В 1964 г. на I сессии ЮНКТАД были приняты Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию, которые заложили основы для нового подхода к международной торговле и ее регулированию с участием, согласно бытовавшей в тот период времени терминологии, стран "третьего мира" в широком мировом масштабе, включая важнейшее начало - принцип предоставления преференциального режима в пользу развивающихся стран. В литературе имеет место взгляд, с позиций которого правовое обособление развивающихся стран осуществлено через принцип преференций <1>.
--------------------------------
<1> См.: Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. С. 52.
В 60-х гг. XX в. бывшие колонии - развивающиеся страны с учетом наличия в международной системе несправедливого, неэквивалентного характера международных экономических отношений поставили вопрос об отступлении от формального равенства государств в пользу равенства фактического. Для этого задумывался механизм преференций. Согласно Общей системе преференций развитые государства должны были предоставлять развивающимся странам односторонние уступки, льготы, преимущества в различных сферах международных экономических отношений, прежде всего в форме снижения или невзимания таможенных пошлин в международной торговле. Именно такой режим преференций для развивающихся стран был закреплен в юридическом отношении в ГАТТ и в целой системе договоров и решений международных организаций. Он стал правомерным исключением из действия принципа наиболее благоприятствуемой нации. Предусматривалось, что в перспективе, по мере развития национальной экономики развивающиеся страны будут "в возрастающей степени принимать участие в осуществлении прав и обязательств", вытекающих из ГАТТ, т.е. переходить из статуса развивающейся страны в статус развитой страны, лишаясь тем самым особых преференций.
В соответствии с принципом преференций для развивающихся стран любое государство вправе снизить, например, импортные пошлины на их товары либо вовсе не взимать пошлины, и это не будет считаться дискриминацией других (экономически развитых) государств, товарам которых такие преференции не предоставляются. Следствием преференциального режима является то, что большая масса товарных потоков в мировой торговой системе обращается по льготным каналам <1>. Принцип предоставления преференциального режима развивающимся странам выступает, таким образом, правомерным исключением как из принципа недискриминации или наибольшего благоприятствования, так и из принципа взаимности и взаимной выгоды. Вряд ли нужно особо уточнять в связи с этим, что цели, провозглашенные более полувека тому назад, пока не достигнуты. Кроме того, проявили себя некоторые не предугаданные в свое время последствия реализации рассматриваемого режима, о чем пойдет речь ниже, однако альтернативы данному принципу также еще не выработано.
--------------------------------
<1> См.: Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. С. 52, 53.
|