеих республик (расположение в регионе, численность населения, сырьевые ресурсы, масштаб территории и т. д.), который создает основу для претензий на лидерство в регионе;
конкуренция международных центров силы, которая ретранслируется на отношения между Казахстаном и Узбекистаном, вызывает их соперничество и создает определенные препятствия двустороннему сотрудничеству;
специфика текущего внутриполитического развития Республики Узбекистан, которая постепенно превращает ее в зону все более увеличивающегося напряжения и нестабильности.
Своими корнями соперничество между Казахстаном и Узбекистаном уходит еще во времена СССР. Считалось, что по своему производственному потенциалу, территории, населению эти две советские республики доминируют в азиатской части Советского Союза, и отношения между ними являются важнейшим элементом политики в среднеазиатском регионе. Президенты двух государств Н. Назарбаев и И. Каримов вполне органично продолжили традицию такого соперничества: оба начинали свою карьеру как первые секретари компартий своих республик, а после того, как они стали главами независимых государств, их борьба за региональное лидерство только усилилась.
Сложности во взаимоотношениях обоих государств начали проявляться с конца 1990-х — начала 2000-х годов. Если в начале 90-х годов Узбекистан во многом опережал Казахстан в экономическом развитии и выступал с идеей «Туркестан — наш общий дом», то с конца 90-х годов прошлого века Казахстан вышел вперед и очень сильно оторвался в экономическом развитии как от Узбекистана, так и от других центрально-азиатских государств.
При этом следует учитывать, что Узбекистан обладает большой территорией, имеет хорошую обеспеченность полезными ископаемыми и в отличие от Казахстана обладает большими людскими ресурсами. Кроме того, Узбекистан — единственная страна в регионе, которая имеет границы со всеми государствами Центральной Азии, то есть Узбекистан объективно более близок всем странам региона или, другими словами, исторически «приговорен» к региональной интеграции.
Хотя у Казахстана также большая территория, богатая полезными ископаемыми, его основными преимуществами перед Узбекистаном являются устойчивые темпы экономического роста и выгодное географическое положение. В докризисный период Казахстан демонстрировал наличие неких имперских устремлений в регионе посредством активного продвижения услуг собственного финансового сектора, а также попыткой инвестирования в отдельные страны и отрасли. На данный момент эти устремления резко сократились. Во-первых, это связано со снижением уровня возможностей Казахстана в связи с мировым кризисом. Во-вторых, в связи с противодействием внешних сил, стремящихся не допустить лидирования какого-либо из центрально-азиатских государств в Центрально-Азиатском регионе.
На сегодняшний день Казахстан является безусловным экономическим лидером в регионе. Практически все интеграционные идеи внутри ЦАР предлагаются Казахстаном. Однако их реализация в итоге упирается в позицию Узбекистана. Кроме того, Казахстан и Узбекистан, достаточно четко говоря о региональном лидерстве, одновременно не желают обращать внимание на другие страны Центральной Азии. Такое положение не позволяет другим государствам ЦАР видеть любую из этих двух стран в качестве регионального арбитра при решении внутренних проблем региона, не говоря уже об организации системы помощи стран региона друг другу. Более того, обостренное стремление Казахстана и Узбекистана занять главенствующее положение среди центрально-азиатских государств препятствует развитию конструктивного диалога и интеграционных процессов в масштабе всей Центральной Азии, а в будущем может стать серьезной угрозой стабильности в регионе.
Двухсторонние отношения Казахстана и Кыргызстана, как уже упоминалось, являются приоритетными для обоих государств. Их близость в историко-культурном отношении подкреплена и экономическими отношениями, а также солидной договорно-правовой базой двустороннего сотрудничества.
Но все это не означает, что отношения между этими двумя странами всегда развиваются ровно и гладко. Достаточно вспомнить инцидент в июле 2013 г., когда жители приграничного села Кайнар (Кыргызстан) потребовали пересмотреть кыргызско-казахстанскую границу и вернуть своей стране переданные в свое время Казахстану некоторые территории, а также перекрыли подачу воды по трансграничному каналу «Быстроток» в Жамбылскую область Республики Казахстан. И это далеко не единственные «нештатные ситуации» в отношениях двух республик54.
Одним из основных узлов противоречий в отношениях между Узбекистаном и Кыргызстаном является проблема демаркации границ. В решении этого вопроса стороны за 7 последних лет не продвинулись ни на шаг55. В частности, по всему периметру узбекско-кыргызской границы, протяженность которой составляет около 1300 км, существует, по разным данным, от 70 до 140 спорных участков общей протяженностью более 300 км. Двусторонняя межправительственная комиссия по делам границы не собиралась в течение пяти лет56. Сегодня делимитированы только те участки, где граница проходит по горным хребтам и по тем долинным участкам, где не было особых разногласий. Особые споры вызывают те участки границ, которые проходят по водным артериям, таким как каналы и реки, что затрагивает уже не только приграничные взаимоотношения, но и решение водных проблем. Наиболее жесткие споры ведутся на некоторых участках Ферганской долины. На сегодня, по некоторым данным, на юге Кыргызстана имеется 75 спорных участков, которые постепенно попадают под влияние Узбекистана57.
Неурегулированность приграничных вопросов может стать детонатором реального военного противостояния. При этом надо учитывать, что Узбекистан имеет самую мощную из всех центрально-азиатских государств армию, а Кыргызстан входит в военную организацию ОДКБ. Независимые наблюдатели постоянно отмечают, что ситуация на границе Узбекистана и Кыргызстана остается напряженной, стычки в анклавах возникают регулярно, покровительство пограничников обоих государств контрабанде и перевозке наркотиков через границу лишают их доверия населения, и люди начинают
58
решать приграничные вопросы так, как им кажется верным .
Второй наиболее значимый узел межгосударственных противоречий Узбекистана и Кыргызстана связан с различными взглядами на причины возникновения, а также способы и методы борьбы с терроризмом в регионе. Вторжение боевиков Исламского движения Узбекистана на юг Кыргызстана в 1999 г. сильно осложнило отношения между Ташкентом и Бишкеком. Во время баткенских событий президент Узбекистана И. Каримов обвинил Бишкек в том, что «бандиты не в августе перешли границу Кыргызстана, а уже два года спокойно курсируют из Таджикистана через Кыргызстан в Узбекистан. Отсюда все эти бандитские вылазки у нас, тонны взрывчатки, которые мы находили в Коканде, Андижане и Намангане. Все это перевозилось через территорию Кыргызстана»59.
Власти Кыргызстана со своей стороны заявили, что репрессивные действия официального Ташкента против религиозных деятелей и исламских организаций в начале и середине 90-х годов вызвали сильную радикальную реакцию и образовали вооруженную оппозицию, с которой теперь активно борются. Причем следует учитывать, что в своей антитеррористической борьбе руководство Узбекистана часто прибегает к силовым методам, игнорируя мнения соседей. Так, в августе 1999 г. узбекские летчики подвергли ракетно-бомбовым ударам село Кара-Тейит в Чон-Алайском районе Ошской области. В результате погибли 7 человек, 13 получили ранения различной степени тяжести. Тогда же узбекская сторона заминировала некоторые территории Кыргызстана и ущелья вокруг анклавов Сох и Шахимар- дан, что привело к человеческим потерям среди местных жителей, а также нанесло существенный ущерб животноводству.
В межгосударственных отношениях Узбекистана с Таджикистаном также имеются существенные проблемы. К наиболее сложным и затяжным из них можно отнести узбекско-таджикские территориальные противоречия. Расселение этнических групп таджиков и узбеков практически на 50 % не соответствует границам и географическому положению национальных государств — Республики Узбекистан и Республики Таджикистан. Например, в таджикской Согдийской области есть несколько узбекских анклавов (в частности, село Равот в Канибадамском районе), которые являются источником конфликтных ситуаций между жителями таджикских приграничных сел, имеющих земельные участки на спорной территории, и узбекскими пограничниками. Наиболее сложным в этом отношении оказалось положение Ленинабадской области в Северном Таджикистане, которая, являясь частью Ферганской долины, отрезана от остальной территории страны двумя горными хребтами. Следует учитывать также тот факт, что узбекские города Бухару и Самарканд таджики считают очагами своей культуры. Все это создает почву для многочисленных противоречий, как межэтнических, так и межгосударственных.
Второй наиболее значимой проблемой в межгосударственных отношениях Узбекистана и Таджикистана является проблема борьбы с терроризмом в регионе. После событий 1999 г. руководство Республики Узбекистан обвинило официальный Душанбе в том, что на территории Таджикистана расположены базы боевиков Исламского движения Узбекистана, а также в том, что руководство Таджикистана не предпринимает действий по их ликвидации. Кроме того, летом 2000 г. Узбекистан в одностороннем порядке заминировал свою часть границы с Таджикистаном, которая составляет 960 км.
Причем минирование проведено в условиях, когда не была проведена демаркация государственных границ двух государств, что, естественно, не могло не привести к человеческим жертвам. В результате, несмотря на то, что Узбекистан и Таджикистан являются членами ШОС, с 2000 г. между ними действует жесткий визовый режим, затруднено транспортное сообщение, и часть границы заминирована.
В январе 2013 г. Узбекистан окончательно прекратил поставлять природный газ в Таджикистан. Ввиду того, что на узбекский газ приходилось 95 % газа, потребляемого в Таджикистане, экономике последнего был нанесен серьезный урон. Многие предприятия, включая такие гиганты как ТАЛКО и «Таджикский цементный завод», были вынуждены перейти с газа на уголь. В результате такой экономической блокады Таджикистана товарооборот между двумя странами упал более чем в 100 раз (с 300 млн долл. в 2007 г. до 2,1 млн долл. в 2014 г.)60.
Следует отметить, что антиузбекские настроения постепенно возобладали и в Таджикистане, где узбекское влияние со времен гражданской войны было достаточно сильным, что устраивало далеко не всех. Свою роль сыграли и раздражение все теми же пограничными инцидентами на таджикско-узбекской границе, а также солидарность с соплеменниками из многочисленной таджикской диаспоры в Узбекистане, которые, как считают многие в Таджикистане, подвергаются дискриминации.
Таким образом, узбекско-таджикские отношения сегодня являются самыми напряженными в Центральной Азии. Если визовый режим уже не выглядит чем-то уникальным, то транспортная блокада и регулярные пограничные инциденты, сопровождающиеся перестрелками и гибелью людей, характеризуют этот конфликт как один из самых острых в регионе.
Одной из основных проблем в отношениях Таджикистана и Кыргызстана является проблема границ. В 2015 г. стороны в очередной раз так и не смогли приступить к делимитации и демаркации общей границы, о чем было заявлено в октябре 2015 г. Причем стороны якобы уже согласовали обмен участками площадью порядка 12 га, однако до практического решения проблемы дело не дошло.
Сами жители приграничных районов по вполне понятным причинам не всегда могут поделить пастбища, поливную воду, дороги между двумя этносами. Между ними периодически вспыхивают конфликты, в которые порой вовлекаются и пограничники. Так, с 2012 г. по состоянию на декабрь 2015 г. на границе двух государств произошло 78 столкновений и конфликтов. Они сопровождались перекрытием автодорог, поджогами домов и массовыми драками жителей сел. В январе 2014 г. попробовали выяснить отношения и пограничники. Тогда в результате перестрелки тяжелые ранения в общей сложности получили восемь военнослужащих двух стран61.
При этом следует учитывать, что с течением времени существующая пограничная ситуация может ухудшиться: население обеих республик быстро растет (по состоянию на 2015 г., население Кыргызстана достигло почти 6 млн человек, а Таджикистана — примерно 8 млн 350 тыс. человек), а количество плодородных земель и источников воды остается прежним. Однако в силу ряда причин политические элиты обеих стран не хотят идти на взаимные уступки ради решения пограничных споров. Кроме того, как утверждают независимые эксперты, в приграничных регионах есть внутренние силы, заинтересованные в продолжении напряженности.
Особое место в Центральной Азии, где все ее проблемы представлены в концентрированном виде и сплетены в сложный клубок межгосударственных противоречий, занимает Ферганская долина. Это межгорная впадина в предгорьях Тянь-Шаня протяженностью до 300 км с запада на восток и до 170 км с севера на юг является одним из главных сельскохозяйственных районов Центральной Азии. Центральную часть занимают плотно населенные области Узбекистана (Ферганская, Наманганская и Андижанская), периферийные части — Джалал-Абадская, Ошская и Баткенская области Кыргызстана и Согдийская область Таджикистана.
В советское время в Центральной Азии, в том числе в Ферганской долине было проведено национально-государственное размежевание на основе довольно произвольного представления об этнических границах. Ферганская долина, которая исторически всегда представляла собой единый регион, была рассечена административными границами Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. После образования в конце ХХ в. новых центрально-азиатских государств такое произвольное разделение стало причиной многочисленных проблем. Границы суверенных государств разделили регион, прервав исторически сложившиеся экономические, культурные и политические связи. В настоящее время равнинная часть долины входит в Узбекистан, восточная часть равнины, а также окружающие долину с севера, востока и юга горы и предгорья принадлежат Кыргызстану, а западная часть долины является территорией Таджикистана. Причем с 12 млн жителей Ферганская долина является наиболее плотно населенным регионом в мире. Так, если по Центральной Азии на 1 км2 в целом по региону приходится 14 человек, то плотность населения в этой долине составляет от 300 до 500 человек на 1 км2.
Все области, входящие в Ферганскую долину, имеют большое значение для каждого из центрально-азиатских государств, так как играют важную роль в их социально-экономической жизни. В Андижанской, Наманганской и Ферганской областях (4,3 % территории) проживает 27,2 % всего населения Узбекистана. В Баткенской, Дже- лал-Абадской и Ошской области (40,4 % территории) проживает 51,9 % населения Кыргызстана, а в Согдийской области (17,6 % территории) — 29,9 % населения Таджикистана.
При этом Узбекистан контролирует равнину и большую часть населения, Кыргызстан — нагорье и основные источники водных ресурсов, а Таджикистан — единственную железнодорожную ветку, связывающую Ферганскую долину с внешним миром (Фергана — Худжанд). Кроме того, при анализе этнической ситуации в долине необходимо учитывать существование в ней этнических анклавов — узбекских (Сох и Шахимардан) на территории Кыргызстана и таджикских на территории Узбекистана (Сарвак) и Кыргызстана (Ворух).
В совокупности экономическая, политическая и социальная ситуация в Ферганской долине является классическим примером социальной напряженности в условиях перенаселенности, земельного и водного голода, а также переизбытка трудовых ресурсов и бедности. Эти проблемы усугубляются сложной этнической ситуацией в регионе.
К основным причинам социальной напряженности в Ферганской долине можно отнести:
различия в подходах руководства центрально-азиатских государств к реформированию экономики, а также степени интеграции в Центральной Азии;
низкую эффективность проводимых экономических реформ;
острый недостаток природных ресурсов для ведения сельского хозяйства, в основном плодородных земель и воды;
перенаселенность долины и этническое многообразие населения;
бедность населения и высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи;
недоверие руководителей государств друг к другу и стремление обособить свои национальные интересы при решении общерегиональных проблем;
клановость правящих элит в центрально-азиатских государствах и личные амбиции некоторых руководителей;
плохой инвестиционный климат, развал регионального рынка из-за изоляционистских мер правительств и ужесточение пограничных режимов.
слабое развитие малого и среднего предпринимательства при высоком удельном весе теневой экономики с широким распространением коррупции.
Подводя итоги, можно достаточно уверенно сказать, что на данном этапе ни одно государство ЦАР по своему геополитическому потенциалу не смогло стать центром силы и не может в полной мере повлиять на геополитические процессы в регионе. Политические элиты центрально-азиатских государств не способны в ближайшем будущем и даже в среднесрочной перспективе на выработку реальных мер по созданию внутрирегиональной интеграции.
Как считают многие эксперты в Центральной Азии, по сути, отношения между любыми странами в этом регионе во многом зависят от отношений между главами этих государств. До тех пор, пока отношения между президентами и правительствами соседних стран не улучшатся, говорить о развитии дружественных отношений не приходится. Гражданские общества республик пока не имеют той силы, которая была бы в состоянии изменить ситуацию.
В политической трансформации государств Центральной Азии и формировании их систем безопасности, помимо факторов внутреннего порядка, в значительной степени задействованы внешние акторы. Стратегические цели в регионе ведущих государств мира и механизмы их реализации существенно влияют на региональную геополитическую ситуацию. К геополитическим центрам влияния в Центральной Евразии можно отнести Россию, США, Китай, Индию, Иран, Турцию, Пакистан, а также развитие обстановки в Афганистане.
|