Вторник, 26.11.2024, 16:42
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Экстремизм — основа терроризма в Центральной Азии

Толковый словарь Ожегова трактует понятие «экстремизм» как приверженность к крайним мерам и взглядам. С другой точки зрения, экстремизм можно охарактеризовать как идеологию, основанную на нетерпимости и исключительности. Экстремизм, проявляющийся в политической сфере общества, называется политическим экстремизмом, экстремизм же, проявляющийся в религиозной сфере, получил название религиозного экстремизма.

Экстремистским идеологиям свойственно стремление изменить или уничтожить прежнюю идентичность — личностную, общественную, государственную, религиозную и т. п., причем изменить радикально, так, чтобы его новая форма не воспринималась как продолжение старого. Они выступают как механизм этносоциальной и религиозной мобилизации, как принцип и инструмент политической жизни.

Важным свойством современного экстремизма, объясняющим его высокую политическую и социальную востребованность и способность проникать в массы и управлять массовым сознанием, заключается в том, что он оперирует простыми и доступными схемами для решения сложных проблем. Причем за этой внешней простотой скрывается стремление подменить существующие законы, мораль, систему отношений в обществе.

Следует учитывать также, что экстремистские движения действуют, как правило, нелегитимными методами — восстания, перевороты, терроризм, что значительно увеличивает их социальную опасность.

Также следует отметить, что экстремистские идеологии оказываются привлекательными для многих творческих, интеллектуальных и активных людей. Это объясняется тем, что соблазн создать новый мир взамен существующего ускоренным способом, решить за людей их проблемы и построить общество всеобщего благоденствия в короткие сроки часто становится трудно преодолимым для части общества. Более того, высокий интеллектуальный потенциал и политическая активность делают экстремистские движения и идеологии наиболее опасными для современного общества.

В целом современный экстремизм следует рассматривать в нескольких ипостасях.

Во-первых, как деятельность общественных, религиозных, либо иных организаций, средств массовой информации и физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению противоправных действий, направленных в первую очередь на: насильственное изменение основ конституционного строя; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, связанной с насилием или призывами к насилию; осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды и т. п.

Во-вторых, как пропаганда идей фашизма, призывы к осуществлению нацистской деятельности, публичное демонстрирование своей приверженности фашистским идеям и организациям, а также открытая пропаганда нацистской атрибутики и другой символики, сходной с ней.

В-третьих, как финансирование вышеуказанной деятельности либо иное содействие ее осуществлению.

Согласно закону РФ «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью понимается широкий спектр противоправной деятельности: от информационных услуг до осуществления террористической деятельности, захвата или присвоения властных полномочий. В нашем понимании, экстремизм — это агрессивное поведение (настрой) личности, существенными внешними признаками которого служат нетерпимость к мнению оппонента, ориентированного на общепризнанные нормы; склонность к крайним (силовым) вариантам решения проблемы; неприятие консенсуса как ценного, делового инструмента в повседневной практике и, наконец, неприятие прав личности и ее самоценности.

Американские эксперты и политические деятели связывают использование террористических методов борьбы исключительно с радикальной, фундаменталистской, воинствующей ветвью ислама, которая ставит своей целью свержение светских и умеренно исламских правительств в мусульманских странах, которые, по ее мнению, мешают воссоздать исламский халифат. Такая позиция позволяет США под предлогом борьбы с международным терроризмом успешно реализовывать свои геополитические интересы.

Концепция Шанхайской организации сотрудничества о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом определяет экстремизм следующим образом.

Экстремизм — это какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них .

В Центрально-Азиатском регионе основными проявлениями экстремизма являются действия организаций радикального ислама, таких как ИГИЛ, «Исламское движение Узбекистана», «Хизб ут-Тах- рир аль-Ислами», «Джунд аль-Халифат», «Исламский джихад» и других, о которых будет сказано ниже.

При этом, рассматривая радикальные течения в исламе, необходимо в первую очередь отмечать их экстремистский характер. Экстремизм по своей сути — это прежде всего деяния, направленные на насильственный захват или насильственное удержание власти, будь то религиозная община, общество или государство в целом. Не надо забывать и о том, что идейной основой религиозного экстремизма является признание своей религии (или своего направления в религии) ведущей и подавление других религиозных конфессий, а также направлений в рамках одной религии через их принуждение к своей системе религиозной веры.

Повышение уровня религиозности населения Центрально-Азиатского региона в постсоветский период — объективная тенденция. При этом особо обращает на себя внимание увеличение количества последователей исламских радикальных организаций, которые ранее не были распространены в Центральной Азии. По мнению экспертов, политический ислам в регионе пока еще на стадии становления: он расширяет ресурсную базу, формулирует политические требования и готовит социальную почву, постепенно позиционируя себя в качестве альтернативы светскому государственному и общественному вектору развития.

Сформировавшись в качестве политической силы, исламисты будут стремиться к созданию нового государственного объединения на территории Центральной Азии. Пока такая перспектива всерьез не воспринимается, но, по мнению отдельных экспертов, это всего лишь вопрос времени. Наибольшую угрозу, по оценкам экспертов, исламизация представляет для Казахстана и Кыргызстана, где у населения низкий уровень религиозных знаний и отсутствует иммунитет к фанатизму79.

Политические и религиозные требования исламских экстремистов в Центральной Азии в основном сводятся к следующему:

возврат к базовым принципам и заповедям ислама, отрицание суфизма, в форме которого ислам распространен в Центральной Азии;

очищение ислама от более поздних «ересей» и отступлений от канона;

политизация ислама;

свержение существующей конституционной системы и образование исламского халифата;

создание политической системы, основанной на хакимийи (суверенитете, власти Аллаха) и халифате;

введение юридической системы, основанной на шариате, и предоставление ей приоритета перед светскими ветвями власти: судебной и исполнительной .

Исламский экстремизм представляет собой сложное и многоаспектное явление, содержащие политический, экономический, социальный, криминальный и военный компоненты. Здесь оперируют международные организации или их подразделения, радикально настроенные исламские фундаменталисты, экстремистские группировки, стремящиеся занять главенствующее положение в мировом исламском сообществе. Исламский экстремизм, как и любой другой религиозный экстремизм, предполагает: отрицание и подавление всяческого проявления инакомыслия; жесткое утверждение своей системы политических и религиозных взглядов; культивирование слепого повиновения и исполнения приказов лидера. В организационном плане это означает подпольный характер жестко структурированной организации; проявление постоянной агрессивности действий организации вплоть до использования методов террора; стремление противопоставить себя действующему государству и строю, существующему в данном государстве.

Истоки исламского экстремизма связаны в первую очередь с резкой политизацией ислама в середине прошлого — начале текущего столетия. Наиболее мощное исламское экстремистское движение — ваххабизм, является основной религией самых богатых мусульманских государств: Саудовской Аравии, Эмиратов и Кувейта. Это учение ставит своей основной целью создание единого всемирного исламского государства (халифата), которое уничтожит существующие государственные границы между мусульманскими государствами. Во главе этого государства должны, естественно, встать вышеперечисленные страны. Таким образом, усиленное продвижение ваххабизма и схожего с ним салафизма в современном исламе является не чем иным, как борьбой за мировое лидерство в исламском мире.

Таким образом, исламский экстремизм — это уже не просто радикальное течение внутри религиозного общества, это политический экстремизм под флагом религии, цели которого лежат, прежде всего, в политической плоскости. Тенденция существенной политизации ислама за последние годы превратилась в серьезный фактор, влияющий на рост социально-политической напряженности, как в отдельных регионах, так и в мировом сообществе в целом. На наш взгляд, это обусловлено следующими причинами:

после крушения коммунистической идеологии образовался идеологический вакуум, который практически сразу стал заполняться идеологией ислама;

произошел резкий рост национального самосознания у народов, обретших собственную государственность, с одновременной поддержкой властями процесса возрождения исламских традиций;

трудности социально-экономического плана способствовали росту протестных движений, которые использовали те из лозунгов ислама, которые определяют его как общество социальной справедливости;

разрушение правовых норм и социальных гарантий, существовавших в советский период, что способствовало установлению в массовом сознании мусульманского населения позитивной расположенности к исламу как альтернативному праву;

низкий уровень религиозного просвещения населения, отсутствие квалифицированной теологической подготовки и образования у служителей официального ислама, неконтролируемое обучение студентов в сомнительных религиозных учебных заведениях за рубежом;

многонациональная структура населения в некоторых исламских странах или в отдельных регионах на территории неисламского государства, в рамках которой ислам выступает объединительной и консолидирующей силой, а также инструментом регулирования отношений между этносами.

Основными идеями практически всех радикальных течений ислама в настоящее время являются: приведение к власти в мусульманских религиозных общинах своих ставленников и идея панисламизма. Причем в условиях современного возрастания взаимозависимости стран на планете, с одной стороны, и обострения отношений развитых государств, в основном христианских, с развивающимися государствами, к которым принадлежит большинство исламских государств, с другой, идеи панисламизма отвечают чаяниям значительных групп населения последних. В подобном развитии событий им видится залог повышения возможности улучшения жизни, основанный на концентрации мощи в объединившихся государствах, которые в большей степени будут способны решать социально-экономические проблемы и, что особенно важно для них, более успешно противостоять внешнему диктату, основанному на нынешнем экономическом, политическом и военном доминировании развитых христианских стран Запада.

Рассматривая распространение идей панисламизма в исламском мире, следует учитывать существенные различия религиозных течений в мусульманстве и трактовке ими основополагающих догматов веры, что затрудняет и даже препятствует объединению их усилий на данном направлении. Так, в отличие от арабского мира, где исламский фундаментализм и вытекающий из него радикализм становятся доминантой поведения, для мусульман Центральной Азии такие проявления в большей степени привнесены извне.

В список экстремистских организаций региона, как уже сказано выше, входит не один десяток движений и групп, идеология деятельности которых и используемые методы примерно схожи и отличаются лишь активностью и масштабами. Исследуя особенности деятельности исламских экстремистских организаций в Центральной Азии, можно выделить следующее.

Эти организации многонациональны по составу, вне зависимости от того, на территории какого из государств они действуют. В их состав входят, помимо этносов Центральной Азии, представители славянских национальностей, народов Кавказа, боевики из Пакистана и Афганистана.

Деятельность данных организаций имеет международное финансирование. Так, ИДУ получает средства от «Аль-Каиды» и других экстремистских организаций Ближнего Востока, а «Хизб ут-Тах- рир» имеет свои представительства в десятках стран мира.

Практически везде просматривается тесная связь этих организаций с организованной преступностью. Если раньше они лишь соприкасались, взаимовыгодно решая отдельные локальные вопросы, а затем расходились, то сегодня наблюдается растущий симбиоз этих двух опасных течений. При этом их совместная деятельность, многократно увеличивает возможности каждого из них, так как позволяет террористам маскировать свою деятельность под обычный криминал, а взаимные услуги повышают результативность действий тех и других. Поэтому все экстремистские организации Центральной Азии самостоятельно занимаются наркобизнесом, торговлей оружием, нелегальной миграцией и т. п. с целью получения финансовых средств на свою деятельность.

Усилившаяся терроризация экстремистских организаций. С сожалением можно констатировать, что большинство исламских экстремистских организаций давно перешли от распространения религиозных идей к террористическим способам ведения политической борьбы, которые, по мнению их руководителей, более эффективно, а главное, значительно быстрее приведут их к проставленной цели.

В том, что в настоящее время наблюдается более широкое использование экстремистскими организациями террористических способов ведения политической борьбы, сыграли роль следующие факторы:

неудачи революционных движений и фронтов в совершении исламских революций в арабских странах;

идеологические трудности, которые испытывает исламский мир под влиянием наступления западных ценностей;

огромное военно-техническое превосходство армий западных государств над вооруженными силами исламских стран;

религиозная неграмотность многих молодых мусульман, которая делает их жертвой исламистских сект, утверждающих, что лишь их трактовка Корана является истинно верной;

развитие телекоммуникаций, способствующее усилению связей между различными частями мусульманского мира;

трактовка западными СМИ большинства конфликтов, в которых участвуют представители ислама, как столкновение исламского и христианского миров;

неспособность исламских националистических правительств быстро и эффективно решать проблемы общества и добиться победы над внешним врагом;

• слишком либеральное отношение европейских правительств к иммигрантам и беженцам из мусульманских стран, терпимое отношение к их религиозной и политической деятельности на территории своей европейской родины.

Кроме того, следует констатировать, что в настоящее время среди населения центрально-азиатского региона все большую привлекательность находит если не поддержка, то, по крайней мере, оправдание терроризма как метода борьбы за достойную жизнь. Это вызвано разочарованием в существующем положении отсутствием ощутимых перемен к лучшему, а также безуспешным поиском справедливости. Более того, терроризм не только в Центральной Азии, но и в других регионах — это во многом образ жизни немалого слоя населения, которому уже не важен конечный результат, так как за достижением ближайшей цели последуют новые.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (04.04.2017)
Просмотров: 461 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%