Вторник, 26.11.2024, 16:41
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Особенности возбуждения уголовных дел, подследственных дознавателям ФССП России

Стадия возбуждения уголовного дела составляет важную часть уголовно-процессуальной системы, является ее обязательным этапом, имеет свои границы, назначение, особый круг участников процесса. Началом стадии возбуждения уголовного дела служит поступление в уполномоченный орган власти (орган дознания, следствия) из предусмотренных законом источников сообщения о преступлении. Данное сообщение рассматривается, регистрируется и проверяется. Завершается данная стадия принятием одного из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ.

Согласно ст. 6 УПК РФ, стадия возбуждения уголовного дела, как и другие стадии уголовного судопроизводства, направлена на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.

Кроме того, по-прежнему особое назначение данной стадии состоит в установлении наличия или отсутствия достаточных данных, указывающих на признаки преступления, в решении вопроса о необходимости ведения дальнейшей уголовно-процессуальной деятельности, а также в выяснении оснований отказа в возбуждении уголовного дела.

Соответствующие органы государства обязаны обеспечить защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод (ст. 6 УПК РФ). Важная роль при этом отводится, наряду с другими правоохранительными органами, деятельности органов ФССП России, которая представляет собой средство обеспечения конституционных прав и свобод граждан и организаций, является важным фактором, определяющим эффективность борьбы с преступлениями против правосудия.

Так, согласно данным ведомственной статистической отчетности, в 2015 году территориальными органами ФССП России зарегистрировано 133143 сообщения о преступлениях. По результатам рассмотрения сообщений о преступлениях возбуждено 77837 уголовных дел (из них 2571 уголовное дело - о преступлениях против правосудия), что на 862 дела (1,1%) больше, чем в 2014 году (76975 дел). Отказано в возбуждении уголовного дела в 35332 случаях, что на 9,2% меньше, чем в 2014 году (в 38909 случаях). По подследственности направлено 6006 сообщений о преступлениях, что на 19% меньше, чем за аналогичный период 2014 года (7410 сообщений).

Дознавателями территориальных органов Службы по составам преступлений, подследственных ФССП России, возбуждено: по ст. 157 УК РФ - 74795 уголовных дел; ст. 177 УК РФ - 461; ч. 1 ст. 294 УК РФ - 16; ст. 297 УК РФ - 164; ст. 312 УК РФ - 824; ст. 315 УК РФ - 1567 уголовных дел.

По инициативе органов дознания ФССП России дознавателями и следователями иных правоохранительных органов Российской Федерации возбуждено 29 уголовных дел в сфере экономики и против порядка управления, не подследственных Службе. Непосредственно дознавателями ФССП России в 2015 году возбуждено 6 уголовных дел (по ст. 159 УК РФ - 2 дела, ст. 159.2 УК РФ - 2, ст. 159.4 УК РФ - 1, ст. 327 УК РФ - 1 дело) <1>.

--------------------------------

<1> Обзор деятельности органов дознания ФССП России в 2015 году. URL: http://fssprus.ru/obzor_dejatelnosti_organov_doznanija_fssp_rossii_v_2015_godu/ (дата обращения: 10.03.2016).

Органы ФССП России относятся к органам дознания (п. 2 ч. 1 ст. 40 УПК РФ). Согласно п. 17 ст. 5 УПК РФ, начальником органа дознания является должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действиях, осуществлять иные полномочия.

В соответствии с Приказом ФССП России от 06.12.2010 N 677 "О совершенствовании деятельности Федеральной службы судебных приставов по производству предварительного расследования в форме дознания" в территориальных органах ФССП России этими должностными лицами являются главные судебные приставы субъектов Российской Федерации и их заместители, курирующие дознание, а в структурных подразделениях территориальных органов ФССП России - начальники отделов судебных приставов - старшие судебные приставы, их заместители, координирующие организацию работы по производству дознания, либо лица, исполняющие их обязанности <1>. Федеральным законом от 30.12.2015 N 440-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части уточнения полномочий начальника органа дознания и дознавателя" УПК РФ был дополнен ст. 40.2 "Начальник органа дознания", в которой впервые закреплены процессуальные полномочия начальника органа дознания.

--------------------------------

<1> URL: http://fssprus.ru/Prikaz_fssp_061210677/ (дата обращения: 10.03.2016).

К сожалению, данные полномочия не отражены в соответствующих статьях Закона о судебных приставах. Полагаем, этот пробел следует устранить, предусмотрев в нем статьи, регламентирующие процессуальные полномочия дознавателя ФССП России и начальника органа дознания ФССП России.

Анализируя содержание ст. 40.2 УПК РФ, можно сделать вывод, что по действующему уголовно-процессуальному законодательству начальник органа дознания является активным самостоятельным участником процесса, который имеет следующие полномочия: поручать проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном УПК РФ, а также производство дознания и неотложных следственных действий по уголовному делу, лично рассматривать сообщения о преступлении и участвовать в их проверке; продлевать в порядке, установленном УПК РФ, срок проверки сообщения о преступлении; проверять материалы проверки сообщения о преступлении и материалы уголовного дела, находящиеся в производстве органа дознания, дознавателя; давать дознавателю письменные указания о направлении расследования и производстве процессуальных действий; рассматривать материалы уголовного дела и письменные возражения дознавателя на указания начальника подразделения дознания и принимать по ним решение; поручать должностным лицам органа дознания исполнение письменных поручений следователя, дознавателя о проведении оперативно-разыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также об оказании содействия при их осуществлении; принимать решение о производстве дознания группой дознавателей и об изменении ее состава; выносить постановление о восстановлении дознавателем утраченного уголовного дела либо его материалов; возвращать уголовное дело дознавателю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного дознания, производстве дознания в общем порядке, пересоставлении обвинительного акта или обвинительного постановления; утверждать обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу; осуществлять иные полномочия, предоставленные начальнику органа дознания УПК РФ.

Пунктом 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ определено, что дознание проводится дознавателями органов ФССП России по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, ч. 1 ст. 294, ст. 297, ч. 1 ст. 311, статьями 312 и 315 УК РФ. По объекту посягательства данные составы преступлений можно условно разделить на две группы: 1) преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 294, ст. 297 и ч. 1 ст. 311 УК РФ (объектом является установленный законом порядок осуществления правосудия); 2) преступления, предусмотренные статьями 312 и 315 УК РФ (объектом являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнения судебных актов и актов иных органов) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Рыжова Ю.Н. Производство дознания в Федеральной службе судебных приставов России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 26.

Согласно закону орган дознания и дознаватель ФССП России обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах установленной компетенции принять по нему предусмотренное законом решение (ст. 144 УПК РФ).

Возбуждение уголовного дела возможно при наличии повода и основания (ст. 140 УПК РФ). По уголовным делам, подследственным органам дознания ФССП России (п. 4 ч. 3 ст. 151 УПК РФ), поводами являются: 1) заявления граждан и представителей юридических лиц о преступлении (в 2015 году зарегистрировано 51773 заявления, на основании которых возбуждено 38,9% от общего числа уголовных дел); 2) явка с повинной (в 2015 году было 160 явок с повинной, на основании которых возбуждено 0,1% от общего числа дел); 3) сообщение о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (в 2015 году зарегистрирован 77671 рапорт работников ФССП России, на основании которых возбуждено 58,4% от общего числа дел); 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании (в 2015 году вынесено 3539 постановлений, на основании которых возбуждено 2,6% от общего числа уголовных дел).

Таким образом, на сегодняшний день самым распространенным поводом, по которому дознаватели ФССП России возбуждают уголовные дела, является сообщение о совершенном, совершаемом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников (58,4%). К числу иных источников относится и рапорт судебного пристава-исполнителя о ставшем ему известным преступлении. Согласно ст. 11 "Обязанности и права судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов" Закона о судебных приставах судебный пристав по ОУПДС обязан при выявлении признаков преступления составить сообщение об этом и направить его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

Судебный пристав-исполнитель обязан приложить к рапорту об обнаружении признаков преступления копии исполнительного листа, постановления о возбуждении исполнительного производства, постановления о наложении штрафа и (или) административного протокола; письменные предупреждения должника об ответственности по ст. 157 УК РФ; постановление о расчете задолженности; объяснение должника о причинах неуплаты алиментов; объяснение взыскателя; при необходимости - документы проверки имущественного положения должника; справки из центра занятости населения; копию постановления о розыске должника; иные документы, содержащие сведения о злостном уклонении должника от выплаты алиментов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Методические рекомендации по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных статьей 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей) // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2011. N 8. С. 20.

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ч. 2 ст. 140 УПК РФ). Так, основанием для возбуждения уголовного дела по ст. 312 УК РФ могут быть документы, отражающие факты наложения ареста на имущество должника, назначения ответственного хранителя и его предупреждения об уголовной ответственности за растрату, отчуждение, сокрытие или незаконную передачу этого имущества.

В ФССП России порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении регламентируется Инструкцией о едином порядке организации приема, регистрации и проверки в Федеральной службе судебных приставов сообщений о преступлениях (утв. Приказом Минюста России от 02.05.2006 N 139, далее - Инструкция). Действие Инструкции распространяется на следующих должностных лиц: главного судебного пристава РФ, его заместителей; главных судебных приставов субъектов Российской Федерации и их заместителей; начальников отделов - старших судебных приставов структурных подразделений территориальных органов ФССП России, а также должностных лиц, на которых возложены полномочия в соответствии с порядком, установленным УПК РФ и иными актами (п. 2 Инструкции).

Все поступившие сообщения о преступлениях регистрируются в ФССП России в Книге учета сообщений о преступлениях (далее - КУСП) в нерабочее время государственными служащими дежурных частей ФССП России (дежурными судебными приставами по ОУПДС (п. 3 Инструкции)). Сообщения о преступлениях, поступившие в канцелярию (секретариат) территориального органа ФССП России по почте, телеграфу, нарочным и т.д., регистрируются по общим правилам регистрации входящей корреспонденции.

Лицо, зарегистрировавшее сообщение в книге входящей корреспонденции, незамедлительно докладывает о поступившем сообщении о преступлении руководителю органа дознания ФССП России (или лицу, его замещающему), который в зависимости от содержащейся в нем информации дает письменное указание о регистрации заявления или сообщения в КУСП, а также принимает решение о порядке его проверки или передаче сообщения по подследственности в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, а по уголовным делам частного обвинения - в суд (п. 6 Инструкции). Передача такой информации для проверки и исполнения без регистрации в отделы (группы) дознания категорически запрещается.

Отказ в принятии сообщения о преступлении должностным лицом, правомочным или уполномоченным на эти действия, а также невыдача им уведомления заявителю о приеме сообщения о преступлении недопустимы.

Должностное лицо, правомочное или уполномоченное принимать сообщения о преступлениях, обязано принять меры к незамедлительной регистрации принятого сообщения в КУСП (п. 9 Инструкции). В КУСП регистрируются: письменное сообщение о преступлении; протокол принятия устного сообщения о преступлении; протокол явки с повинной; рапорт судебного пристава об обнаружении признаков преступления; поручение прокурора о проведении проверки по сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации.

Преступление, выявленное судебным приставом в процессе исполнительного производства, оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления.

При регистрации сообщений о преступлениях, поступивших в письменном виде, на документе проставляется штамп регистрации отдела (группы) дознания ФССП России, включающий время поступления информации, дату регистрации, порядковый номер регистрационной записи и фамилию лица, получившего сообщение (п. 13 Инструкции).

При наличии причин, препятствующих должностному лицу незамедлительно сдать на регистрацию сообщение о преступлении (например, в связи со значительной отдаленностью от места регистрации, стихийным бедствием, непогодой), регистрация такого сообщения в вышеуказанной книге может быть осуществлена на основании информации, переданной (полученной) по различным каналам связи (п. 14 Инструкции).

Регистрация поступивших по подследственности в ФССП России материалов или заверенных в установленном порядке копий (выписок) протоколов судебных заседаний и протоколов следственных действий, в которые внесены устные сообщения о преступлениях, осуществляется территориальными органами ФССП России, в которые они поступили для проверки (п. 16 Инструкции).

Только после официальной регистрации сообщения о преступлении может проводиться его проверка в порядке, установленном законом (ст. 144 УПК РФ).

К сожалению, в Инструкции не полностью отражены средства проверки сообщения о преступлении в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ.

Так, согласно ст. 144 УПК РФ, при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания ФССП России вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном действующим УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, осмотр трупа, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-разыскных мероприятий.

Анализ положений частей 1 и 1.1 ст. 144 и главы 32.1 "Дознание в сокращенной форме" УПК РФ позволяет прийти к выводу о том, что законодатель не случайно расширил перечень следственных действий на стадии возбуждения уголовного дела: это необходимо прежде всего для построения доказательственной базы при производстве дознания в сокращенной форме, где срок сбора, проверки и оценки доказательств ограничен 15 сутками (в некоторых случаях этот срок может быть продлен прокурором до 20 суток).

Однако положение ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ не совсем корреспондирует с другими положениями статей уголовно-процессуального закона. Например, такие следственные действия, как освидетельствование (ст. 179 УПК РФ), экспертиза (ст. 195 УПК РФ), получение образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК РФ), могут проводиться в отношении определенных участников процесса (потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля), однако на этапе уголовного судопроизводства, когда только решается вопрос о возбуждении уголовного дела, этих участников еще нет; они появляются позже - после возбуждения уголовного дела и проведения определенных процессуальных действий (например, подозреваемый - в случаях, предусмотренных ст. 46 УПК РФ, обвиняемый - в случаях, указанных в ст. 47 УПК РФ, потерпевший - в порядке ст. 42 УПК РФ).

В целях получения достоверных доказательств по делу и во избежание повторного производства дознавателем вышеперечисленных процессуальных следственных действий законодатель предусмотрел целый ряд гарантий (части 1.1 и 1.2 ст. 144 УПК РФ). Так, лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника органа дознания, органа дознания в порядке, установленном главой 16 УПК РФ. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ.

Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, такое ходатайство подлежит удовлетворению.

Особого внимания заслуживают изменения в законодательстве, связанные с участием адвоката на этапе проверки сообщения о преступлении. Причиной данной новеллы явилось прежде всего Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 11-П <1>, в котором сказано, что конституционное право на получение юридической помощи должно быть обеспечено вне зависимости от того, что нуждающееся в юридической помощи лицо не признано подозреваемым, но фактически в отношении его осуществляются мероприятия уголовного преследования. К таковым относятся действия компетентных органов, связанные с проверкой сообщения о преступлении. Только по результатам такой проверки может быть принято решение о возбуждении уголовного дела.

--------------------------------

<1> Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 11-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова" // Российская газета. 2000. 4 июля. N 128.

Федеральным законом от 04.03.2013 N 23-ФЗ "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" ч. 3 ст. 49 УПК РФ дополнена п. 6, согласно которому защитник участвует в уголовном деле с момента начала осуществления процессуальных действий, затрагивающих права и свободы лица, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ.

Данную формулировку в законе нельзя признать корректной, поскольку на этапе проверки сообщения о преступлении еще нет уголовного дела, в котором участвует защитник, а имеется лишь информация о преступлении, подлежащая проверке. Также следует отметить, что на данном этапе не предусмотрено обязательное участие защитника, в том числе по назначению органов предварительного расследования (в порядке ст. 51 УПК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> Козлов А.М. Участие адвоката на этапе проверки сообщения о преступлении // Уголовное право. 2013. N 6. С. 14 - 15.

Возникает вопрос: сможет ли лицо воспользоваться помощью адвоката в случае отсутствия материальных средств на оплату его услуг? Сказанное позволяет сделать вывод, что вышеуказанные нормы следует усовершенствовать и устранить дефекты в нормативном регулировании.

Согласно ч. 3 ст. 144 УПК РФ срок рассмотрения сообщения о преступлении - трое суток со дня поступления сообщения о преступлении. Начальник органа дознания ФССП России вправе по мотивированному ходатайству дознавателя продлить этот срок до 10 суток. А при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-разыскных мероприятий прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток с обязательным указанием на конкретные фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

Закон не устанавливает процессуальной формы ходатайства дознавателя о продлении срока проверки сообщения о преступлении. В практической деятельности органов дознания постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока проверки сообщения о преступлении состоит из трех частей (вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной) и должно содержать следующие положения:

- испрашиваемый общий срок (в сутках), а также дату окончания срока;

- наименование процессуального документа;

- должностное положение лица, возбуждающего ходатайство;

- описательную часть, в которой приводятся фактические обстоятельства, имеющие значение для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

- процессуальные действия, которые необходимо провести в ходе дальнейшей проверки сообщения о преступлении;

- обоснование невозможности закончить проверку сообщения о преступлении;

- резолютивную часть, в которой излагается существо ходатайства (перед кем возбуждается, на сколько суток, длительность общего срока, дата окончания срока).

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель принимает одно из следующих решений: о возбуждении уголовного дела; об отказе в возбуждении уголовного дела; о передаче сообщения по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ. В данном случае орган дознания, дознаватель принимают меры по сохранению следов преступления.

Учитывая особенности уголовных дел, подследственных органам дознания ФССП России, можно назвать следующие причины вынесения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела: отсутствие в документах исполнительных производств сведений и отметок о предупреждении конкретного лица о необходимости исполнить решение суда; неразъяснение ему требований закона и последствий неисполнения решения суда; отсутствие объяснений должников о причинах неисполнения судебных решений; нарушения, допущенные судебными приставами-исполнителями в процессе работы по исполнительному производству (например, проведение ими исполнительных действий без участия понятых); отсутствие разъяснений суда, на кого из должностных лиц организации будет возлагаться уголовная ответственность за неисполнение судебного акта; неизвещение судебным приставом-исполнителем должника о возбуждении исполнительного производства, а зачастую и о судебном решении; добросовестное заблуждение граждан или организаций-взыскателей, не знающих действующего законодательства, однако ставящих вопрос о привлечении тех или иных лиц к уголовной ответственности, в том числе направление заявлений о неисполнении судебного решения прежде, чем исчерпаны все предусмотренные законом меры, направленные на принудительное исполнение судебного решения, а также заявлений по исполнительным производствам, оконченным на основании актов о невозможности взыскания; требования взыскателей о возбуждении уголовного дела о неисполнении судебного решения, исполнительный лист по которому в службу судебных приставов не предъявлялся или даже не был получен в суде; объективные трудности в доказывании умысла на злостное уклонение от исполнения судебного решения; частичное исполнение должниками судебных решений, исключающее элемент злостности; отсутствие у должников реальных возможностей для выполнения решений судов; исполнение должниками решений судов в полном объеме во время проведения предварительных проверок по заявлениям о преступлениях и др.

Информация о решении по заявлению (сообщению) о преступлении в течение 24 часов с момента его принятия направляется заявителю, о чем делается соответствующая отметка в КУСП с указанием даты и исходящего номера сопроводительного письма, а также способа информирования (нарочным под расписку, почтой, факсимильным или электронным видом связи). При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное решение и порядок его обжалования.

Надзирая за исполнением законов дознавателями ФССП России в сфере уголовно-правовой регистрации преступлений, прокуроры располагают большим объемом процессуальных полномочий. Так, согласно ст. 37 УПК РФ, в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен: проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК РФ; передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи.

Данные полномочия осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами.

Органы дознания ФССП России обязаны немедленно направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела, что позволяет незамедлительно проверить законность и обоснованность принятого решения. По каждому уголовному делу прокурор заводит надзорное (наблюдательное) производство, в котором сосредоточиваются копии важнейших процессуальных документов, прежде всего постановление о возбуждении уголовного дела. Более подробно полномочия прокурора на стадии возбуждения уголовного дела изложены в Приказе Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 N 137 <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 N 137 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" // Законность. 2007. N 11.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (04.04.2017)
Просмотров: 555 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%